Проведение аттестации прокурорских работников

Аттестация прокурорских работников

Средством установления соответствия прокурорского работника занимаемой должности является его аттестация. Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 20 июня 2012 г. № 242 утверждено Положение об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ.

Аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров, созданию резерва кадров на выдвижение, решению вопросов о присвоении работникам первоначальных классных чинов, досрочном присвоении классных чинов, а в органах военной прокуратуры – воинских званий.

Аттестация военных прокуроров производится в порядке, предусмотренном указанным Положением, а также разработанным в его развитие и утвержденным заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором Положением об аттестации работников органов военной прокуратуры, учитывающим особенности прохождения военной службы.

Аттестации подлежат работники, занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, а в органах военной прокуратуры – и воинских званий. Она проводится не реже одного раза в пять лет.

В межаттестационный период (досрочно) аттестация проводится при выдвижении на вышестоящую должность; при наличии существенных упущений в работе или совершении порочащего его проступка; по просьбе самого работника.

Аттестацию проводят: высшая аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры РФ под председательством первого заместителя или заместителя Генерального прокурора РФ; аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры РФ под председательством начальника управления кадров или его заместителя; аттестационная комиссия прокуратуры субъекта РФ и приравненной к ней прокуратуры под председательством, как правило, первого заместителя или заместителя прокурора; аттестационные комиссии научных, образовательных учреждений системы прокуратуры РФ под председательством проректора, а в институтах (филиалах) – под председательством директора института (филиала), академии.

Состав аттестационной комиссии утверждается приказом соответствующего руководителя органа, учреждения прокуратуры.

Аттестации предшествует изучение деятельности работника, его деловых и моральных качеств, истребование отзывов отраслевых (структурных) подразделений.

В аттестации должны содержаться выводы и рекомендации, например, о соответствии занимаемой должности; о неполном служебном соответствии занимаемой должности; о несоответствии занимаемой должности; о назначении на должность с понижением; об освобождении от занимаемой должности; об увольнении в связи с достижением предельного возраста нахождения работника на службе в органах и учреждениях прокуратуры либо пребывания на военной службе; о зачислении в резерв на выдвижение; о назначении на вышестоящую должность; о присвоении классного чина и т.д.

По результатам аттестации работника аттестационная комиссия вправе внести на рассмотрение соответствующего руководителя мотивированные предложения по реализации выводов и рекомендаций. Как уже указывалось, аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классный чин.

Присвоение классных чинов производится в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 10 декабря 2007 г. № 198 “О классных чинах и форменном обмундировании прокурорских работников”.

В системе прокуратуры РФ устанавливаются следующие классные чины: младший юрист; юрист 3 класса; юрист 2 класса; юрист 1 класса; младший советник юстиции; советник юстиции; старший советник юстиции; государственный советник юстиции 3 класса; государственный советник юстиции 2 класса; государственный советник юстиции 1 класса, действительный государственный советник юстиции.

Классный чин присваивается с учетом занимаемой должности, срока пребывания в классном чине, результатов аттестации, знаний, опыта и результатов работы.

Указанным Положением устанавливаются сроки пребывания в классном чине младшего юриста, юриста 3 класса, юриста 2 класса, юриста 1 класса, младшего советника юстиции, советника юстиции. Сроки пребывания в чинах старшего советника юстиции, государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса не устанавливаются.

Классный чин действительного государственного советника юстиции присваивается Президентом РФ.

Классные чины государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса присваиваются Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Первоначальный классный чин, а также классные чины старшего советника юстиции и советника юстиции прокурорским работникам Российской Федерации, классные чины прокурорским работникам центрального аппарата Генеральной прокуратуры РФ и научных, образовательных учреждений системы прокуратуры РФ присваиваются Генеральным прокурором РФ.

Другие классные чины присваиваются прокурором субъекта РФ и прокурором специализированной прокуратуры, приравненной к прокуратуре субъекта РФ.

Прием на службу в органы и учреждения прокуратуры осуществляется на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

Лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лег.

Аттестация. Классные чины прокурорских работников

Аттестация прокурорских работников и их классные устанавливаются ст. ст. 41 ФЗ “О прокуратуре”.

Аттестация прокурорских работников проводится в целях определения их соответствия занимаемой должности, укрепления служебной дисциплины и призвана способствовать:

    1. совершенствованию деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров;
    2. определению уровня профессиональной подготовки работников;
    3. повышению ответственности работников за результаты служебной деятельности и укреплению трудовой дисциплины;
    4. созданию кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности;
    5. решению вопросов о присвоении работникам первоначальных классных чинов.

Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

Порядок и сроки проведения аттестации прокурорских работников устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации (см. “Положение о порядке проведения аттестации прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации”, утвержденное приказом Генеральной прокуратуры РФ от 20 июня 2012 г. N 242).

Аттестация работника проводится не реже 1 раза в 5 лет.

Внеочередная аттестация работника проводится:

    • при наличии существенных упущений по службе,
    • по просьбе самого работника, а также
    • при выдвижении на вышестоящую должность – аттестационными комиссиями прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Для определения соответствия прокурорских работников занимаемой должности, а также в целях повышения их квалификации и укрепления служебной дисциплины Генеральный прокурор Российской Федерации вправе назначить время и определить порядок проведения досрочной аттестации всех прокурорских работников.

Научные и педагогические работники подлежат аттестации в порядке, определяемом Генеральным прокурором Российской Федерации, с учетом особенностей научной и педагогической деятельности.

Прокурорам, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины.

Генеральным прокурором Российской Федерации могут быть присвоены классные чины и другим работникам.

Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

В системе прокуратуры Российской Федерации устанавливаются следующие классные чины:

    • младший юрист;
    • юрист 3 класса, 2 класса, 1 класса;
    • младший советник юстиции;
    • советник юстиции;
    • старший советник юстиции;
    • государственный советник юстиции 3 класса, 2 класса, 1 класса;
    • действительный государственный советник юстиции.

Классные чины прокурорским работникам присваиваются с учетом занимаемой должности, срока пребывания в предыдущем классном чине, результатов аттестации прокурорских работников, с соблюдением определенной последовательности присвоения классных чинов и других условий, предусмотренных Положением.

К присвоению первоначального классного чина представляются прокурорские работники, прошедшие аттестацию, имеющие соответствующее образование и стаж работы в занимаемой должности не менее шести месяцев.

Лицам, назначенным на должность прокурорского работника по окончании юридического факультета образовательного учреждения высшего профессионального образования, присваивается классный чин юриста 3 класса.

Классный чин действительного государственного советника юстиции присваивается Президентом Российской Федерации. Классные чины государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование.

Порядок присвоения классных чинов до старшего советника юстиции включительно и перечень должностей, по которым предусмотрено присвоение классных чинов до старшего советника юстиции, утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Срок службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина прокурорскому работнику.

В качестве меры поощрения за особые отличия в выполнении служебных обязанностей классный чин прокурорскому работнику может быть присвоен досрочно, за исключением классных чинов государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса.

Присвоенный классный чин сохраняется за прокурорским работником при освобождении от замещаемой должности и увольнении из органов или учреждений прокуратуры Российской Федерации, а также при поступлении на службу в органы или учреждения прокуратуры Российской Федерации вновь.

Очередной классный чин не присваивается прокурорским работникам:

    1. имеющим дисциплинарные взыскания;
    2. в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.

Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина прокурорского работника судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

О классных чинах и форменном обмундировании прокурорских работников см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10 декабря 2007 г. N 198

Служба в органах прокуратуры. Аттестация прокурорских работников. Поощрение и дисциплинарная ответственность прокурорских работников.

Статья 40. Служба в органах и учреждениях прокуратуры
1. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой.
Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.
2. Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры (далее также – работники) регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
3. Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” и Федеральным законом “О статусе

военнослужащих”.
4. Работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.
Статья 41. Аттестация прокурорских работников. Классные чины прокурорских работников
1. Аттестация прокурорских работников проводится для определения их соответствия занимаемой должности и в целях повышения квалификации прокурорских работников, укрепления служебной дисциплины. 2. Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. 3. Порядок и сроки проведения аттестации прокурорских работников устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
4. Научные и педагогические работники подлежат аттестации в порядке, определяемом Генеральным прокурором Российской Федерации, с учетом особенностей научной и педагогической деятельности.

Статья 41.6. Поощрение работников

1. За примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и учреждениях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности применяются следующие поощрения:

награждение Почетной грамотой;

занесение на Доску почета, в Книгу почета;

выдача денежной премии;

награждение ценным подарком;

награждение именным оружием;

досрочное присвоение классного чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного;

награждение нагрудным знаком “За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации”;

награждение нагрудным знаком “Почетный работник прокуратуры Российской Федерации” с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора Российской Федерации.

2. Особо отличившиеся работники могут быть представлены к присвоению почетного звания “Заслуженный юрист Российской Федерации” и награждению государственными наградами Российской Федерации.

Читайте также:  Как происходит процедура внеплановой аттестации бухгалтеров в целях сокращения штата

3. Генеральный прокурор Российской Федерации может устанавливать виды поощрений, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

4. Положения о нагрудных знаках “Почетный работник прокуратуры Российской Федерации” и “За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации” утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

5. Для награждения работников используются средства наградного и подарочного фондов.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации может применять установленные настоящей статьей поощрения к не являющимся работниками органов и учреждений прокуратуры лицам, оказывающим существенную помощь в укреплении законности и развитии системы прокуратуры Российской Федерации.

Статья 41.7. Дисциплинарная ответственность

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:

понижение в классном чине;

лишение нагрудного знака “За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации”;

лишение нагрудного знака “Почетный работник прокуратуры Российской Федерации”;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

увольнение из органов прокуратуры.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет право налагать на прокурорских работников дисциплинарные взыскания в полном объеме.

Генеральный прокурор Российской Федерации определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака “Почетный работник прокуратуры Российской Федерации”.

4. Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность.

5. Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком “Почетный работник прокуратуры Российской Федерации”, может быть применено только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации.

6. Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

7. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске.

8. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – двух лет со дня его совершения.

9. Работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания.

Отстранение от должности производится по распоряжению руководителя органа или учреждения прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

63. Органы дознания, их система.

Дознание — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием) в уголовном судопроизводстве. Как правило, преступления, по которым проводится дознание, — это преступления небольшой и средней тяжести. По Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации — это преступления, по которым максимальное наказание не превышает 5-ти лет лишения свободы, хотя по письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства в форме предварительного следствия (только перечисленный в ч. 3 ст. 150 УПК РФ).

Дознание отличается сжатостью срока, в течение которого оно должно быть завершено – в соответствии с ч. 3 ст. 223 дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.
В ст. 5 УПК РФ раскрываются такие понятия, как:

дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;
начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель;
неотложные следственные действия – действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования;
органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим .Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия
Ст. 40 УПК РФ содержит перечень государственных органов и должностных лиц, обладающих статусом органов дознания: органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Перечень органов, осуществляющих ОРД, предусмотрен в ст. 13 ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности». Таким образом, н а территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

4. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

6. Таможенных органов Российской Федерации.

7. Службы внешней разведки Российской Федерации.

8. Федеральной службы исполнения наказаний.

9. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К органам дознания также относятся : органы Федеральной службы судебных приставов; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы. В соответствии с ч. 3 ст. 40 возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Специфика данной службы определяет необходимость для прокурорских работников соблюдать ограничения, установленные для гос-венных служащих

Общие условия прохождения службы

в органах и учреждениях прокуратуры РФ

Служба в органах и учреждениях прокуратуры РФ – это вид государственной службы.

Прокурорские работники являются государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной гос-венной службы.

Правовое положение и условия прохождения службы закрепляются в

ФЗ «О прокуратуре» и п.2 ст.4 ФЗ «Об основах гос. службы в РФ».

Трудовые отношения работников прокуратуры регулируются также законодательством о труде и законодательством о гос. службе с учётом особенностей, предусмотренных законодательством о прокуратуре.

Содержание службы определяется совокупностью условий, действий и процедур, характеризующих особенности этой службы. Эти особенности ориентированы на оптимальное выполнение прокурорскими работниками задач и функций прокуратуры.

(ст.11 ФЗ «Об основах гос. службы в РФ»):

1) прокурорские работники не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и творческой

2) не могут быть депутатами законодательных, представительных органов РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления

3) не могут заниматься предпринимательской деятельностью (лично или через уполномоченных лиц)

4) не могут быть членами органов управления коммерческих организаций

5) не могут быть поверенными или представителями третьих лиц в гос. органе, в котором прокурорский работник непосредственно состоит на гос. службе или который подконтролен или подчинён ему

6) не могут использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, а также другое гос-венное имущество или служебный автотранспорт

7) не вправе получать гонорары за свои выступления и публикации в качестве гос. служащих

8) не могут получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением служебных обязанностей.

Иные ограничения для прокурорских работников предусмотрены в ФЗ «О прокуратуре»: в частности в ст.4 содержится запрет на членство в общественных объединениях, преследующих политические цели.

Для отдельных категорий прокурорских работников (для следователей), учитывая актуальность выполняемой ими работы, по представлению генерального прокурора предоставляется льгота – отсрочка от службы в армии (Указ Президента от 15 октября 1999 года № 1367 на основании п.«д» ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Отсрочка предоставляется на всё время работы лицом в данной должности.

Право на получение отсрочки от службы в армии имеют лица, которые поступают на службу в органы прокуратуры сразу после окончания учреждений высшего профессионального образования на должность следователя на полный рабочий день.

Условия и порядок приёма на службу в органы и учреждения прокуратуры РФ установлены в ФЗ «О прокуратуре»:

ü необходимо наличие гражданства РФ

ü характер и уровень образования

Необходимо иметь высшее юридическое образование, полученное в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих гос-венную аккредитацию. Наличие такого образования должен подтверждать диплом.

В исключительных случаях на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов и приравненных к ним прокуратур могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в данных образовательных учреждениях на курсах выше третьего.

ü наличие определённых моральных и деловых качеств

Предъявляются следующие требования к моральным и деловым качествам кандидатов:

– внимательное отношение к гражданам

– требовательность к себе и самокритичность

Необходимые психологические качества:

– умение устанавливать психологический контакт

– творческий подход к делу.

ü Необходимо иметь определённое состояние здоровья

Для этого проводится предварительное медицинское освидетельствование (обследование) кандидатов.

ü Другие требования: требования по стажу, возрасту, иные (отсутствие родственных

отношений у кандидата в том органе или учреждении, в котором он желает работать).

прокуроры городов и районовпрокуроры субъектов федерации
минимальный возраст25 лет30 лет
минимальный стаж работы3 года5 лет

Предполагается ознакомление с документами кандидатов на должности прокурорских работников (паспорт, диплом, медицинская справка, автобиография), прохождение процедуры тестирования и собеседования.

В случае если кандидат отвечает всем требованиям, с ним заключается трудовой договор. При приёме лица на работу ему может быть установлен испытательный срок длительностью не боле 6 месяцев.

Читайте также:  Правомерной ли является аттестация работников во время отдыха?

Если кандидат не выдержал испытания, трудовой договор с ним расторгается.

В прокуратурах субъектов РФ создаётся резерв кадров на должность следователя. Резерв создаётся из числа лиц, выразивших желание работать в органах прокуратуры и представивших необходимые документы. Когда в органах и учреждениях прокуратуры появляются вакантные должности, на работу принимаются лица из этого резерва.

Аттестация прокурорских работников

Аттестация прокурорских работников – это процедура, которая позволяет определить соответствие работника занимаемой им должности.

Процедура проведения аттестации – это стандартное мероприятие.

Аттестация прокурорских работников проводится не реже 1 раза в 5 лет – это очередная аттестация. Вновь поступившие работники подлежат первичной аттестации.

Может проводиться досрочная аттестация:

1) когда на этом настаивает сам работник

2) при выдвижении работника на вышестоящую должность

3) при совершении работником порочащих проступков или наличии существенных упущений в работе.

Аттестация проводится на основе «Положения об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ», утверждённого Приказом генерального прокурора № 74 от 30 октября 1998 года.

Аттестации подлежат работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (в органах военной прокуратуры – воинских званий).

Для проведения первичной аттестации вновь принятых работников установлены определённые сроки:

ü для лиц, занимающих должности прокуроров, следователей, научных и педагогических

работников – необходим стаж работы в должности не менее 6 месяцев

ü для специалистов, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее специальное

образование – не менее 1 года

ü для специалистов со средним образованием – не менее 3-х лет.

До истечения 6-и месяцев может быть проведена первичная аттестация тех лиц, которые пришли на работу в прокуратуру, уже имея стаж работы по юридической специальности (в других ведомствах). Ведомства перечислены в «Положении об аттестации…» – это нотариат, адвокатура, правовая служба предприятия и т.д.

Единственное условие в данном случае – перерыв между службой в организациях (и проч. ведомствах) и поступлением в прокуратуру не должен превышать 2-х месяцев.

Аттестации предшествует подготовка руководителем соответствующего представления на работника, в котором обобщаются сведения о работнике и даётся характеристика отношения аттестуемого к работе, его профессиональных, деловых и моральных качеств.

Материалы для аттестации должны представляться через кадровую службу не менее чем за 2 недели до начала аттестации.

В представлении руководителем делается вывод о том, каким должно быть, по его мнению, решение аттестационной комиссии.

Возможны 3 варианта решения аттестационной комиссии:

1) лицо признаётся соответствующим занимаемой должности

2) лицо признаётся несоответствующим занимаемой должности

3) признаётся неполное служебное соответствие лица занимаемой им должности.

В случае вывода о неполном служебном соответствии работнику даётся определённый срок для устранения недостатков в работе. После истечения этого срока процедура аттестации повторяется.

Могут быть также даны дополнительные рекомендации:

ü рекомендация об увольнении в связи с достижением предельного возраста нахождения

на службе в органах и учреждениях прокуратуры

ü о зачислении в резерв для назначения на вышестоящие должности

ü о присвоении первоначального классного чина

ü о присвоении классного чина досрочно

По определённым должностям существует Каталог ограничений по присвоению классных чинов.

ü о распространении положительного опыта.

Для проведения аттестации в органах прокуратуры создаются аттестационные комиссии– это постоянно действующие органы.

В их состав входят председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии, лица из числа руководителей прокурорских органов, их заместители, руководители отделов и др.

Аттестационные комиссии создаются:

ש в прокуратурах субъектов РФ

ש в генеральной прокуратуре

ש в качестве исключения могут создаваться в прокуратурах крупных городов.

В генеральной прокуратуре действуют 3 аттестационные комиссии:

1) Высшая аттестационная комиссия

2) Аттестационная комиссия главной районной прокуратуры

3) Аттестационная комиссия.

На заседании аттестационной комиссии рассматривается представление на работника, заслушивается сам работник (если он присутствует), работнику могут быть заданы вопросы.

Личное присутствие работника обязательно в следующих случаях:

1) если работник обжалует результаты аттестации

2) если в отношении работника сделан вывод о неполном служебном соответствии или о несоответствии работника занимаемой им должности.

Результаты заседания аттестационной комиссии предоставляются руководителю в течение 7 дней.

Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано:

1) руководителю прокурорского органа

2) вышестоящему прокурору

2. Присвоение классных чинов и воинских званий

работникам органов и учреждений прокуратуры

Классный чин – это специальный разряд прокурорского работника, который присваивается с учётом занимаемой должности, стажа работы (выслуги), знаний и опыта, а также достижений в работе.

Классные чины присваиваются на основании «Положения о классных чинах прокурорских работников РФ», утверждённого Указом Президента РФ от 30 июня 1997 г. № 659.

В соответствии с классными чинами осуществляется обеспечение прокурорских работников форменным обмундированием (обмундирование имеет знаки различия – Постановлением Правительства утвержден описание одежды, знаки различия и проч.).

Классные чины присваиваются прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам, специалистам.

Существуют следующие классные чины:

ü младший юрист

ü юрист 3-го класса

ü юрист 2-го класса

ü юрист 1-го класса

ü младший советник юстиции

ü советник юстиции

ü старший советник юстиции

ü государственный советник юстиции 3-го класса

ü государственный советник юстиции 2-го класса

ü государственный советник юстиции 1-го класса

ü действительный государственный советник юстиции (присваивается генеральному

Первый классный чин и классные чины начиная со старшего советника юстиции и выше – присваиваются генеральному прокурору. О присвоении классного чина издаётся Приказ.

Остальные чины присваиваются прокурорам субъектов РФ.

Порядок присвоения определяется Приказом генерального прокурора «О классных чинах работников прокуратуры, знаках различия и форменном обмундировании прокуроров, следователей, научных и педагогических сотрудников, имеющих классные чины» от 25 декабря 1997 года № 6-11.

Классные чины присваиваются последовательно с учётом срока пребывания в классном чине.

Возможно досрочное присвоение чина – не более чем на один выше полагающегося по должности (за особые заслуги).

В классных чинах прокуроры состоят пожизненно. Лишение классного чина возможно только по решению суда.

В качестве меры взыскания возможно понижение классного чина.

Для получения определённого чина необходим стаж работы и образование.

Досрочно могут присваиваться классные чины бывшим работникам военной прокуратуры, если они поступают на службу в территориальную прокуратуру.

Установлены сроки пребывания в классных чинах:

ü младший юрист – 1 год до получения высшего образования

ü юрист 3-го класса – 2 года

ü юрист 2-го класса – 2 года

ü юрист 1-го класса – 3 года

ü младший советник юстиции – 3 года

ü советник юстиции – 4 года

ü старший советник юстиции

ü государственный советник юстиции 3-го класса сроки

ü государственный советник юстиции 2-го класса не ограничиваются

ü государственный советник юстиции 1-го класса

ü действительный государственный советник юстиции

Представление для присвоения чина должно исходить от руководителя. Нарушения сроков представления к присвоению определённых классных чинов признаётся неисполнением должностных обязанностей.

При получении классного чина работник получает обмундирование. Ношение форменной одежды обязательно во всех случаях официального представительства (при участии в рассмотрении дел судами).

Работникам прокуратуры выдаются служебные удостоверения, которые позволяют им пользоваться льготами:

– проезд на городском, пригородном и местном (кроме такси) транспорте

– при бронировании мест в гостинице (для командировок работников) и т.д.

Сейчас льгот стало меньше.

Существует резерв кадров на выдвижение на вышестоящие должности. Резерв формируется из числа наиболее инициативных работников. Для включения в этот резерв необходимо согласие самого работника.

3. Обеспечение социально-материальных условий службы и правовой защиты прокурорских работников

Характер деятельности следователей и прокуроров, условия их службы зачастую связаны с опасностью для их жизни и здоровья => требуются дополнительные меры и гарантии защиты.

Прокуроры и следователи являются представителями государственной власти и находятся под особой защитой.

Меры защиты должны приниматься не только в отношении самих прокурорских работников, но и в отношении их близких родственников, близких и иных лиц, на жизнь и здоровье которых может совершаться посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности прокурорских работников. Меры защиты также должны приниматься и в отношении имущества прокурорских работников.

Порядок и условия осуществления государственной защиты определяются

ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Для защиты прокуроров и следователей могут приниматься следующие меры:

1) личная охрана

2) охрана жилища и имущества

3) выдача оружия и специальных средств индивидуальной защиты

4) временное помещение в безопасное место

5) изменение места службы

6) замена документов

7) изменение внешности и т.д.

При необходимости могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия.

В генеральной прокуратуре создана Служба обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников. В некоторых прокуратурах субъектов РФ создаются аналогичные подразделения.

Прокуроры и следователи подлежат обязательному личному страхованию за счёт средств федерального бюджета на сумму 180-кратную размеру их месячного содержания. Эта сумма в случае их гибели в период работы или после увольнения (но в результате причинения им вреда здоровью) выплачивается их наследникам.

Прокурорские работники обеспечиваются денежным содержанием.

В состав денежного содержания входят:
1должностной оклад
2доплаты за классный чинразмер доплаты зависит от чина
3доплаты за выслугу лет
4надбавка за особые условия службы50 % к окладу
5доплата за сложность, напряжённость, особые достижения в трудеНачисляется по решению руководителя. Составляет 20 – 25% к окладу. За совершение проступка работник её лишается.
6процентные надбавки за учёную степень (кандидат или доктор наук)5 – 10% к окладу
7надбавка за почётное звание «заслуженный юрист РФ»
8Денежное поощрение (премия) по итогам работы за квартал и за год

Порядок установления и выплаты вознаграждения устанавливается ведомственными актами генерального прокурора.

Прокурорские работники имеют право на бесплатный проезд на общественном городском, пригородном транспорте и транспорте местного сообщения (за исключением такси).

Прокурорские работники имеют право бесплатного проезда к месту отдыха и обратно 1 раз в год. Время проезда к месту отдыха не включается в срок отпуска.

При направлении в служебные командировки прокурорские работники пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостинице.

Имеют право на приобретение проездных документов.

4. Поощрения и дисциплинарная и иная ответственность

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8813 – | 8347 – или читать все.

Аттестация прокурорских работников

Обеспечение высокой эффективности прокурорского надзора за исполнением законов, выполнение иных функций прокуратуры связаны с изучением и адекватной оценкой кадров органов прокуратуры. Средством выполнения этой задачи является аттестация.

Читайте также:  Аттестация персонала коммерческих банков

Аттестация — это средство установления соответствия прокурорского работника занимаемой должности.

Аттестация прокурорских работников осуществляется в целях проверки соответствия занимаемой должности, повышения квалификации, укрепления служебной дисциплины. Она проводится в отношении прокурорских работников, имеющих классные чины либо занимающих должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (ст. 41 Закона о прокуратуре).

Порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации — в отношении только прокурорских работников. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 20 июня 2012 г. № 242 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» определен порядок аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, а также деятельности соответствующих аттестационных комиссий. В Положении подчеркивается, что аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров, созданию их резерва на выдвижение, решению вопросов о присвоении работникам классных чинов, воинских званий.

Аттестация прокурорских работников проводится не реже одного раза в пять лет. Она может проводиться и досрочно. Внеочередная аттестация работника в межаттестационный период проводится: при выдвижении на вышестоящую должность; при наличии существенных упущений по службе; по просьбе самого работника.

Аттестации не подлежат:

  • • работники, достигшие предельного возраста нахождения на службе в органах и учреждениях прокуратуры, за исключением работников, у которых имеются существенные упущения по службе;
  • • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (указанные лица подлежат аттестации, как правило, через шесть месяцев после выхода из отпуска);
  • • состоящие на службе беременные женщины на основании их заявлений;
  • • офицеры в запасе (отставке) органов военной прокуратуры, поступившие на службу в органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации, — при присвоении первоначального классного чина;
  • • прокурорские работники, назначенные на должность в порядке ротации и состоящие в этой должности менее одного года.

В Положении об аттестации указываются требования к содержанию аттестации и порядку ее проведения. Аттестацию работников органов и учреждений прокуратуры проводят аттестационные комиссии.

Рассмотрение аттестации проводится в присутствии аттестуемого.

В исключительных случаях по решению аттестационной комиссии аттестация может быть проведена в отсутствие аттестуемого работника при наличии объективных обстоятельств (длительная служебная командировка, территориальная отдаленность и другие причины, препятствующие прибытию на заседание аттестационной комиссии), если он письменно сообщил в аттестационную комиссию о согласии на проведение аттестации в его отсутствие. В случае болезни, нахождения в командировке или в отпуске аттестуемого работника его аттестация переносится на следующее заседание аттестационной комиссии.

Обязательно присутствие на заседании аттестационной комиссии работника, аттестуемого впервые; работника, обжаловавшего аттестационный лист; работника, в аттестационном листе которого содержится вывод о неполном служебном соответствии занимаемой должности или о несоответствии занимаемой должности либо имеются сведения о существенных упущениях в его служебной деятельности или совершении им проступка, порочащего честь прокурорского работника.

В случае неявки аттестуемого работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин аттестационная комиссия может рекомендовать руководителю органа (учреждения) прокуратуры Российской Федерации рассмотреть вопрос о привлечении этого работника к дисциплинарной ответственности и принять решение о переносе его аттестации на следующее заседание аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает лиц, представляющих аттестуемого работника, а также самого аттестуемого, в случае необходимости — мнение представителя кадрового подразделения, членов аттестационной комиссии.

По результатам аттестации аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений: о соответствии занимаемой должности; о неполном служебном соответствии занимаемой должности; о несоответствии занимаемой должности.

Решение аттестационной комиссии до его утверждения может быть обжаловано соответствующему руководителю органа и учреждения прокуратуры, а после утверждения — вышестоящему прокурору или в суд. Подача жалобы приостанавливает реализацию выводов аттестационной комиссии.

Проведение аттестации прокурорских работников

§ 3. Аттестация прокурорских работников

Принципиальное значение для обеспечения эффективного надзора за исполнением законов, выполнения иных функций прокуратуры имеет изучение и адекватная оценка кадров органов прокуратуры. Комплексным средством выполнения этой задачи, определения соответствия работников занимаемой должности является аттестация.
Следует рассматривать аттестацию как комплексную процедуру — средство установления такого соответствия прокурорского работника занимаемой должности, а не только как документ, в котором фиксируются все юридически и фактически значимые признаки (аттестационная характеристика).
Аттестация также рассматривается и в качестве средства адаптации прокурорского работника к изменяющимся политическим, социально-экономическим, правовым и организационно-структурным условиям его деятельности.
Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Согласно Закону о прокуратуре порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации. Приказом Генерального прокурора РФ от 30 октября 1998 г. № 74 утверждено Положение об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации. В Положении подчеркивается, что аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров, созданию их резерва на выдвижение, решению вопросов о присвоении работникам классных чинов, воинских званий.
Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Она может проводиться и досрочно при выдвижении работника на вышестоящую должность, при наличии существенных упущений в работе или совершении порочащего его проступка, а также по просьбе самого работника. Работники, имеющие надлежащие образование и стаж службы (работы) в занимаемой должности (прокуроры и следователи, научные и педагогические работники научных и образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации — не менее шести месяцев, специалисты с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием — не менее одного года, специалисты со средним образованием — не менее трех лет), подлежат первичной аттестации.
До истечения шести месяцев службы в занимаемой должности с учетом стажа работы по специальности и квалификации подлежат первичной аттестации работники, имеющие определенный стаж и опыт работы. К ним относятся лица, перешедшие на службу в органы и учреждения прокуратуры с должностей по юридической или иной родственной специальности, занимаемых ими в других правоохранительных органах, а также адвокатуре, нотариате, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, органах местного самоуправления, образовательных учреждениях высшего юридического образования, научных юридических учреждениях, правовых службах предприятий, учреждений и организаций, органах юстиции, судебно-экспертных учреждениях, если перерыв между увольнением и поступлением на службу в органы и учреждения прокуратуры не превысил двух месяцев.
Аттестацию работников органов и учреждений прокуратуры проводят соответствующие аттестационные комиссии. Действуют: Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Генеральной прокуратуры РФ под председательством заместителя Генерального прокурора РФ; аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры РФ под председательством начальника управления кадров; аттестационная комиссия второго управления Генпрокуратуры РФ под председательством заместителя начальника управления; аттестационная комиссия Главной военной прокуратуры под председательством первого заместителя Главного военного прокурора; аттестационная комиссия прокуратуры субъекта Российской Федерации под председательством, как правило, первого заместителя прокурора; аттестационные комиссии научных, образовательных учреждений прокуратуры РФ под председательством заместителей (проректоров) директоров (ректоров) по научной и учебной работе.
По согласованию с Генеральной прокуратурой РФ аттестационные комиссии могут создаваться в прокуратурах крупных городов с районным делением.
В состав аттестационных комиссий входят председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, которыми являются руководители структурных подразделений прокуратуры, учреждения, или лица, их замещающие. Комиссия вырабатывает для руководителя органа, учреждения прокуратуры предложения по вопросам прохождения службы. В этих целях она заслушивает объяснения и ходатайства, изучает материалы аттестации. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов.
Материалы в аттестационную комиссию представляются через кадровое подразделение не позднее чем за две недели до ее заседания (аттестация, отзыв, представление, справки и другие).
В Положении об аттестации указываются требования к содержанию аттестации (документа). В ней должны быть также выводы и рекомендации: о соответствии занимаемой должности; о неполном служебном соответствии занимаемой должности; о несоответствии занимаемой должности; об освобождении от занимаемой должности и увольнении из органов, учреждений прокуратуры; об увольнении в связи с достижением прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры; о зачислении в резерв на выдвижение; о назначении на вышестоящую должность; о направлении на учебу (стажировку); о присвоении первоначального классного чина; о присвоении классного чина или очередного воинского звания досрочно; о присвоении классного чина (воинского звания) выше положенного по занимаемой должности; об ином поощрении; о распространении положительного опыта работы. При наличии оснований указывается, какие недостатки по службе и в поведении необходимо устранить аттестуемому лицу. В нормативном порядке установлено, кем и на работников каких категорий подписывается аттестация. Также определено, к ведению какой аттестационной комиссии относится рассмотрение аттестаций на прокурорских работников различных категорий. Например, к ведению Высшей аттестационной комиссии Генеральной прокуратуры РФ относится рассмотрение аттестаций на советников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ; помощников по особым поручениям заместителей Генерального прокурора РФ; на начальников главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений, в составе управлений) Генеральной прокуратуры и их заместителей; старших помощников Генерального прокурора РФ (на правах начальников управлений); первого заместителя и заместителей Главного военного прокурора; прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров и их заместителей; директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры и их заместителей (проректоров), кроме заместителей (проректоров) по общим вопросам.
Рассмотрение аттестации проводится, как правило, в присутствии аттестуемого. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин оно проводится в его отсутствие. Обязательно присутствие на заседании комиссии работника, аттестуемого впервые, а также обжаловавшего аттестацию, либо работника, в отношении которого сделан вывод о неполном служебном соответствии занимаемой должности или о несоответствии занимаемой должности.
Результаты аттестации представляются руководителю не позднее чем через семь дней после ее проведения и до их утверждения носят конфиденциальный характер.
Положением об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ определен круг должностных лиц — руководителей, к компетенции которых относится утверждение результатов аттестации (Генеральным прокурором РФ — на работников, аттестации которых рассматривались Высшей аттестационной комиссией Генеральной прокуратуры РФ, заместителем Генерального прокурора РФ — на решения других аттестационных комиссий Генпрокуратуры и т.д.). Решение аттестационной комиссии до его утверждения может быть обжаловано соответствующему руководителю органа и учреждения прокуратуры, а после утверждения — вышестоящему прокурору или в суд.
Подача жалобы приостанавливает реализацию выводов аттестационной комиссии. Утвержденная руководителем органа, учреждения прокуратуры аттестация после ознакомления с ней работника под расписку приобщается к его личному делу.

Ссылка на основную публикацию