Важность аттестации строителей

Аттестация рабочих мест в строительной отрасли

Обеспечение охраны и безопасности труда в России является одним из приоритетных направлений. Согласно официальной статистике, российская экономика по причине несчастных случаев, профзаболеваний, затрат на выплату компенсаций, потери общего фонда рабочего времени, досрочного пенсионного обеспечения ежегодно теряет 4,3% внутреннего валового продукта или 1,94 трлн. руб.

Одной из главных причин сложившейся обстановки является организация работ в неудовлетворительных условиях труда, с чем сегодня и ведется активная борьба. По оценкам Минтруда, строительство является наиболее опасной сферой после добычи полезных ископаемых, обрабатывающего производства, транспорта, связи, производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Удельный вес работников, занятых в неблагоприятных условиях труда в соответствующих видах экономической деятельности равен 31,8% от общей численности работников. Поэтому одной из первоочередных задач, которая активно пропагандируется ведомственными органами, является переход от системы компенсаций к системе управления профессиональными рисками.

В рамках приоритетного направления в поддержку достойного труда подчеркивается степень значимости такого процесса, как аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.). АРМ – это система оценки условий труда. За столь долгий период существования (механизм был запущен в советское время) процедура доказала свою результативность и эффективность при осуществлении производственной деятельности. Строительные объекты, промышленность, транспорт, медицинские учреждения, детские сады, офисы и т.д. – все предприятия, вне зависимости от организационно-правовой деятельности, являются заинтересованными в проведении АРМ. Потому как аттестация – не просто оценка производственной среды, но и средство улучшения условий труда.

Продемонстрируем особенности проведения АРМ на примере строительной отрасли, потому как этой сфере всегда уделялось много внимания в связи со случаями травматизма, приводящего не только к развитию профзаболеваний у работника, но и к летальному исходу. В подтверждение наших слов данные Росстата: за первое полугодие 2012 года в строительстве зарегистрировано 647 несчастных случаев, немногим уступая лишь обрабатывающему производству (в последнем зафиксировано 916 несчастных случаев).

Рекомендации, подготовленные специалистами Центра сертификации и лицензирования «Единый Стандарт», имеющих многолетний опыт проведения работ по аттестации, помогут строительным организациям легче ориентироваться в актуальных вопросах аттестации рабочего места, узнать особенности проведения процесса, а также дадут советы о том, какие нюансы необходимо учитывать при выборе аттестующей организации.

Аттестуем рабочее место строителя правильно

От этого зависит дальнейшая судьба работника, занятого на конкретном рабочем месте. И если подойти к аттестации с формальной точки зрения, точнее, по стандартному плану, многие нюансы деятельности могут быть просто упущены, что впоследствии приведет к плачевным результатам.

За проведение АРМ, в соответствии с трудовым законодательством (ст. 212 ТК РФ), за полученные результаты, их объективность и достоверность прямую ответственность несет работодатель. При непосредственном осуществлении процесса, ему отводится лишь административная роль, потому как, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2012 г. № 342н (Приказ, – ред.), основные функции по оценке условий труда принадлежат аттестационной комиссии и аттестующей организации.

Аттестационная комиссия осуществляет руководство и контроль за проведением АРМ, формирует необходимую документацию, занимается составлением перечня рабочих мест, приводит в соответствие наименования и должности работников, готовит предложения по совершенствованию условий труда. Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ утверждается во внутреннем приказе о проведении АРМ на предприятии, в котором обязательно должны быть указаны следующие участники: специалист по охране труда, специалист профсоюзной организации, представитель работодателя, представитель аттестующей организации. Представители профсоюзных организаций пристально относятся к проведению АРМ и предоставлению результатов измерения аттестующих организаций. Часты случаи, когда они отказываются визировать карты аттестации, в силу защиты интересов работников до тех пор, пока последнему не вернут надлежащие права. По словам специалиста-организатора Мордовской республиканской организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ В. В. Проняшкиной:

Цитата: ‘Условия труда на рабочих местах строителей должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Профсоюз проводит постоянный контроль и мониторинг рабочих мест в организациях, что позволяет защищать законные интересы работника. Наличие результатов АРМ – необходимая часть работ, потому как официальное свидетельство сразу показывает недостатки созданных условий, которые необходимо ликвидировать.’

Документы АРМ являются отличным доказательством при разрешении любых трудовых споров между работниками и работодателями.

Без аттестации нет репутации!

Каждая организация дорожит своим имиджем. В условиях жесткой конкуренции любой недостаток может привести к резкому снижению интереса потенциальных потребителей и заинтересованных сторон. Практика показывает, травмы и аварии происходят по большей мере в тех организациях, на которых не осуществляется надлежащая проверка условий труда или АРМ.

Одним из самых щепетильных вопросов для организации при проведении АРМ является выбор аттестующей организации. Аттестующая организация – юридическое лицо, аккредитованное Минздравсоцразвития РФ на выполнение услуг в области АРМ (организация должна иметь аккредитованную лабораторию, поверенную приборную базу, квалифицированных специалистов по аттестации). Так как отношения с аттестующей организацией строятся на финансовой основе, организация, в первую очередь, задумывается над стоимостью услуг. Естественно, его привлекает низкая цена, но вот будет ли качественным результат работ? Мы подчеркнем значение слова – «качественный», потому как данные по исследованию рабочего места должны быть объективными и достоверными, чтобы увидеть все недостатки в организации рабочего места и усовершенствовать условия труда на них. Не учитывая этот фактор, взамен мы снова получим вышеприведенную статистику, а вслед за этим – административную и уголовную ответственность.

Какие показатели оцениваются на рабочем месте строителя?

Одной из особенностей рабочего места строителя является его подвижный характер работ. Строитель не имеет строго определенного места работы. За ним закреплен строительный участок, в котором в течение определенного времени от объекта к объекту осуществляется передвижение. Поэтому при аттестации рабочие места строителей относятся к группе нестационарных (с территориально меняющимися зонами). Аттестация рабочего места строителя проводится путем проведения инструментальных замеров, оценки травмоопасности и обеспеченности средствами индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.).

При проведении инструментальных замеров рабочего места строителя во внимание берутся факторы: химические, биологические, микроклимат, шум, ультразвук, вибрация, ионизирующие (неионизирующие) излучения, шум, освещенность, влияние аэрозолей фиброгенного действия. Также осуществляются замеры по таким показателям, как тяжесть и напряженность труда. Нормы допустимого влияния приведены в Руководстве Р 2.2.2006-05. Результаты замеров и оценок заносятся в карту АРМ строителя. Кстати, этот вид документа является основным доказательством проведения АРМ, который содержит полную характеристику рабочего места, а также информацию о положенных компенсациях и льготах.

Важным моментом является анализ организации рабочей площадки и рабочего места, в частности, безопасность эксплуатируемых машин, инструментов и оборудования, безопасность конструкций, обеспеченность работников инструкциями по технике безопасности и охране труда. Эти данные учитываются при оценке травмоопасности рабочего места, осуществляемой экспертным путем на основании локальных отраслевых норм и правил: СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1», СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2». Для проведения АРМ в строительной отрасли дополнительно был разработан свод правил – СП 12-133-2000 «Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке АРМ по условиям труда в строительстве и ЖКХ» и МДС 12-28.2006 «Методическое руководство по проведению экспертной оценки безопасности нестационарных рабочих мест на строительных объектах».

При проверке обеспеченности работников СИЗ, эффективность выданных сотруднику средств коллективной защиты определяется на основе требований безопасности труда (сопоставляется номенклатура выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ работникам, проверяется наличие сертификатов СИЗ, их подлинность и дается оценка соответствия их фактическому состоянию условий труда). По результатам оценки составляется протокол. Если было найдено одно и более противоречий по обеспечению СИЗ, рабочее место считается несоответствующим государственным требованиям.

Результат проведенных работ оформляется комиссией по аттестации в виде отчета об аттестации в течение 10 календарных дней, после чего отчет и протокол заседания комиссии передается для ознакомления работодателю. Он, в свою очередь, рассматривает его в течение 10 рабочих дней и в случае согласия издает приказ о завершении АРМ, после которого отправляет сводную ведомость результатов АРМ и сведения об аттестующей организации в органы государственной инспекции по труду.

Благодаря проведению аттестации рабочих мест удается повысить безопасность работ в строительной отрасли. Создание и поддержание благоприятных условий труда, их периодический контроль и оценка – один из основных факторов, влияющих на производительность и безопасность труда и здоровья сотрудников на рабочем месте. Создание оптимальных условий труда обеспечивает благоприятный микроклимат, минимизацию производственной вредности на рабочем месте, снижение физических и умственных нагрузок, а значит, позволяет снизить утомляемость работников. Это способствует увеличению производительности труда и сохранению здоровья людей. Безопасные условия труда, подтвержденные результатами аттестации рабочих мест, могут повлиять, в дальнейшем, на получение скидки к страховому тарифу, назначаемой в ФСС.

Обязательная аттестация специалистов в строительстве

“Центр Профессионального Образования” проводит обязательное аттестационное тестирование в Единой системе аттестации НОСТРОЙ.

Оценка уровня знаний претендента на аттестацию в форме компьютерного тестирования проводится центром по тестированию, принявшим решение о допуске к аттестации. Компьютерное тестирование осуществляется с использованием единого программного обеспечения и по единым тестовым вопросам. Аттестация проводится по видам работ.

перед прохождением аттестации специалист должен пройти предаттестационную подготовку.

Подготовка доступна по следующим видам работ:

  • 001. ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  • 002. Монтажные и пусконаладочные работы подъемно-транспортного оборудования
  • 003. Монтаж оборудования электростанций, гидротехнических сооружений
  • 004. Монтажные и пусконаладочные работы в области теплогазоснабжения вентиляции, кондиционирования, холодильных установок
  • 005. Монтажные и пусконаладочные работы в области пожарной безопасности, электроснабжения, телемеханики и автоматики
  • 007. Монтажные и пусконаладочные работы на объектах нефтегазового и химического комплекса
  • 008. Монтаж оборудования на предприятиях металлургии
  • 009. Монтаж оборудования подземного строительства
  • 010. Монтаж оборудования железнодорожного транспорта
  • 011. Монтаж оборудования и пусконаладочные работы сооружений водоснабжения и канализаций
  • 015. Пусконаладочные работы электротехнического оборудования
  • 016. Пусконаладочные работы станочных линий и металлорежущих станков
  • 017. Устройство сетей водопровода и канализации
  • •018. Устройство систем теплоснабжения зданий и сооружений
  • •019. Устройство систем газоснабжения зданий и сооружений
  • •020. Устройство сетей электроснабжения
  • •021. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий
  • •022. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи и трансформаторных подстанций
  • •023. Подземное строительство
  • •024. Транспортное строительство
  • •025. Гидротехнические работы
  • •026. Водолазные работы
  • •027. Промышленные печи и дымовые трубы
  • •028. Буровзрывные работы
  • •029. Специальные работы по защите строительных конструкций и оборудования
  • •030. Устройство наружных линий связи, в том числе телефонных, радио и телевидения
  • •031. Монтаж оборудования сооружений связи
  • •032. Строительный контроль за общестроительными работами
  • •033. Строительный контроль за работами по обустройству нефтяных и газовых скважин
  • •034. Строительный контроль за буровзрывными работами
  • •035. Строительный контроль за работами в области водоснабжения и канализации
  • •036. Строительный контроль за работами в области теплогазоснабжения и вентиляции
  • •037. Строительный контроль за работами в области пожарной безопасности
  • •038. Строительный контроль за работами в области электроснабжения
  • •039. Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте сооружений связи
  • •040. Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов нефтяной и газовой промышленности
  • •041. Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и аэродромов, мостов, эстакад и путепроводов
  • •042. Строительный контроль при устройстве железнодорожных и трамвайных путей
  • •043. Строительный контроль при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте в подземных условиях
  • •044. Строительный контроль за гидротехническими и водолазными работами
  • •045. Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте промышленных печей и дымовых труб
  • •047. Бурение, строительство и монтаж нефтяных и газовых скважин
  • •048. Работы по защите трубопроводов
  • •049. Устройство магистральных и промысловых трубопроводов
  • •050. Работы по обустройству нефтяных и газовых месторождений морского шельфа
  • •051. Контроль качества сварных соединений и их изоляции
  • •052. Устройство сооружений переходов для магистральных и промысловых трубопроводов
  • •053. Работы по строительству переходов методом наклонно-направленного бурения
  • •064. Особенности выполнения строительных работ в условиях вечной мерзлоты
  • •065. Особенности выполнения строительных работ в зонах с повышенной сейсмической активностью
Читайте также:  Аттестация работников: особенности и необходимость проведения

Важность аттестации строителей

С 1 апреля 2014 г. на территории Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее – Указ № 26) была введена обязательная аттестация организаций, осуществляющих строительную (градостроительную, архитектурную) деятельность, обследование зданий. С 1 апреля 2014 г. отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), а также работы по обследованию зданий и сооружений осуществляются юридическими лицами только при наличии аттестатов соответствия.

Как известно, на данный момент Российская Федерация входит в состав Таможенного союза (далее – ТС), целью которого является формирование единой таможенной территории, состоящей из нескольких государств. Внедрение единых стандартов на территории ТС в будущем приведет к необходимости пересмотра и унификации стандартов в строительной области. Суть данного союза состоит в создании единой экономической зоны, взаимной отмене таможенных пошлин на реализуемую продукцию. В пределах стран ТС действуют единые таможенные тарифы и требования к регулированию торговых отношений с другими странами.

Документ, устанавливающий требование о наличии аттестата соответствия (свидетельства)

Лицензирование строительной деятельности в Российской Федерации было отменено с 1 января 2010 г. со вступлением в силу Закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 148-ФЗ). Ранее выданные лицензии аннулировались, а для осуществления строительной деятельности необходимо получить допуск путем вступления в саморегулируемую организацию. Данное требование содержится в части второй ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК).

Под саморегулируемой организацией согласно Закону Российской Федерации от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» понимаются некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров, работ и услуг либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Для осуществления строительной деятельности на территории Российской Федерации организация должна в обязательном порядке состоять в какой-либо саморегулируемой организации.

Требования о наличии аттестата соответствия (свидетельства) установлены в документах, указанных в таблице 1.

Подп. а) п. 7 ст. 1 Закона № 148-ФЗ:

работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ могут выполняться без наличия такого свидетельства

Подп. 1.11 п. 1 Указа № 26:

отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), а также работы по обследованию зданий и сооружений осуществляются юридическими лицами только при наличии аттестатов соответствия; без их наличия – запрещены

Получаемый документ – свидетельство

Получаемый документ – аттестат соответствия первой – четвертой категории (далее – аттестат)

Как видим, в законодательстве Российской Федерации нет понятия «категория», а свидетельства выдаются отдельно на работы, выполняемые на обычных объектах, и на работы, выполняемые на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Согласно ст. 48.1 ГрК к особо опасным и технически сложным относятся:

  • объекты использования атомной энергии;
  • гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов;
  • линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи;
  • линии электропередачи, а также объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 кВ и более;
  • объекты космической инфраструктуры;
  • аэропорты и объекты авиационной инфраструктуры;
  • объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • метрополитены;
  • морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
  • тепловые электростанции мощностью 150 МВт и выше;
  • опасные производственные объекты по получению (переработке, использованию, хранению) опасных веществ в количествах, превышающих предельные, расплавов черных и цветных металлов, а также сплавов на их основе, по обогащению полезных ископаемых и т.д.

К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства с одной из следующих характеристик: высота более 100 м; пролеты более 100 м; наличие консоли более чем 20 м; заглубление подземной части ниже планировочной отметки земли более чем на 10 м; наличие конструкций и конструкционных систем, к которым применяются нестандартные или специальные методы расчета.

Класс сложности объекта строительства в Республике Беларусь определяется в соответствии с СТБ 2331-2014 «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения», утвержденным постановлением Госстандарта от 14.02.2014 № 7 (далее – СТБ 2331-2014).

В соответствии с данным документом здания и сооружения делятся на 5 классов сложности (от К-1 до К-5). Отнесение объекта к тому или иному классу производится на основании его технических характеристик, таких как высота, объем, площадь, вместимость, протяженность здания или сооружения и т.д. Кроме того, учитываются дополнительные критерии: функциональное назначение зданий и сооружений, их технико-экономические характеристики, прогнозируемые экономические, социальные, экологические последствия при аварии на объекте.

В настоящее время взамен СТБ 2331-2014 РУП «Стройтехнорм» разработан и находится на утверждении СТБ 2331-2015/ОР «Классификация зданий и сооружений. Основные положения».

Виды строительно-монтажных работ, подлежащих аттестации

Сравнение видов работ, на которые необходимо получить аттестат (свидетельство), рассмотрим в таблице 2.

Перечень видов работ, подлежащих аттестации

В Российской Федерации согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624

В Республике Беларусь согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252

Работы по инженерным изысканиям

Инженерные изыскания для объектов строительства

Работы по подготовке проектной документации

Разработка предпроектной (предынвестиционной) документации;

выполнение функций генерального проектировщика;

разработка разделов проектной документации;

Работы по строительству, реконструкции
и капитальному ремонту

Выполнение функций заказчика, застройщика, оказание инженерных услуг при осуществлении деятельности в области строительства;

выполнение функций генерального подрядчика;

Примечание. Приведены только группы работ, которые включают в себя обширный перечень подгрупп работ

Порядок аттестации юридических лиц

В Российской Федерации порядок подачи документов для получения аттестатов определяется ст. 55.6 ГрК. Заявитель подает в уполномоченную организацию следующие документы:

  • заявление о приеме в члены саморегулируемой организации с указанием видов работ, допуск к которым намерено получить юридическое лицо;
  • копию документа, подтверждающего факт регистрации юридического лица, копии учредительных документов;
  • документы, подтверждающие соответствие юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
  • копию выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске к определенному виду работ в случае, если юридическое лицо является членом другой саморегулируемой организации того же вида.

Дополнительно подаются документы согласно положениям и требованиям, разработанным саморегулируемой организацией.

В Республике Беларусь порядок аттестации юридических лиц регламентируется Положением об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252.

Требования для получения аттестата (свидетельства)

В Российской Федерации согласно ст. 55.5 ГрК для получения свидетельства юридическое лицо – организация должна обладать минимально необходимыми требованиями, которые различаются в зависимости от вида деятельности:

1) для допуска к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо:

  • наличие работников, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля. При этом не менее чем 3 работника должны иметь высшее образование и стаж работы не менее чем 3 года (либо не менее чем 5 работников должны иметь среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее чем 5 лет);
  • наличие аттестатов у вышеуказанных сотрудников;

2) для допуска к работам по организации подготовки проектной документации необходимо:

  • наличие работников, имеющих высшее образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации подготовки проектной документации. При этом не менее чем 3 работника должны иметь высшее образование и стаж работы по специальности не менее чем 5 лет;
  • наличие аттестатов у вышеуказанных сотрудников;

3) для допуска к работам по организации строительства необходимо:

  • наличие работников, имеющих высшее образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации строительства. Руководитель или его заместитель должны иметь высшее образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем 7 лет. Не менее 5 работников должны иметь высшее образование и стаж работы по специальности не менее чем 5 лет;
  • наличие аттестатов у вышеуказанных сотрудников.

Саморегулируемая организация может дополнительно устанавливать требования для получения свидетельства, которые при этом не должны противоречить законодательству.

Выше рассмотрены требования для допуска к выполнению работ на обычных объектах. Минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных объектах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В Республике Беларусь требования для получения аттестата установлены в постановлении Минстройархитектуры от 02.05.2014 № 25.

Аттестация специалистов

Аттестация специалистов в Российской Федерации проводится в соответствии с Положением о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса, утвержденным решением Совета Национального объединения строителей, протоколом от 20.04.2011 № 18. Данный документ содержит порядок подачи документов и квалификационные требования к специалистам.

В Республике Беларусь порядок аттестации специалистов регламентируется Положением об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением № 252, а также постановлением Минстройархитектуры от 26.03.2014 № 15 «О некоторых вопросах аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений».

Андрей Шилович, начальник технического отдела

Аттестация работников: что нужно знать работодателю?

Многие работодатели воспринимают аттестацию работников как нечто формальное. Оно и понятно: четких указаний о порядке и сроках ее проведения в Трудовом кодексе не содержится. Да и нормативных актов в данной области, предназначенных для коммерческих организаций, за последнее время не издавалось (аттестация обязательна только для работников организаций определенных сфер деятельности): законодательством в основном урегулирован порядок проведения аттестации работников бюджетной сферы. Между тем результаты аттестации могут служить основанием для увольнения работника, поэтому рекомендуем со всей ответственностью отнестись к проведению самой аттестации, поскольку трудовые споры нередки и в большинстве случаев судьи встают на сторону работника. О том, как правильно организовать проведение аттестации, читайте в настоящей статье.

Аттестация: как много в этом слове…

Результаты аттестации помогут оптимизировать использование трудовых ресурсов, создать дополнительные стимулы к профессиональному росту работников, сформировать кадровый резерв из наиболее компетентных специалистов, а также уволить работников, квалификация которых не соответствует требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям.

Рассматривая понятие аттестации, нельзя пройти мимо определения квалификации работника, которое дает ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ: это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Характеристика квалификации, необходимой сотруднику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, определяется профессиональным стандартом (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). В настоящее время разработано уже достаточно большое количество таких стандартов. Они действуют наряду с квалификационными справочниками (ЕКС и ЕТКС): обязанность применять стандарты пока не установлена.

Читайте также:  Управленческая компетенция руководителя

Однако с 1 июля 2016 года вступит в силу ст. 195.3 ТК РФ [1] , согласно ч. 1 которой соблюдать профстандарты обязаны будут все работодатели, для работников которых законами или нормативными правовыми актами установлены специальные требования. Это медицинские и педагогические работники, аудиторы, работники контрактной службы и т. д., то есть те, к кому федеральные законы предъявляют квалификационные требования (в частности, к их образованию).

На основании ч. 2 данной статьи характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Таким образом, в настоящее время работодатели для определения квалификации работника для установления его соответствия занимаемой должности пользуются как квалификационными справочниками, так и профессиональными стандартами.

Обязательно ли проводить аттестацию работников?

Разрабатываем локальный акт

Соответственно, если руководство приняло решение о необходимости проведения в компании аттестации работников, нужно разработать локальный нормативный акт, регламентирующий порядок ее проведения.

Перед тем как приступить к разработке такого локального акта, надо проанализировать существующие в компании должности и работы на предмет обязательности аттестации, и если будут выявлены таковые, то нужно учитывать положения нормативных актов, регламентирующих порядок проведения аттестации на них. Если же в компании нет таких должностей и работ, работодатель свободен в установлении процедуры проведения аттестации. Однако мы все-таки рекомендуем ориентироваться:

  • на Постановление ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» (далее – Постановление № 470/267);
  • на Положение о порядке проведения аттестации руководящих, научных, инженерно-технических работников и специалистов научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других организаций науки, утвержденное Постановлением ГКНТ СССР № 38, Госстроя СССР № 20, Госкомтруда СССР № 50 от 17.02.1986.

Отметим, что суды достаточно часто обращаются к названным нормативным актам при рассмотрении споров о восстановлении уволенных по итогам аттестации работников. Например, в Определении Московского городского суда от 10.09.2015 № 4г/8-7875/2015 судебная коллегия сделала вывод, что положение об аттестации ООО ухудшает положение работников по сравнению с Постановлением № 470/267 и не может быть применено. Поскольку истица в соответствии с названным положением отнесена к лицам, не подлежащим аттестации, проведенная работодателем в отношении нее аттестация является незаконной, в связи с чем признается незаконным увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Что включить в положение о проведении аттестации и на какие моменты обратить внимание при его разработке? Ответы представим в таблице.

Понятие аттестации, ее задачи и цели проведения

Целями аттестации могут быть установление системы поощрений и потребности в повышении квалификации работников, определение уровня квалификации работников для оптимизации процессов производства в дальнейшем или для повышения аттестуемых в должности

Категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация, и категории работников, которые не подлежат аттестации

В частности, согласно Постановлению № 470/267 очередную аттестацию не проходят лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до одного года

Сроки аттестации

Сроки аттестации могут устанавливаться в зависимости от целей и задач ее проведения, а также от категорий работников, подлежащих аттестации. На практике выделяют плановую (очередную) аттестацию (особенностью такой аттестации является то, что она проводится через определенные промежутки времени (раз в полгода, год,

три года и т. д.)) и внеплановую (внеочередную) аттестацию (эта аттестация проводится лишь при выявлении факта необходимости ее проведения, например, при возникновении проблем в работе конкретного структурного подразделения (изготовление некачественной продукции)).

Здесь же рекомендуем указать пункт, посвященный срокам проведения аттестации для отдельных категорий работников, не прошедших ее вместе с остальными работниками (после отпуска по уходу за ребенком и т. д.), а также длительности ее проведения

Формы аттестации

Устная – собеседование. Оно может проводиться как индивидуально, так и коллегиально. В ходе такого собеседования комиссия задает работнику интересующие ее вопросы, предлагает ему оценить свою работу и заслушивает мнение работника о том, что может сделать работодатель для улучшения результата работы.

Письменная – заполнение тестов, опросников. Данная форма проведения аттестации обеспечивает равный подход к оценке уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.

Смешанная – устное собеседование с обязательным ответом в письменном виде на вопросы теста или анкеты

Состав и полномочия аттестационной комиссии

В этом разделе определяется состав аттестационной комиссии с распределением функций ее членов. Как правило, в состав комиссии включаются председатель, члены комиссии (в том числе заместитель председателя), секретарь, а также представитель профсоюза (при наличии) (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). Также в комиссию могут входить эксперты из числа высококвалифицированных работников, обладающих достаточными знаниями в определенной области, что позволяет объективно оценить квалификацию подлежащих аттестации работников, а также руководители соответствующих подразделений

Критерии оценки

Критерии оценки устанавливаются исходя из сложности выполняемой работы, а также из возложенных на работника обязанностей. Следовательно, определить соответствие квалификации работника выполняемой им работе можно, только если в трудовом договоре (должностной инструкции) функции работника описаны максимально четко. Если он признан не соответствующим занимаемой должности, а его должностные обязанности документально не закреплены, могут возникнуть споры. Работники, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с такими критериями заранее, до проведения аттестации

Порядок проведения аттестации, в частности, порядок уведомления работников о ней, проведения заседания аттестационной комиссии, голосования, ведения протокола заседания аттестационной комиссии, ознакомления работников с результатами аттестации после принятия решения членами комиссии

Процедура аттестации должна быть описана как можно подробнее. Например, можно описать порядок ведения протокола заседания аттестационной комиссии, указать на обязательность его заполнения, представить форму протокола и порядок его утверждения и ознакомления работников с результатами аттестации после принятия решения членами комиссии. Хорошо бы зафиксировать вид голосования (открытое (в присутствии аттестуемого) или закрытое (без участия работника)) для принятия решения, а также привести перечень причин, которые являются уважительными и при наличии которых аттестация может переноситься на другой срок. Также нужно установить подразделение или лицо, ответственное за подготовку материалов для представления в аттестационную комиссию (таковым может стать, например, юрисконсульт или отдел персонала), в должностные обязанности которого входит участие в проведении аттестации, а также отразить этапы подготовки к проведению аттестации: формирование списков работников, подлежащих аттестации, информирование руководителей подразделений о необходимости подачи характеристик или аттестационных листов на работников, составление графика проведения аттестации и пр.

Результаты аттестации

В данном разделе нужно закрепить виды решений, которые могут быть приняты в отношении аттестуемого (например, работник соответствует занимаемой должности и рекомендован к переводу в порядке должностного роста, работник соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв, работник соответствует занимаемой должности, работник не соответствует занимаемой должности). В этом же разделе можно указать срок, в течение которого работодателю необходимо исполнить рекомендации аттестационной комиссии

После согласования всех разделов положения о проведении аттестации оно утверждается руководителем организации: либо изданием приказа, либо проставлением грифа «Утверждено» за подписью руководителя. Отметим, что если положение будет утверждено неуполномоченным лицом, то результаты аттестации, пусть и проведенной в соответствии с правилами, установленными в организации, будут признаны незаконными (см., например, Апелляционное определение Суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 по делу № 33-173/14, 2-25/14).

Помните, с утвержденным положением о проведении аттестации работников следует ознакомить под подпись. В случае возникновения трудового спора работодатель обязан представить доказательства того, что работник был поставлен в известность о возможности оценки результатов его работы и его личных деловых качеств в форме аттестации и о том, что по результатам аттестации работник может быть уволен.

Процедура проведения аттестации

  1. подготовка к проведению аттестации;
  2. проведение аттестации;
  3. подведение итогов и принятие мер по итогам аттестации.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

На этапе подготовки к проведению аттестации необходимо создать аттестационную комиссию. Делается это приказом, причем можно издать отдельный приказ о создании комиссии, а можно прописать это в приказе о проведении аттестации. Приведем пример.

Общество с ограниченной ответственностью «Мир»

12.01.2016 г. Нижний Новгород

о проведении аттестации в 2016 году

В целях объективной оценки профессиональных и деловых качеств работников ООО «Мир» и в соответствии с положением об аттестации работников, утвержденным 18.03.2014,

1. Для проведения аттестации создать аттестационную комиссию в составе:

– председателя комиссии – директора по персоналу И. И. Ивановой;

– заместителя председателя комиссии – главного бухгалтера И. А. Петровой;

– членов комиссии: старшего инспектора отдела кадров О. И. Сидоровой;

начальника отдела продаж И. П. Васечкина;

– секретаря комиссии – офис-менеджера Е. А. Смирновой.

2. Утвердить график проведения аттестации работников на 2016 год (прилагается).

3. Руководителям структурных подразделений в срок до 08.02.2016 подготовить и представить в аттестационную комиссию все необходимые документы на аттестуемых работников.

4. Директору по персоналу И. И. Ивановой в срок до 01.02.2016 ознакомить работников, в отношении которых проводится очередная аттестация, с настоящим приказом и утвержденным графиком аттестации.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор Королев П. Л. Королев

С приказом ознакомлены:

Директор по персоналу Иванова, 12.01.2016 И. И. Иванова

Главный бухгалтер Петрова, 12.01.2016 И. А. Петрова

Лицо, ответственное за подготовку для комиссии документов по аттестуемым работникам, на подготовительном этапе оформляет и собирает необходимые для аттестации документы: отзывы, характеристики, анкеты, отчеты и пр.

Также рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками во избежание неправильного толкования ими целей и задач аттестации.

Следующий этап – проведение аттестации. Сама процедура проходит в обозначенном месте. Аттестация должна проводиться в присутствии аттестуемого работника и его непосредственного руководителя. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин или отказа от прохождения аттестации комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

К сведению

Проведение аттестации без работника допускается лишь при наличии письменного ознакомления работника с датой проведения аттестации. При этом работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности.

В ходе заседания комиссия заслушивает непосредственного руководителя аттестуемого (тот кратко оценивает его профессиональные, деловые и личные качества), рассматривает представленные документы, задает вопросы для выявления уровня профессиональных знаний, проводит письменное тестирование уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.

Отметим, что важно правильно составлять письменные задания или задавать устные вопросы. Например, в Апелляционном определении Красноярского краевого суда от 24.12.2014 по делу № 33-12241 работник, уволенный за несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, был восстановлен, поскольку ответчик нарушил порядок проведения аттестации: вопросы, указанные в аттестационном листе, не соответствуют требованиям должностной инструкции, отсутствуют ответы истца на вопросы членов комиссии.

К сведению

Оценка сотрудника основывается на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности, изложенным в его должностной инструкции, трудовом договоре. При этом должны учитываться профессиональные знания работника, опыт работы, повышение квалификации, переподготовка и другие объективные данные.

Читайте также:  Особенности процедуры аттестации профессиональных бухгалтеров

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист (его форма обычно утверждается локальным нормативным актом), который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимающими участие в голосовании. Аттестованный работник должен быть ознакомлен с аттестационным листом под подпись.

Проведение аттестации сопровождается ведением протокола, в который заносится вся информация, в том числе об оценке квалификации работника. Затем члены комиссии проводят обсуждение и принимают решение по каждому аттестуемому в порядке, предусмотренном положением об аттестации (открытым или закрытым голосованием, в присутствии или в отсутствие работника и пр.). Решение комиссии закрепляется в протоколе и доводится до сведения работников под подпись в установленные сроки. После завершения процедуры аттестации в личную карточку работника вносится соответствующая информация.

Завершающим этапом аттестации является принятие работодателем решения, которое оформляется приказом. По итогам аттестации кого-то из аттестованных, возможно, поощрят или предложат ему перевод на вышестоящую должность, а кого-то, вероятно, будет решено уволить.

С таким приказом (об итогах аттестации) необходимо ознакомить всех заинтересованных работников.

Подведем итог

[1] Введена Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Квалификационная аттестация cтроителей, аттестация персонала строительных компаний

Услуги по проведению квалификационной аттестации специалистов. Строгое соблюдение требований законодательства и сроков, оговоренных в договоре.

В реалиях рыночной экономики квалификационная аттестация расширяет возможности добросовестной конкуренции и динамичного роста НП, так как производственные возможности строительных предприятий обеспечиваются необходимой профессиональной подготовкой персонала. Кроме того, аттестация персонала — это необходимый элемент защиты интересов и прав потребителя.

Квалификационные требования (стаж работы, повышение квалификации, профильное образование) определены действующим законодательством как одни из ключевых при выдаче свидетельств о допуске к работам строительными СРО. С момента вступления в силу Федерального закона ФЗ № 240 от 27.07.2010 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» к данным требованиям относится и квалификационная аттестация специалистов, включая представителей руководящего звена, строительных компаний соискателей статуса члена СРО строителей либо уже являющихся таковыми.

Проведение аттестации — суть и основные понятия

Периодическая аттестация персонала представляет собой комплексную процедуру, направленную на определение профессионального соответствия занимаемой должности руководителей и специалистов строительных предприятий, а также их структурных подразделений. С целью установить соответствие компетентности и уровня знаний данных лиц требованиям, определенным для конкретного вида деятельности в строительстве, проводится квалификационный экзамен.

По итогам экзамена работнику выдаётся квалификационный аттестат — документ государственного образца, подтверждающий степень его профессиональной подготовленности (наличие способностей, знаний, навыков) к выполнению заявленных видов работ.

Квалификационная аттестация строителей — сроки и цели проведения

Основными целями проведения аттестации персонала строительных компаний являются:

  • определение наличия необходимого уровня квалификации специалистов, выполняющих проекты строительных объектов, а также лиц отвечающих за организацию, техническую подготовку, проведение строительных и земляных работ;
  • повышение уровня ответственности исполнителей за выполнение работ в соответствии с необходимыми критериями норм качества и безопасности;
  • подтверждение того, что аттестуемый специалист может быть допущен к выполнению тех строительных работ, которые отнесены к категории опасных;
  • оценка соответствия установленным квалификационным требованиям, уровня профессиональных знаний и навыков специалистов, занимающих должность производителя работ, мастера, инженерно-технического сотрудника.

Действующее законодательство предусматривает обязательное прохождение курса повышения квалификации с последующей квалификационной аттестацией специалистов (в том числе имеющих учёную степень и звание) строительных компаний, входящих в состав профильных СРО и являющихся обладателями допусков к заявленным видам работ или планирующих их получение, не реже одного раза в течении пяти лет. Полученный по итогам аттестации квалификационный аттестат признаётся действительным в течении 5-и последующих лет.

Ответственность за несвоевременное проведение аттестации

Для получения свидетельства о допуске в штате строительной организации должно быть строго установленное число аттестованных сотрудников, не соответствие данному требованию является основанием для отказа в его выдаче либо приостановлении уже имеющегося допуска. Кроме того, несвоевременная аттестация персонала может послужить причиной привлечения к дисциплинарной ответственности компании члена СРО.

На руководителей проектных и строительных предприятий, ИТР которых подлежат квалификационной аттестации, налагается персональная ответственность за несвоевременное проведение аттестации, а также за допуск к производству работ не аттестованных специалистов.

Квалификационная аттестация уже сегодня или приглашение к сотрудничеству от ООО «Независимый центр сертификации и экспертиз»

ООО «Независимый центр сертификации и экспертиз» является официально аккредитованным центром по проведению аттестации с правом выдачи аттестата, подтверждающего соответственный уровень квалификации специалиста. Ваши сотрудники предельно оперативно пройдут аттестацию по направлениям:

  • архитектура;
  • инженерные изыскания;
  • проектирование;
  • общестроительные работы.

Лицам, успешно прошедшим тестирование, выдаётся квалификационный аттестат установленного образца.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Аттестация – периодическая проверка профессиональных знаний и навыков, которая может проводиться как в госструктурах, так в и частных фирмах. Возможность ее проведения задекларирована в ТК РФ и в отраслевых нормативных актах, однако общих для всех правил проведения аттестации законодательство не содержит. Последствия ее могут быть весомыми: закон позволяет даже уволить сотрудника, не прошедшего аттестационные тесты. По итогам такой проверки может быть присвоена и более высокая квалификация работникам определенных профессий.

Кто подлежит аттестации и кто ее проводит

Аттестация, в зависимости от сферы деятельности организации, может быть обязательной, законодательно закрепленной, а может проводиться по инициативе администрации, работников.

Обязательную аттестацию регулирует обширный пакет нормативных и законодательных актов федерального, отраслевого значения: ТК РФ, ст. 332, 336.1 (регулирует вопросы обязательной аттестации научных и педагогических работников), ФЗ-16 от 9/02/07 г. «О транспортной безопасности», ФЗ-79 от 27/07/04 г. «О государственной гражданской службе», Письмо Минкульта 7790-44/04-ПХ от 08/02/10 г. и ряд других.

Таким образом, обязательную аттестацию проходят следующие категории работников:

  • гражданские госслужащие;
  • медработники;
  • педработники;
  • трудящиеся в сфере науки;
  • прокурорские работники;
  • пожарные;
  • спасатели;
  • транспортники (летчики, железнодорожники, лица, обеспечивающие безопасность на транспорте);
  • руководители унитарных предприятий федерального значения;
  • специалисты в сфере промбезопасности;
  • связанные с перемещением и креплением грузов;
  • работники культуры;
  • иные категории работающих, согласно федеральным и отраслевым нормативам.

Для коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, аттестация не обязательна, однако может быть прописана в ЛНА и применяться для определения квалификационного уровня сотрудников.

Критерий необязательности действует, только если фирма не связана с деятельностью, по которой аттестация обязательна. К примеру, если предприниматель осуществляет деятельность, связанную с креплением и перемещением грузов либо организация осуществляет вспомогательные работы в сфере железнодорожных перевозок, их работники должны проходить аттестацию.

При разработке ЛНА и проведении процедуры рекомендуется руководствоваться документами:

  • Постановлением №470-267 от 5/10/73 г. (совместный документ ГКНТ и Госкомтруда).
  • Постановлением №38-20-50 от 17/02/86 г. (совместный документ ГКНТ, Госстроя и Госкомтруда).

Они принимались еще в период существования СССР, однако при рассмотрении трудовых споров, связанных с результатами аттестации, суды часто ссылаются на их положения.

Как проводится аттестация

Аттестация должна проводиться в соответствии с утвержденными стандартами по профессиям (ст. 195.1 ТК РФ). В первую очередь это касается обязательной аттестации и профессий, к которым она применяется. Вместе с тем, исходя из смысла указанной статьи, если руководство коммерческой организации проводит аттестацию работников, оно обязано руководствоваться той же статьей.

Основным документом, регламентирующим процедуру, является Положение об аттестации. Схематично документ состоит из нескольких важных блоков, разрабатываемых и дополняемых в соответствии со спецификой ее работы:

  1. Понятие, цели, задачи аттестации. Здесь можно задекларировать определение уровня квалификации, установление поощрительных мер.
  2. Работники, подлежащие и не подлежащие аттестации. Необходимо выделить особо, что молодые специалисты, беременные и иные защищенные работники аттестацию не проходят.
  3. Сроки и формы аттестации. Плановая и внеплановая аттестация, их условия. Обычно плановая процедура проводится не реже чем раз в пять лет либо чаще. Сроки устанавливаются в законодательстве для каждой профессии. На эти нормативы должны ориентироваться и коммерческие организации. Форма может быть письменной, через собеседование и пр.
  4. Аттестационная комиссия. Если в организации есть профсоюз, включение его представителя в состав комиссии обязательно (ст. 82 ТК РФ), иначе решение комиссии можно признать незаконным через суд, как подтверждает судебная практика.
  5. Оценочные критерии. Они должны опираться на описанные в трудовом договоре обязанности работника и сложность выполняемой им работы.
  6. Проведение аттестации. Рекомендуется подробно описать процедуру уведомления работника (оптимально за месяц до начала), заседания комиссии, голосования, отражения его результатов, доведения их до сведения работников.
  7. Результаты. Результат аттестации может формулироваться так:
  • соответствует/не соответствует занимаемой должности;
  • условно соответствует должности;
  • условно соответствует, при выполнении рекомендаций аттестационной комиссии (может дополняться положением о внеплановой аттестации, повторно).

С документом следует ознакомить работников под подпись.

К положению об аттестации комиссии необходимо разработать график аттестационных мероприятий и согласовать его с работниками. Для работы аттестационной комиссии ей необходимы сведения о каждом работнике: в форме справки, характеристики или в любой другой, предусмотренной ЛНА.

Вся вышеуказанная процедура на начальной стадии аттестационного процесса (утверждение состава комиссии, список профессий и должностей, график, процедура подготовки документов кадровой службой, информирование работников) оформляется приказом по организации, с которым работники должны быть ознакомлены под подпись.

Результат заносится в протокол комиссии либо в аттестационный лист, заполняемый на каждого работника. На основании этих документов руководитель издает приказ в отношении каждого работника, прошедшего или не прошедшего аттестацию.

Все аттестационные документы, в том числе и характеристика, и аттестационные листы, хранятся в личном деле сотрудника, как кадровая документация. Начиная с 2003 года срок хранения по ней 50 лет, для более ранних документов – 75 лет (ФЗ-125 от 22/10/04 г., ст. 22.1).

Внеплановая аттестация

Кроме периодических плановых аттестаций, практикуется аттестация внеплановая. Она проводится, как правило, в отношении отдельных работников. Необходимость проведения может возникать в следующих случаях:

  • решение вопроса о повышении (понижении) в должности;
  • решение вопроса о повышении оклада на той же должности;
  • при возникновении сомнений в профпригодности сотрудника;
  • нарушение сотрудником правил ТБ и охраны труда на рабочем месте.

Возможность внеплановой аттестации должна следовать из принятых в организации ЛНА, в противном случае принятое по результатам внеплановой аттестации решение можно будет расценивать как предвзятое по отношению к отдельному работнику. Следует также иметь в виду: если работник успешно прошел плановую аттестацию, проведение аналогичной внеплановой процедуры с негативным результатом может быть оспорено.

Важно! Внеплановую аттестацию не следует путать с внеочередной. Она возможна только в отношении ограниченного числа организаций, подконтрольных Ростехнадзору, и только если в организации произошел несчастный случай либо была аварийная ситуация (Положение №37 от 29/01/07 г. Ростехнадзора п. 15).

Правовое значение и итоги аттестации

Аттестация, в зависимости от результатов, может иметь ряд последствий. По итогам аттестации сотрудника можно уволить (ст. 81-3 ТК РФ). Часто такая аттестация проводится внепланово, если у администрации есть сомнения в соответствии работника занимаемой им должности.

Важно! Нельзя уволить по результатам аттестации беременную, одинокую мать, женщину, имеющую ребенка до 3-х лет и некоторых других лиц, согласно ст. 261 ТК РФ.

По результатам аттестации, как плановой, так и внеплановой, может также приниматься решение:

  • о направлении на обучение, переобучение, курсы повышения квалификации;
  • о начислении премиальных;
  • о присвоении новой, более высоко оплачиваемой, квалификации работникам отдельных профессий (например, медикам, педагогам).

Ссылка на основную публикацию