Статья 2 Федерального закона 54-ФЗ (с изменениями 2020 года)

Статья 2. Особенности применения контрольно-кассовой техники

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ статья 2 изложена в новой редакции

Статья 2. Особенности применения контрольно-кассовой техники

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 3 июля 2018 г. – Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

1. Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

Контрольно-кассовая техника не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.

Кредитные организации обязаны вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денег с использованием электронных средств платежа и по передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств. Порядок направления указанного перечня в уполномоченный орган и форма указанного перечня устанавливаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 1.1 с 3 июля 2018 г. – Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

1.1. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 3 июля 2018 г. – Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения пункта 2 не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами

2. Организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

ГАРАНТ:

Действие абзаца второго не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации

продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

продажа ценных бумаг;

абзац утратил силу с 1 июля 2019 г. – Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

Информация об изменениях:

обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

ГАРАНТ:

Действие абзаца шестого не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации

торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;

ГАРАНТ:

Действие абзаца седьмого не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации

осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;

торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;

торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;

прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;

ремонт и окраска обуви;

изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;

присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

вспашка огородов и распиловка дров;

услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

розничная продажа бахил.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 2.1 с 3 июля 2018 г. – Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

2.1. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные подпунктами 3, 6, 9 – 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 – 48, 53, 56, 63 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым – двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 2.2 с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 425-ФЗ

2.2. Контрольно-кассовая техника не применяется индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход” в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 3 июля 2018 г. – Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения пункта 3 не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым – двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети “Интернет” перечень, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также внесенные в указанный перечень изменения.

4. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок выдачи и учета документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

ГАРАНТ:

Положения пункта 5 не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами

5. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику.

6. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 6 августа 2019 г. – Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 238-ФЗ

7. В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки в электронной форме через оператора фискальных данных.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети “Интернет” указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень, а также внесенные в указанный перечень изменения.

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 7 июня 2019 г. – Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 129-ФЗ

8. Положения пункта 2 (за исключением торговли в розлив питьевой водой и розничной продажи бахил), пунктов 3 и 5 настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 8.1 с 6 августа 2019 г. – Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 238-ФЗ

8.1. Действие положений абзацев второго, шестого и седьмого пункта 2 настоящей статьи не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации.

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 3 июля 2018 г. – Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

9. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 10 с 3 июля 2018 г. – Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

10. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации доводит до сведения уполномоченного органа информацию об организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в течение пяти рабочих дней с даты наделения таких организаций полномочиями, указанными в абзаце первом настоящего пункта.

В случае изменения информации об организациях, указанных в настоящем пункте, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты изменения такой информации доводит соответствующие изменения до сведения уполномоченного органа.

Информация об изменениях:

Статья 11 дополнена пунктом 11 с 3 июля 2018 г. – Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

11. При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями и действующих от имени и за счет страховщика, в рамках деятельности по страхованию, осуществляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, страховщик применяет контрольно-кассовую технику при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.

Информация об изменениях:

Статья 12 дополнена пунктом 12 с 3 июля 2018 г. – Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

12. Контрольно-кассовая техника может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.

Перечень платных услуг, оказываемых указанными в настоящем пункте библиотеками без применения контрольно-кассовой техники, утверждается Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 13 изменен с 8 января 2020 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 510-ФЗ

13. Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов:

товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;

физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;

домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.

Положения настоящего пункта не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем, если иное не предусмотрено пунктом 15 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 14 с 7 июня 2019 г. – Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 129-ФЗ

14. Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием сети “Интернет” и сетей связи.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 15 с 8 января 2020 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 510-ФЗ

Читайте также:  Как заключить договор с ОФД — образец, советы и рекомендации по оформлению

15. Муниципальные дома и дворцы культуры, муниципальные дома народного творчества, муниципальные клубы, муниципальные центры культурного развития, муниципальные этнокультурные центры, муниципальные центры культуры и досуга, муниципальные дома фольклора, муниципальные дома ремесел, муниципальные дома досуга, муниципальные культурно-досуговые и культурно-спортивные центры, муниципальные музеи (за исключением указанных муниципальных учреждений культуры, располагающихся в городах, районных центрах (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселках городского типа) вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов за оказанные ими услуги населению в области культуры, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Что меняется в законе об онлайн-кассах с 2020 года

В 2019 году в России стартовала обязательная маркировка товаров. Производители уже наносят коды Data Matrix на сигаретные пачки. С 2020 года маркируют обувь, духи, шин и фотоаппараты, с начала 2021-го — одежду и белье.

Для работы с маркировкой изменили закон об онлайн-кассах: на них теперь продают маркированные товары, поэтому кассы должны понимать коды маркировки и передавать информацию в государственную систему маркировки. Для касс выпустят новые фискальные накопители и форматы фискальных документов. У налоговой появилось право штрафовать магазины за незаконные продажи маркированных товаров.

Продажа маркированных товаров

Мы рассказывали об обязательной маркировке товаров. Если коротко, маркировка — это двумерный код Data Matrix, который наносят на упаковку. По нему отслеживают движение товара от производства до продажи.

Благодаря маркировке государство контролирует оборот товаров и борется с контрафактом, бизнес — меньше участвует в проверках налоговой, покупатель — считывает код через приложение и проверяет легальность будущей покупки. Что такое маркировка товаров и зачем она нужна

Сроки. Раньше в России маркировали только алкоголь, шубы и некоторые лекарства. В 2019 году началась маркировка сразу десяти новых товарных категорий:

С 1 мартаТабачная продукция
С 1 июляОбувь
С 1 декабряМужская и женская верхняя одежда, кожаная одежда, блузки, белье, духи, шины, фотокамеры

Считывать коды маркировки на кассе и отправлять их в систему с 2019 года должны продавцы сигарет: с июля прошлого года производители выпускают только маркированные пачки.

Обувные магазины маркируют остатки товаров, на которых нет кодов маркировки. Промаркированные товары тоже нужно будет продавать на кассе по новым правилам. Если этого не делать, магазин могут оштрафовать — с марта 2020-го нельзя продавать немаркированную обувь. Сроки маркировки товаров в постановлении правительства РФ

К маркированным сигаретам и обуви в 2020 году добавляется еще восемь категорий товаров. Их надо будет продавать по кодам и сообщать о продажах в систему маркировки.

Обновление кассы. По закону продавцы считывают коды маркировки, добавляют данные о продажах в чек и передают их оператору фискальных данных (ОФД), чтобы ОФД транслировал их в систему маркировки. Эти операции выполняет касса.

Кассы должны уметь:

  • принимать код маркировки и сохранять информацию о маркированных товарах в фискальный накопитель;
  • формировать и передавать фискальные документы в систему маркировки через ОФД;
  • передавать уведомления о продаже маркированных товаров;
  • принимать ответ от оператора маркировки и сохранять в фискальный накопитель;
  • информировать пользователя, если не пришел ответ от системы.

Чтобы продавать эти товары на онлайн-кассах, кассы должны соответствовать новым требованиям. Для этого производители обновляют программу, а магазину важно вовремя обновить прошивку. Статья 2 федерального закона № 238 — изменения в 54-ФЗ

Маркировка без рисков с Дримкас Ключом

С Ключом пользователь кассы не тратит время, чтобы отслеживать новые требования к маркировке, — мы берем это на себя.

Новая модель фискального накопителя

По закону в кассы ставят фискальный накопитель — устройство, которое хранит информацию о продажах в зашифрованном виде. Накопитель теперь будет хранить новые фискальные данные:

  • запрос кода маркировки,
  • уведомление о продаже маркированного товара,
  • ответ на запрос,
  • квитанции на уведомление.

Производителям фискальных накопителей дается один год с принятия закона для доработки устройств. Поэтому до августа 2020 года в реестре фискальных накопителей появится новый — ФН-М. Он будет соответствовать требованиям нового закона.

Сроки. Закон разрешает использовать ФН старого образца в кассах, пока не закончится срок действия ключей фискального признака. Например, накопитель на 36 месяцев можно использовать все три года или пока не закончится емкость. Только после этого накопитель нужно будет менять на новый.

В законе ничего не сказано про перерегистрацию кассы. Это нужно, например, при смене адреса торговой точки. Вероятно, в этом случае придется менять ФН на новый.

Обновление кассы. При замене фискального накопителя на кассу можно будет установить только новый ФН-М. Для этого касса должна уметь с ним работать: изменятся протоколы взаимодействия между кассой и накопителем. Производитель должен будет доработать кассовую программу, а пользователь — обновить прошивку.

Новый формат фискальных документов

Формат фискальных документов — это стандарт для информации, которую налоговая получает из чеков продажи и бланков строгой отчетности. С января 2019 года все кассы по закону работают с ФФД 1.05 или 1.1. Приказ ФНС с поправками в ФФД

С 1 марта 2020 года вступают в силу поправки в эти ФФД:

Для продавцов маркированных товаров: формирование тега 1162. В нем указывается код маркировки товара. Согласно приказу этот тег обязательно включается в кассовый чек при продаже и возврате маркированного товара. В бумажном и электронном чеке тег указывается по-разному: в печатном достаточно одного значения «М», в электронном — нужен код идентификации товара.

В бумажном чеке на маркировку указывает M, в электронном — код целиком

Для всех: новые значения тега 1212. Тегу 1030 (наименования предмета расчета) всегда соответствует число, его указывают в теге 1212 (признак предмета расчета). Теперь в список значений этих тегов добавили новые:

1030
внереализационный доход
иные платежи и взносы
расход (для УСН «доходы минус расходы»)
1212
15
16
20
страховые взносы ИП21, 22, 23, 24, 25
платеж казино26

Для всех: отмена обязательных реквизитов. В печатный чек не включаются теги 1042 — номер чека за смену, 1038 — номер смены, 1108 — признак ККТ для расчетов только в интернете, 1117 — адрес электронной почты отправителя. Они должны быть только в электронной версии чека. Но печатать эти реквизиты тоже не будет нарушением, это указано в п. 7 ст. 4.7 54-ФЗ.

Сроки. Новый ФФД вносит изменения в реквизиты, которые указываются в чеке. После 1 марта 2020-го старый формат чеков будет незаконным. Второе обновление реквизитов ожидается в августе.

Новые штрафы для розницы

Теперь по закону у налоговой есть право проверять работу магазинов — контролировать, как они продают маркированные товары и соответствует ли оборудование закону. Штрафы за работу без маркировки в КоАП

Штрафы за незаконную продажу товаров, которые подлежат обязательной маркировке:

  • 2 000–4 000 ₽ — физическое лицо
  • 5 000–10 000 ₽ — должностное лицо
  • 50 000–300 000 ₽ — компания

За нарушение во всех случаях товары могут конфисковать.

Сроки. Инспектор уже сейчас может оштрафовать предпринимателя за неправильную продажу сигарет. В 2020-м это будет распространяться и на другие товары.

Обновление кассы. Чтобы не попасть под штрафы, владельцу магазина важно обновлять прошивку на кассах, а когда потребуется — сменить фискальный накопитель.

Что нужно знать об изменениях в 54-ФЗ

  1. В России магазины с 2019 года продают маркированные товары, кассы должны уметь с ними работать.
  2. Продавец считывает на кассе код Data Matrix, отправляет в систему маркировки и получает ответы.
  3. Эти данные должны храниться в фискальном накопителе, поэтому в 2020-м появятся новые модели ФН.
  4. Налоговая разрабатывает новые форматы фискальных документов, они станут обязательными в 2020 году.
  5. Если предприниматель игнорирует маркировку, налоговая может оштрафовать его на сумму до 300 000 ₽.

Активируйте Дримкас Ключ и забудьте о штрафах

Дримкас Ключ помогает продавать маркированные товары по закону. На кассу вовремя приходят обновления — магазин не рискует.

Шаг 1

Подключить интернет

Данные о продажах должны передаваться в налоговую онлайн, поэтому для работы кассы нужен интернет. Подойдёт любой: выделенная линия, вайфай, мобильный интернет — в законе требований нет. Главное, чтобы связь работала стабильно.

Шаг 2

Выбрать онлайн-кассу

Кассы отличаются мощностью, размером и функциональностью. Для курьера и для фастфуда с большим потоком посетителей подходят разные модели — отталкивайтесь от особенностей вашего бизнеса.

Кассу можно купить или взять в аренду — закон допускает оба варианта. Сбербанк продаёт и предоставляет в аренду смарт-терминалы «Эвотор». Если у вас сезонный бизнес или вы только открыли своё дело и не готовы вкладывать сразу много денег, начните с аренды — от 1200 рублей в месяц. Если бизнес стабильный и круглогодичный, стоит вложиться в покупку кассы.

Шаг 3

Купить фискальный накопитель

Внутри кассы должен быть установлен фискальный накопитель (ФН) — чип, который собирает и хранит данные обо всех операциях, а также присваивает чекам обязательный уникальный реквизит — фискальный признак. Кассы могут продаваться и вместе с ФН, и отдельно.

Фискальные накопители выпускают сроком:

  • на 13 или 15 месяцев — они подходят предпринимателям на общей системе налогообложения
  • на 36 месяцев — для тех, кто работает на специальных режимах налогообложения.

Для сезонного бизнеса и торговли подакцизными товарами есть ограничения — подробнее о них читайте в статье «Как заменить фискальный накопитель».

Шаг 4

Заключить договор с ОФД

Оператор фискальных данных (ОФД) — это посредник, который собирает и обрабатывает фискальные данные бизнеса и передаёт их ФНС. По закону, работать в качестве ОФД может только компания, получившая разрешение налоговой.

Все предприниматели должны заключить договор с ОФД и передавать информацию в ФНС только через него. Сбербанк сотрудничает с «Платформой ОФД». Это самый крупный оператор фискальных данных в России. «Платформа ОФД» не только передаёт данные касс в налоговую и позволяет работать с маркированными товарами, но и даёт предпринимателям возможности для анализа показателей бизнеса через личный кабинет.

Шаг 5

Зарегистрировать онлайн-кассу и ФН в налоговой

Кассу и фискальный накопитель нужно зарегистрировать в налоговой. Сохраняйте все документы на технику и услуги — они пригодятся, когда будете заполнять заявку на регистрацию.

Чтобы оформить кассу в налоговой, можно прислать документы почтой, прийти в отделение лично или подать заявку онлайн через личный кабинет на сайте ФНС.

Как отчитываться перед госорганами онлайн

Чтобы «общаться» с ФНС онлайн, нужна квалифицированная электронная подпись — КЭП. Это аналог вашей подписи: с её помощью можно заверять электронные документы. КЭП позволяет взаимодействовать с госорганами удалённо: переписываться с налоговой, Федеральной таможенной службой и другими инстанциями, регулярно отправлять отчётность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Чтобы передавать данные во все госорганы через одну программу, нужно установить систему электронного документооборота (ЭДО).

Для дистанционной коммуникации с чиновниками и партнёрами по бизнесу Сбербанк предлагает систему E-invoicing. В неё встроен электронный документооборот, отчётность и конструктор документов — так вы сокращаете время на оформление и подачу отчётов, не ошибаетесь в шаблонах и тратите меньше бумаги.

Что дальше: как автоматизировать бизнес

Когда бизнес разрастётся, часть процессов можно автоматизировать и управлять ими через единый сервис. У Сбербанка это «Моя торговля». В него встроены программы для учёта и организации рабочего места кассира, мониторинга всех каналов продаж, есть интеграция с 1С:Бухгалтерией, рассылками, телефонией и другими сервисами.

Главное

с

С 2019 года 54-ФЗ касается почти каждого бизнеса. Чтобы легально торговать или оказывать услуги, нужно подключить онлайн-кассу.

2

Определите, сколько готовы потратить единовременно: если бизнес стабилен, купите собственную кассу; если только начинаете или работаете сезонно — возьмите ККТ в аренду.

с

Определите, какой фискальный накопитель нужен для бизнеса. Купите ФН и установите в кассу — проще всего взять комплект «касса + фискальный накопитель».

с

Заключите договор с ОФД — это требование закона. Выбирайте оператора, у которого есть лицензия от налоговой и дополнительные возможности для аналитики бизнеса.

с

Купите электронную подпись. Это необязательно, но меняет жизнь к лучшему: всё общение с госорганами можно будет перевести в режим онлайн и сэкономить тонну бумаги.

с

Зарегистрируйте кассу в налоговой. Если у вас есть электронная подпись, это можно сделать онлайн через личный кабинет.

с

Когда бизнес начнёт расти, присмотритесь к сервисам электронного документооборота и удалённого управления.

Применение ККТ (онлайн-касс) с 01.07.2019 по 01.07.2021

Кто освобожден от применения онлайн-касс до 01.07.2021 и кто – бессрочно. Ответственность за нарушение законов о ККТ. Ограничение ответственности до 01.07.2020.

Правила применения контрольно-кассовой техники на территории России регламентируются Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Освобождены от онлайн-касс до 01.07.2021

Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»:

Установить, что индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года.

Освобождены от применения ККТ бессрочно

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции от 06.06.2019) освобождены от применения контрольно-кассовой техники без ограничения по времени следующие субъекты:

  1. Кредитные организации.
  2. Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении следующих видов деятельности:
    • продажа газет и журналов на бумажном носителе;
    • продажа ценных бумаг;
    • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций во время учебных занятий;
    • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах за некоторыми исключениями;
    • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами за некоторыми исключениями;
    • торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
    • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами;
    • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
    • ремонт и окраска обуви;
    • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
    • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
    • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
    • вспашка огородов и распиловка дров;
    • услуги носильщиков на вокзалах и в портах;
    • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) собственных жилых помещений, в том числе совместно с машино-местами;
    • розничная продажа бахил.
  3. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за некоторыми значительными исключениями.
  4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
  5. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях за некоторыми исключениями.
  6. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах.
  7. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы.
  8. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.*
  9. Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении безналичных расчетов:
    • товариществами собственников недвижимости, жилищными, жилищно-строительными кооперативами за оказание услуг своим членам и при приеме от них платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
    • образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;
    • физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;
    • домами и дворцами культуры, клубами и другими подобными предприятиями при оказании услуг населению в области культуры.
  10. Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации с рук или с лотка входных билетов и абонементов на посещение государственных и муниципальных театров.
Читайте также:  Автономные онлайн-кассы — что собой представляют и какую выбрать?

* Электронное средство платежа, которое можно предъявить – это корпоративная банковская карта, привязанная к расчетному счету. Чтобы не пришлось использовать онлайн-кассу, расчеты с предъявлением таких бизнес-карт придется исключить.

Информация выше представлена в сокращенном виде, полностью с ней вы можете ознакомиться в статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Обязанность покупателей пробивать чек

Обязаны ли организации и ИП применять ККТ при оплате товаров и услуг наличными или корпоративной картой, привязанной к расчетному счету?

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2. Федерального закона № 54-ФЗ «Контрольно-кассовая техника … применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.»

Расчеты по статье 1.1. Федерального закона № 54-ФЗ – это «… прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги …»

Согласно определению понятия «расчеты», пункту 1 статьи 1.2. и пункту 9 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять ККТ при выплате денежных средств за товары, работы, услуги наличными деньгами и (или) в безналичном порядке с предъявлением электронного средства платежа.

Однако, в пункте 2 статьи 1.2. Федерального закона № 54-ФЗ говорится, что «При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек … покупателю (клиенту) …» Упоминания о выдаче чека продавцу нет.

Кроме того, в статье 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ перечисляются обязательные реквизиты кассового чека, среди которых есть «признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) – приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, – возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) – расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, – возврат расхода)». Упоминания о выдаче средств продавцу нет.

Будут ли на практике эти два аргумента учтены налоговиками в пользу организаций и ИП – неизвестно. Но есть вариант, подтвержденный пунктом 2 Письма ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@, когда покупатель и продавец могут оформить расчет одним чеком, пробитым продавцом товаров, работ, услуг. Это возможно при осуществлении расчетов подотчетным лицом организации или индивидуального предпринимателя.

В кассовом чеке, выданном подотчетному лицу, с 01.07.2019 должен быть указан ИНН покупателя. Подробнее об этом читайте в Письме ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@.

Ответственность за нарушение законов о ККТ

Ответственность за нарушение законодательства о применении онлайн-касс регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 29.05.2019).

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники:

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, –

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Ограничение ответственности до 01.07.2020

Статья 2 Федерального закона от 03.07.2019 N 171-ФЗ отменяет штрафы для общественного транспорта и сферы ЖКХ до 1 июля 2020 года:

«Приостановить до 1 июля 2020 года действие частей 2 – 4 и 6 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях … в отношении применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).»

Представителей общественного транспорта и сферы ЖКХ не будут штрафовать до 1 июля 2020 года за следующие нарушения:

  • Неприменение контрольно-кассовой техники.
  • Повторно зарегистрированное неприменение ККТ.
  • Применение онлайн-кассы, не соответствующей установленным требованиям.
  • Применение онлайн-кассы, соответствующей установленным требованиям, с нарушениями.
  • Непередача клиенту бумажного или электронного чека по его требованию.

Последние изменения в 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники»

Закон о ККТ (последняя редакция): кому применять?

Самый существенный набор поправок в закон о применении ККТ № 54-ФЗ от 22.05.2003 был внесен в июле 2016 года (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Изменения были кардинальными и влияют на нас до сих пор. Суть их тогда свелась:

  • к введению в обращение касс нового образца (онлайн-касс), оснащенных фискальными накопителями и передающих информацию о продажах напрямую в налоговые органы;
  • возникновению обязанности оформлять на устройствах, аналогичных онлайн-кассам, БСО и расширению круга лиц, применяющих такие бланки;
  • изменению состава лиц, обязанных использовать кассовые аппараты.

Подробнее об изменениях, упомянутых в последнем пункте, читайте в этой статье.

Следующие поправки в закон о ККТ привели к тому, что из числа лиц, освобождавшихся ранее от применения кассы, оказались исключенными в том числе плательщики ЕНВД и ИП, работающие на патенте. Для них так же, как и для иных лиц, потерявших возможность не применять ККТ, дата наступления обязанности работы с кассой была сдвинута на 01.07.2018.

Затем осенью 2017 года в текст закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ были внесены правки (закон «О внесении изменений» от 27.11.2017 № 337-ФЗ), в силу которых для плательщиков ЕНВД и ИП, работающих на патенте, дату 01.07.2018 заменили на 01.07.2019, т. е. применение касс отодвинули еще на 1 год. Но этой возможностью не смогли воспользоваться юрлица, работающие в сфере розничной торговли, общепита и продаж через торговые автоматы. А ИП, работающие в этих сферах, для того, чтобы пользоваться дополнительной отсрочкой, не должны иметь наемных работников, оформленных по трудовому договору. Появление у них таких работников приводит к возникновению обязанности в течение 30 календарных дней с даты заключения договора зарегистрировать ККТ.

Подробнее о том, кто должен перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2019 года, читайте в этой статье.

Необходимость приобретения касс для ИП, не имевших ранее такой техники, влечет за собой достаточно большие расходы, порой весьма существенно отражающиеся на итоговой величине полученного ИП дохода. Именно в связи с этим возникло предложение о материальной поддержке предпринимателей, использующих указанные спецрежимы (так называемый вычет на ККТ). На уровне закона связанные с этим вопросом положения оказались закрепленными не в законе о ККТ, а в НК РФ, дополненном новыми пунктами — в ст. 346.32 (п. 2.2) и 346.51 (п. 1.1). И эти поправки по онлайн-кассам вылились в закон «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 349-ФЗ, подлежащий применению с 01.01.2018 (ст. 3 закона № 349-ФЗ).

О том, как получить налоговый вычет при покупке онлайн-кассы, читайте здесь.

Редакция закона от 25.12.2018 не привнесла особых изменений в 54-ФЗ “О применении ККТ”. Согласно ст.2 закона “О внесении изменений. ” от 25.12.2018 № 488-ФЗ в 54-ФЗ добавлен новый пункт № 14 в ст.4.4 следующего содержания:

ВНИМАНИЕ! 07.06.2019 вступил в силу закон от 06.06.2019 № 129-ФЗ, продливший отсрочку ККТ для некоторых ИП до 01.07.2021. Привнес он и некоторые другие изменения.

Кто вправе не применять онлайн машины: последние изменения 54-ФЗ

Чтобы узнать, нет ли у вас возможности обойтись без применения онлайн-ККТ, обратитесь к актуальной редакции ст. 2 закона № 54-ФЗ. Она освобождает от использования ККТ при осуществлении отдельных видов деятельности, в том числе при (ст. 2 закона № 54-ФЗ):

  1. продаже журналов игазет вне зависимости от места торговли;
  2. продаже ценных бумаг;
  3. торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (за некоторым исключением), а также при разносной торговле с рук или ручных тележек вне мест стационарной торговой сети, а также в вагонах пассажирских поездов или на борту самолетов;
  4. продаже мороженого в киосках, а также безалкогольных напитков, воды или молока в розлив;
  5. торговле из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  6. ремонте и окраске обуви;
  7. сдаче индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих емуна праве собственности и др.

Также ККТ могут не применять:

  • продавцы, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях;
  • плательщики НПД;
  • банки и иные кредитные организации;
  • страховые агенты при продаже полисов.

Кроме того допускается не выдавать чек при торговле товарами (за исключением технически сложных) через вендинговые аппараты. При этом с 01.02.2020 вендинг должен быть оснащен дисплеем, на который будет выводиться QR-код.

Иные поправки в 54-ФЗ

Вносили законодатели и иные правки в 54 закон:

  1. Обязательна выдача кассового чека при погашении займа, выданного на приобретение товаров.
  2. При выплате выигрыша организаторы азартных игр обязаны выдать чек с признаком “расход”.
  3. Разрешается формировать один чек за день, неделю или месяц по всем случаям возврата клиентам переплаты за услуги или проведении взаимозачетов.
  4. Снятие кассового аппарата с учета осуществляется автоматически при ликвидации хозсубъекта на основании выписки из госреестра.
  5. Для исправления ошибок в чеке необходимо использовать чек коррекции. Ранее рекомендовалось оформлять возврат прихода и оформлять новый чек.
  6. Увеличен срок выдачи карточки регистрации ККМ до 10 дней.
  7. Все кассовые чеки должны отображать QR-код с 03.07.2018 года.

Зачем нужен QR-код читайте здесь.

Итоги

Закон № 54-ФЗ регулярно изменяется и дорабатывается. Последняя редакция не привнесла в него глобальных изменений. А вот более ранние поправки были кардинальными.

Новые поправки в закон о ККТ: освобождение для ИП на ПСН, безналичные расчеты с физлицами, новые реквизиты чека и другое

Во вторник, 3 июля Президент РФ подписал федеральный закон от 03.07.18 № 192-ФЗ, которые внес существенные изменения в закон № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники. Во-первых, урегулирован вопрос, нужно ли использовать кассу, если деньги от покупателя-физлица поступили на банковский счет продавца. Во-вторых, появились новые требования, предъявляемые к чекам и БСО в различных ситуациях. И, в-третьих, значительная часть предпринимателей на патентной системе получила полное освобождение от ККТ, а остальным предоставлена отсрочка до июля 2019 года. Есть и другие немаловажные изменения. Значительная часть новшеств вступит в силу с момента официального опубликования закона (напомним, что такая публикация должна состояться в течение семи дней после подписания закона президентом РФ).

Содержание

Онлайн-касса при безналичных расчетах с физлицами

До принятия комментируемых поправок существовала неясность относительно того, нужно ли использовать ККТ, если покупатель — физическое лицо перечислил деньги на банковский счет продавца. Дело в том, что согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ о применении ККТ (далее — Закон № 54-ФЗ), контрольно-кассовая техника в общем случае применяется всеми организациями и предпринимателями при осуществлении ими расчетов. Сразу скажем, что данное правило сохранилось и в новой редакции Закона № 54-ФЗ. Но вот само понятие «расчеты» претерпело серьезные изменения.

Читайте также:  Установка онлайн-кассы: порядок подключения и настройки

Прежде под расчетами понимался прием или выплата денег с использованием наличных и (или) электронных средств платежа. Специалисты спорили, подпадает ли под это определение безналичный перевод со счета покупателя на счет поставщика. Чиновники утверждали, что подпадает (письмо Минфина России от 28.04.17 № 03-01-15/26324, см. «Минфин: при безналичной оплате товара через банк продавец обязан применять ККТ»). Эксперты высказывали другое мнение, согласно которому расчетом является перевод денег посредством интернет-банкинга, или через системы-аналоги классического «банк-клиент». Если же клиент лично пришел в банк и принес платежное поручение, оформленное на бумаге (либо заполнил его на месте), то при такой операции электронные средства платежа не задействованы. Следовательно, данная разновидность безнала не относится к расчетам и не требует применения ККТ.

Согласно поправкам, под расчетами понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке. Таким образом, отныне любая безналичная операция, наравне с наличными расчетами, обязывает продавца применить контрольно-кассовую технику.

Также появились четкие правила относительно того, когда при безналичных расчетах продавец должен оформить кассовый чек, и каким способом следует передать чек покупателю. Так, чек следует сформировать не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позже момента передачи товара (новый пункт 5.4 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ). Передать чек можно по интернету на телефон клиента или на его электронный адрес. Бумажный чек обычно выдается клиенту вместе с товаром. Но есть и еще один способ — отдать бумажный чек при первом непосредственном взаимодействии клиента с продавцом или уполномоченным им лицом (новый пункт 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Добавим, что законодатели разрешили временно не формировать кассовые чеки в ситуации, когда покупатель-физлицо приходит в банк и приносит «бумажное» распоряжение на перевод денег, либо заполняет его на месте. Отсрочка действует и в случае, когда физлицо оплачивает коммунальные услуги или принимает от продавца возврат ранее сделанного аванса. При подобных обстоятельствах продавец вправе не оформлять кассовые чеки вплоть до 1 июля 2019 года. Это прямо оговорено в части 4 статьи 4 комментируемого закона.

Расчеты между организациями и ИП

И в прежней, и в новой редакции Закона № 54-ФЗ сказано, что при расчетах между двумя организациями, двумя ИП, либо между организацией и ИП нужно применять контрольно-кассовую технику в двух случаях. Первый — это прием и выдача наличных средств. Второй — это прием и выдача безналичных средств с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (например, при помощи пластиковой карты). Что же касается всех прочих безналичных расчетов, то они под закон о ККТ не подпадают.

До конца июня 2019 года чеки, оформляемые при расчетах между компаниями и предпринимателями, будут такими же, как и при расчетах с физлицами. Но с июля 2019 года начнет действовать новый пункт 6.1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ. В нем говорится, что при расчетах между юридическими лицами и ИП необходимо выписывать чек, который должен содержать дополнительные реквизиты. Это наименование покупателя (то есть название организации или ФИО предпринимателя) и ИНН покупателя. Плюс к этому в чеке придется указывать следующие данные (при их наличии): сведения о стране происхождения товара; сумма акциза и регистрационный номер таможенной декларации.

Обратите внимание: выполнить все требования актуальной редакции Закона 54-ФЗ к реквизитам в кассовом чеке можно с помощью сервиса «Контур.Маркет». Сервис также обеспечивает передачу данных о пробитых чеках в ИНФС через ОФД. Кроме того, «Контур.Маркет» интегрирован с сервисом для ведения учета и сдачи отчетности «Контур.Бухгалтерия», что позволяет быстро и безошибочно отражать данные о продажах в налоговом и бухгалтерском учете.

Полный комплект для онлайн-ККТ: по цене кассы вы получите кассу, ОФД и товароучетную систему «Контур.Маркет» Отправить заявку

Новшества для ИП на ПСН

Общий случай

Согласно прежней редакции Закона № 54-ФЗ, большинство предпринимателей на патенте должны были начать применять онлайн-кассы с июля этого года. Однако комментируемые поправки в общем случае освободили ИП на ПСН от этой обязанности. В новом пункте 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ сказано, что предприниматели на ПСН могут не оформлять кассовый чек, если взамен они выдают покупателям документ, подтверждающий факт осуществления расчета. Для удобства станем называть его специальным документом.

Специальный документ должен содержать наименование и порядковый номер, а также некоторые реквизиты, обязательные для кассового чека: ИНН продавца, его систему налогообложения и проч. (полный список реквизитов приведен в абзацах 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ). Не нужно указывать лишь те реквизиты чека, которые относятся к кассовому аппарату, например, регистрационный номер ККТ, фискальный признак и т.д.

Исключения

Однако не обошлось и без исключений. Согласно новой редакции Закона № 54-ФЗ, использовать ККТ все же придется тем ИП на патентной системе, кто занимается следующими видами деятельности:

  • парикмахерские и косметические услуги;
  • ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;
  • техобслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
  • автомобильные грузовые и пассажирские перевозки;
  • ветеринарные услуги;
  • проведение занятий по физической культуре и спорту;
  • оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов водным транспортом;
  • ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
  • занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью;
  • услуги по прокату;
  • розничная торговля и услуги общепита;
  • производство молочной продукции;
  • товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;
  • ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.

При этом данным ИП (кроме тех, кто занимается розницей и общепитом) предоставлена отсрочка: они могут не оформлять кассовые чеки до 1 июля 2019 года.

Рассчитать стоимость готового решения для подключения онлайн-кассы

Если ИП воспользовался отсрочкой, то до июля 2019 года он может выдавать покупателям товарные чеки, квитанции или другие простые документы, подтверждающие расчеты. Простой документ должен соответствовать определенным требованиям, но они отличаются от тех, что предъявляются к специальному документу. Так, в простом документе нужно указать следующие реквизиты: наименование, порядковый номер, дату выдачи, название или ФИО продавца, его ИНН, название и количество товара, сумму оплаты, а также должность, фамилию, инициалы и личную подпись выдавшего лица.

Новшества для торговых автоматов

По старым правилам кассу, которую применяли в составе торгового автомата, нужно было устанавливать внутри его корпуса. Комментируемые поправки вводят ряд исключений из этого общего правила. Так, онлайн-касса может находиться вне корпуса автомата, взимающего плату за услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа. При этом необходимо, чтобы на корпусе в доступном месте находился легко читаемый заводской номер торгового автомата. Если все условия выполнены, то ККТ, размещенная отдельно от автомата, может не выдавать чеки, а если покупатель не сообщил свой электронный адрес или номер телефона, то онлайн-касса может не направлять чеки по интернету (новые подп. 1 п. 5.1 и п. 5.2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

С февраля 2020 года разрешат устанавливать ККТ отдельно от автомата, если на его дисплее отображается QR-код, позволяющий покупателю считать и идентифицировать онлайн-чек. В случае применения таких касс можно не печатать и не направлять покупателям чеки. Правда, здесь есть дополнительное условие — автомат не должен продавать подакцизную или технически сложную продукцию и товары, подлежащие обязательной маркировке (новый подп. 2 п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Также есть нововведения для автоматов, расчеты в которых совершаются исключительно монетами. Если эти автоматы не питаются от электрической энергии, в том числе от аккумуляторов и батарей, то устанавливать в них контрольно-кассовую технику больше не нужно (новый п. 1.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Новшества для платежных агентов и страховщиков

В статье 1.2 Закона № 54-ФЗ появился новый пункт 5.5, посвященный платежным агентам и субагентам, которые производят расчеты посредством автоматических устройств. Новая норма обязывает их выдавать кассовые чеки на бумажном носителе, либо направлять их в электронной форме. Есть и альтернативный вариант: переслать клиенту сведения, идентифицирующие онлайн-чек. К ним относятся: регистрационный номер кассы, сумма, дата и время расчета и проч. При помощи этих сведений клиент сможет найти и бесплатно получить свой чек на информационном интернет-ресурсе, который указал продавец.

Предусмотрены поправки и для страховщиков. Новый пункт 11 статьи 2 Закона № 54-ФЗ адресован страховщикам, которые рассчитываются со страхователями через агентов, не являющихся организациями или ИП. В такой ситуации страховщик обязан оформить чек или бланк строгой отчетности в электронной форме и направить его страхователю.

Полный комплект для онлайн-ККТ «четыре по цене одного»: по цене кассы вы получите кассу, ОФД, настройку ККТ с регистрацией в ФНС и товароучетную систему Отправить заявку

Виды деятельности, не требующие применения ККТ

Законодатели скорректировали перечень видов деятельности, позволяющих не применять контрольно-кассовую технику. Вот основные изменения:

  • уточнено, что освобождение от ККТ распространяется только на газеты и журналы, напечатанные на бумажном носителе;
  • добавлено условие, что не подпадает под освобождение от ККТ разносная торговля товарами, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации;
  • освобождение от ККТ распространено на разносную торговлю на борту воздушных судов (ранее действовало только для поездов, ручных тележек, велосипедов, корзин и лотков);
  • от применения ККТ освободили продажу в розлив молока и питьевой воды (ранее освобождалась продажа мороженого и безалкогольных напитков);
  • от применения ККТ освобождены платные услуги, оказываемые государственными и муниципальными библиотеками;
  • от применения ККТ освобождено предоставление платных парковочных мест на дорогах общего пользования и на региональных, муниципальных и земельных участках;
  • с 1 июля 2019 года отменяется освобождение, действовавшее для продажи проездных билетов в салоне общественного транспорта.

Что изменилось в оформлении чеков и БСО

В комментируемом законе содержатся поправки, касающиеся обязательных реквизитов кассового чека и бланка строгой отчетности. Во-первых, появилось уточнение, что цена за единицу должна быть указана в валюте РФ. Во-вторых, поменялась формулировка формы расчета: прежде было «наличными» и (или) «электронными», теперь стало «наличными» и (или) «в безналичном порядке». В-третьих, QR-код стал обязательным реквизитом кассового чека и БСО (п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ в новой редакции).

Кроме того, с июля 2019 года начнут действовать особые правила для чеков и БСО, которые выдаются при выплате выигрышей в лотерее и азартных играх, а также при получении страховой премии и при страховой выплате. В таких чеках и БСО, помимо обычных реквизитов, нужно будет указывать наименование, либо ФИО клиента или страхователя, и его ИНН (для физического лица — серию и номер паспорта). Это предусмотрено новым пунктом 6.2 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ.

Изменения для фискальных накопителей

Еще недавно на рынке были представлены фискальные накопители только двух видов: со сроком действия 36 месяцев и сроком действия 13 месяцев. Сейчас к ним добавились накопители со сроком действия 15 месяцев. Не исключено, что в будущем появятся накопители, рассчитанные на иной срок.

Законодатели учли эти изменения. Прежде в пункте 6 статьи 4.1 Закона № 54-ФЗ говорилось, что в общем случае пользователи на спецрежимах обязаны применять фискальные накопители со сроком действия не менее 36 месяцев. И лишь для некоторых пользователей (в частности, для совмещающих спецрежим и ОСНО) допускалось применение накопителя со сроком действия не менее 13 месяцев. После принятия комментируемых поправок, этим же пользователям разрешено применять фискальные накопители сроком действия менее 36, но не менее 13 месяцев. Мы видим, что в данный промежуток попадают накопители со сроком 15 месяцев.

Купить фискальный накопитель и заключить договор с ОФД

Обработка фискальных данных

Раньше оператор фискальных данных (ОФД) мог обрабатывать фискальные данные в статистических или иных исследовательских целях. Но для этого ему следовало в обязательном порядке эти данные обезличить.

Благодаря поправкам, внесенным в пункт 9 статьи 4.1 Закона № 54-ФЗ, полномочия ОФД расширились. Отныне по поручению и в интересах клиента он вправе обрабатывать фискальные данные, не обезличивая их. Единственное, что по-прежнему нужно обезличивать — это персональные данные покупателей и клиентов.

Прочие поправки, внесенные в Закон № 54-ФЗ

Суть поправки

Соответствующая норма Закона № 54-ФЗ

Появилось новое основание для формирования отчета об изменении параметров регистрации — указание неверных сведений при формировании отчета о регистрации

п. 3 ст. 4.2 в новой редакции

Увеличен срок, в течение которого инспекция должна выдать или направить карточку регистрации ККТ: было 5 рабочих дней, стало 10 рабочих дней

п. 7 ст. 4.2 в новой редакции

Инспекциям разрешено снимать ККТ с учета без заявления пользователя в случае исключения его из ЕГРЮЛ или ЕГРИП

новый п. 18 ст. 4.2

Разрешено не передавать в ИФНС сведения из отчета о закрытии фискального накопителя, если ККТ была похищена или сломана, из-за чего фискальные данные считать невозможно. Сломанный накопитель следует сдать изготовителю для экспертизы, а также написать заявление о перерегистрации ККТ

п. 8 ст. 4.2 в новой редакции; новый п. 8.1 ст. 4.2

Уточнено, что кассовый чек коррекции и БСО коррекции оформляется, если ранее пользователь вообще не использовал ККТ, либо использовал с нарушениями

п. 4 ст. 4.3 в новой редакции

Установлено, что при перерегистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя передача в ИФНС считанных фискальных данных осуществляется строго в электронной форме (ранее допускалось и на бумаге)

п. 14 ст. 4.2 в новой редакции

Инспекциям разрешено снимать ККТ с учета без заявления пользователя в случае, когда третьи лица проинформировали ИФНС о несоответствии кассы требованиям закона

п. 15 ст. 4.2 в новой редакции

Установлено, когда нужно формировать отчет о закрытии фискального накопителя: строго после передачи с инспекцию через ОФД всех фискальных документов, сформированных данным накопителем и получения подтверждения

новый п. 5.1 ст. 4.3

Увеличен срок, в течение которого пользователь должен сдать в ИФНС фискальные данные с накопителя, срок годности которого истек: был месяц, стало 60 календарных дней

Ссылка на основную публикацию