Прохождение стажировки как формы повышения квалификации

Дополнительное образование и стажировка как форма повышения квалификации

Прогресс в области технологий в последние годы повлек за собой стремительные изменения во всех сферах жизни общества, в том числе в образовании и профессиональной деятельности.

Если раньше, получив среднее или высшее образование, человек вполне мог всю жизнь работать на одном и том же предприятии и при этом быть успешным в своей профессиональной области, то сейчас такая ситуация практически невозможна. Однажды те компетенции, которые специалист получил в процессе обучения, устаревают. Чтобы построить успешную карьеру человек должен постоянно совершенствовать свои знания и навыки, получать новую информацию о последних достижениях в области науки, техники и законодательства, которые влияют на профессию. Именно для этого в России существует система дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование – это обучение специалистов и рабочих кадров на базе начального, среднего, высшего, послевузовского образования в целях повышения их профессиональных знаний, совершенствования деловых качеств либо для переквалификации, что даст им возможность сменить сферу деятельности либо повысить свой статус на настоящем рабочем месте.

Основным условием для получения дополнительного профессионального образования является наличие профессионального образования. И, следовательно, дополнительное образование в большинстве случаев является платным. Но в трудовом законодательстве указано, что каждые 5 лет специалист может повышать свою квалификацию за счет работодателя. Если предприятие заботится об эффективности, оно, несомненно, будет вкладывать средства в образование персонала.

Еще совсем недавно дополнительное образование ориентировалось в основном на взрослых людей, сложившихся профессионалов в своей области, но сейчас ситуация изменилась. Подчас уже на момент учебы в ВУЗе студент понимает, что выбранная им специальность либо неинтересна ему, либо не востребована. Уход из ВУЗа в середине обучения – довольно смелый шаг, так как в поступление уже вложены деньги и время. Чтобы поступить на более престижную специальность, опять же нужны новые средства. Выходом из сложившей ситуации может стать как раз система дополнительного образования. Практически в каждом ВУЗе теперь есть система дополнительного образования. Не прерывая основного обучения, можно получить дополнительную специальность, которая в последующем поможет найти престижную, высокооплачиваемую и интересную работу. Очень распространены программы обучения квалификации дополнительной к основному высшему образованию по иностранному языку и менеджменту.

Минимально допустимый срок программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Система дополнительного профессионального образования для взрослых может быть реализована в следующих видах:

– профессиональная переподготовка, которая направлена, прежде всего, на получение новой квалификации;

Главными целями стажировки являются изучение передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Стажировка может проводиться как на территории России, так и за рубежом на предприятиях, в научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и органах власти. Главное условие – согласие предприятия и организация им рабочего места для стажёра.

Содержание стажировки определяется той организацией, где она проводится с учетом пожеланий организации работодателя, направившего работника на стажировку.

Стажировка может осуществляться как индивидуально, так и в составе группы. В ходе стажировки обучающиеся самостоятельно работают с учебными изданиями, изучают организацию и технологию производства, работ, непосредственно участвуют в планировании работы организации, работают с технической, нормативной и другой документацией, в качестве временно исполняющего обязанности или дублера выполняют обязанности различных должностных лиц, участвуют в совещаниях и деловых встречах.

По завершении стажировки, являющейся самостоятельным видом ДПО, стажёр пишет отчёт о практике и выпускную квалификационную (аттестационную) работу. По результатам обязательной итоговой аттестации выдается документ установленного образца.

Основная задача стажировки – приобретение опыта. Поэтому стажировка чрезвычайно полезна для молодых специалистов, только что начавших свой трудовой путь. Программы стажировки также могут быть востребованы среди студентов. Например, те, кто изучает такие специальности как туризм и сервис, могут пройти стажировку за границей в отелях и туристических комплексах, что поможет им «окунуться» в профессию, выработать практические навыки. Стажировка за границей будет отличным способом повысить квалификацию и для сложившихся специалистов, особенно тех, что работают в международных компаниях. Стажировки за рубежом организуются либо работодателем по договоренности с принимающими организациями, либо работником самостоятельно. В последнем случае можно воспользоваться услугами специализированных агентств, которые занимаются подбором программ стажировок с учетом индивидуальных особенностей и желаний специалиста.

Прохождение стажировки как формы повышения квалификации

Стажировка представляет собой вид подбора профессионального коллектива для организации вне зависимости от ее рода деятельности. Благодаря этому каждый работодатель может самостоятельно оценить эффективность своего будущего сотрудника и вместе с этим сбалансировать его знания. Кроме этого стажировка как форма повышения квалификации, дает возможность работникам и специалистам получить новые знания, обрести дополнительные профессиональные навыки или усвоить опыт отечественных или зарубежных коллег.

Очень часто стажировку называют практикой. Ее целью является проведение дополнительного обучения и проверка работоспособности новых кадров. Все это требуется человеку при трудоустройстве на новые должности. Сама практика проходит непосредственно на предприятии, которое собирается в дальнейшем принять стажера в свой штат сотрудников.

Лица, требующие проведения стажировки

В основном стажировка предназначена для людей, которые ранее получили необходимое профессиональное образование и нуждаются в подробном ознакомлении с должностью для получения практического опыта. Практика помогает человеку расширить компетенцию по своей профессии или же обеспечит восстановление знаний рабочего процесса, которые могут быть утрачены после долгого перерыва в работе по своей специальности.

Процесс оформления на стажировку

Основанием для составления договора о сотрудничестве между работодателем и соискателем становится организация плана стажировки и подготовка сметы по затратам, которые могут возникнуть в процессе практики. Сам договор может быть составлен как персонально для каждого сотрудника, так и коллективно, для группы работников. В том случае, когда договор составляется на несколько человек с одной профессией, его условия распространяются только в пределах одного предприятия, на котором будет проходить стажировка.

Запись нового сотрудника на обучение осуществляется только после получения соответствующего приказа от руководителя организации. Этот документ базируется на направлении центра по трудоустройству. Соискатель получает приказ, в котором четко указаны сроки стажировки, порядок обучения и данные руководителя, отвечающего за проведение практики.

Практическое обучение соискателя осуществляется в соответствии с индивидуальным планом, который в обязательном порядке проверяется и утверждается руководителем организации и в дальнейшем согласовывается с региональным центром трудоустройства. Каждому слушателю, прошедшему курс обучения и квалификационную аттестацию, по решению комиссии выдается свидетельство о повышении профессиональной квалификации.

Разработка плана стажировки

Так как стажировка – повышение квалификации, специалист, руководящий проведением практики, обязан правильно разработать план всего учебного процесса.

Кроме этого, он должен предусмотреть следующее:

  • предоставление методической помощи практиканту (если это потребуется в процессе выполнения учебной программы)>
  • консультация практиканта в течение всей стажировки>
  • проверка составленного отчета>
  • подготовка заключения о выполненной практике (в документе указывается профессиональный уровень стажера, организационные и деловые способности и оценка полученного профессионального опыта)>
  • составление рекомендательного письма.

Основой для составления плана проведения практики служат профессиональные обязанности соискателя. В программе стажировки обозначается ее срок, который не может превышать трех месяцев с учетом стандартной недельной нагрузки (40 часов). Кроме этого, в план практики заносятся данные о задачах учебного процесса и время, которое отводится на их решение.

По завершению практики стажер составляет отчет о проведенной работе и направляет его руководителю учебного процесса. Данный документ должен быть оформлен не позднее предпоследнего дня практики и в нем следует указать всю информацию о выполнении пунктов плана стажировки и свой вывод о прошедшем обучении.

Особенности завершения практики

Во время стажировки практикант обязан пройти и выполнить программу обучения и составить отчет о проведенной работе. После этого руководитель предоставляет местной службе по трудоустройству список документов:

  • копию приказа о зачислении соискателя на практику и копию документа об ее окончании>
  • табель посещаемости (составляется ежемесячно)>
  • письменный вывод о результативности проведенной стажировки.

В том случае, когда соискатель в дальнейшем не может быть трудоустроен в организации, где проходил стажировку, к вышеперечисленному списку документов прилагается рекомендательное письмо, подписанное руководителем.


Организация стажировки преподавателей

8 основных вопросов о стажировке

1. Кому необходимо проходить стажировку?

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники имеют право на получение дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47). Однако новые Федеральные образовательные стандарты (ФГОС 3), это право переводят в разряд обязательных требований. В них прямо указано, что преподавателям и мастерам производственного обучения необходимо обучение по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года. Таким образом, требования к кадрам, представленные в ФГОС 3, направлены на повышение качеств а педагогических квалификаций и развитие широкого спектра педагогических компетенций, требующихся в современных условиях.

Целевые стажировки, обеспечивают методическую подготовку и технологическую грамотность при использовании новых информационных ресурсов в образовательной деятельности.

2. Как организована стажировка?

В ООО «Инфометод» разработаны типовые программ для восьми направлений стажировки, предполагающих освоение приемов работы с сетевыми информационными ресурсами, получение навыков разработки интерактивных дидактических материалов и применяя их в образовательной практике.

Основные организационные моменты стажировки:

  1. Желающий пройти стажировку оставляет заявку по типовой форме на сайте infometod.net Заявка.
  2. Методист центра уточняет подробности и отправляет необходимый пакет документов и счет на оплату.
  3. После оплаты издается приказ по организации о приеме на стажировку и назначении куратора или тьютора.
  4. Стажер получает логин и пароль для доступа к дистаниционной системе с методическими материалами и заданиями.
  5. На выполнение изучение материалов и выполнение заданий отводится 45 дней. В случае возникновения затруднений стажер обращается к тьютору.
  6. Выполненные задания проверяются и по ним готовятся аннотация и отзыв. Даются рекомендации.
  7. Методистом готовится пакет итоговых документов, включающий отчет о стажировке, дневник прохождения, справку от организации с указанием выполненных работ. Документы заверяются подписью и печатью директора ООО “Инфометод”.
  8. Документы согласовываются со стажером и утверждаются. Подписывается акт выполненных работ (электронный документ).
  9. Пакет готовых и утвержденных бумажных документов отправляется на адрес стажера письмом через ФГУП “Почта России”.
Читайте также:  Как проводится собеседование с соискателями на работу

График прохождения устанавливается индивидуально
Количество одновременно обучающихся стажеров (дистанционно): 25 человек
Календарные сроки стажировки на 2017 год: с 15 января по 15 июня и с 15 сентября по 25 декабря.

3. Что входит в программу стажировки?

Основным регламентирующим документом для преподавателя в период стажировки является индивидуальная программа повышения квалификации, утвержденная директором образовательного учреждения и председателем ПЦК. С учетом этой программы и на основании программ направлений стажировки, существующих в ООО “Инфометод”, составляется индивидуальный план стажировки, который стажеру необходимо согласовать с руководством своей организации.

В ООО «Инфометод» разработаны типовые шаблоны программ стажировки, которые, после консультации с Заказчиком, дорабатываются в соответствии с требованиями конкретного образовательного учреждения. Содержание стажировки включено в Приложение к Договору.

4. Как заключить договор на стажировку?

Основанием для направления преподавателя на стажировку является:

  1. заявка от учреждения на организацию и проведение стажировки преподавателей;
  2. инициатива самого преподавателя, при наличии согласия принимающей на стажировку организации.

Прием на стажировку оформляется приказом руководителя организации. В случае коллективной заявки от образовательного учреждения, направление преподавателей для прохождения стажировки оформляется приказом директора ОУ. Обе стороны заключают двусторонний договор о стажировке.

5. Какие документы о стажировке нужны для аттестации?

Порядок прохождения аттестации работников утверждается администрацией конкретного ОУ и согласовывется с вышестоящими органами.

Как правило, копия приказа о приеме преподавателя на стажировку, договор о стажировке и акт о ее прохождении хранятся в личном деле преподавателя, прошедшего стажировку, а программа стажировки сдается в методический кабинет колледжа.

Документы о стажировке преподавателя, как обязательной части повышения квалификации, являются необходимыми для прохождения процедуры аттестации педагогическими работниками на квалификационную категорию.

6. Как проходит дистанционная стажировка-практикум?

В компании «Инфометод» стажировка организована в дистанционной форме. Такой формат прохождения обеспечивает дополнительные возможности по освоению современных возможностей применения сети Интернет в образовании. Для доступа к обучающим материалам на хостинге компании развернута система дистанционного обучения, к которой стажеру предоставляется доступ по персональному логину и паролю. Все необходимые инструкции представлены в текстовом формате, снабжены иллюстрациями, есть видео файлы, иллюстрирующие этапы выполнения типовых заданий. В процессе стажировки преподаватель создает материалы для поддержки того курса, по которому он ведет занятия, используя собственные наработки.

Небольшой фрагмент учебных материалов доступен для просмотра по ссылке:

Стажировка может проходить в двух форматах: с тьюторской поддержкой и без тьюторской поддержки.

Наличие тьюторской поддержки означает, что стажер может обратиться за разьяснениями и помощью к наставнику, назначенному при заключении Договора. Тьютор поможет с выполнением заданий, прокомментирует недочеты каждого задания, укажет пути исправления и улучшения.

В случае отсутствия тьюторской поддержки стажер работает самостоятельно по предложенным методическим материалам. Первоначально методист ИОЦ обязан убедиться в том, что материалы стажеру доступны, цель заданий ясна, технология работы с системой СДО не вызывает затруднений. По окончании выполнения работ методист принимает завершенное задание и передает его на проверку назначенному куратору, который проверяет выполненную работу, дает рекомендации по каждому заданию в письменной форме.

Разумеется, в случае возникновения серьезных проблем команда ИОЦ придет на помощь и даст необходимые консультации в любом случае!

7. Какие юридические нормы о стажировке существуют?

По правовым понятиям стажировка не имеет достаточного урегулирования. В Трудовом кодексе Российской Федерации нет отдельных статей, посвященных вопросам стажировки. На практике, обычно составляется договор между стажером и работодателем, в большинстве случаев подразумевающий повышение уровня знаний, квалификации стажера, нежели исполнение им трудовых функций

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 12.11.2016) “О лицензировании образовательной деятельности” образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании установленного образца лицензированию не подлежит. В соответствии с частью 15 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

В ООО “Инфометод” итоговым документом, подтверждающим прохождение стажировки. является справка (или сертификат) с указанием направления стажировки. перечнем выполненных работ и продолжительностью 36 часов. Документ заверяется печатью организации и подписью руководителя.

8. Кто оплачивает стажировку?

В ООО “Инфометод” проведение стажировки организуется на основе полного возмещения затрат стажером на условиях 100% предоплаты информационных услуг на расчетный счет организации.

В расчетную стоимость включены:

  1. Работы по созданию и актализации учебно-методических материалов;
  2. Работы по администрированию системы дистанционного обучения;
  3. Работа методиста по оформлению необходимой документации;
  4. Работы куратора или тьютора по проверке, рецензированию и консультации стажера;
  5. Работы, связанные с публикацией статьи стажера в сборнике ВНПК;
  6. Почтовые расходы по пересылке.

Учитывая, что стажером не выполняется никаких работ в интересах организации, все затраты на проведение стажировки оплачиваются стажером либо направившим его образовательным учреждением. Данное положение закрепляется в Договоре на стажировку.

Образцы документов по стажировке

Ниже представлены типовые шаблоны документов ООО “Инфометд”, связанные с организацией и проведением дистанционных стажировок-практикумов для преподавателей. Вы можете скачать, распечатать и изучить все материалы.

При подготовке пакета документов Вам следует внести конкретные изменения, согласовав их с методистом, отвечающим за подготовку документации.

2017 © ИОЦ “Инфометод” дизайн и разработка ООО “Инфометод” Политика конфиденциальности Публичная оферта

Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Дата публикации: 10.06.2015

Статья просмотрена: 6404 раза

Библиографическое описание:

Петухова Г. В., Петухов С. Ю. Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 190-193. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/7907/ (дата обращения: 28.03.2020).

Впервые понятие «стажировка» появилось в письме Государственного комитета РФ по высшему образованию от 15 марта 1996 г. N 18–34–44ин/18–10 «Об организации и проведении стажировки специалистов». В этом документе стажировка определяется как один «из видов дополнительного профессионального образования специалистов и осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки» [2]. В настоящее время понятие стажировки несколько изменилось и относительно педагогической деятельности понимается «как основная часть деятельностного блока образовательной программы дополнительного профессионального образования, которая реализуется на базе инновационных общеобразовательных учреждений (базовых площадок) на основе системно-деятельностного подхода» [4, с. 75].

В нашем понимании стажировка — это включение педагога в профессиональную деятельность, которая обеспечивает совершенствование профессиональных компетентностей и позволяет получить конкретный педагогический результат и методический продукт, который стажер имеет возможность использовать в своей практической деятельности.

Стажировка, являясь формой повышения квалификации позволяет:

– в небольшой промежуток времени значительно повысить уровень методической и теоретической подготовки педагогов;

– обеспечить социально-педагогическую деятельность новыми образовательными продуктами и соответствующим методическим сопровождением;

– использовать «в процессе стажировки форм, методов, средств активизации и интенсификации деятельности слушателей» [2 c.88]

В силу того, что программа стажировки максимально приближена к практической деятельности слушателя — это позволяет обеспечить единство теории и практики. Так же стажировка оперативно влияет на профессиональный и творческий потенциал педагогов, направленно управляет «их профессиональной адаптацией к постоянно меняющимся внешним и внутренним условиям» [1, c. 36] педагогической деятельности. Кроме того, стажировка стимулирует формирование собственного профессионального опыта слушателя. А так же позволяет ему самостоятельно определить новые, личностные направления изучения теории и практики, усиливает роль полученных методических знаний в практической деятельности, что в конечном итоге ведет к росту профессиональной результатов деятельности.

В рамках современного информационного общества и формируемого им сетевого взаимодействия образовательных организаций стажировка расширяет возможности и перспективы создания единой образовательной среды. Позволяет педагогам сближать технологии, цели, методы, понятия, применяемые педагогами разных образовательных организаций.

В рамках научно-прикладного проекта, реализуемого, совместно с Центром научно-методического сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями ГБОУ ДПО ЧИППКРО, в ноябре 2014г. был проведен модульный курс «Содержательно-процессуальные аспекты учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях введения и реализации ФГОС ОО» В течение двух дней коллегам из различных территорий области: Карталы, Карабаш, Еманжелинск, Миасс и Аша были предложены лекционные и практические занятия. Проведены открытые занятия с учащимися пятого и шестого класса, реализующими ФГОС в апробационном режиме, а так же предложены методы и приемы организации исследовательской и проектной деятельности.

Разрабатывая программу проведения стажировки, мы исходили как из возможностей образовательной организации, так и из тех затруднений, которые возникают при введении ФГОС ОО. Коллегам были предложены пути решения «проблемных точек», разработанные и апробированные в нашей образовательной организации, включающие использование педагогического потенциала, материально-технической базы, кадровых возможностей.

Программа стажировки включала нескольких этапов:

– теоретические и практические аспекты стажировки;

– исследовательская деятельность, состоящая из индивидуальной и коллективной разработки методических тем, сценариев занятий, обобщения опыта;

– организационная деятельность — создание программ, дидактических материалов и методических разработок;

– пополнение образовательно-информационной среды образовательной организации.

Слушателям модульного курса было предложены как лекционные, так и практические занятия с учетом индивидуальных и групповых форм работы, а так же мастер-класс и открытые занятия.

Читайте также:  Какие вопросы задают на собеседовании?

Сочетание теоретических и практических занятий при проведении стажировки

Учебно-исследовательская деятельность (УИД) школьников в контексте современной образовательной политики. Особенности организации учебно-исследовательской деятельности школьников в рамках общеобразовательной школы

Исследовательские проекты как составная часть организации УИД в ОО

Исследовательские проекты как составная часть организации УИД в ОО

Обеспечение эффективности реализации УИД учащихся

Учебное проектирование в основной школе (открытое занятие по математике 5 класс)

Методика организации УИД школьников в условиях классно–урочной системы (мастер класс)

Практическое занятие по биологии в 6 классе с использованием инновационного УМК «Навигатор»

Оценка эффективности организации и реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся

В нашем случае при проведении стажировки её основой являлись практические занятия, проведенные педагогами образовательной организации, содержание и методика которых основывались на собственном педагогическом опыте.

Так тема «Исследовательские проекты как составная часть организации УИД в ОО» была рассмотрена как в теоретическом, так и практическом аспекте. В практической деятельности были изучены аспекты организации исследовательского проекта. Продемонстрированы педагогические приемы развития информационно-аналитических и поисковых умений.

Тема «Методика организации УИД школьников в условиях классно–урочной системы» была рассмотрена на мастер-классе, результатом которого стал совместный продукт деятельности, представляющий собой методические рекомендации по включению элементов исследовательской деятельности на разных этапах урока.

Участие в практическом занятие по оценке организации и реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся дало возможность педагогам систематизировать свои знания и выработать критерии успешности ребенка в исследовательской работе.

Проведенная стажировка была ориентирована на практико-научный поисковый путь обобщения своей практики и практики других педагогов, изучения опыта организации, где проходит обучение. Включала анализ, оценку, а так же обобщение полученного опыта, выработку методических материалов и рекомендаций по внедрению педагогического опыта образовательной организации в практику свой работы.

В ходе стажировки у педагогов была возможность осваивать особенности социально-педагогической деятельности образовательной организации, на базе которой проходила стажировка. Вовлечение слушателей в активную деятельность позволило обеспечивать приоритет самостоятельной, поисковой работы, способствовало проведение активного профессионального диалога с коллегами, обеспечило расширение границ профессионального сотрудничества.

Для самой образовательной организации стажировка является внутрифирменным повышением квалификации. Позволила педагогам увидеть качественно иной уровень своих теоретических знаний и их практического применения, а так же позволила произвести диссеминацию своего педагогического опыта.

1. Анисимов В. П. Педагогическая практика. — Тверь.: Мир книг, 2006 — с.200

2. Данильченко Т. А., Алферова Л. И. Педагогические условия освоения технологий государственно-общественного управления образованием (на примере стажировки на базовой площадке) // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — № 4(13). 2012.-с.87- 91

3. Госкомвуза РФ от 15.03.1996 № 18–34–44 ин/18–10 «Об организации и проведении стажировки специалистов»

4. Чипышева Л. Н. Стажировка как форма повышения квалификации педагогических работников/ Л. Н. Чипышева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.- Челябинск: ЧИППКРО. — № 4 (13). 2012. — с.67–77

Похожие статьи

Исследовательская деятельность как одна из форм.

исследовательская деятельность, профессиональное образование, умение, исследовательская работа, проблема, студент, профессиональная деятельность, выпускная квалификационная работа, выпускная работа. Рефлексия современного учителя | Статья в.

Организация учебноисследовательской и проектной.

Именно поэтому организации учебноисследовательской и проектной деятельности школьников должно уделяться первостепенное внимание как со стороны педагогов, так и со стороны администрации школы.

Практика реализации модульного курса краткосрочного.

Продуктом диссеминации педагогического опыта образовательной организации является модульный курс повышения квалификации «Содержательно-процессуальные аспекты учебноисследовательской деятельности обучающихся в условиях введения и реализации.

Исследовательская деятельность как средство развития.

Организация учебноисследовательской деятельности учащихся — это составная часть их обучения и воспитания.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на факультативных занятиях.

Организация проектно-исследовательской деятельности на.

Организация исследовательской деятельности на занятиях. исследовательская деятельность, студент, умение, работа, проблема, современное образование, справочная литература, качество знаний, русский язык, критическое мышление.

Учебноисследовательская деятельность школьников как один.

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование.

Проектная и исследовательская деятельность.

Организация проектной и исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся в образовательном пространстве.

Подготовка к исследовательской деятельности будущего.

профессиональное образование, исследовательская деятельность, профессиональное обучение, педагогическая наука, опытно-экспериментальная работа, образовательная практика.

Организация учебноисследовательской деятельности.

Организация учебноисследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Ключевые слова: учебноисследовательская деятельность учащихся, курс «Основы безопасности жизнедеятельности», традиционные и.

Повышение квалификации

Повышение квалификации – это один из видов профессионального обучения работников предприятия, которое проводится с целью повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений сотрудников организации в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.

Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости.

Цель и задачи

Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.

Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.

Также обучение проводится для достижения следующих целей:

Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;

Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.

Повышение квалификации и законодательные нормы

Работодатель, согласно четвертой части 196 статьи Трудового Кодекса РФ, обязан отправлять числящихся в штате его предприятия работников на повышение квалификации, если такое необходимо для полноценного выполнения ими должностных обязанностей.

В первой части статьи 196 статьи Трудового Кодекса РФ указано, что работодатель по собственному усмотрению может определять необходимость повышения квалификации своих работников для нужд предприятия.

Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или же коллективным договором.

Документы, которые подтверждают прохождение обучения

Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:

сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;

сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.

Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;

Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;

Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.

Виды повышения квалификации

Повышение квалификации подразделяется на три вида:

Краткосрочное повышение квалификации;

Проведение тематических семинаров;

Длительное повышение квалификации.

Краткосрочное повышение квалификации

Время занятий составляет менее 72 часов. Краткосрочное повышение квалификации – это тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Курсы повышения квалификации организуют сами работодатели, а обучение проводят высококвалифицированные работники предприятия. По завершении обучения сотрудники должны сдать соответствующий экзамен, зачёт или защитить реферат.

Проведение тематических семинаров

Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.

Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.

В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.

Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.

Длительное повышение квалификации

Время занятий составляет от 100 до 500 часов. Целью длительного повышения квалификации является углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.

В конце курса слушатели сдают зачет, экзамен или составляют и защищают реферат по теме материалов программы. Если аттестационные мероприятия пройдены участником курса успешно, ему предоставляется свидетельство, подтверждающее получение им повышения квалификации.

Форма обучения сотрудников организации

В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании).

У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее.

Кроме этого, виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов.

Обучение сотрудников организации может проводиться без отрыва от трудовой деятельности, с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Методы внешнего повышения квалификации

К методам внешнего повышения квалификации относятся:

Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.

Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.

Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.

Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.

Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.

Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.

Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.

Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.

Читайте также:  Понятие и особенности рекрутмента

Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.

Методы внутрифирменного повышения квалификации

К методам обучения на рабочем месте относятся:

Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.

Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.

Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.

Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.

Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.

Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.

Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.

Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.

Курсы повышения квалификации

Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.

На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.

Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.

Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:

насколько долго центр осуществляет свою деятельность;

отзывы тех, кто уже проходил обучение.

Периодичность прохождения повышения квалификации

Периодичность прохождения повышения квалификации устанавливают сами работодатели. На практике, как правило, повышение квалификации проводят не реже одного раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности работника предприятия. При этом работодатель свое решение о периодичности прохождения повышения квалификации должен отразить в нормативном акте локального назначения.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме “Зарплата и кадры”.

Повышение квалификации в форме стажировки (по сферам и отраслям)

Оставьте свой email и получите первую скидку 10%

Руководитель Д.П.П.

В целях улучшения качества образования системы СПО Академия организует для наших слушателей стажировки по областям преподаваемых дисциплин: сервис и туризм, строительство, ЗАГСы и центры занятости населения, учреждения культуры и искусства и др. Программы стажировок разработаны на основе квалификационных требований к преподавателям среднего профессионального образования.

В процессе стажировки Вы получите знания и навыки, которые необходимы для эффективной реализации профессиональной деятельности в рамках ФГОС СПО 4+.

Актуальность программы

В условиях развития инноваций в области СПО и их внедрения в образовательный процесс колледжей, возникает актуальный вопрос: «Как преподавателю эффективно освоить такие инновации?». В силу индивидуальных особенностей не каждый педагог сможет беспрепятственно освоить ту или иную технологию, а повышение квалификации в традиционной форме, к сожалению, не гарантирует формирование навыков у преподавателя, связанных с использованием таких новаций.

Поэтому возникает необходимость в повышении квалификации в форме стажировки. Такой вид ДПО более эффективен при изучении передового опыта в педагогике.

Стажировка – это структурированный опыт работы, связанный с основной профессиональной деятельностью; опыт, который должен улучшить академическое и личностное развитие преподавателя под руководством профессионала в этой области.

  • получение опыта в технически сложной области в области образования;
  • качественное развитие профессиональной деятельности;
  • налаживание связей и расширение сети профессиональных контактов.

Стажировка как обязательное повышение квалификации для ППС СПО

Обязательное повышение профессиональной квалификации проводится в целях улучшения качества образовательного процесса и повышения компетентности преподавателей.

Такое обучение проводится в соответствии с российским законодательством не реже чем раз в три года.

Тематика курсов повышения квалификации может быть связана с появлением новых технологий средств или методов обучения по преподаваемому предмету, с развитием инклюзивной среды образовательной организации, с развитием электронных библиотечных систем и их внедрением в образовательный процесс.

В 2018-м году, в связи с утверждением нового ФГОС СПО 4+ и планового развития образования в России, начали развиваться базы стажировок для преподавателей. Так, например, с внедрением демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс, преподаватели колледжей начали активно заниматься повышением квалификации в данной области путём прохождения стажировок на базах проведения таких экзаменов.

В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» подразумевается организация стажировок преподавателей системы СПО на базах проведения чемпионатов WorldSkills, в целях внедрения демонстрационного экзамена как итоговой аттестации выпускников СПО.

Помимо этого, в зависимости от области преподавания педагог может проходить стажировку в определённых организациях. Так, например, если преподаватель специализируется на преподавании дисциплин области сервиса и туризма, его стажировка будет проходить в гостиничных комплексах. Соответственно полученные практические навыки во время стажировки, педагог перенесёт на образовательный процесс.

Стажировка как способ профессионального развития преподавателей СПО

В процессе реализации преподавательской деятельности могут возникать определённые проблемы, особенно если образовательный процесс организует молодой профессионал.

К таким проблемам относится:

  • отсутствие навыков внедрения инноваций в процесс преподавания;
  • отсутствие умения выстраивать соответствующие отношения с обучающимися;
  • отсутствие технического сопровождения процесса образования.

Также у молодого педагога может быть ещё не сформирована коммуникативная компетентность.

Помимо этого, сложности могут возникать из-за отсутствия интересов у самих студентов. Это прежде всего связано с тем, что многие преподаватели в колледжах используют старые методы, технологии и подходы к преподавательской деятельности. Вместе с тем, образовательная организация не успевает внедрять в процесс обучения быстроразвивающиеся технические и педагогические технологии.

В целях устранения данных проблем, Академия организует стажировки, направленные на получение навыков применения инновационных педагогических технологий в образовательном процессе колледжа.

Педагогическая стажировка как ресурс личностного роста молодого педагога системы среднего профессионального образования

Личный рост и развитие являются критически важным компонентом, который должны охватить все преподаватели, чтобы максимизировать свой потенциал.

В процессе стажировок молодой педагог перенимает опыт у педагога-наставника. Такое взаимодействие может оказаться полезными для обоих преподавателей, если обе стороны сохраняют открытость. Молодые профессионалы могут опираться на навыки и знания опытных педагогов, в то время как они могут по-новому взглянуть на инновационные образовательные тенденции. Программа наставничества предоставляет педагогам колледжей естественную систему поддержки, где они могут искать обратную связь и рекомендации, обмениваться идеями и время от времени высказываться.

Помимо этого, в связи с развитием социальных сетей и их внедрением в образовательный процесс, а также активным использованием Интернет-ресурсов в образовании, повышение квалификации в виде стажировки преподавателей в данной области стали проводиться все чаще.

Технология меняет образование внутри и за пределами ОО. Никогда прежде преподаватели не могли устанавливать глобальные связи, которые они могут установить сейчас. Эти связи предоставляют молодым профессионалам широкий спектр знаний и информации от других специалистов по всему миру. Интернет в целом предоставляет неограниченные ресурсы для педагогов. Есть миллионы планов занятий, действий и информации, доступной онлайн, которая повысит качество образовательного процесса.

Все это непосредственно влияет на личностное развитие молодых профессионалов, а личное непременно связанно с профессиональным. Именно поэтому педагогическая стажировка как ресурс личностного роста педагога эффективна и результативна.

Инновационные стратегии обучения в системе СПО

Основным мотивом инновационного обучения является побуждение студентов к более активному участию в образовательном процессе. Когда студенты взаимодействуют с педагогом и сверстниками, они получают больше практического опыта и получают больше информации в процессе занятия.

Одной из инновационных стратегий является перекрестное обучение.

Перекрестное обучение в системе СПО

Обучение в неформальной обстановке, например, в учреждениях культуры, может связать образовательный процесс с вопросами, которые имеют значение для обучающихся в их жизни. Эти связи работают в обоих направлениях.

Эффективным методом является то, что преподаватель предлагает и обсуждает вопрос в группе, а затем изучает этот вопрос во время посещения учреждения культуры, собирая фотографии или заметки в качестве доказательства, а затем делится своими выводами в группе, чтобы получить индивидуальные или групповые ответы.

Обучение через аргументацию на занятиях в колледже

Студенты колледжа могут улучшить свое понимание профессиональной деятельности, рассуждая так, как это делают профессиональны в определенной области. Аргументация помогает обучающимся следить за противоречивыми идеями, которые могут углубить их обучение. Это также позволяет студентам уточнить идеи с другими, чтобы они в рамках обсуждений и дискуссий опровергнули или установили факты.

Преподаватели могут стимулировать содержательное обсуждение в группах, побуждая студентов задавать открытые вопросы, пересказывать замечания на более научном языке, а также разрабатывать и использовать модели для построения объяснений. Когда студенты спорят научным образом, они учатся по очереди, активно слушают и конструктивно реагируют на других. Профессиональное развитие может помочь педагогам изучить эти стратегии и преодолеть трудности, такие как умение правильно делиться своими интеллектуальными знаниями со студентами.

Случайное обучение как стратегия системы СПО

Случайное обучение – это незапланированное или непреднамеренное обучение. Это может произойти при выполнении действия, которое, по-видимому, не связано с тем, что изучено. Ранние исследования по этой теме были посвящены тому, как люди учатся в своей повседневной жизни на своих рабочих местах.

Для многих людей мобильные устройства были интегрированы в их повседневную жизнь, предоставляя множество возможностей для случайного обучения с технологической поддержкой. В отличие от формального образования, случайное обучение не ведется преподавателем, не следует структурированной учебной программе. Тем не менее, это может вызвать саморефлексию и тягу к новым знаниям.

Ссылка на основную публикацию