Стажеры как новые сотрудники компании

Проведение стажировки на рабочем месте

Самое лучшее обучение – это получение практического опыта. В условиях работы такой период, когда теоретические знания и умения «обкатываются» на практике, получил название «стажировка».

  • Обязательна ли она для каждого сотрудника?
  • Как правильно оформить этот процесс работодателю?
  • Можно ли уволить работника по неудовлетворительным результатам стажировки?
  • Платить или не платить заработную плату за этот период?

Многие участники трудовых отношений смешивают понятие стажировки с испытательным сроком, первичным инструктажем. Нюансов множество, их нужно прояснять.

Для чего проводится стажировка?

Основной смысл стажировки в том, что сотрудник обучается прямо в процессе своей производственной деятельности. Такой период, когда одновременно происходит и учеба, и деятельность, помогает работнику практически овладеть трудовыми навыками в новых для него условиях. Чаще всего необходимость стажировки очевидна в следующих ситуациях.

  1. Первое трудоустройство. Вчерашний студент получил теоретическую подготовку по специальности, но ему, безусловно, недостает практических умений из-за отсутствия опыта. Под руководством опытного наставника в реальных условиях труда практическое обучение пройдет быстро и эффективно.
  2. Вредные и опасные условия. Если человек приступает к работе с такими условиями труда, то ему необходим период присмотра умудренных опытом кураторов, которые помогут ему сориентироваться и избежать возможных случаев производственных травм и вреда здоровью.
  3. Изменение рабочего места. Если человек не поменял работодателя, а всего лишь должность, например, перешел в другое подразделение, получил другие обязанности или даже ушел на повышение, ему понадобится время, чтобы вникнуть в новые условия труда. Эту возможность даст стажировка.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Стажировка необходима при любой ситуации, когда человек приступает к новой работе, вне зависимости от его опыта и теоретической подготовки.

Что говорит о стажировке закон

Положения о стажировке сотрудников закреплены в Трудовом Кодексе РФ и сопутствующих документах. В нормативных актах изложен регламент стажировки, а также категории работников, для которых этот процесс является обязательным, вплоть до ответственности работодателя. Порядок стажировки определен в таких законодательных актах:

  • ст. 212 Трудового Кодекса Российской Федерации;
  • Постановление №1-29 Министерства образования от 13 января 2003 года;
  • Приказ №37 Ростехнадзора от 29 января 2007 года;
  • ГОСТ 12.0.004-90 п. 7.2.4;
  • Письмо РД-200-РСФСР-12-0071-86-12.

Положительные моменты стажировки для обеих сторон

Практическая деятельность под руководством более опытного специалиста несет большую пользу для обеих сторон трудового процесса. Благодаря стажировке сотрудник:

  • приобретает или совершенствует практические трудовые навыки по своей специальности;
  • может оценить себя в контексте новых трудовых условий;
  • уточняет круг своих непосредственных обязанностей и требований к ним;
  • вливается в коллектив, начинает строить отношения с коллегами, начальством или подчиненными;
  • мягко адаптируется к новым условиям труда, графику, рабочему месту, требованиям распорядка и дисциплины.

Плюсы стажировки для работодателя:

  • соблюдение законодательства в части требований о создании безопасных условий труда;
  • повышение эффективности сотрудника путем подкрепления теоретической подготовки практическими умениями;
  • повышение уровня подготовки и квалификации сотрудников, а значит, и их производительности труда;
  • снижение рисков причинения вреда здоровью на производстве;
  • непосредственное знакомство со стилем работы сотрудника, выработка стратегии руководства.

ВНИМАНИЕ! Отрицательным моментом стажировки может быть только ее неправильная организация, когда нарушаются права работника либо процесс проводится с нарушениями, а значит, неэффективно.

Для кого стажировка неминуема

Закон говорит об обязательной стажировке для определенных категорий людей, только приступающих к работе. К ним относятся:

  • молодые специалисты;
  • сотрудники, пришедшие трудиться во вредных и/или опасных условиях;
  • операторы технологических и/или промышленных установок;
  • водители общественного транспорта (маршрутных такси, троллейбусов, трамваев, автобусов).

ВАЖНО! Для других категорий сотрудников стажировка должна проводиться в соответствии с ч. 2 ст. 212 ТК РФ, которая говорит о необходимости обеспечения работодателем обучения безопасным трудовым приемам и организации на рабочем месте инструктажа по охране труда и стажировки. Многие работодатели считают, что в других случаях стажировка не обязательна, хотя это не так. Закон позволяет лишь сократить время на обучение.

Сколько времени стажироваться

Закон не дает точного регламента сроков стажировки. Этот период устанавливается внутренними правилами предприятия для конкретных должностей и категорий сотрудников. Минимальное время, которое следует поработать вновь поступившему под наблюдением наставника, составляет 2 рабочие смены. Верхний предел стажировки – 15 рабочих дней.

Документальная организация стажировки

Для юридически грамотного оформления стажировки работодатель должен позаботиться о своевременном оформлении таких документов:

  • положении о прохождении стажировки, разработанное и утвержденное на предприятии;
  • программы по стажировке для различных специальностей и квалификаций;
  • приказ о взятии на стажировку;
  • приказ о том, что стажировка пройдена и сотрудника можно допустить к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей.

Особенности программы

Программа прохождения стажировки индивидуальна для каждой категории сотрудников, должности, специальности, квалификации. Она разрабатывается руководителем стажировки (наставником, назначенным приказом) и утверждается начальством. В содержание программы обязательно входят такие пункты:

  • цель проведения стажировки;
  • требования, предъявляемые к стажеру;
  • названия документации, которую он должен изучить;
  • обязанности, которые будет выполнять стажер, его должностная инструкция;
  • комплекс обучающих мероприятий: знакомство с рабочим местом, территорией организации, изучение рабочих процессов ( по компетенциям) и т.п.;
  • обеспечение овладением практическими навыками (с учетом охраны труда);
  • испытание по результатам стажировки.

На каждый этап должно быть запланировано определенное время (в часах или сменах), которое при необходимости можно корректировать.

Порядок прохождения стажировки

  1. Заключение трудового договора: срочного со студентом-стажером, обычного с оговоркой о прохождении стажировки для переведенного или вновь принятого сотрудника.
  2. Проведение первичного инструктажа о технике безопасности и охране труда ( с фиксацией его прохождения в соответствующем журнале).
  3. Назначение наставника-куратора: опытного сотрудника, наблюдающего и производящего обучение практическим навыкам.
  4. Непосредственно стажировка – работа под наблюдением и руководством наставника.
  5. Испытание по итогам стажировки: проверка эффективности может быть в форме экзамена, зачета, опроса, оценки результатов работы или иной, предусмотренной внутренним Положением о стажировке и ее программой для конкретной должности.
  6. Допуск к постоянной самостоятельной работе на общих основаниях, выдача удостоверения о прохождении стажировки.

Подводные камни стажировки

Самый сложный момент для стажеров, не знающих полностью своих прав, заключается в том, что недобросовестный работодатель может попытаться воспользоваться их бесплатным трудом, не заплатив за период стажировки и уволив по ее окончании.

ТК РФ ясно утверждает, что период стажировки должен быть полностью оплачен, более того, дополнительной оплате подлежит и наставническая деятельность.

Обжаловать такую ситуацию можно в комиссии по трудовым спорам, профсоюзной организации или обращаться в государственные инстанции, например, в трудовую инспекцию.

Как принять на работу стажера?

В ТК РФ отсутствует подробное определение понятия «стажировка». В единственном упоминании об этом говорится, что работодатель при приеме на работу самостоятельно устанавливает испытательный срок новому работнику. Его протяженность исчисляется обычно 3 месяцами. Все нюансы, касающиеся стажировки, должны быть прописаны в приказе о приеме гражданина на работу.

Прием на работу стажера

Трудоустройство стажера производится в официальном порядке: он пишет заявление о приеме на работу на определенную должность, на основании которого издается приказ о его приеме, и заключается трудовое соглашение. Далее отдел кадров заносит в трудовую книжку запись о трудоустройстве в качестве стажера.

Заявление о приеме на работу пишется по стандартной форме:

  • Наименование предприятия.
  • Должность и Ф.И.О. руководителя.
  • Свои Ф.И.О., адрес проживания.
  • Просьба о принятии на должность в качестве стажера или ученика.
  • Личная подпись и дата написания заявления.

Образец подобного заявления Вы можете скачать здесь.

Трудовой договор составляется в соответствии с текстом заявления: если претендент желает обучиться какой-либо должности, то договор носит название ученического. Он отличается от стажерского тем, что за учеником назначается наставник, в обязанность которому вменяется обучить его профессии, сопровождать практику и принять экзамен по окончании срока. При заключении ученического договора запись в трудовую книжку об этом не вносится.

Если претендент на должность имеет специальное образование и соответствующий опыт работы, то для него достаточно показать свои навыки на практике, поэтому с ним заключается стандартный трудовой договор с упоминанием о сроке стажировки.

Независимо от статуса стажера, его необходимо оформить официально во избежание нареканий со стороны трудовой инспекции.

Как оформляется прохождение стажировки?

Процедура прохождения стажировки должна быть оформлена соответствующим образом. В минимальный комплект документов включаются:

  1. Положение о стажировке – локальный акт предприятия, в нем определяются общие вопросы проведения испытательного срока.
  2. Программа прохождения стажировки – документ, в котором прописан порядок прохождения процедуры:

– срок прохождения испытания;

– навыки, которые должен показать работник за отведенный период.

  1. Трудовой договор между работником и работодателем.
  2. Приказ о прохождении стажировки с включением в него пунктов:

– основание для прохождения стажировки;

– список стажирующихся работников;

– наставники из числа постоянных работников.

Приказ подписывается руководителем компании. Работники, которые начинают стажировку, и наставники должны подписать приказ, подтверждая, что они с ним ознакомлены.

Образец такого приказа можно скачать здесь.

По окончании сроков вновь издается приказ с результатами пройденных испытаний с упоминанием о допуске к постоянной трудовой деятельности или о расторжении договора в связи с тем, что результаты работы не соответствуют требованиям работодателя.

Читайте также:  Методики подбора персонала

Сроки стажировки

Срок стажировки претерпел изменения с 01.03.2017 г. До этого ее длительность не превышала 2 недель, не учитывая выходные дни. Сегодня срок стажировки определяет руководство предприятия.

Если у работника имеется соответствующее образование, опыт работы на подобной должности, то время переподготовки не превышает 19 дней. При отсутствии данных критериев срок может быть назначен более длительный: от 1 до 6 месяцев.

В случае необходимости стажировки для назначения на руководящую должность работнику назначается испытательный срок от 2 недель до 1 месяца.

Чем отличается стажировка от испытательного срока?

Несмотря на определенные сходства в понятиях, необходимо различать стажировку и испытательный срок.

Испытательный срок – это период, в течение которого претендент на должность проходит испытания с целью определения его профессиональной пригодности.

Стажировка – более широкое понятие. Ее цель – получить специфические профессиональные навыки и умения или обучение новым технологиям. Данная процедура назначается руководством компании на основании заявления претендента. На время стажировки составляется конкретный план ее прохождения. Обычно это практикуется на крупных предприятиях.

Оплачивается ли стажировка и в каком размере?

Согласно законодательству, любой труд должен быть оплачен, независимо от того, является гражданин постоянным работником или стажируется. В ТК отсутствует отдельная статья, посвященная вопросам стажировки, но упоминание о ней есть в ст. 59, поэтому работодатели руководствуются ею, как положением, на которое стоит опираться в случае приема на работу стажера.

Стажировка оплачивается работнику согласно законодательству, но оплата труда производится в меньшем размере, чем основному работнику. С размером заработной платы работника нужно ознакомить при трудоустройстве.

Стажерам необходимо знать, что их труд должен быть оплачен. За невыплаты сотрудникам зарплаты к руководителю может быть применена мера административной ответственности – штраф в сумме 1 000-50 000 рублей.

Отличия стажера от основного работника

Статус основного работника и стажера, а тем более стажера-ученика, отличаются по нескольким параметрам:

  1. Трудоустройство. При приеме на работу стажер пишет заявление, в котором указывает необходимость стажировки или обучения профессии. Если он не упоминает этого, то работодатель сам назначает испытательный срок вновь принятому работнику на свое усмотрение.
  2. Заработная плата. Вознаграждение за исполненную работу стажеру может быть назначено ниже, чем у основного работника. Если работодатель заинтересован в принятом на вакансию специалисте, то он может назначить заработную плату на одном уровне с постоянными работниками (см. также – как рассчитать заработную плату).
  3. Приказ по учреждению. Текст приказа свидетельствует о том, что работник проходит испытательный срок в течение определенного периода. Если за это время работодатель решит, что специалист соответствует требованиям и принимает его на постоянную работу, то издается новый приказ о приеме его на постоянное место работы.
  4. Трудовая книжка. Все записи в трудовой книжке делаются на основании локального акта, поэтому первая запись содержит сведения о приеме в качестве стажера, а вторая – о постоянном трудоустройстве либо об увольнении.
  5. Трудовой договор. Со стажером заключается стандартное трудовое соглашение, как и с постоянными сотрудниками, но в нем должны присутствовать пункты о прохождении стажировки с указанием ее срока, полагающейся заработной плате за этот период и ссылкой на статью ТК, на основании которой включен этот пункт в договор.

Согласно законодательству, стажировка должна рассматриваться работодателем как полноценная трудовая деятельность.

В каких случаях можно обойтись без стажировки, а в каких она обязательна?

За работодателем законодательно заключается обязанность применять стажировку при трудоустройстве нового работника. Она необходима по нескольким причинам:

  • проверить его профессиональные навыки по специальности, на которую он претендует;
  • обучение безопасным методам труда, проведение всех видов инструктажей на рабочем месте;
  • контроль усвоения инструктажей – особенно это необходимо на предприятиях с вредными условиями труда;
  • проверка знаний ОТ.

Все предприятия, где необходима стажировка, находятся в ведении Ростехнадзора. К ним относятся все производственные компании, связанные с тяжелыми, опасными и вредными факторами.

Требования о проведении стажировки обязательны и для работников других сфер, если это установлено в отдельных нормативных актах. Если на предприятии отсутствуют условия, угрожающие жизни или здоровью работников, то испытательный срок назначается работодателем по его усмотрению. В данном случае преследуется одна цель – проверить соответствие профессиональных навыков претендента для выполнения должностных обязанностей.

Законодательная база

Отдельные нормы законодательства, которые связаны с проведением стажировки, содержатся в статьях законов.

Статьи законовСодержание акта
ТК, № 212, 225.Прохождение стажировки.
КоАП, № 5.27, 5.27.1Административные санкции для работодателей.
Приказ Ростехнадзора № 37.Для предприятий с вредными и опасными условиями.
ГОСТ 12.0.004–90, п.7.2.4.Для рабочих специальностей.
Постановление Минтруда № 1/29.Обучение во время стажировки.

Таким образом получается, что основным моментом прохождения стажировки является то, что она проводится для граждан, впервые поступающих на работу. Основные цели: овладение необходимыми профессиональными навыками или подтверждение имеющихся.

Стажеры как новые сотрудники компании

Стажер – это лицо, которого приняли на новую работу с прохождением испытательного срока, по истечению которого будет вынесено решение об официальном трудоустройстве. В период стажировки сотрудник должен показать все свои полученные ранее навыки и знания для того, чтобы получить вакантное место. Если это первое место работы или же принят только что выпустившийся из вуза студент, то его обязаны ознакомить со всеми вопросами, касающимися предлагаемой должности.

Основная цель стажировки – это получение необходимых знаний, касающихся новой работы, и выработка умений по их применению на деле.

Новый работник должен быть ознакомлен с деятельностью компании и конкретно с той работой, которую он обязан будет выполнять в случае, если его примут на предприятие в основной состав. Данные обязанности возложены на наставника, которому нужно контролировать весь процесс прохождения стажировки.

Чаще всего к новичку прикрепляют наставника, которого назначает руководитель организации. Нередко начальник сам занимается обучением потенциального сотрудника своего предприятия. В статье будут рассмотрены все основные моменты, касающиеся стажировки.

Условия, на которых гражданин принимается на стажировку

Работодатель всегда только самостоятельно принимает решение по поводу установления условий для новых сотрудников. К ним относятся:

  • период обучения и приобретения новых навыков, необходимых для определенной должности>
  • сколько часов должна длиться стажировка на рабочем месте в один день (обычно она длится столько же, сколько рабочий день для постоянных работников, иногда – меньше)>
  • размер оплаты за выполненную работу в течение прохождения стажировки.

Со всеми этими условиями работнику необходимо ознакомиться до того, как начнется процесс самого обучения. Эти данные обычно указываются в срочном трудовом договоре. Его составляют с руководителем компании или же эта задача может быть возложена на наставника.

Оплачивается ли работа новичка-стажера?

При устройстве на новую работу этот вопрос терзает многих работников. Некоторые работодатели почему-то считают, что они вправе нарушать российское законодательство, и оговаривают в условиях безвозмездную стажировку новичка. Случается и такое, что данный факт либо умалчивается, либо и вовсе после окончания стажировки работник не получает ни копейки.

На самом деле, в Трудовом кодексе Российской Федерации, а именно в 59 статье, четко прописано, что работодатель должен оплачивать все выполненные обязанности нового сотрудника-стажера. Ведь стажировка представляет собой точно такую же трудовую деятельность, которой занимается и основной коллектив предприятия. Поэтому стажер имеет все права на то, чтобы получить заработанные собственными силами денежные средства.

Каким образом руководитель принимает решение о принятии на испытательный срок?

После того, как будет пройдена стажировка, наставник должен передать отчет по стажировке в отдел кадров предприятия либо лично самому руководителю. Он может быть составлен в определенной компанией форме или произвольно. Самое главное, чтобы в нем содержались все необходимые данные, указывающие на то, справляется ли работник с предоставленными ему делами, или же есть все же слабые стороны, над которыми еще следует потрудиться.

Данный отчет должен вестись с самого начала прохождения стажировки. В нем наставник фиксирует данные о каждом пройденном дне на рабочем месте, указывая, что конкретно сделал стажер за весь период. Отчет может сопровождаться различными графиками, схемами, а также фотографиями с рабочего места, которые наставнику необходимо делать каждый день, но вовсе не обязательно.


Как отбирают лучших стажеров и создают из них кадровый резерв

Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» действует с 2015 года, это часть международного некоммерческого движения WorldSkills International. Его глобальная цель — повышение стандартов подготовки рабочих кадров и популяризация рабочих профессий.

Проектов у союза много, и поэтому задач для его сотрудников тоже много: нужны менеджеры для разных организационных вопросов, специалисты по связям с общественностью, международным связям, юристы, бухгалтеры, ИТ-специалисты.

Читайте также:  Какие вопросы нужно задавать на собеседовании на должность менеджера по персоналу

Задача: организовать непрерывный приток новых кадров

Когда WorldSkills открылся в России в 2015 году, штат состоял из 50 человек. За четыре года он вырос в семь раз — сейчас в штате более 350 человек, и это не предел, людей нужно всё больше и больше.

Ежегодно открываются новые проекты. Бывает, что на один проект нужно нанять сразу 20 человек. Причем, не просто нанять, но и оперативно обучить специфике работы в союзе.

Еще одна причина постоянной нужды в кадрах — текучесть. Это нормальное явление для молодых коллективов (средний возраст работников союза не превышает 30 лет).

Решение: стажировки для студентов вузов и колледжей

Поскольку основная деятельность союза связана с образованием и развитием профессиональных компетенций, к налаживанию процесса поиска и подготовки собственных молодых кадров HR-служба WorldSkills подошла основательно и со знанием дела.

Процесс состоял из пяти этапов, а подготовка к запуску стажировки заняла пять месяцев:

  1. В феврале 2018 года разослали вузам и колледжам письма о запуске в WorldSkills программы стажировок, провели личные встречи с руководителями учебных заведений в Москве и Московской области, организовали встречи со студентами, на которых презентовали программу и условиях участия в ней.
  2. С апреля начали прием заявок от студентов, пожелавших принять участие в стажировке. К участию приглашались как студенты-первокурсники, так и старшекурсники.
  3. В мае провели собеседования с кандидатами в стажеры и отобрали лучших.
  4. Июнь посвятили подготовке будущих наставников стажеров из числа сотрудников WorldSkills. Наставников было 20.
  5. С июля началась сама стажировка. Ее длительность — четыре недели.

Тренинг для стажеров. Фото из архива «Ворлдскиллс Россия».

Как отбирали стажеров

Один из основных секретов успеха любой стажировки — в отборе «правильных» стажеров. То есть тех, кто идет на стажировку не просто из любопытства или для галочки, а действительно мотивирован научиться чему-то новому, искренне интересуется деятельностью организации и ответственно относится к своим обязанностям. Только в этом случае стажировка не превратится в бесполезную головную боль для HR-службы и наставников, а привлечет в компанию перспективные кадры.

Как рассмотреть таких людей в потоке кандидатов, если это студенты без опыта, значит, даже полноценного резюме у них пока быть не может, а проверять сложные и объемные тестовые задания при большом потоке невозможно?

Отделаться чисто формальным заполнением не получилось бы — кандидату надо было ответить на вопросы о том, что он делает сейчас, что будет делать через год и через три года. Представить себя через три года — даже для многих людей старшего возраста непростая задача, а для студентов тем более. Зато это отличный повод задуматься над тем, по какой траектории хочется двигаться в ближайшие годы, и как в этом может помочь стажировка и работа в WorldSkills. А для рекрутеров союза это простое, на первый взгляд, задание послужило тестом, благодаря которому можно оценить осознанность и заинтересованность каждого кандидата, а также насколько он системно мыслит.

Тех, кто хорошо справился с этим заданием в анкете, пригласили на собеседование: студентов из Москвы — очное, из других городов — по скайпу. В 2018 году из ста кандидатов отобрали 18 самых сильных ребят, которые ярче остальных проявили себя и продемонстрировали живую заинтересованность в работе. Их и пригласили на стажировку.

Как проходила стажировка

Стажировка представляла собой полное погружение в рабочий процесс. Студенты должны были каждый день с 10 утра до 19 вечера находиться в офисе, как все сотрудники союза.

Например, в подразделении «Академия», которое занимается повышением квалификации директоров колледжей, стажеры подготавливали договоры и курировали процесс их заключения. Другие стажеры готовили чемпионат, писали бизнес-планы. Стажер, который работал в подразделении HR, планировал бизнес-игры.

К самостоятельному выполнению задач стажеры в течение четырех недель подходили постепенно:

  • сначала наставник демонстрировал, как над конкретной задачей работает он сам, и объяснял нюансы;
  • потом стажер подключался к выполнению тех же задач, но под контролем наставника;
  • затем стажер делал всё самостоятельно, а наставник только проверял результат;
  • наконец стажер, уже полностью погрузившись в процесс, самостоятельно выполнял работу и обращался к наставнику только при необходимости обсудить какие-то моменты.

«Интереснее всего работать с первокурсниками: им море по плечу, так много энергии, энтузиазма и всё кажется возможным, они не боятся никаких препятствий, — делится своими впечатлениями и.о. директора департамента по работе с персоналом Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Анна Селукова. — Они еще не знают на собственном опыте, как непросто реализовать ту или иную идею или какое-то нестандартное решение, поэтому их идеи и решения всегда смелые, свежие и, что интересно, — вполне рабочие. И каждый стажер очень освежает своей энергией всё подразделение, в котором работает».

Итоги стажировки: семь новых сотрудников

Во время стажировки действовала рейтинговая система — наставники и организаторы оценивали текущую работу стажеров в баллах. По итогам стажировки ребята готовили презентацию и защищали свой проект — своеобразный отчет о том, чем они занимались четыре недели.

Пятерых лучших по итогам всех оценок стажеров включили в кадровый резерв WorldSkills и по мере появления вакансий приняли на работу в Москве. Еще двое бывших стажеров работают сейчас в региональных центрах WorldSkills.

В организации и проведении стажировки приняли участие 28 сотрудников WorldSkills, включая наставников.

После первого опыта летнюю стажировку решено было проводить ежегодно — недавно в Союзе стартовал набор новых стажеров.

Как организовать работу со стажерами так, что бы снизить затраты и максимально быстро получить отдачу

Светлана Мостовская, HR Generalist, ООО «ОКОНТОРГ»:

— Кто же такие — Стажёры, как следует из определения: “Стажёр — лицо, поступившее на новую работу и проходящее испытательный срок, в течение которого оцениваются его способности, и приобретается опыт работы в своей специальности”, но на практике оно используется не только для новых сотрудников, но и для определения сотрудников на развитии, и для студентов проходящих практику.

И во всех этих случаях, необходима эффективная программа адаптации, которая позволит стажёру максимально быстро влиться в процессы (должностные обязанности, командную работу, социальную жизнь коллектива, подчинение корпоративным стандартам и правилам).

Реализованная программа адаптационных мер положительно влияет на экономию бюджета, позволяя снизить текучесть персонала и повысить продуктивность сотрудников.

Для организации эффективной работы со стажерами есть несколько важных метрик и процессов, которые мы должны регулярно анализировать:

1. Коэффициенты текучести кадров на испытательном сроке, и в течении первого года работы сотрудника.
2. Расчет стоимости сотрудника на испытательном сроке (стоимость обучения, стоимость программы наставничества).
3. Программа наставничества.
4. Средняя продолжительность жизни сотрудников.

При условии качественно действующей системы адаптации — коэффициент текучести кадров на испытательном сроке равен 0, а текучесть сотрудников, которые прошли испытательный срок, но уволились в первый же год работы должна тщательно анализироваться, так как причиной таких увольнений, может стать именно слабая процедура адаптации. Анкетирование при увольнении, а так же своевременная обратная связь от сотрудников, помогут ликвидировать причины и предупредить возникновение новых.

Как вариант разбить программу адаптации на несколько блоков:
первые 3 месяца — интенсив (закладываем несколько ключевых точек (встреч) в адаптации на этот период — по итогам 3х дней, по итогам 1.5 месяцев и по итога 3х месяцев);

следующие 3 месяца — оценка (на этом этапе сотрудник общается со всем коллективом, получает различную информацию от своих коллег (не всегда позитивную), а заодно и расслабляется сам, так как испытательный срок пройден, оценивает обстановку и делает выводы, планирует дальнейшие действия. С помощью обратной связи мы сможем прояснить возникшие вопросы и повысить вовлеченность сотрудника;

следующие 6 месяцев — постановка задач, оцениваем потенциал стажера для дальнейшего развития, по итогам года даем обратную связь.

При анализе затрат на обучение необходимо рассчитать все возможные варианты, а с помощью бенчмаркингов или А-Б тестирования, выбрать максимально продуктивное.

Например штатный тренер может проводить обучение в любое время и это плюс, но компания проводящая внешнее обучение может оказаться в несколько раз эффективнее, так как ее тренеры постоянно повышают квалификацию, а программы тренингов своевременно актуализируются под потребности рынка.

Так же сейчас набирает популярность электронное обучение и применение чат-ботов в адаптациии. Определив необходимый уровень потребности в обучении и выбрав форматы, можно существенно повлиять на количественно-качественные показатели и сократить срок профессиональной адаптации сотрудника.

Неотемлемой частью адаптации, является система наставничества, очень часто наставниками новых сотрудников является руководитель отдела, который старается, что бы новичок максимально быстро вник в должностные обязанности и мало уделяет времени на социальную адаптацию в коллективе.

Читайте также:  Возможно ли сокращение испытательного срока?

Поэтому важно, что бы в каждом отделе был сотрудник, который станет наставником, для новичков, поможет им познакомиться с коллективом, расскажет о ”негласных правилах” сможет ответить на любые вопросы. При правильном обучении и мотивации, наставник поможет стажеру быстрее установить взаимодействие в коллективе и начать продуктивно работать.

Анализируя варианты, лучше выбрать тот, где затраты могут быть выше, но давать более быстрый и качественный результат, чем быстрее стажер адаптируется, тем быстрее мы получим отдачу. Одним из не менее важных показателей, который мы должны учитывать при выборе стоимости программ адаптации, является — Средняя продолжительность жизни сотрудников (анализируются данные об уволенных сотрудниках, подсчитывается средний показатель продолжительности их работы от момента трудоустройства до дня увольнения).

Если средняя продолжительность жизни сотрудников не велика, то нам выгодно наиболее быстро получить из стажера полноценного сотрудника, и разработать мероприятия направленные на повышение данного показателя.

Что важно для стажеров в период адаптации стажера:
• Программа адаптации (назвать можно как угодно: карта адаптации, план адаптации, справочник нового сотрудника и тд.), важно, что бы она содержала в себе все ключевые этапы, даты и контакты. Если у стажера на испытательном сроке есть задачи, то прописываем и их.

• Понимание структуры подчиненности и взаимодействия между отделами. Визуализируйте эти данные для сотрудников.

• Важные моменты: график работы, обеденный перерыв, расположение отделов и тд., можно так же визуализировать.

Это все можно реализовать, как на бумажных носителях, так и на корпоративных порталах или в электронных приложениях, все зависит от бюджета и потребностей компании.

Как оформить стажера, чтобы не было проблем с трудовыми и налоговыми инспекторами

Трудовой кодекс не определяет, что является стажировкой и кто такой стажер. Исходя из иных нормативных актов, предусматривающих порядок прохождения стажировки (например, Государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 362), можно понять, что стажировка — это как получение теоретический знаний по определенной должности (профессии, специальности), так и закрепление полученных теоретический знаний на практике (на рабочем месте).

Слово «стажировка» упоминается в ТК РФ в ст. 59 ТК РФ при установлении оснований для заключения срочного трудового договора. Так, срочный трудовой договор заключается для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки.

В отношении некоторых категорий работников, законодательство непосредственно использует термин «стажер, стажировка»:

  • стажер адвоката, принимается на работу на условиях трудового договора, заключенного с адвокатским образованием (ст. 28 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»);
  • стажировка водителей определенных категорий проводится (раздел 3 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12);
  • лица, претендующие на должность нотариуса, должны пройти стажировку (п.2 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.06.2000 N 179 и Решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26.05.2000 г.);
  • помощники арбитражных управляющих проходят стажировки (п.1 Правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2003 N 414);
  • обучение медицинских и фармацевтических работников проходит, в том числе, в виде стажировки (п. 4 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков. утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. N 66н).
  • механизм стажировки также используется органами занятости населения для приобретения опыта работы безработных граждан (Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» 19.04.1991 N 1032-1).

Но нанимать на работу в качестве стажеров могут и в других правовых ситуациях:

  1. Прием на работу по срочному трудовому договору (на должность стажера или на иную должность) для выполнения работ, связанных с профессиональным образованием в форме стажировки;
  2. Заключение ученического трудового договора для обучения на получение образования без отрыва от работы;
  3. Производственная практика учащихся при заключении договора между обучающей организацией и компанией, готовой принять стажера.

Прием для выполнения работ, связанных с профессиональным образованием в форме стажировки

Ст. 59 ТК РФ допускает заключение срочного трудового договора с работниками, если их работа связана с обучением в форме стажировки. Так как в данном случае предусматривается заключение трудового договора, то он должен соответствовать требованиям, предъявляемым к трудовому договору ст. 57 ТК РФ.

При этом трудовое законодательство не обязывает принимать именно на должность «стажера», поэтому работник может быть принят и на иную должность, предусмотренную штатным расписанием компании.

Но для заключения срочного договора работодателю необходимо предусмотреть, чтобы работа, на которую принимается работник, была непосредственно связана с его стажировкой и профессиональным обучением.

В трудовом договоре указывается не только должность (вид работы), но и подчеркивается, что работа, поручаемая работнику, направлена на получение необходимых практических профессиональных навыков и умений.

Кроме того, в трудовом договоре со стажером необходимо зафиксировать срок его действия, который должен соответствовать сроку прохождения стажировки. Возможный срок стажировки законодательством не зафиксирован (кроме отдельных категорий работников, указанных выше), поэтому работодатель с работником вправе по своему соглашению определить срок стажировки и, следовательно, срок трудового договора.

При этом следует учитывать, что стажировка вряд ли может длиться многие годы, поэтому срок стажировки 3-4 года может вызвать сомнения у суда и проверяющих органов в случае обращения к ним работника.

Безусловно, работа в рамках данного трудового договора должна оплачиваться в размерах, не менее минимального размера оплаты труда.

Заключение с лицом, ищущим работу, ученического трудового договора

Ст. 198 ТК РФ предусматривает возможность заключать ученический договор с работником. Поэтому организация может предложить вам не работу, а учебу с последующей работой в этой компании.

При этом ученический договор должен содержать:

  • наименование сторон;
  • указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником;
  • обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения;
  • обязанность работника пройти обучение и проработать по трудовому договору с работодателем в течение установленного срока;
  • срок ученичества;
  • размер оплаты в период ученичества.

Ст. 199 ТК РФ указывает, что ученический договор должен указывать на конкретную квалификацию.

Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации в письменной форме в 2-х экземплярах (ст. 200 ТК РФ).

Содержание ученического договора может быть изменено только по соглашению сторон (ст. 201 ТК РФ). Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, то есть 40-часовой недели (или сокращенной рабочей недели при возрасте учеников мене 18 лет) (ст.203 ТК РФ).

Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, ее размер стороны должны указать в ученическом договоре, и он не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст.204 ТК РФ).

В соответствии с полученным документом о квалификации работодатель вносит в трудовую книжку работника запись о полученной им профессии, специальности, квалификации (п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).

Таким образом, в период обучения вы не получаете зарплату, а получаете стипендию и оплату за конкретно произведенную работу.

Производственная практика учащихся

В основании ст. 227 ТК РФ к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, относятся обучающиеся, проходящие производственную практику.

Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями (п. 11 Положения о практике обучающихся, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 291 (далее — “Положение “291), п. 8 Положения, утвержденного Приказом Минобразования России от 25.03.2003 N 1154).

Производственная практика может проходить без оплаты, если студент лишь знакомится с производством, но не занимается профессиональной деятельностью. В таком случае нет необходимости заключать трудовой договор.

Если студент непосредственно выполняет работу на рабочем месте, то следует заключить с ним срочный трудовой договор (ст. 59 ТК РФ, как договор связанный с практикой) с соответствующей оплатой не ниже минимального размера оплаты труда (п. 15 Положения № 291). Однако при этом обязанность работодателя заключать трудовые договоры с обучающимися, проходящими производственную практику, трудовым законодательством не предусмотрена (Определения Верховного Суда РФ от 03.10.2008 N 89-В08-6).

То есть если вы устроились только для прохождения практики, то ваше присутствие на предприятии связано только со знакомством с работой и может не оплачиваться.

Таким образом, прохождение стажировки регулируется законодательством только в отношении работников некоторых отраслей. В иных случаях оформление стажировки зависит от соглашения сторон.

Стажировка может быть оформлена срочным трудовым договором или ученическим договором. Кроме того, студент может стажироваться в рамках производственной практики, как с заключением трудового договора, так и без него.

Ссылка на основную публикацию