Актуальные принципы и формы трудоустройства инвалидов

Организация трудового устройства инвалидов

Подготовка личных дел получателей пособий в территориальном органе социальной защиты населения.

24.11.95 г. был принят Федеральный Закон «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации». Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвали дов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмот­ренных Конституцией Российской Федерации.

Реабилитация инвалидов — система медицинских, социальных, психологических, педагогических, социально-экономических ме­роприятий, направленных на устранение ограничений жизнедея­тельности.

Реабилитация включает в себя:

1.
Медицинскую реабилитацию.

2.
Профессиональную реабилитацию, которая состоит из про­фессиональной ориентации, профессионального образования, про­фессионально-производственной адаптации и трудоустройства.

3.
Социальную реабилитацию.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости фе­деральными органами государственной власти, органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации путем проведе­ния следующих специальных мероприятий, способствующих по­вышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1.
осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций обществен­ных объединений инвалидов;

2.
установления в организациях независимо от организацион­но-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3.
резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее под­ходящим для трудоустройства инвалидов;

4.
стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специ­альных) для трудоустройства инвалидов;

5.
создания инвалидам условий труда в соответствии с инди­видуальными программами реабилитации инвалидов;

6.
создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых состав­ляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на рабо­ту инвалидов в процентах к среднесписочной численности работ­ников (но не менее трех процентов).

Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их соб­ственности предприятия, учреждения, организации, хозяйствен­ные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции вправе устанавливать более высокую квоту для приема на ра­боту инвалидов.

Порядок определения квоты утверждается указанными органами.

В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязатель­ную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенно­го инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

По представлению Федеральной службы занятости России Госу­дарственный фонд занятости населения Российской Федерации пе­речисляет указанные суммы организациям независимо от организа­ционно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также обществен­ным объединениям инвалидов на создание специализированных пред­приятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного обору­дования, технического и организационного оснащения, дополни­тельного оснащения и обеспечения техническими приспособле­ниями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для тру­доустройства инвалидов устанавливается органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации для каждого пред­приятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюдже­тов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением ра­бочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или про­фессиональное заболевание. Специальные рабочие места для тру­доустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате сти­хийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионально-

го заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудо­устройства инвалидов.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для при­ема на работу инвалидов обязаны:

1.
создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2.
создавать инвалидам условия труда в соответствии с инди­видуальной программой реабилитации инвалида;

3.
предоставлять в установленном порядке информацию, не­обходимую для организации занятости инвалидов.

3. Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок вне­сения обязательной платы в Государственный фонд занятости на­селения Российской Федерации, несут ответственность в виде уп­латы штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы — в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — в размере стоимости рабочего места, определяемой органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государ­ственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штра­фа не освобождает их от внесения задолженности.

Под трудоустройством граждан, частично утративших трудо­способность, понимается система государственных и обществен­ных мероприятий, обеспечивающих вовлечение таких лиц в обще­ственно-трудовую деятельность.

Трудоустройство осуществляется на следующих принципах:

1.
Общественно-полезный труд в сочетании с лечебно-оздоро­вительными мероприятиями по восстановлению здоровья и тру­доспособности.

2.
В соответствии с рекомендациями МСЭК.

3.
При участии предприятий, профсоюзов, органов здравоохра­нения, общественных органов и контроля со стороны органов со­циальной защиты населения.

4.
Трудоустройство по профессиям, близким к тем, которые ин­валиды имели до наступления инвалидности.

5.
Обучение, переобучение инвалидов, создание специальных условий и режима труда.

Существуют следующие формы трудоустройства: 1. На обычных предприятиях. На них трудоустраивают, как пра­вило, инвалидов IIIгруппы и престарелых. Здесь могут приме­няться неполная рабочая неделя или неполный рабочий день.

2.
На специализированных предприятиях, цехах, участках. Они создаются по решению местных органов, министерств, ведомств.
На таких предприятиях работают как правило, инвалиды I и II групп, страдающие тяжелыми заболеваниями (туберкулезом, сер­дечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями). Здесь
создаются благоприятные условия труда (отсутствие шума, повы­шенная влажность воздуха и т.д.). Уменьшаются нормы выработ­ки, устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительные
перерывы, отпуск не менее 24 рабочих дней.

3.
Работа на дому. Это самая перспективная форма трудоустрой­ства инвалидов, особенно для инвалидов I и II групп. Предприя­тие заключает договор, поставляет сырье, материалы, забирает
готовую продукцию. Пенсионеру компенсируются расходы по элек­троэнергии, затраты на содержание средств производства, в том числе и личных.

Инвалиды I и II групп, как правило, сами устанавливают ре­жим работы и нормы выработки, к инвалидам III группы приме­няются нормы выработки, установленные для специализирован­ных предприятий.

4. Работа в учебно-производственных предприятиях (УПП) ВОГ и ВОС — это специализированные предприятия для инвалидов с нарушениями слуха и зрения. На них создаются оптимальные и безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение остаточ­ного зрения и светоощущения, а также слуха и осязания.

Ведущими отраслями, с которыми кооперируются ВОГ и ВОС, являются: электрорадиотехническая, машино- и приборостроитель­ная, металлообрабатывающая. На УПП ВОГ и ВОС инвалидам III группы нормы выработки снижены на 10 %, инвалидам I и II групп — на 20 % . Им устанавливается шестичасовой рабочий день.

5. В кооперативах. В настоящее время распространены кооперативы инвалидов, они имеют льготы по налогообложению. Характер труда в них самый разнообразный.

6. Индивидуально-трудовая деятельность. Органы социальной за­щиты населения должны помогать в оформлении документов на занятие этим видом деятельности.

31. Организация работы по профессионально-техническому обучению инвалидов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9212 – | 7420 – или читать все.

Актуальные принципы и формы трудоустройства инвалидов

На данном этапе социального развития государства важнейшим приоритетом политики является комплекс мер по интеграции инвалидов в социум. За последние годы количество социально незащищенных слоев населения неуклонно возрастает, и во всем мире насчитывает около 10% от всего населения земного шара. Но это только верх айсберга, а сколько человек из-за сложности процедуры отказываются от получения этого статуса. Сегодня только 15% всех инвалидов трудоустроены, а среди 1 и 2-й групп инвалидности и того меньше – 8%. Каковы же принципы и формы трудоустройства инвалидов имеются в современном обществе.

Закон о трудоустройстве инвалидов

Каждый десятый человек на земле – инвалид. Статистика неутешительная и тем более государству следует задуматься о том, как помочь таким людям преодолеть последствия, восстановить свои утраченные функции и стать полноправным членом социума. В процессе интеграции огромную роль играет трудоустройство инвалидов. Труд оказывает благотворное влияние, дает чувство необходимости его для общества, а также позволяет не быть обузой для семьи.

Вместе с тем сегодня в экономике наблюдается спад производства, безработица поглотила даже здоровое население, что уж говорить о больных людях. В таких условиях государство побеспокоилось, чтобы все гарантии трудоустройства инвалидов достигли нуждающихся в помощи.

Государственная политика занятости инвалидов внедряет социальные мероприятия, которые бы содействовали трудоустройству ограниченных лиц, а для работодателей предусмотрены поощрения в связи с созданием новых или сохранением имеющихся рабочих мест для данной категории населения (ст. 5 Закона РФ № 1032-1 о занятости населения). Льготы для предприятия при трудоустройстве инвалидов включают в себя освобождение от единого социального налога для сумм выплат, которые не превышают 100 000 руб. в год на каждого инвалида.

Кроме того, в России 24 ноября 1995 года принят закон о трудоустройстве инвалидов, где в статье 9 говорится, что реабилитация инвалидов должна включать трудовую адаптацию, профессиональное образование.

Каким же образом государство конкретно помогает таким гражданам. Самая основная форма трудоустройства – это квотирование рабочих мест. Квота – это минимальное число вакансий для трудоустройства людей, которые нуждаются в соцзащите.

Рассмотрим, кому положена квота по трудоустройству инвалидов в соответствии с законодательством. Специальные места вводятся на всех предприятиях, независимо от формы собственности, где количество работающих более 30 человек. Квота, обычно, составляет 2-4% от общей численности трудящихся на данном предприятии.

Мероприятия по трудоустройству данной категории граждан осуществляются посредством деятельности территориальных центров занятости. Что делают центры занятости в отношении трудоустройства:

  1. создают базу данных по вакансиям в счет квотирования>
  2. выдают направления на трудоустройство лицам, которые особенно нуждаются в социальной защите и поиске работы>
  3. осуществляют контроль за выполнение квот>
  4. контролируют своевременное поступление платы в счет исполнения установленных квот>
  5. помогают в профессиональной подготовке или переквалификации>
  6. субсидируют инвалидов на общих основаниях, если это не воспрещается ИПР.

Какие же мероприятия проводятся на уровне государства для решения данной проблемы:

  • осуществляется льготная финансовая и кредитная политика, направленная на предприятия, которые трудоустраивают инвалидов, на общества инвалидов>
  • устанавливают на предприятиях разных форм собственности квоты на рабочие места>
  • резервируют рабочие места по профессиям, которые наиболее подходят для инвалидов>
  • стимулируют создание специализированных рабочих мест на предприятиях, организациях или учреждениях>
  • создают инвалидам подходящие условия труда согласно ИПР инвалидов>
  • создают условия для предпринимательства инвалидов>
  • организовывают обучение инвалидов>
  • адаптируют рабочее место под персональные возможности инвалида, оснащая место специальными приспособлениями и оборудованием.

Этот список полностью соответствует стандартным правилам предоставления равных возможностей инвалидам, которые приняты в ООН 20.12.1993 года. В данном документе предусматривается, что инвалиды вправе получать наравне с другими людьми гарантии занятости и что они должны иметь равные конкурентно-способные условия труда, приносящие доход. И ни в коем случае не должна проявляться дискриминация по отношению к данной категории трудящихся. Государствам же надлежит всячески поддерживать стремление инвалидов к труду и внедрение их в мировой рынок труда.

Недостатки квотирования

Во многих странах существуют законы, определяющие обязанности для работодателей выделять или резервировать специальные места для инвалидов. Однако, у данной системы есть существенные недостатки. Обязывая работодателей трудоустраивать социально незащищенных граждан, государство фактически перекладывает свои обязанности на работодателей. Попытка решить такую сложную социальную проблему за счет предпринимателей без вложения собственных сил, вызывает часто негатив со стороны работодателей. В результате чего жертвами оказываются самые беззащитные слои, подвергаясь дискриминации на рабочем месте, вплоть до насмешек и упреков.

Разве можно говорить в такой ситуации о психологической реабилитации. Как мы знаем, из всех инвалидов трудоустроено только 15%, а всему причина именно боязнь дискриминации. Большое значение оказывает социальное влияние на трудоустройство инвалидов. Большинство молодых инвалидов испытывают комплексы относительно своего состояния, боятся работать среди полноценных людей или недооценивают свои знания и возможности. Кроме того, работодатели не до конца понимают, насколько значим для инвалидов труд, как для удовлетворения физических потребностей, так и для повышения собственной самооценки и реализации себя наравне с полноценными людьми, а часто им попросту это неважно.

Но как бы там ни было, квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов предусмотрено законодательством, и отказ в трудоустройстве инвалида влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от 2 до 3 тыс. руб. (статья 5.42 пункт 1 КоАП РФ). Эта мера наказания предусмотрена во многих странах. Штрафы нельзя расценивать как карательную меру за невыполнение правовых норм. В сущности, это взносы, которые направляются на развитие для работодателей равных условий и способствуют созданию новых мест для работы инвалидов.

Читайте также:  Как принять сотрудника на работу на место декретницы

Кроме того, работодателю может быть выставлено взыскание не только за отказ в трудоустройстве инвалида, но и за невыполнение законодательства в отношении создания специальных рабочих мест и за отказ в трудоустройстве инвалидов в пределах квот. Однако, если условия труда на данном предприятии тяжелые и опасные для здоровья и жизни и противоречат индивидуальной программе реабилитации, тогда отказ в трудоустройстве вполне правомерный.

В случае отказа в трудоустройстве, инвалид имеет право подать иск в суд о признании отказа незаконным. По результатам судовых разбирательств, работодателя могут вынудить трудоустроить гражданина на работу с того дня, когда подано заявление о приеме на работу и оплатить ему время вынужденного прогула. В том случае, если работодатель не выполнил квоту или было невозможно это сделать, он обязан будет вносить обязательные платежи за каждого нетрудоустроенного в пределах квотирования. Эти средства идут на создание мест сверх квоты, а также направляются в общественные объединения инвалидов для создания специальных цехов и предприятий, использующих их труд. Таким образом, эти взносы это альтернатива квотированию. Этот принцип предоставляет предприятиям и компаниям выбор при выполнении квотирования – или брать на работу инвалидов в пределах квоты или платить взносы за нетрудоустроенных граждан.

На сегодняшний день именно квотирование является основной формой трудоустройства граждан особо требующих социальной защиты, хотя у данной формы есть и недостатки, о которых мы говорили выше, не позволяющие в полном объеме решить проблемы, связанные с социальной интеграцией инвалидов. Следовательно, несмотря на некоторые успехи данной формы, еще остается много нерешенных проблем, и обеспечение занятости данной категории остается наиболее острой и болезненной темой нашей действительности.


Работники-инвалиды: что должен знать работодатель

Автор: Анна Луценко, бухгалтер отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ»

Расскажем об особенностях трудоустройства граждан-инвалидов и предоставления им дополнительных гарантий и льгот.

Квоты

Инвалиды – это граждане, требующие особой защищенности со стороны общества по причине стойкой утраты их физических, умственных или психических способностей к жизнедеятельности и имеющие статус инвалида. Однако, несмотря на свою ограниченность в жизненных функциях, инвалиды имеют такие же права, как и обычные люди, в том числе они обладают правом на труд. На многих предприятиях в числе сотрудников есть инвалиды. Но принимая на работу человека с ограниченными возможностями, организация обязана создать для него комфортные условия труда, а также предоставить некоторые дополнительные льготы.

Главными нормативными документами, которые регламентируют возможности инвалидов заниматься трудовой деятельностью, являются трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995.

В ст. 20 Закона № 181-ФЗ перечислены основные мероприятия, направленные на обеспечение занятости людей с ограниченными возможностями. Так, к некоторым из них относится создание специальных условий труда для инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации, организация их профессионального обучения, установление в организациях квот для приема инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест и пр.

Что касается квот, то согласно ст. 21 Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г., для всех предприятий. независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. установлены нормы для приема инвалидов на работу. Причем данные нормы в каждом субъекте РФ могут варьироваться, но при этом не должны отклоняться от принятых законом №181 значений. Так, число работников с ограниченными возможностями в организации напрямую зависит от штата предприятия:

при численности работников в организации свыше 100 человек работодатель должен зарезервировать вакантные места для инвалидов в количестве от 2 до 4% от среднесписочной численности работников;

при численности работников от 35 человек (включительно) до 100 человек (включительно) для работодателя устанавливается норма не выше 3% от среднесписочной численности работников.

Причем при расчете квотированных мест для инвалидов запрещено включать работников, которые заняты на вредных или опасных условиях труда. Полное освобождение от квот получают лишь организации, созданные общественными объединениями инвалидов, уставный/складочный капитал которых состоит из вклада этих объединений.

Каждый месяц работодателю необходимо отчитываться перед органами занятости о соблюдении квоты: какова численность трудоустроенных инвалидов, сколько имеется свободных мест для трудоустройства инвалидов. Форма и сроки подачи сведений о выполнении квоты в каждом субъекте могут устанавливаться самостоятельно, поэтому работодателям рекомендуется для начала обратиться в службу занятости населения для уточнения данной информации.

Если работодатель нарушит соблюдение норм по квотам для занятости инвалидов, то ему грозит применение санкционных мер со стороны государства, а именно:

в случае, если не созданы или не выделены рабочие места в пределах квоты, а также если работодатель неправомерно отказал в приеме на работу инвалида, то за такое нарушение полагается штраф для должностных лиц от 5000 руб. до 10 000 руб. согласно ст. 5.42 КоАП РФ;

если же работодатель по каким-то причинам не сообщает в службу занятости информацию о наличии свободных мест для инвалидов, то за несообщение таких сведений для должностных лиц положен штраф от 300 руб. до 500 руб., а для организаций штраф составляет от 3000 руб. до 5000 руб., согласно ст. 19.7 КоАП РФ.

Порядок приема

При трудоустройстве инвалида работодатель в общеустановленном порядке должен запросить у него такие документы как: паспорт (документ, удостоверяющий личность), трудовую книжку, СНИЛС, дипломы об окончании учебных заведений, документ воинского учета (для мужчин и военнообязанных лиц) и пр. (перечень указан в ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Однако для подтверждения инвалидности требуются еще два важных дополнительных документа:

справка, выданная комиссией МСЭ (медико-социальной экспертизы), в которой указывается группа инвалидности и степень ограничения трудовой деятельности;

ИПР (индивидуальная программа реабилитации или абилитации) – именно в соответствии с этой программой работодатель должен предоставить необходимые условия труда человеку с ограниченными возможностями. Работодатель благодаря данной программе может убедиться, что человеку, претендующему на вакантное место, условия работы не противопоказаны ему по состоянию здоровья. Если имеются какие-либо противопоказания (недопустимый уровень шума, загазованность и пр.), то работодатель на законных основаниях может отказать инвалиду в трудоустройстве. При этом в направлении службы занятости необходимо отметить причину отказа.

Но важно учитывать, что если устройство на работу инвалида происходит не в рамках квоты и для занимаемой вакансии не предъявляются особые требования к состоянию здоровья работника, то инвалиду не обязательно предоставлять вышеперечисленные два документа, он это может сделать по желанию, и в связи с этим может быть принят на работу на общих основаниях, без предоставления льгот.

Льготы и налоговый вычет

В ст. 23 Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 указаны некоторые гарантии труда инвалидов. К ним относятся:

сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю для инвалидов I и II группы, при этом сохраняется полная оплата труда;

работодатель может привлекать инвалидов к сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также в ночное время, но только с согласия самого сотрудника и если это не запрещено ему по медицинским показаниям;

всем инвалидам работодатели обязаны предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней;

кроме того, в ст. 128 ТК РФ прямо указано о праве работника-инвалида в предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году. По письменному заявлению сотрудника работодатель обязан предоставить ему неоплачиваемый отпуск;

особая категория инвалидов-чернобыльцев имеет право на дополнительный ежегодный отпуск в 14 календарных дней, который должен оплачиваться органами соцзащиты населения.

Важно понимать, что льготы работнику-инвалиду будут полагаться с момента предоставления им соответствующих документов: справки с указанием инвалидности и ИПР. Если работник не приносит документы, то работодатель не в праве их самостоятельно истребовать и, соответственно, нет основания для предоставления льгот. Такого мнения придерживаются суды: апелляционные определения Московского городского суда от 16.01.2015 по делу № 33–636/15, Ставропольского краевого суда от 09.12.2015 по делу № 33–8284/15.

Также отдельно хотелось бы добавить и про налоговый вычет. Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ, инвалидам-чернобыльцам, инвалидам ВОВ, инвалидам радиационной аварии на производственном объединении «Маяк» и инвалидам из числа военнослужащих положен налоговый вычет в размере 3000 руб. в месяц. А в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ инвалидам с детства и инвалидам I и II группы полагается ежемесячный налоговый вычет в размере 500 руб.

Сокращение, отстранение от обязанностей, перевод и увольнение

В ст. 73 ТК РФ указаны ситуации перевода, увольнения и отстранения от обязанностей сотрудников-инвалидов. Так, если по медицинским показаниям работник-инвалид больше не способен выполнять свои трудовые обязанности, то работодатель обязан с письменного согласия самого работника перевести его на другую работу с подходящими условиями труда. Выполнение данного условия со стороны работодателя направлено исключительно в интересах работника и в целях сохранения его здоровья.

Однако в ситуации, когда сотруднику необходим временный перевод на срок до четырех месяцев, а у работодателя нет соответствующей работы, то работодатель на указанный в медзаключении срок обязан отстранить сотрудника от работы с сохранением за ним должности. При этом зарплата в период отстранения не начисляется сотруднику.

А в случае если работнику нужен перевод по состоянию здоровья на срок свыше четырех месяцев или и вовсе на постоянной основе, то при его отказе о переводе либо же отсутствия у работодателя соответствующего вакантного места, то трудовой договор расторгается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

В случае же сокращения численности работников предприятия для инвалидов отсутствуют какие-либо привилегии, под сокращение они попадут в общем порядке.

СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ ИНВАЛИДОВ

Положение инвалидов на рынке труда

Развитие каждого государства в значительной мере определяется степенью использования профессиональных, интеллектуальных и творческих способностей людей. В сложившихся социально-экономических условиях ключевое значение приобретает необходимость максимально эффективно использовать имеющиеся в Российской Федерации человеческие ресурсы, включая все категории безработных граждан (молодежь, инвалиды, женщины, люди предпенсионного возраста и др.).

Под рынком труда понимается система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы и особенности профессиональной самореализации граждан, механизм спроса и предложения, который функционирует на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

Рынок труда инвалидов является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Поэтому государство берет на себя обязательство по содействию интеграции граждан с ограниченными возможностями, обладающих недостаточной конкурентоспособностью и испытывающих трудности в поиске работы.

Положение инвалидов в обществе определяется рядом объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, удовлетворить свои права и социальные гарантии. Безработица среди граждан с ограниченными возможностями выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий.

Болезнь или травма могут привести к потере здоровья человека, следствием чего являются значительные отрицательные последствия в его жизнедеятельности. Нарушаются не только физиологические функции организма, снижается и социальная, в том числе профессиональная, активность человека. Преодоление последствий инвалидности, восстановление утраченных в связи с ней части жизненных функций, а также социально значимых качеств позволяют инвалиду стать полноценным и равноправным членом общества, непосредственно участвовать в общественной жизни, способствуют его успешной реабилитации и интеграции в обществе.

В этом процессе особую роль играет трудовая деятельность, она оказывает положительное влияние на жизнь инвалида. Занятость способствует физическому, личностному, профессиональному восстановлению личности. В значительной степени повышается и материальное благосостояние инвалида. Меняется психическое состояние человека, он перестает ощущать себя ненужным. Растет его престиж в семье, обществе и государстве. Под влиянием труда в организме развиваются компенсационные механизмы, способствующие преодолению вызванных инвалидностью ряда недостатков.

В «Хартии инвалидов», принятой ООН в 1980 г., подчеркивается, что качество жизни лиц с нарушениями жизнедеятельности не должно отличаться от качества жизни остальной части населения. Важно, чтобы эта цель достигалась не столько за счет социальной благотворительности государства, отдельных организаций и лиц, сколько за счет системы социальных, организационных, экономических, психологических и других мер, позволяющих инвалиду адаптироваться в новых условиях и найти свое место в жизни.

Читайте также:  Процедура приема на работу иностранного гражданина

Права лиц с ограниченными возможностями на труд уже в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны Организации Объединенных Наций (ООН) и других международных организаций. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», которые были приняты в 1993 г., выделили наиболее проблемные вопросы деятельности по созданию благоприятных условий для включенности данной категории граждан в жизнедеятельность своей страны. В одном из параграфов специально рассматривается проблема занятости лиц с ограниченными возможностями. В нем отмечено, что «Государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда».

Различные стороны содействия занятости инвалидов рассматриваются в документах, разработанных Международной организацией труда (МОТ). Одним из первых поднимался вопрос социальной защиты граждан. В 1933 году была принята Конвенция № 37 «Об обязательном страховании по инвалидности трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги», в которой раскрыты вопросы профилактики инвалидности в рамках трудовой деятельности. Проблемы профессиональной реабилитации инвалидов поставлены также в Рекомендации № 168 и Конвенции № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов», принятых МОТ в 1983 г. В ряде документов МОТ раскрыты аспекты активной политики занятости граждан с ограниченными возможностями (Рекомендация № 88 «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов» от 1950 г. и Рекомендация № 99 «О переквалификации инвалидов» от 1955).

Выстраивание рыночных отношений имеет не только позитивные, но и негативные стороны, в частности ужесточение требований, предъявляемых к работнику. Как следствие, количество граждан, попадающих под категорию неконкурентоспособных, постоянно увеличивается. Все эти процессы особенно обостряются в период социально- экономических кризисов.

В связи с этим проблема занятости инвалидов приобретает новые свойства. Вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для них, но реализовать свои потребности в профессиональной деятельности удается далеко не каждому.

Роль данной категории населения на российском рынке труда остается не соответствующей их потенциальным возможностям, а занятость достаточно низкой. Работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности. Особенно она низкая среди граждан, имеющих I или II группу инвалидности.

Такое положение инвалидов на российском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, наблюдается рост количества инвалидов (примерно 50% из них трудоспособного возраста), во- вторых, доля регистрируемой безработицы среди лиц с ограниченными возможностями увеличивается в среднем по нашей стране от 2 до 5%.

Выходящие на рынок труда инвалиды различаются по возрасту, полу, образовательному и профессиональному уровню, состоянию здоровья, жизненным установкам. Среди признанных безработными есть лица, получившие инвалидность в результате заболеваний, травм, есть пострадавшие на производстве и в ходе боевых действий, есть инвалиды детства. Средний возраст неработающих граждан с ограниченными возможностями 26—45 лет. Все они по разным основаниям делятся на несколько групп.

Для решения вопроса занятости значимыми являются следующие характеристики липа с ограниченными возможностями.

  • 1. Степень трудоспособности (инвалиды трудоспособные, нетрудоспособные, временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах, в щадяших условиях труда).
  • 2. Характер заболевания человека (мобильные, маломобильные, немобильные).

В зависимости от принадлежности к той или иной группе и решаются вопросы занятости и трудоустройства граждан с ограниченными возможностями.

Относительно низкий статус занятости лиц, имеющих инвалидность, во многом объясняется неопределенностью жизненных установок, отсутствием востребованного профессионального образования, опыта работы. Ситуация усугубляется и тем обстоятельством, что работодателям невыгодно принимать на работу инвалидов, которым требуются специализированные рабочие места, льготные условия труда (сокращенное рабочее время, сниженные требования к производительности). Несмотря на законы о квотировании рабочих мест для инвалидов, принимаемые на уровне субъектов Федерации, работодатели стремятся найти причины для отказа инвалиду в трудоустройстве.

Особенность положения инвалидов на российском рынке труда определяется рядом факторов.

  • 1. Сохранение стереотипов. Многие работодатели негативно оценивают такие качества инвалидов, как отсутствие опыта работы, неспособность качественно выполнять свои профессиональные обязанности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, неустойчивость поведения, т.е. все то, что свидетельствует о профессиональной несостоятельности человека, недостаточном уровне его адаптации в обществе. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к инвалидам на рынке труда.
  • 2. Необоснованное представление самого инвалида о выстраивании личной профессиональной стратегии. Это проявляется в определении профессии, в дальнейших перспективах трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет проводиться профессиональное обучение, часто делается инвалидом исходя из его физиологических возможностей, степени инвалидности, условий обучения, его доступности. Основная идея получения образования — «Что я могу и хочу», а не «Куда я смогу трудоустроиться в дальнейшем».

Научить молодых инвалидов анализировать реальную ситуацию на рынке труда через призму личностных возможностей — это то направление работы, которое необходимо внедрять в повсеместную практику деятельности службы занятости в рамках профилактики безработицы лиц с ограниченными возможностями.

3. Сокращение рабочих мест на предприятиях и количества специализированных организаций, нацеленных на преимущественное трудоустройство инвалидов. Особое беспокойство вызывает то, что большое количество безработных граждан составляют выпускники средних специальных и высших учебных заведений. Наибольшим спросом у молодых инвалидов пользуются такие профессии, как программист, экономист и бухгалтер, юрист. Вместе с тем среди вакансий, предлагаемых для граждан с ограниченными возможностями, преимущественно малоквалифицированный труд, без учета профессиональных качеств.

Анализ наиболее востребованных вакансий для инвалидов показал, что людям с ограниченными возможностями предлагают рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату (сборщики, вахтеры, швеи, операторы ОТК). Такое положение обусловлено не только (или не столько) ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных возможностей, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами.

В системе занятости слабо учитываются интеллектуальные ресурсы инвалида. Многие граждане с ограниченными возможностями, имеющие трудности с перемещением в пространстве, способны отлично работать умственно: анализировать ситуацию, писать статьи, художественные произведения, заниматься творчеством, научно- исследовательской деятельностью и т.п. Причем организовать данную профессиональную деятельность с учетом российского законодательства они чаще всего не могут. Маломобильпые инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) преимущественно занимаются неквалифицированной работой на дому или, в редких случаях, организацией самозанятости.

Эффективное решение трудоустройства инвалидов возможно лишь при условии перехода от традиционных форм и методов занятости граждан с ограниченными возможностями к инновационным способам, основанным на законах рыночной экономики и на особенностях эффективного взаимодействия различных групп населения в обществе. В подборе новых форм и методов содействия занятости граждан с ограниченными возможностями необходимо учитывать следующие факторы, которые связаны с поведением инвалида на рынке труда.

В первую очередь — пространственно-средовые проблемы. Даже в тех случаях, когдалицос физическими ограничениями имеетсредства передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), сама организация жизни, социальная инфраструктура не отвечают запросам жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Добраться до места работы для многих инвалидов — непреодолимая проблема.

В рамках этого направления нерешенным остается вопрос получения инвалидом достоверной информации о ситуации на рынке труда, что и приводит к неэффективности в решении профессиональных задач. С другой стороны, и общество некачественно реагирует на те проблемы, с которыми сталкивается человек с ограниченными возможностями в ходе поиска работы и организации трудовой деятельности в силу невладения информацией. Как следствие, возможный профессиональный потенциал инвалида используется не в полной степени.

Нехватка информации о положении на рынке труда влияет и на ситуацию в сфере образования. Наблюдается ограниченная возможность в получении инвалидами профессионального образования. Связано это с неприспособленностью большинства учебных заведений к обучению лиц с ограниченными возможностями, недостаточной развитостью системы дистанционного обучения.

К числу вопросов, влияющих на занятость лиц с ограниченными возможностями, относится коммуникативная проблема. Расстройство общения — один из самых значимых аспектов при трудоустройстве инвалида и его закреплении на рабочем месте. Связан он с физическими особенностями человека, его эмоциональным состоянием, реакцией трудового коллектива.

Большое влияние на эффективность поведения человека на рынке труда оказывают эмоциональные факторы. Это прежде всего неоднозначная реакция окружающих в отношении инвалида (часты неловкость, насмешки, недовольство, жалость). И сами лица с ограниченными возможностями на рабочем месте испытывают стресс, страх, изоляцию, ожидание опеки. Все это затрудняет общение и мешает профессиональной деятельности инвалида.

На рынке труда ключевым вопросом остается низкая цена рабочей силы, что влияет на экономическое положение лиц с ограниченными возможностями. Уровень средней заработной платы для данной категории граждан значительно ниже, чем у других категорий работающих людей. Связано это с особенностями профессиональной деятельности (чаще всего неквалифицированный, низко оплачиваемый труд). Несмотря на то что существуют определенные льготы для инвалидов, уровень их материальной обеспеченности остается критическим.

Все перечисленные экономические, психологические и социальные проблемы во многом определяют особенности положения граждан с ограниченными возможностями на рынке труда и мешают им реализовать себя в профессиональной сфере.

Рынок труда инвалидов можно дифференцировать в зависимости от типа предприятия, где они работают.

1. «Открытый» рынок труда, когда инвалиды трудоустраиваются на предприятия и в организации общего типа (как государственные, так и негосударственные). Чаще всего устанавливаются квоты для приема на работу инвалида и разрабатываются механизмы стимулирования его деятельности. Работодателю предписывается организовать определенные условия для труда граждан с ограниченными возможностями, что обусловливает необходимость дополнительного оснащения рабочего места, его обслуживание.

Инвалиды на данных предприятиях составляют не более 8% от общего числа работающих граждан. Подобные формы рынка труда инвалидов нашли распространение в большинстве стран Европы — Германии, Франции, Чехии и др. В ряде англоязычных стран и США преследуются по закону любые формы дискриминации — как следствие, работодатель не может отказать человеку в приеме на работу только по признаку инвалидности.

2. «Закрытый» рынок труда, когда занятость инвалидов обеспечивается трудоустройством на специализированные предприятия, получающие определенную государственную поддержку. Численность работающих на них лиц с ограниченными возможностями — более 50% от общего числа работников. В нашей стране данные коммерческие организации созданы по инициативе Всероссийского общества инвалидов во всех субъектах Федерации (ПО «Восход» Всероссийского общества слепых, УПК «Надежда» Всероссийского общества инвалидов и др.).

Однако в условиях рыночной конкуренции такие организации, трудоустраивающие лиц с ограниченными возможностями, могут сушествовать только при поддержке государства. Данные предприятия, выполняющие как экономическую, так и большую социальную функцию, в современных условиях нуждаются в существенной реорганизации. В большинстве случаев весь производственный цикл таких предприятий приобретает характер трудотерапии для лиц с ограниченными возможностями. Учитывая состояние здоровья работающих там граждан, производство должно быть оснащено современным оборудованием, что требует больших финансовых вливаний, и без поддержки со стороны органов власти всех уровней деятельность таких предприятий нерентабельна.

Таким образом, сложившаяся на российском рынке труда ситуация с трудоустройством граждан с ограниченными возможностями является достаточно напряженной. Основной чертой российского рынка труда на сегодняшнем этапе является несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, в связи с чем наличие инвалидности делает процесс трудоустройства для данной категории безработных лиц крайне затрудненным.

Положение инвалидов на рынке труда определяется как субъективными (низкая квалификация, неумение выстраивать отношения в рабочем коллективе, слабая профессиональная активность и др.), так и объективными (низкая цена труда, неразвитая инфраструктура, слабая информационная поддержка и др.) факторами. Содействие занятости инвалидов — это сложный, многоплановый процесс их возвращения или приобщения к общественно полезному труду в соответствии с состоянием здоровья, способностями и личными пожеланиями, основанный на индивидуальном подходе к каждому клиенту.

Безработный по здоровью: что мешает трудоустройству инвалидов в России?

Проблема трудоустройства инвалидов – одна из самых значимых в социальной сфере, наряду с пенсиями и пособиями. По информации ПФР, в России официально зарегистрировано свыше 12 млн граждан с установленной инвалидностью, и только четверть из них задействована на рынке труда. В условиях экономической нестабильности ситуация с поиском работы становится все запущенней – даже государственные центры занятости способны обеспечить работой лишь треть обратившихся инвалидов. В связи с этим эксперты называют безработицу самой главной проблемой россиян, физические возможности которых ограничены.

Для решения этого вопроса Минтруд разработал законопроект, которым планирует повысить занятость среди граждан с инвалидностью. Чиновники прогнозируют, что в течение следующих 8 лет, уровень занятости среди этой категории населения вырастет как минимум на 100% – планируется трудоустроить половину всех российских инвалидов. Но принять закон – это одно, а реально побороть сложившиеся в обществе стереотипы и препятствия – совершенно другое. Что мешает повышению уровня занятости среди инвалидов и как власть планирует решать эту проблему? Карьерист.ру постарался разобраться в ситуации.

Читайте также:  Какие документы нужно предоставить для приема на работу с вредными условиями труда?

Всем – по рабочему месту

В ПФР утверждают, что по их данным, в России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%. Из остальных, по данным Минтруда, работает лишь 25,3%, что существенно меньше показателя развитых стран Запада. Государственные центры занятости активно занимаются трудоустройством обратившихся к ним инвалидов – столичные власти даже разработали для этого специальную программу. Тем не менее результаты работы бирж труда оставляют желать лучшего – из числа обратившихся рабочее место получает максимум 35%.

Дабы исправить сложившийся тренд, Минтруд разработал законопроект, согласно которому органы занятости будут обязаны в своей деятельности проявлять инициативу для поиска работы и трудоустройства инвалидов. Модель их работы будет выстраиваться таким образом, что учреждения медико-социальной экспертизы будут информировать центры занятости про наличие у инвалидов желания трудиться. Фактически информация о желании инвалида найти работу будет поступать в момент оформления инвалидности, и сразу после этого она будет передаваться в биржи труда.

В России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%

Мониторинг на начальном этапе позволит не только оперативно подобрать таким гражданам рабочее место, но и сразу определить, кто из них и в какой мере способен к труду, исходя и из его физических возможностей. Более того, тем инвалидам, которые в результате инвалидности получили серьезные ограничения в жизнедеятельности, будет оказано особое содействие в занятости, в рамках их программ реабилитации.

Как отмечают в некоторых центрах занятости, с трудоустройством инвалидов часто возникают проблемы, вызванные вовсе не их физическим здоровьем, а отсутствием образования. Например, на Ямале, доля граждан с ограниченными возможностями, имеющих высшее образование, составляет лишь 15%, еще 35% имеют среднее профессиональное, а половина имеет лишь школьные аттестаты. Но, несмотря на это, Минтруд прогнозирует, что в результате принятия предложенного им закона и его работы, за будущие 2 года количество занятых на рынке труда инвалидов вырастет до 40%, а за 4 года – до половины всех инвалидов по стране.

Среда стереотипов

Проблемы с трудоустройством инвалидов, по мнению экспертов, вызваны не только отсутствием у них образования и пассивностью в вопросах социальной адаптации. Стереотипы со стороны множества компаний, а также условия окружающей среды играют в этом вопросе не меньшую роль. Работодатели осознано дискриминируют граждан с ограниченными возможностями, будучи уверенными, что они просто неспособны к полноценному труду. И неприспособленность общественных мест и транспорта к жизнедеятельности инвалидов лишь добавляет им уверенности в этом. И если мнение работодателей изменить пока не получается, вопросами приспособленности заниматься начали довольно активно.

Самым масштабным и известным на сегодня проектом является «Доступная среда» – программа, по которой с 2011 года социальная инфраструктура приспосабливается для посещения ее инвалидами – в поликлиниках устанавливаются пандусы, обустраиваются парковочные места, ставят кнопки вызова и т.д. Но, речь идет не только о стандартных приспособлениях – специализированным оборудованием для разных категорий инвалидов с начала работы программы оснащены почти 20 тыс. объектов инфраструктуры, и до 2020 года планируется обустроить еще столько же. Например, в аэропорту Самары появится лифт для посадки инвалидов на борт самолетов – сегодня помощь в посадке предоставляет специальная группа. В других городах разрабатываются специальные маршруты для инвалидов, а новые строительные объекты принимаются в эксплуатацию лишь при условии их приспособленности к гражданам с ограниченными способностями.

Еще один вариант поддержки – субсидирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов и обустраивающих их рабочие места. Но самым эффективным способом стимулирования повышения занятости среди инвалидов можно считать, все же, обучение инвалидов тем специальностям, по которым они могут создать конкуренцию на рынке труда. Обычно они получают образование для работы бухгалтерами, продавцами, слесарями, IT-шниками, администраторами, операторами и т.д.

Выход за рамки

Даже несмотря на множество барьеров и сложностей, многие инвалиды не выбирают легкие пути и комфортные варианты, и трудоустраиваются туда, где найти работу сложно даже физически полноценным гражданам. Например, на Урале слабослышащие работают в ювелирных компаниях, а в инвалиды по зрению из Сочи – экскурсоводами. Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки. Например, пензенские колясочники организовали собственный реабилитационный центр, где они не только живут вместе и помогают друг другу в быту, но и самостоятельно организуют рабочие места. В Пензе, в частности, работает такая типография и уникальное в своем роде развлекательное заведение для инвалидов.

Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки.

Последний пример, по сути, самый яркий, ведь организация собственного бизнеса для инвалида, позволяет ему не только трудоустроиться самому, но и трудоустроить таких же, как он граждан. Более того, государственные службы занятости готовы даже предоставить небольшое финансирование для этого. Например, в Томске, россиянам с ограниченными возможностями, если их бизнес-план понравится соответствующей комиссии, предоставляют по 60 тыс. рублей для его реализации, плюс компенсируют расходы на регистрацию ИП или юр. лица.

И чтоб такие уникальные случаи переросли в положительную тенденцию, государство должно перестроить системную работу служб занятости, которые будут не только подыскивать рабочие места и выдавать направления, но и сопровождать весь процесс интеграции гражданина на рынок труда. И хоть «помощь в составлении резюме» и прочие меры поддержки и так входят в обязанности центров занятости, это нужно конкретно уточнить на законодательном уровне. Впрочем, это было бы полезно не только для граждан с проблемами, но и для полноценно здоровых россиян, проблемы занятости которых важны не меньше занятости инвалидов.

Трудоустройство инвалидов по видам профессиональной деятельности

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 28.08.2015 2015-08-28

Статья просмотрена: 774 раза

Библиографическое описание:

Чердакова А. В. Трудоустройство инвалидов по видам профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 475-477. — URL https://moluch.ru/archive/97/21719/ (дата обращения: 28.03.2020).

В статье рассматриваются проблемы государственного регулирования трудоустройства инвалидов в различных видах экономической деятельности. Освещены вопросы реализуемых государственных программ и сбор статистических данных по занятости инвалидов.

Ключевые слова: доступная среда, инвалид, поражение опорно-двигательного аппарата, занятость инвалидов, государственные программы.

Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (РФ) рассматривалась государственная программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы. В соответствие с программой были установлены бюджетные ассигнования в размере 46888,33 млн. рублей, в том числе:

– за счет средств федерального бюджета — 26900 млн. рублей;

– за счет средств бюджетов субъектов РФ — 19718,99 млн. рублей;

– за счет внебюджетных источников — 269,34 млн. рублей.

В рамках программы «Доступная среда» запланированы следующие мероприятия:

1. Увеличение количества учебных заведений инклюзивного образования.

2. Увеличение количества рабочих мест для инвалидов в организации.

3. Увеличение численности инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами), содействующие их экономической активности [6].

В итоге реализации запланированных мероприятий, экономическая активность инвалидов позволит пополнить численность трудовых ресурсов, увеличить занятость населения и удовлетворить потребность в дефицитных специалистах предприятий.

Ссылаясь на слова директора Департамента по делам инвалидов Г. Лекарева для людей, имеющих инвалидность, желающих работать, важно создать условия, при которых они могут найти подходящее рабочее место. В рамках Государственной программы «Доступная среда» в 2015 году Департамент осуществляет поддержку программ общественных организаций инвалидов по трудоустройству инвалидов на рынке труда. В результате конкурсного отбора выбрано шесть общественных организаций, программы которых предусматривают трудоустройство 559 инвалидов, как на специализированных предприятиях, так и на рынке труда. Подводя итоги деятельности общественных организаций, в 2014 году было трудоустроено 523 инвалида. [4]

Государственное финансирование направлено следующим общественным организациям инвалидов:

1. Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (ВОС) — 78,2 млн рублей;

2. Общественная организация «Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов» — «Общество инвалидов Республики Татарстан» (ТРО ВОИ) — 46,7 млн рублей;

3. Общественная организация «Тюменская областная организация Всероссийского общества инвалидов» — 2,5 млн рублей;

4. Белгородская региональная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» — 10,4 млн рублей;

5. Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» — 8,6 млн рублей;

6. Региональная Общественная организация инвалидов «Стимул» Московской области — 13,1 млн рублей.

Следует отметить тот, факт, трудоустройство 559 инвалидов в масштабах всей страны — это низкий показатель, а финансирование шести организаций- говорит о поддержке не всех организаций работающих с инвалидами.

Представляет интерес другая программа содействию занятости инвалидов, направленная на раскрытие их трудового потенциала утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) «О проведении мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела».

По данным Минтруда России из отчета о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» в 2014 году» [5] количество адаптированных рабочих мест для трудоустройства граждан с ограниченными возможностями здоровья увеличено в 2014 году лишь на 200 рабочих мест (таблица 1).

Таблица 1 – Рабочие места для инвалидов

Количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов

тыс. рабочих мест

Безусловно, организация рабочего места для инвалида затратоемко для собственника бизнеса, и без субсидий со стороны государства не обойтись. Кроме финансовой поддержки, фискальная политика государства может создавать налоговые льготы для организаций, принимающих на работу граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Но целесообразно рассматривать те виды экономической деятельности, которые те требуют стационарного рабочего места и могут быть доступны без барьеров трудоустройства инвалидам. Согласно приказу № 515 Минтруда России от 04.08.2014 г. «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушений функций и ограничений их жизнедеятельности» (таблица 2).

Таблица 2. Классификация трудовых процессов

Виды трудовых процессов

По характеру рабочей нагрузки

По характеристикам цели трудовой и профессиональной деятельности, организации трудового процесса:

Операторский (информационное взаимодействие с техникой)

По форме организации трудовой и профессиональной деятельности

Регламентированный (с определенным распорядком работы)

Нерегламентированный (со свободным распорядком работы)

По предмету труда

«Человек — знаковые системы»

По признаку основных орудий (средств) труда

Связанный с преобладанием функциональных средств труда

Связанный с применением автоматических и автоматизированных систем

Для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата рекомендован по характеру рабочей нагрузки умственный и легкий физический труд; по организации трудового процесса- творческий, нестандартный, операторский, монотонный, оформление документации, учет. Инвалидам-колясочникам удобным будет свободный режим работы, индивидуальная организация трудовой и профессиональной деятельности. По сфере производства могут инвалиды раскрыть трудовой потенциал в следующих областях: связь, художественные промыслы, сфера обслуживания. Направлениями трудоустройства студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата могут быть следующие виды экономической деятельности:

—сфера услуг (информационное консультирование);

—образование и наука. [3]

В современных условиях выпускникам высших учебных заведений необходимо поддерживать свой уровень квалификации за счет непрерывного обучения, которое возможно не только благодаря специальному обучению на предприятии, но и дополнительному профессиональному образованию.

Для инвалидов, желающих осуществлять профессиональную деятельность в области управления персоналом возможны следующие направления профессиональной подготовки:

1. Базовое образование в высшем учебном заведении (бакалавриат).

2. Магистратура, (аспирантура в рамках программ дополнительного профессионального образования).

3. Курсы повышения квалификации в учебных заведениях или образовательных центрах, школах бизнеса.

4. Стажировки за рубежом.

5. Программы по направлению «Мастер делового администрирования».

Обобщая вышесказанное, предлагаем создавать условия для раскрытия трудового потенциала инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в направлении интеллектуального труда и творческой организации трудового процесса, что позволит сократить издержки по организации рабочих мест для инвалидов-колясочников. Актуальным остается вопрос открытия собственного дела гражданами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Минтрудом России разработаны методические рекомендации проведения мониторинга службами занятости по выявлению потребностей инвалидов в организации предпринимательской деятельности. [2] Таким образом, государственные программы содействия занятости инвалидов позволят увеличить их трудоустройство.

1. Приказ Минтруда России № 643 от 29 декабря 2012 г. «О проведении мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела».

2. Приказу Минтруда России № 515 от 04.августа 2014 г. «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушений функций и ограничений их жизнедеятельности».

3. Чердакова А. В. Экономическая эффективность непрерывной профессиональной подготовки специалистов./ Экономика России: ресурсный потенциал развития: коллективная монография (к 25-летию МГГЭУ) / под редакцией д-ра соц наук, проф В. Д. Байрамова, канд. экон. наук И. Л. Литвиненко. — М.: МГГЭУ, 2015. — с.42–55 (коллективная монография).

Ссылка на основную публикацию