Прием на работу бывшего госслужащего

Правила приема на работу бывшего госслужащего

Государственные служащие – это специалисты с высокой квалификацией. Связано это с повышенными требованиями, предъявляемыми при приеме на госслужбу. Этим объясняется охотный прием этих сотрудников на работу. Однако в отношении госслужащих применяется ряд правил и ограничений. О них должны знать работодатели.

Нормативные акты

В статье 64.1 ТК РФ указано, что при приеме лица в фирму работодатель должен поставить в известность об этом факте представителей государственного органа, в котором был занят служащий. Ряд ограничений накладывается и на самого сотрудника. Предостережения связаны с тем, что госслужащие могут располагать важными сведениями, полученными в ходе государственной работы.

Эта информация может считаться государственной тайной. То есть ее нельзя применять для коммерческих нужд на основании части 3 статьи 17 ФЗ от 27.07.2004 №79.

В части 1 статьи 64.1 ТК РФ приведены ограничения относительно трудоустройства в структуры, в которых госслужащие работали ранее. Сделать это можно исключительно при наличии одобрения комиссии. Комиссия проверяет наличие конфликта интересов и коррупционной составляющей. Если ничего подобного нет, предоставляется разрешение на трудоустройство. В части 1 статьи 17 ФЗ от 25.12.2008 №273 приведено еще одно ограничение.

В частности, госслужащий может быть принят на работу только в том случае, если его зарплата в компании будет составлять меньше 100 000 рублей. Если предполагается более высокая зарплата, для трудоустройства нужно получить одобрение комиссии. Особенности ее организации и порядок деятельности оговорены в Указе Президента от 01.07.2010 №821. Рассмотрим все акты, регулирующие устройство на работу бывшего госслужащего:

  • ТК РФ.
  • ФЗ о госслужбе.
  • ФЗ №273 от 25 декабря 2008 года.
  • Указ Президента №821 от 1 июля 2010 года.

В части 1 статьи 12 ФЗ №273 указано, что уведомлять государственный орган о трудоустройстве нужно в течение 2 лет после увольнения из структуры. Кроме того, нормативные акты устанавливают необходимость проверки трудовых или гражданско-правовых соглашений, на основании которых служащий будет работать в компании. Проверяются они на предмет наличия коррупционной составляющей.

Должности, в отношении которых действуют правила

Не все госслужащие имеют доступ к государственной тайне. Следовательно, ограничения действуют в отношении не всех соискателей. Перечень госслужащих оговорен в Указе Президента от 18.05.2009 №557. Рассмотрим его:

  • Руководство, представляющее исполнительную власть.
  • Военное руководство.
  • Административно-хозяйственные работники.
  • Сотрудники, занятые на организационно-распорядительной, контрольной работе.
  • Распорядители бюджетных средств.
  • Распорядители имущества.
  • Лица, занятые выдачей лицензии.
  • Распределители технических объектов.

Все эти госслужащие должны соблюдать установленные ограничения.

Особенности уведомления

При оформлении трудового соглашения с бывшим трудящимся, который работал в государственных органах менее 2 лет назад, нужно направить в эти органы уведомление в письменной форме. Отправляется оно именно в тот орган, в котором работал сотрудник. Уведомление нужно направить так, чтобы не допустить появления претензий. В частности, нельзя допустить, чтобы государственные структуры обвинили работодателя в отсутствии уведомления. Для этого нужно иметь документы, подтверждающие отправку и доставку.

К примеру, это может быть заказное письмо с уведомлением. Отправлять его нужно по точному адресу государственной структуры.

Уведомление отправлять нужно обязательно. Обусловлено это тем, что в течение 2 лет государственные структуры имеют право следить за деятельностью своих бывших сотрудников. Это оговорено в статье 12 ФЗ «О противодействии коррупции» №280. Аналогичная норма содержится в статье 64.1 ТК РФ. Однако работодатель может не отправлять уведомление в том случае, если служащий был занят на должностях, не включенных в этот список:

  • Содержащийся в Указе №557.
  • Установленный законом федеративного субъекта, в котором работал госслужащий.

Если у работодателя возникли сомнения в необходимости отправки уведомления, отправить сообщение все-таки рекомендуется. Это позволит не допустить применения штрафных санкций.

ВАЖНО! Уведомление нужно отправлять в течение 10 суток со дня подписания трудового соглашения.

У бывшего госслужащего также возникает ряд обязанностей. В частности, он должен уведомить работодателя о своей работе в государственных структурах в прошлом. Также он должен рассказать, на какой именно должности он работал. Письменного уведомления составлять не требуется. Вполне достаточно устного предупреждения. Связана эта особенность с тем, что все требуемые сведения и так содержатся в трудовой книжке.

Содержание уведомления

Установленного образца уведомления нет. Составляться оно может в свободной форме. Однако в нем четко и понятно должна быть изложена информация. В частности, в уведомлении должны содержаться эти сведения:

  • ФИО служащего.
  • Должность, которую работодатель занимал в государственном органе.
  • Наименование государственной структуры.
  • Сведения о распоряжении о приеме в компанию (номер, дата).
  • Дата заключения трудового соглашения.

Уведомление нужно распечатать на фирменном бланке. Если фирменного бланка нет, нужно проставить в правом верхнем углу штамп с реквизитами ЮЛ. На бумаге ставится подпись руководителя или уполномоченного лица. Бумагу следует направлять заказным письмом с уведомлением. Также не помешает сделать опись вложений, иначе государственная структура может обвинить фирму в том, что в конверте ничего не было. Квитанцию и полученное уведомление о получении письма рекомендуется хранить в течение 6 лет. Именно на протяжении этого периода документы могут запросить.

Ответственность за сокрытие информации

Если служащий скроет информацию, работодатель может уволить его при раскрытии правды. Соответствующее правило оказано в статье 84 ТК РФ. Увольнение производится на основании пункта 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Если работодатель не отправил уведомление, он привлекается к административной ответственности в форме штрафа. Размеры штрафов согласно статье 19.29 КоАП РФ:

  • 20 000-50 000 рублей для ИП и должностных лиц.
  • 100 000-500 000 рублей для ЮЛ.

Ответственность может налагаться на протяжении 6 лет после оформления лица на работу. Если фирма уволила работника раньше этого срока, это не освобождает ее от штрафа. Работодатель может избежать санкций в том случае, если он докажет, что сокрытие информации было не по его вине. То есть нужно доказать, что сведения скрыл именно сотрудник. В качестве доказательств можно предъявить эти аргументы:

  • Сотрудник заявил, что трудовая книжка утеряна. В связи с этим была заведена новая книжка.
  • Сотрудник был занят на основании гражданско-правового соглашения.

В качестве доказательств работодатель должен предъявить документы.

К СВЕДЕНИЮ! Основная функция всех рассматриваемых предосторожностей – предупреждение коррупции и различных махинаций.

Прокуратура разъясняет: Кого и как нужно уведомить о приеме на работу бывшего госслужащего

Разъясняет старший помощник Кунцевского межрайонного прокурора г. Москвы Лисин Н.С.
Гражданин, который ранее замещал должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы обязан при заключении трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 000 руб. в месяц; далее – гражданско-правовой договор) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Такой вывод следует из положений ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее – Закон N 273-ФЗ).

Данная обязанность налагается на тех бывших служащих, чьи должности в соответствии с положениями указанных норм включены в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни. Под ними следует понимать перечни, изданные во исполнение Закона N 273-ФЗ.

К таким перечням, например, относятся Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, перечни, предусмотренные ведомственными нормативными правовыми актами, в частности Приказом ФССП России от 26.01.2018 N 38. Кроме того, исходя из положений п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 соответствующие перечни должностей устанавливаются на региональных и муниципальных уровнях власти и управления. Сказанное также подтверждается, в частности, положениями Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925.

Ознакомиться с перечнями можно в справочно-правовых системах, на официальном сайте госоргана или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу. Помимо этого, информацию о включении той или иной должности в конкретный перечень можно получить по запросу в соответствующем госоргане, органе местного самоуправления (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией; далее – Методические рекомендации).

Работодатель при заключении трудового договора с указанным гражданином, замещавшим соответствующие должности, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщить представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы этого лица о заключении договора (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Данная обязанность возникает при заключении трудового договора как по основному месту работы, так и по совместительству, независимо от размера заработной платы (п. п. 61 – 63 Методических рекомендаций, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). При этом согласно позиции Верховного Суда РФ о заключении трудового договора по совместительству необходимо сообщить, если по основному месту работы бывший служащий трудится у другого работодателя, т.е. совместительство является внешним. О внутреннем совместительстве можно не сообщать (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Необходимо иметь в виду и то, что вышеназванная обязанность работодателя подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной службы независимо от последнего места работы бывшего госслужащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Двухлетний срок, указанный в ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, может начинаться в том числе и с момента перевода с должности, входящей в перечень, устанавливаемый нормативными правовыми актами РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2018 N 46-АД18-8).

Если с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим соответствующие должности, заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), сообщать об этом на последнее место его службы нужно в следующих случаях (ч. 1, 4 ст. 12Закона N 273-ФЗ, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46):

– стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 000 руб. в месяц;

– договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 руб.

Сообщение о заключении гражданско-правового договора также должно быть направлено в 10-дневный срок (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).

Срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора исчисляется в календарных днях. Он отсчитывается со дня, следующего за днем заключения договора или фактического допущения бывшего служащего к работе с ведома или по поручению работодателя (его уполномоченного на это представителя). Если последний день срока совпадает с нерабочим днем, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Сообщение должно быть направлено с соблюдением Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29, далее – Правила N 29) (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Некоторые примеры неоднозначного толкования ст. 19.29 КоАП РФ и положений Закона N 273-ФЗ Верховный Суд РФ рассмотрел в Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016).

Следует отметить, что законодательно не урегулирован порядок уведомления о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими служащими в случае, когда орган, в котором они замещали должности государственной (муниципальной) службы, упразднен или реорганизован.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, если соответствующий орган реорганизован или упразднен, сообщение необходимо направить в государственный (муниципальный) орган, выполняющий функции реорганизованного (упраздненного) органа (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). Аналогичное разъяснение относительно госорганов дает Минтруд России (Письмо от 01.07.2016 N 18-2/В-421). Если функции реорганизованного (упраздненного) органа распределены между несколькими органами, то, по мнению Верховного Суда РФ, направить сообщение можно в любой из них (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). Минтруд России в подобных случаях рекомендует направлять сведения в тот госорган, которому переданы функции, осуществление которых входило в прежние служебные обязанности госслужащего (Письмо от 01.07.2016 N 18-2/В-421).

Указанное следует учитывать, направляя сообщение о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими государственными (муниципальными) служащими, если орган, в котором они замещали должности, упразднен или реорганизован.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Бывший госслужащий: трудности при приеме на работу

Прием на работу бывшего государственного (муниципального) служащего сопровождается определенными трудностями правового и организационного характера. Это обусловлено реализацией антикоррупционных мер, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ).

Читайте также:  Согласие на обработку персональных данных при приеме на работу

В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктами 4, 5 статьи 12 Закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

В новом номере разберем порядок уведомления, ответственность за невыполнение требований антикоррупционного законодательства, а также наиболее часто встречающиеся вопросы.

Минтруд разъяснил, что не все бывшие государственные (муниципальные) служащие обязаны сообщать предыдущему работодателю о трудоустройстве, а только те, которые указаны:

  • в разделе I или разделе II перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Перечень);
  • в перечне должностей, определенном руководителем государственного органа в соответствии с разделом III Перечня;
  • в перечне должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденном руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента РФ от 27.07.2010 № 925).

Указанные списки достаточно объемны и трудны для восприятия. Поэтому советуем узнать у сотрудника, в каком госоргане он работал, зайти на официальный сайт этого органа и в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, можно узнать, относилась ли замещаемая должность к той, которая требует соблюдение особого порядка при приеме сотрудника на работу.

Таким образом, если новый сотрудник состоял на государственной либо муниципальной службе менее двух лет и должность, им замещаемая, была указана в Перечне, то работодатель должен уведомить соответствующий орган о заключении трудового договора.

Обязанность уведомить бывшего нанимателя возложена и на самого работника.

Помимо заключения трудового договора, возможно заключение гражданско-правового договора. При заключении гражданско-правового договора уведомление требуется в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:

  • договор предусматривает оказание гражданином услуг или выполнение работ для организации;
  • вознаграждение по этому договору превышает 100 000 рублей в месяц.

Уведомление

Правила сообщения работодателем о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29(далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил работодатель обязан уведомить нанимателя на последнем месте работы бывшего служащего в письменной форме.

В соответствии с пунктом 3 Правил уведомление должно быть подготовлено на бланке организации, подписано руководителем или иным уполномоченным лицом, заверено печатью (при наличии).

Пункт 5 Правил предусматривает содержание такого уведомления:

  • фамилия, имя, отчество бывшего служащего;
  • дата и место его рождения;
  • наименование занимаемой должности по последнему месту работы в точном соответствии с указанным в трудовой книжке.

В случае заключения трудового договора указываются:

  • наименование организации-работодателя (полное и сокращенное);
  • дата и номер приказа о приеме на работу;
  • дата заключения трудового договора и срок его действия;
  • название должности по штатному расписанию, а также перечень должностных обязанностей по новому месту работы.

В случае заключения гражданско-правового договора указываются:

  • дата и номер гражданско-правового договора;
  • срок действия (сроки начала и окончания работ или оказания услуг);
  • предмет договора (с описание работы или услуги и ее результата);
  • размер вознаграждения по договору.

Уведомление направляется в адрес государственного (муниципального) органа, бывшего места работы сотрудника, в течение 10 дней с момента заключения договора.

Уведомление рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению бывших госслужащих.

Важно! Дальнейшая работа нового сотрудника возможна только с согласия такой комиссии.

По итогам рассмотрения заявления служащего о даче согласия на работу в коммерческой (некоммерческой) структуре комиссия конкретного государственного органа принимает одно из двух решений:

  • дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации;
  • отказ в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации.

Решение комиссии оформляется соответствующим протоколом и является обязательным для коммерческих структур.

Копия протокола в трехдневный срок с момента проведения заседания комиссии предоставляется самому служащему и по решению комиссии может быть предоставлена новому работодателю.

Если комиссия отказала бывшему служащему в работе в данной должности, работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор и уволить в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 83 ТК РФ. Однако после увольнения тот же работодатель может принять его на работу на другую должность, работа по которой будет разрешена комиссией.

Согласно части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ несоблюдение вышеперечисленных требований при трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего может привести к прекращению трудового договора.

В случае неуведомления работником нового работодателя трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а работник – уволен (абзац 5 части 1 статьи 84 ТК РФ). Увольнение производится по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя

Под нарушением требований здесь понимается именно отсутствие уведомления бывшего нанимателя.

Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы

К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.

Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей.

Вопросы уведомления бывшего нанимателя и административной ответственности

  • если работник не сообщил будущему работодателю о несении им ранее государственной или муниципальной службы, при этом указанные сведения отсутствовали в трудовой книжке, документах воинского учета, анкете, заполняемой гражданином при трудоустройстве, работодатель освобождается от административной ответственности;
  • обязанность направлять уведомления сохраняется в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы независимо от его последнего места работы и количества заключенных им за этот период трудовых договоров. Данная обязанность сохраняется в том числе при заключении трудового договора по совместительству;
  • если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим государственный (муниципальный) орган, в котором данное лицо проходило службу, реорганизован или упразднен, сообщение следует направлять в орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного);
  • предусмотренный десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим нужно исчислять со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе;
  • не является нарушением несообщение о переводе бывшего служащего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также о заключении с ним трудового договора о внутреннем совместительстве.

Бывший государственный служащий может оказаться отличным специалистом в какой-либо области, обладать знаниями, необходимыми для организации, поэтому несколько усложненный (по сравнению с «обычным») порядок приема на работу бывшего госслужащего не должен стать непреодолимым препятствием при получении высококвалифицированных кадров.

Прием на работу бывшего госслужащего

Если вы принимаете на работу человека, который ранее работал в госорганах, вам нужно знать ряд важных нюансов. Рассмотрим их в этой статье.

В чем специфика приема на работу бывшего госслужащего?

Если ваш новый сотрудник ранее работал в госорганах, и с момента его увольнения не прошло более 2 лет, вы должны сообщить о найме такого человека его бывшему работодателю-госоргану (ст. 64.1 ТК РФ). Бывший бюджетник должен сам сообщить вам, что ранее трудился на государственной либо муниципальной службе (ст. 12 Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Зачем это нужно?

Формальная цель процедуры уведомления госорганов о новом месте работы бывшего сотрудника — противодействие коррупции. На деле за неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего для работодателя предусмотрен штраф по ст. 19.29 КоАП:

  • 20-50 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей;
  • 100-500 тыс. руб. для юридических лиц.

Согласитесь, внушительная сумма. Разберемся, как не получить штраф.

В каких случаях нужно сообщать о бывшем госслужащем?

Если с момента увольнения работника с государственной или муниципальной службы прошло менее 2 лет. И при этом должность бывшего госработника включена в специальный перечень.

Примерами таких перечней являются:

  • перечень, утв. Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557;
  • перечень, утв. Приказом ФССП от 26.01.2018 № 38;
  • перечни региональных и местных властей.

Обратите внимание: уведомление подавайте как на работника, устраивающегося на основное место, так и на внешнего совместителя. Внутреннее совместительство уведомления не требует (п. 6 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46).

Минтруд советует работодателям при приеме на работу бывшего госслужащего выяснить у него, включена ли его должность в перечень должностей, предусмотренных ст. 12 Закона № 273-ФЗ.

Как правило, при увольнении госслужащим дают памятку, в которой указано, что они должны сообщить своему новому работодателю о работе на госслужбе. Если бывший чиновник не имеет такой памятки или не знает, входит ли его должность в соответствующий перечень, то, по мнению Минтруда, работодатель должен обратиться к справочной системе. Либо уточнить в госоргане, в котором ранее работал новый сотрудник, — надо ли сообщать им о новом месте работы их бывшего сотрудника (Памятка Минтруда России «О приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего»).

Мы советуем вам подавать уведомление на любого новичка, ранее трудившегося в госорганах в течение последних 2 лет. Составить уведомление и отправить его займет немного времени, но обезопасит вас от огромного штрафа. Рекомендуем вам разработать опросник для будущих сотрудников, в котором будет следующий пункт:

Трудились ли вы в последние 2 года на государственной или муниципальной службе? Если да, то в какой должности?

Зачем нужен этот вопрос, ведь данные о предыдущих местах работы есть в трудовой книжке? Если вы нанимаете внешнего совместителя — он может и не предоставлять вам трудовую книжку для внесения записей (ст. 65 ТК РФ). Трудовая книжка, как и ее копия, не входят в перечень обязательных документов для трудоустройства (ст. 283 ТК РФ). Следовательно, вы можете и не знать, что новый работник трудился недавно в госорганах. Но ваша неосведомленность (при наличии записи о госслужбе в трудовой) не освободит вас от штрафа по ст. 19.29 КоАП.

В практике автора данной статьи была ситуация. На работу в ИП Смирнов приняли бухгалтера, ранее работавшего в ИФНС. Кадровый отдел ИП Смирнов не уведомил инспекцию о приеме на работу их бывшей сотрудницы. Девушка отработала всего месяц и уволилась. Следующий ее работодатель, ООО «Кадровик», оказался более ответственным и сразу же уведомил налоговиков о приеме на работу их бывшего инспектора. Налоговики получили уведомление, проверили данные отчетности ИП Смирнов и обнаружили, что ИП не подавал сведения о приеме на работу бывшей чиновницы. Инспекторы передали эту информацию в прокуратуру — и ИП Смирнова оштрафовали на 20 тыс. руб., так как ИП является должностным лицом согласно ст. 2.4 КоАП РФ.

А если нанимать бывшего госслужащего по договору подряда?

Уведомление по заключенному ГПД с бывшим госслужащим подавайте, если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 тыс. рублей в месяц (ч. 1, 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ, п. 2 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46).

Когда возникает конфликт интересов при приеме бывшего госслужащего?

Если к вам на работу устроится сотрудник, который ранее работал в госоргане, контролировавшем деятельность вашей фирмы, то возникнет конфликт интересов.

Примеры:

  • Бывший руководитель ИФНС № 1 устраивается к налогоплательщику, прикрепленному к ИФНС № 1.
  • Глава местного Санэпиднадзора переходит работать продовольственную компанию в своем городе.

В таких случаях надо не только уведомить бывшее место работы нового сотрудника, но получить согласие конфликтной комиссии. Обратиться в конфликтную комиссию госоргана — это обязанность бывшего госслужащего, но не его работодателя (ч. 1, 1.1 ст. 12 Закона № 273-ФЗ, п. 16 Положения, утв. Указом Президента от 01.07.2010 № 821). Однако Верховный суд указал, что фирма может получить штраф за прием экс-госслужащего на работу без согласия конфликтной комиссии в случае, если такая комиссия была нужна (Обзор судебной практики по ст. 19.29 КоАП РФ, утвержденный Президиумом ВС РФ 30.11.2016).

Читайте также:  Предъявление гарантийного письма о приеме на работу – гарантия трудоустройства

Чтобы обезопасить себя от штрафа, уточните у экс-госслужащего, возможен ли конфликт интересов при приеме его на работу. Получите задокументированное свидетельство сотрудника, что он имеет разрешение конфликтной комиссии либо не обязан это делать.

Обратите внимание: бывшего чиновника надо уволить, если он был обязан пройти конфликтную комиссию, но не прошел ее, либо прошел, но не получил согласие (ст. 64.1, 84 ТК РФ; ч. 3 ст. 12 Закона № 273-ФЗ). Контроль над такими ситуациями возложен на прокуратуру. Если сотрудник нарушил порядок трудоустройства в части обращения в конфликтную комиссию — вам дадут представление об увольнении экс-госслужащего. Уволить бывшего госслужащего вы должны в течение месяца со дня выдачи представления. После чего вы обязаны отчитаться прокурору о выполнении его представления в письменной форме (ст. 64.1, 84 ТК РФ, ст. 24 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Какой порядок подачи уведомления о приеме на работу госслужащего

Законодательство устанавливает срок, в течение которого нужно сообщить о бывшем госслужащем на его прежнее место работы — 10 календарных дней после заключения трудового или гражданско-правового договора (ст. 64.1 ТК РФ). При этом на крайний срок уведомления действуют правила переноса дат: если последний день срока является нерабочим, он сдвигается на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46).

Содержание уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего регламентируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29. Уведомление оформляйте на фирменном бланке компании.

Включите в уведомление следующие сведения:

  • ФИО бывшего служащего. При этом, если данные менялись и на прежней работе он известен под другими ФИО — указывайте и прежние данные;
  • число, месяц, год и место рождения сотрудника;
  • должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы — сведения возьмите из трудовой книжки;
  • полное и сокращенное наименование госоргана.

Если договор трудовой, далее укажите:

  • дату и номер распорядительного документа (например, приказа), согласно которому гражданин принят на работу;
  • дату заключения трудового договора и срок, на который он заключен, — укажите дату начала работы (если заключается срочный трудовой договор — срок его действия);
  • наименование должности, которую занимает бывший госслужащий по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение фирмы, если оно имеется;
  • должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином, — полностью должностную инструкцию предоставлять необязательно, достаточно указать основные обязанности нового сотрудника.

Если вы заключаете ГПД, в уведомлении укажите:

  • дату и номер гражданско-правового договора;
  • срок действия договора — то есть, сроки начала и окончания выполнения работ;
  • предмет гражданско-правового договора – предоставьте краткое описание предполагаемых услуг и ожидаемого результата;
  • стоимость услуг по гражданско-правовому договору.

Заверить уведомление должен руководитель фирмы или иное уполномоченное лицо, с которым бывший госслужащий подписал трудовой договор или ГПД. Если есть печать — надо ее поставить.

Уведомление направьте одним из 2 способов:

  • Почтой России — с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • лично — не забудьте принести второй экземпляр, чтобы получить отметку о вручении уведомления.

Где скачать бланки уведомлений о госслужащем?

Примерные бланки уведомлений можно скачать ниже.

Бланк уведомления при заключении трудового договора (скачать):

Бланк уведомления при заключении гражданско-правового договора (скачать):

Чтобы свериться, не пропустили ли вы еще какие-то обязательные процедуры при приеме на работу, ознакомьтесь с нашей статьей.

Забыли уведомить о приеме на работу бывшего госслужащего — можно ли избежать штрафа?

Если новоиспеченный работник не предъявил трудовую книжку из-за ее утраты либо сведения о госслужбе в ней отсутствовали, а сам работник не сообщил, что ранее трудился в госорганах, — штрафовать вас за непредставление уведомления нельзя. На это указал Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики по ст. 19.29 КоАП РФ, утв. Президиумом ВС РФ 30.11.2016.

В этом же обзоре Верховный суд акцентировал внимание на том, что если организация не сообщит о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего, то это нарушение нельзя признать малозначительным и обойтись без штрафа. Но есть шансы добиться снижения его размера — если нарушения работодателя выразились в следующем:

  • на 1-2 дня пропущен десятидневный срок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего;
  • есть недочеты в содержании сообщения.

Во всех остальных случаях при нарушении порядка уведомления о бывшем госслужащем штраф придется заплатить.

Обратите внимание: замена штрафа на предупреждение, актуальная для субъектов малого бизнеса, в таком случае не применяется (ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ). А срок давности, в течение которого компанию и руководителя могут наказать, составляет 6 лет с момента совершения нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Подводим итоги

При приеме на работу бывшего госслужащего надо помнить ряд правил:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Прием на работу бывшего госслужащего

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В каких случаях прием на работу бывшего государственного или муниципального служащего необходимо согласовать со специальной комиссией?
Куда необходимо обратиться за получением специального согласия? Каким документом подтверждается согласие специальной комиссии на заключение трудового договора? В каком составе заседание комиссии является правомочным?

Для граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ (далее – бывшие государственные и муниципальные служащие), статьей 64.1 ТК РФ и статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее – Закон N 273-ФЗ) предусмотрены особенности приема на работу.
Если бывший государственный или муниципальный служащий в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы устраивается на работу в организацию, отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления которой входили в его должностные (служебные) обязанности, то заключение трудового договора между таким гражданином и указанной организацией возможно только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (ч. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, часть первая ст. 64.1 ТК РФ).
Из указанных положений законодательства, а также из Разъяснений. приведенных в письме Минтруда России от 22.06.2012 N 17-1/10/1-248 (далее – Разъяснения Минтруда), п. 4 Методических рекомендаций. приведенных в письме Минтруда РФ от 04.04.2018 N 18-0/10/В-2355 следует (далее – Методические рекомендации), что получать согласие комиссии необходимо при наличии следующих факторов:
– нахождение должности, которую замещал гражданин, в перечне, установленном нормативными правовыми актами РФ. Соответствующий перечень должностей федеральной государственной службы утвержден Указом Президента РФ от 21.07.2010 N 925 “О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции” (далее – Указ N 925). Перечни же должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и должностей муниципальной службы утверждаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответственно (п. 4 Указа N 925);
– осуществление отдельных функций государственного (муниципального) управления в отношении данной организации во время прохождения государственной (муниципальной) службы;
– со дня увольнения гражданина со службы прошло менее двух лет.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации, а также проинформировать гражданина о принятом решении.
Документ, содержащий соответствующее решение комиссии, на основании части второй ст. 65 ТК РФ необходимо рассматривать в качестве обязательного для предъявления при приеме на работу. Вместе с тем, как указано в Разъяснениях Минтруда, принятие решения о необходимости получения согласия комиссии является ответственностью гражданина (бывшего служащего). Гражданин в целях принятия такого решения должен самостоятельно оценить, входило ли в его должностные (служебные) обязанности осуществление отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации, в которую он планирует устраиваться на работу. Поэтому, полагаем, работодатель не вправе требовать от бывшего служащего, поступающего к нему на работу, предоставления документа, подтверждающего факт согласия комиссии на заключение трудового договора, поскольку организация в любом случае не в состоянии сама оценить необходимость наличия такого документа. Если обнаружится нарушение бывшим служащим требований ч. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, трудовой договор с ним подлежит прекращению по п. 11 части первой ст. 77 ТК РФ.
Из положений п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 28.11.2017 N 46 следует, что объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы.
Что же касается рассматриваемых в вопросе ограничений и обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, то они налагаются на бывшего государственного (муниципального) служащего, и их несоблюдение не может являться основанием привлечения работодателя бывшего государственного (муниципального) служащего к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ (смотрите абзац четвертый п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 28.11.2017 N 46).
Порядок обращения гражданина за получением согласия соответствующей комиссии регламентирован такими документами, как Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Положение о комиссиях), утвержденное указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821, далее – Указ N 821 (смотрите справку о таких комиссиях). Пунктом 8 данного Указа N 821 предусмотрено, что органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется в 2-месячный срок разработать и утвердить соответствующие положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов государственных гражданских служащих субъектов РФ и муниципальных служащих, руководствуясь Указом N 821 при разработке таких положений.
В свою очередь, в целях формирования единообразной практики применения ст. 12 Закона N 273-ФЗ Минтрудом РФ разработаны также Методические рекомендации, которые распространяются на граждан, замещавших должности как государственной, так и муниципальной службы.
Как правило, заседание таких комиссий считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии (смотрите, например, п. 14 Положения о комиссиях, п. 11 Порядка формирования и деятельности комиссии территориального органа Федерального агентства по недропользованию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.08.2018 N 355).
Согласие на замещение должности подтверждается выпиской из решения комиссии (смотрите, например, п. 39 Методических рекомендаций).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

11 января 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Делопроизводство

Особенности приема на работу бывшего госслужащего

Учитывая множество требований, которые применимы к государственным служащим, можно сказать, что они являются высококвалифицированными специалистами, поэтому после прекращения трудовых отношений в госструктурах они чрезвычайно востребованы.

Читайте также:  Кто должен подписывать заявление о приеме на работу

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Но в связи с тем, что даже после увольнения на них распространяется ряд правил и ограничений, новым работодателям следует знать о некоторых особенностях приема бывших госслужащих.

Что говорит закон?

В частности, в ст.64.1 ТК РФ сказано, что при приеме на работу бывшего государственного служащего на нового работодателя возлагается обязанность уведомить о новом работнике орган, в котором ранее тот был задействован.

Но оговоренная норма обязывает уведомлять о новом трудоустройстве не только работодателя, но и самого работника, который обязан соблюдать некоторые правила, несмотря на прекращение работы в госструктурах в течение двух лет с момента сложения полномочий.

Нормативная база

Подобные правила введены не просто так, а в связи с тем, что даже после прекращения трудовых отношений государственный служащий может располагать некоторыми данными полученными в ходе выполнения своих обязанностей.

И учитывая, что полученные сведения принадлежат государству и могут являться государственной тайной, использовать их в коммерческих целях запрещено на основании ч.3 ст.17 ФЗ № 79.

Также согласно норм отраженных в ч.1 ст.64.1 ТК РФ, бывшие государственные служащие могут трудоустроиться в те организации, с которыми сотрудничали в течение службы в госструктуре только с согласия специальной комиссии и только в том случае, если будет отсутствовать конфликт интересов и вероятность коррупционных действий, в связи с тем, что обе стороны могут располагать определенными сведениями.

И в соответствии с ч.1 ст.17 ФЗ №273 бывший государственный служащий может быть трудоустроен в организацию, с которой ранее сотрудничал при условии, что его заработная плата будет менее 100 тысяч рублей в месяц.

Если предполагается более высокий размер заработка, то опять же требуется разрешение специальной комиссии, порядок работы которой утвержден Указом президента № 821.

Все упомянутые выше документы можно скачать тут:

Особенности

Подобные ограничения введены в действие ФЗ № 273 с целью противодействия коррупционным действиям, как со стороны бывшего работника государственной службы, так и коммерческого предприятия, которое из некоторых сведений и обширных связей нового работника может попытаться извлечь выгоду.

В частности, именно поэтому в ч.1 ст.12 ФЗ №273 введены правила об уведомлении о новом трудоустройстве как государственных так и муниципальных служащих в течении двух лет с момента прекращения сотрудничества с государственными структурами.

А также утвержден порядок рассмотрения условий трудового и гражданско-правового договоров по новому месту работы с целью выявления коррупционных действий либо отсутствия таковых с учетом бывшего сотрудничества между госструктурой и коммерческим предприятием.

Перечень должностей

Однако учитывая тот факт, что далеко не все государственные служащие имеют доступ к данным, распространение которых может нанести вред государственной безопасности, в том же ФЗ №273 утвержден перечень должностей, в отношении которых и введены некоторые ограничения и правила.

Оговоренный перечень утвержден Указом Президента РФ №557 и содержит в себе следующие должности:

  • руководящий состав органов исполнительной власти;
  • руководство военной службы.

Также в оговоренный перечень включены должности, которые связаны с:

  • организационно-распорядительной деятельностью;
  • административно-хозяйственными функциями;
  • контрольными или надзорными функциями;
  • распоряжением бюджетных средств;
  • управлением государственным имуществом;
  • выдачей лицензий или разрешительной документации;
  • распределением материально-технических ресурсов.

Про особенности приема на работу беременных женщин читайте здесь.

Действия при приеме на работу бывшего госслужащего

Учитывая, что госслужащий является таким же работником, как и все остальные сотрудники, порядок их приема на работу на предприятия ничем не отличается от официально установленного, за некоторым исключением, коим является уведомление бывшего работодателя о заключении нового договора о сотрудничестве.

Для работника

В частности, на основании ст.64.1 ТК РФ, а также ч.2 ст.12 ФЗ №273 после увольнения из госструктуры бывший государственный служащий обязан уведомлять оговоренный орган о заключении новых договоров о сотрудничестве еще в течении двух лет с момента увольнения, независимо от того, каким по счету является работодатель негосударственного предприятия.

Также, в зависимости от условий труда, а также бывших деловых отношений сотрудник обязан будет проходить комиссию для исключения возможности конфликта интересов с целью противодействия коррупционным действиям.

То есть в зависимости от занимаемой прежде должности и допуска к определенной информации бывший служащий будет обязан доказать, что его прежняя деятельность не повлечет за собой незаконное обогащение за счет информации представляющей государственную тайну.

Для работодателя

В свою очередь, уведомлять о приеме бывшего госслужащего должен и работодатель, и такая обязанность возложена на него нормами ст.64.1 ТК РФ и Постановления Правительства РФ № 700.

В нем сказано, что в течение 10 дней с момента заключения трудового договора руководство предприятия обязано письменно уведомить о приеме нового сотрудника госструктуру, в которой тот ранее был задействован. Данная норма подлежит исполнению на протяжении двух лет с момента увольнения служащего, независимо от формы трудового договора и места работы.

В теории оговоренная норма выглядит вполне понятной, но на практике далеко не всегда работодатель может знать о бывшей деятельности своего работника. Ведь при заключении гражданско-правового договора трудовая книжка не требуется.

Какие вопросы при приеме на работу может задавать работодатель? Узнайте тут.

Правила приема на работу вы можете найти в этом материале.

Как узнать о госслужбе?

Учитывая нормы антикоррупционного законодательства, при отсутствии сведений о бывшем месте работы работодатель может потребовать у нового сотрудника предъявления трудовой книжки для выяснения бывшего места работы.

В подобной ситуации работник не имеет права отказать, и обязан уведомить о последнем месте работы. Если же трудовая книжка не содержит сведений о государственной службе, работодатель не несет ответственности за нарушение норм ст.64.1 ТК РФ.

Но при предъявлении трудовой книжки может возникнуть еще одна сложность.

Дело в том, что уведомлять о приеме бывшего госслужащего нужно только в том случае, если его должность оговорена в Перечне, утвержденном Указом Президента, либо заработная плата превышает 100 тыс. рублей.

Учитывая, что подобные сведения в трудовой книжке не содержатся, желательно не ждать выяснения обстоятельств, а сразу же направить уведомления по предыдущему месту работы.

Нужно ли сообщать, если сотрудник принимается по совместительству?

Согласно норм ст.14 ФЗ №79 и ст.14 ФЗ №25 и государственный, и муниципальный служащий не имеют права заниматься любой оплачиваемой деятельности в качестве совместителя без письменно оформленного разрешения руководства по основному месту работы, соответственно о дополнительных трудовых обязанностях в другой организации государственный служащий обязан уведомить сам в любом случае.

Нарушить установленную норму даже при желании скрыть дополнительный доход вряд ли удастся, так как на основании норм закона все госслужащие обязаны сообщать обо всех полученных доходах и предоставленные сведения не просто фиксируются, а проходят тщательную проверку, соответственно каждый служащий заинтересован в том, чтобы сохранить и место работы и доход.

А вот работодатель уведомлять госструктуру о новом работнике не обязан, так как подобные обязательства за ним закреплены только в том случае, если государственный служащий уже уволен, о чем сказано в ст.64.1 ТК РФ.

Требуется ли письмо, если с работником заключен гражданско-правовой договор?

В ч.4 ст.12 ФЗ №273 сказано, работодатель обязан уведомить государственный орган о приеме их бывшего работника только в том случае, если с новым работником заключен трудовой либо гражданско-правовой договор, следовательно, независимо от формы сотрудничества и оформляемых документов, уведомление направлять нужно в обязательном порядке.

Нужно ли уведомление, если работник – бывший муниципальный служащий?

И в той же части 4 ст.12 ФЗ №273 сказано, что уведомление направляется, если новый работник ранее был задействован как в качестве государственного, так и муниципального служащего, ведь, несмотря на некоторые отличия указанных структур, конфликт интересов все же может присутствовать, о чем дополнительно оговорено в ст.14.1 № 25 «О муниципальной службе».

Образец уведомления (форма)

В настоящий момент утвержденной формы уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего на законодательном уровне не установлено.

Но сведения, которые должны содержаться в оговоренном документе, приведены в Постановлении Правительства РФ №700, где сказано, что документ должен в себе содержать не только сведения удостоверяющие личность, но и должностные обязанности, наименование новой должности, а также название организации.

Порядок отправления уведомления бывшему работодателю госслужащего также до конца не урегулирован, соответственно работодатель может направить его по почте заказным письмом либо предоставить нарочно.

Примерный образец уведомления представлен ниже:

Как заполнить автобиографию при приеме на работу? Узнайте тут.

Сроки

И в ст.64.1 ТК РФ и в Постановлении Правительства РФ, а также в ст.12 ФЗ №273 сказано, что при приеме государственного служащего работодатель обязан направить сообщение о новом сотруднике в 10-дневный срок.

В то же время для самого бывшего сотрудника госструктур срок уведомления не установлен, что не освобождает его от обязанности сообщать о новом трудоустройстве.

Ответственность

Учитывая, что обязанность уведомлять о трудоустройстве бывшего госслужащего закреплена в федеральном законодательстве, нарушение оговоренных норм может повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственность.

Работника

В частности, в ч.1 ст.13 ФЗ №273 сказано, что граждане РФ, коими и являются государственные служащие, за отказ от уведомления о новом трудоустройстве могут понести уголовную ответственность, если специальная комиссия усмотрит в их действиях коррупционные действия.

А также, в случае выявления отсутствия уведомления договор, заключенный бывшим государственным служащим о сотрудничестве подлежит прекращению на основании ч.3 ст.12 ФЗ №273.

К тому же, для бывших госслужащих предусмотрен штраф на основании ст.19.29 КоАП РФ в размере от 2 до 4 тыс. рублей.

Работодателя

А вот для работодателя в случае неисполнения оговоренных норм предусмотрены более жесткие меры, а именно штраф, размер которого будет зависеть от формы собственности предприятия, что говорит о том, что независимо от того кем является работодатель крупным предприятием либо индивидуальным лицом, исполнять нормы закона они обязаны.

Именно поэтому за нарушение норм ФЗ №273 предусмотрена административная ответственность по ст.19.29 КоАП РФ, что предусматривает штрафные санкции от 50 тыс. рублей до 500 тысяч.

Кто и как может проверить факт бездействия?

Учитывая нормы антикоррупционного законодательства, трудовая деятельность каждого госслужащего тщательно отслеживается как в период их работы, так и после увольнения в течение двух лет органами прокуратуры, которые имеют право проверить любую организацию на основании поданных ими же отчетов о тех же вновь принятых лицах или перечисленных налогах.

То есть в любом случае скрыть факт приема государственного служащего на предприятия не удастся, именно поэтому лучше всего подавать уведомление в установленные сроки.

Судебная практика

В настоящий момент ФЗ №273 работает уже более 5 лет, поэтому за это время уже можно проследить некую тенденцию простых и сложных дел в данной сфере.

Простыми, конечно, являются случаи, когда уличают в нарушении законодательства государственных служащих, которые не оспаривают своей вины.

А вот с должностными лицами, коими являются работодатели, все обстоит не так просто, учитывая приличные размеры штрафов. Многие из нарушителей пытаются любыми способами избежать наказания, подтасовывая факты и даты, что влечет за собой не только наказание по уже существующему нарушению, но и добавляет новые. Ведь за 5 лет работы системы правосудия схема доказывая отработана, к тому же не стоит забывать о возможностях прокуратуры запрашивать любые данные практически у всех организаций от почты до Интернет-провайдеров.

Учитывая жесткость требований к государственным служащим не только в период их работы, но и после увольнения, нарушать закон о борьбе с коррупцией не стоит. Ведь как показывает практика, подобные действия всегда подлежат наказанию, независимо от того, что явилось причиной халатность или банальная невнимательность, которая может стоит предприятия достаточно дорого.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Ссылка на основную публикацию