Проблемы трудоустройства выпускников

Проблемы трудоустройства выпускников

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. Известно, что через пять лет квалификация опытного специалиста, не будучи востребованной, полностью утрачивается. Что же касается вчерашних выпускников, которым не нашлось применения в экономике, то фактически специалистами, готовыми к самостоятельно полноценной профессиональной деятельности, их считать нельзя вообще.

Следует учитывать, что несоответствие образования потребностям рынка труда может выражаться в двух формах. Оно может быть структурным, когда количество выпускников тех или иных профессий не соответствует заявленному работодателями спросу на эти профессии. Либо несоответствие может быть качественное, когда уровень образования не соответствует уровню знаний, умений и навыков, необходимых для участия в конкретном процессе труда. Говорить в целом о российском образовании как образовании, не дающем требуемого уровня профессионально-квалификационной подготовки, в настоящее время преждевременно. Снижение качества образования на современном этапе во многом обусловлено бесконтрольными цифрами приема в образовательные учреждения различного уровня, отсутствием надзора за сектором платных образовательных услуг, нежеланием работодателей плодотворно сотрудничать с образовательным сообществом и устаревшей материально-технической базой ряда учебных заведений. В целом же сформировавшаяся целостная система образования при рациональной государственной политике способна обеспечить подготовку грамотных специалистов [5].

В условиях инновационного развития экономики страны следует обратить внимание на несоответствие структурное. Оно объясняется тем, что способности человека не могут быть универсальны и всегда имеют качественную определенность, поэтому предложение рабочей силы в конкретный период времени является неэластичным, что приводит к структурному неравновесию на рынке труда. Именно из-за несбалансированности объемов и направлений подготовки специалистов с потребностями рынка труда у выпускников образовательных учреждений возникают, по нашему мнению, проблемы с трудоустройством.

Следует отметить, что выпускникам ВУЗов в регионе довольно сложно найти работу по специальности, приобретённой в процессе обучения. Во-первых, это объясняется преобладанием на рынке труда специалистов (чаще экономического профиля) и недостатком лиц, владеющих рабочими специальностями. Кроме того, зачастую ВУЗы выпускают специалистов «низкого качества», фактически неготовых к реальной работе, но имеющих завышенные амбиции и требования к будущему месту работы. И, наконец, часто будущая профессия выбирается исходя из таких понятий, как «мода», «престиж». В результате этого на рынке труда происходит «перекос» в пользу отдельных специальностей, что в свою очередь порождает дисбаланс спроса и предложения. Как итог: условия работы по «модной» профессии могут снижаться с одновременным увеличением требований, предъявляемых работодателем к претенденту. В это самое время спрос на лиц, владеющих не столь популярными профессиями, становится выше предложения, что делает их трудоустройство более вероятным и лёгким [6].

Однако сложное положение также в Пензенской области и с трудоустройством выпускников профессиональных училищ и лицеев. Несмотря на то, что в органах службы занятости области имеется достаточно вакансий по рабочим профессиям, их не удается заполнить за счет выпускников профессионально-технической школы. Данный факт непосредственно связан с тем, что выпускникам присваивается III квалификационный разряд, а большинству предприятий требуются рабочие более высокой квалификации: IV–VI разрядов. Предприятия же не имеют средств, необходимых на дополнительное обучение непосредственно на рабочих местах.

Число выпускников ВУЗов и ССУЗов, не нашедших работу после окончания учебного заведения, в настоящее время достаточно велико. По данным Государственной службы занятости населения Пензенской области во втором квартале 2014 года за содействием в поиске подходящей работы обратились 910 граждан в возрасте 20–24 лет, что составляет 6 % от общего числа обратившихся [1].

Причины такого положения, на наш взгляд, в следующем:

1) Отсутствие опыта работы. Как правило, работодатели желают принять на работу специалиста с опытом работы 1–2 года. Проблема в том, что получить этот опыт негде, поскольку не трудоустраивают.

2) Несоответствие получаемых выпускниками профессий требованиям рынка труда. На рисунке 1 представлены наиболее востребованные в Пензенской области профессии по видам экономической деятельности по данным за второй квартал 2014 года.

Рис. 1. Распределение вакансий по видам экономической деятельности на рынке труда Пензенской области во втором квартале 2014 г.

Как видно из рисунка 1, вакансии есть в сельском хозяйстве, строительстве, производстве, торговле и здравоохранении. Однако молодых людей данные вакансии обычно не привлекают, так как все они или характеризуются довольно тяжелыми условиями труда и не соответствующим им уровнем заработной платы, или высоким уровнем квалификации по заявленным вакансиям, или просто низкой оплатой труда. К тому же выпускники желают найти работу по полученной профессии. Но большинство выпускников, испытывающих затруднения на рынке труда, имеют специальности экономиста, бухгалтера, юриста, которые мало востребованы. В результате возникает ситуация структурной безработицы.

3) Низкий уровень оплаты труда. Работодатели предлагают специалистам без опыта работы довольно низкую заработную плату. Кроме того, некоторые работодатели берут на работу только после прохождения неоплачиваемой стажировки в течение 2–3 месяцев. Естественно, что молодых людей это не устраивает. При этом безработные выпускники имеют завышенную самооценку своих профессиональных качеств. Они, не имея профессиональных навыков, обладая низкой квалификацией, претендуют на высокий уровень заработной платы. Это также затрудняет трудоустройство.

4) Отсутствие высшего образования. Данная проблема существует для выпускников ССУЗов, так как большинство работодателей требуют наличия высшего образования. Вакансии, не требующие высшего образования, как правило, низкооплачиваемые и не привлекают молодых людей. Но данная проблема, в принципе, легко разрешима.

5) Неадекватное представление о профессиональной деятельности. Возникает из-за недостатка практики в процессе обучения. Выпускник имеет смутное представление о своих профессиональных функциях и обязанностях. В итоге может возникнуть нежелание работать по специальности.

С учетом обозначенных проблем явно обозначена необходимость помощи молодым людям в реализации их трудового потенциала и права на труд.

Вместе с тем в регионе наметилась тенденция снижения доли выпускников среди общего числа безработных. Уменьшение доли выпускников можно рассматривать двояко. С одной стороны, если снижение показателя вызвано тем, что большую часть выпускников, обращающихся в центр занятости, трудоустраивают (на постоянное место работы или временно по программе стажировки), то вполне можно говорить о том, что данное веяние положительно, и о росте результативности работы центра занятости в области трудоустройства выпускников образовательных учреждений. С другой стороны, спад в большей степени может быть вызван общим сокращением числа обращений выпускников в центр занятости или тем, что значительную часть их снимают с регистрационного учёта по другим причинам (в том числе и при направлении на проф. обучение). В таком случае можно говорить об ухудшении ситуации на рынке труда (в сфере трудоустройства выпускников) и о серьёзной проблеме занятости среди них [6].

Что касается структуры выпускников, являющихся безработными, то, начиная с 2008 года, среди них преобладают выпускники высших учебных заведений, несмотря на то, что их реальная численность снижается. Численность выпускников учреждений НПО и СПО, зарегистрированных в качестве безработных, также снизилась за исследуемый период [6].

Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает:

– встречи студентов с потенциальным работодателем;

– организация экскурсий студентов на предприятия;

– организация практик и стажировок на предприятиях;

– заключение договоров о трудоустройстве выпускников.

Развитию контактов с работодателями, содействию в трудоустройстве выпускникам призвано способствовать также создание базовых кафедр в ВУЗах. Цель функционирования базовых кафедр состоит не только в повышении качества подготовки выпускников, но и в обеспечении их ранней адаптации к условиям совершенного производства.

Базовые кафедры призваны организовывать и проводить все виды практик студентов на предприятии, осуществлять целевую подготовку студентов с их последующим трудоустройством.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов:

1. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

2. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

3. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

4. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

5. Участие в ярмарках вакансий.

Практическое применение данной модели необходимо начинать со структурирования особого кластера. Можно предложить следующую форму создания регионально-отраслевого кластера. Она будет включать следующие элементы: предприятия отраслей экономики региона; обособленное структурное подразделение одного из наиболее развитых в технологическом и инновационном плане предприятий; высшие и средне-специальные учебные заведения. В случае этого кластера системнообразующим элементом становится обособленное структурное подразделение учреждения образования, которое выявляет требования практиков к компетенциям будущих специалистов, выявляет недостающие компетенции выпускников и организуют их корректировку и их практическую «доводку» под конкретного работодателя.

При этом инициатива по моделированию инновационных коммуникаций должна исходить от учреждений образования как от субъекта рынка труда, который может организовать на своей базе подразделение для более эффективного взаимодействия между работодателями.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов.

6. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

7. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

8. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

9. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

10. Участие в ярмарках вакансий.

Практическое применение данной модели необходимо начинать со структурирования особого кластера. Можно предложить следующую форму создания регионально-отраслевого кластера Она будет включать следующие элементы: предприятия отраслей экономики региона; обособленное структурное подразделение одного из наиболее развитых в технологическом и инновационном плане предприятий; высшие и средне-специальные учебные заведения. В случае этого кластера системнообразующим элементом становится обособленное структурное подразделения учреждения образования, которое выявляет требования практиков к компетенциям будущих специалистов, выявляет недостающие компетенции выпускников и организуют их корректировку и их практическую «доводку» под конкретного работодателя.

При этом инициатива по моделированию инновационных коммуникаций должна исходить от учреждений образования как от субъекта рынка труда, который может организовать на своей базе подразделение для более эффективного взаимодействия между работодателями.

Также успешному трудоустройству выпускников призваны содействовать центры и службы трудоустройства, функционирующие при учебных заведениях. Они осуществляют взаимодействие с работодателями и помогают подобрать подходящую работу выпускникам и студентам, желающим подработать. Приобретение опыта работы еще в процессе обучения существенно облегчает последующее трудоустройство.

Для молодых людей, которые по какой-либо причине не желают работать по специальности, существует возможность пройти переобучение. Данные услуги предоставляет Государственная служба занятости населения Пензенской области. За второй квартал 2014 года переобучение прошли 82 человека, впервые ищущие работу, и 11 из них успешно трудоустроились [1]. К тому же проводится временное трудоустройство выпускников, что позволяет им получить стаж, необходимый для поиска постоянной работы.

Многие молодые люди проявляют интерес к предпринимательской деятельности. Государственная служба занятости оказывает и содействие самозанятости граждан. Во втором квартале 2014 года было оказано содействие 26 гражданам в возрасте 18–29 лет [1].

Также данная служба осуществляет и психологическую поддержку граждан, ищущих работу. Во втором квартале за психологической поддержкой обратились 441 человек в возрасте 16–29 лет [1]. Специалисты службы помогают молодым людям адекватно оценить свои возможности, повысить мотивацию в поиске работы и адаптироваться к условиям труда. Кроме того, работники службы занятости, оказывая консультационные услуги, формируют у бывших студентов умение не просто справляться с проблемами, но и обогащаться новым опытом преодоления трудной ситуации.

Следует отметить, что Пензенская область вошла в состав победителей конкурса в сфере отбора региональных программ модернизации систем образования и науки РФ в 2011 году. По итогам конкурса региону из федерального бюджета выделены субсидии на усовершенствование учебных программ и укрепление взаимосвязи с предприятиями. По нашему мнению, это обстоятельство окажет благотворное влияние на качество работы учебных заведений и успешное трудоустройство их выпускников.

Рецензенты:

Дресвянников В.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, филиал, г. Пенза.

Юрасов И.А., д.с.н., профессор кафедры государственного управления и социологии региона ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет, г. Пенза.

Проблемы трудоустройства выпускников

Кафедра правовых дисциплин,

Филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ»

Ярмонова Е.Н.

Научный руководитель: канд .юрид .наук, доцент, зав. кафедрой правовых дисциплин,

Филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Армавире

Проблема трудоустройства выпускников после окончания ВУЗов сегодня чрезвычайно актуальна. Система государственного распределения – ушла в прошлое. Сегодня молодой специалист сталкивается с довольно жесткими условиями рынка, из которых он не всегда выходит победителем. В настоящее время молодежь пред­ставляет наиболее многочисленную груп­пу безработных – более 30 % от общего числа зарегистрированных безработных. Кроме того, 25–28 % от общей совокуп­ности безработной молодежи составляют выпускники учебных заведений [9, с. 62].

Выявление причин затруднительности данного процесса и выработка эффективных механизмов их преодоления – задача, требующая скорейшего разрешения.

Сегодня социологами высказывается мнение, что «тот факт, что студенты в основной массе пребывают долгое время “в безмятежном состоянии” и не задумываются над тем, что студенческие годы существуют не для того, чтобы спокойно проводить время, но, прежде всего для получения знаний, нужных в последующей практической работе, — результат влияния стереотипов, укоренившихся в сознании и студентов, и их родителей еще в советский период»[5].

Трудно однозначно с этим согласиться. Конечно, вышеописанное явление присутствует и, безусловно, следует преодолевать определенные установки, которые не соответствуют действительности, но наряду с этим есть большое количество молодых людей, студентов, которые сегодня довольно ответственно подходят и к выбору специальности, и к процессу обучения, и стараются проявить себя в различных научных и исследовательских конкурсах, тем самым заявляя о том, что они стремятся к получению знаний.

Стоит обратиться к истории и посмотреть, как решался данный вопрос, и, возможно позаимствовать, приобщив к современным реалиям, удачные механизмы и способы. Ранее, когда существовал Советский Союз, повсеместно была внедрена практика так называемой «работы по распределению» — практика трудоустройства выпускника высшего учебного заведения, обязательного на определённый срок, как для самого выпускника, так и для работодателя [1].

Данный процесс был и в некоторых учебных заведениях Российской империи (например, в Училище правоведения). Позже перешел и в СССР, где и появляется сам термин «распределение».

Распределение проводилось в последние месяцы обучения в вузе — специальная комиссия распределяла выпускников по рабочим местам на предприятиях и в организациях, нуждающихся, согласно разнарядке соответствующих ведомств, в специалистах данного профиля.

Выпускник был обязан отработать «по распределению» три года, и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию. Работающий по распределению имел особый юридический статус «молодого специалиста» — такого работника нельзя было уволить без специального разрешения министерства. В некоторых случаях (когда предприятие или организация были заинтересованы в удержании этого работника), он мог получать льготы в обеспечении жильём, устройстве детей, если таковые были, в детские дошкольные учреждения и так далее. Распределяемые на работу вне своего местожительства обеспечивались безвозвратными пособиями по переезду («подъёмными»), дешёвым жильём в общежитиях (с сохранением прописки по основному месту жительства) и другими социальными гарантиями. Для выпускников, прошедших срочную службу в армии, время работы по распределению сокращалось на величину срока службы [1].

Итак, видно, что распределение, по сути, представляло собой отчасти отработку тех денежных средств, что потратило государство на обучение студента. По окончании ВУЗа студента могли направить в любую точку страны на предприятие или в ту или иную организацию.

На наш взгляд, представляется возможным введение частично практики распределения. В современных условиях можно было бы сделать подобную процедуру, только не на три года, как было до того, а например, в течение одного года. Лучше предлагать распределение по желанию, то есть не обязательно, а по собственному обращению молодого специалиста. При таком распределении учитывать успеваемость, творческие достижения. Данная мера будет призвана гарантированно обеспечить пусть небольшой, но все-таки нужный и полезный срок работы по специальности.

Читайте также:  Законный отказ в приеме на работу

С какими же проблемами сталкиваются сегодня дипломированные специалисты? Одним из главных препятствий при трудоустройстве по окончании ВУЗа для многих «вчерашних» студентов является отсутствие опыта работы. В условиях функционирования рынка трудовых ресурсов основным критерием в оценке выпускников профессиональных образовательных учреждений становится их реальная профессиональная квалификация и компетентность, обеспечивающие конкурентоспособность и профессиональную мобильность специалиста [7, с. 218]. Казалось бы, какой может быть опыт работы у бывшего студента по своей специальности к концу учебы? Ведь, у него не было пока диплома, а если и имелся опыт работы, то, скорее всего, это был опыт курьера, разносчика, официанта и другие специальности, обычно предлагаемые студентам службами занятости в качестве дополнительного заработка в период обучения. Возникает парадокс, но, к сожалению, зачастую данное обстоятельство оставляет многих дипломированных специалистов без работы и вынуждает срочно менять сферу деятельности и работать не по специальности.

Сегодня работодатель ставит довольно высокую планку для соискателя, в том числе и молодым специалистам. У каждой кампании или предприятия свои требования, но часто они представляют собой большой список желательных качеств для своего потенциального сотрудника. Самыми основными: наличие опыта работы, профессионализм, умение применять полученные теоретические знания на практике, способность принимать решения. Естественно и понятно желание работодателей иметь у себя на работе грамотного, компетентного и ответственного сотрудника, но возникает вопрос: как же приобрести опыт и соответственно наработать профессионализм совсем еще молодому специалисту, «вчерашнему» студенту, если без опыта работы его не берут практически никуда?

Более того, одной из проблем является то, что многие выпускники ВУЗов, получившие хорошую теоретическую основу в своем учебном заведении, не в состоянии применить их на практике. Это не вопрос только какой-то отдельной специальности или же ВУЗа, а общая проблема. Данный факт подтверждается материалами интернет-конференции: «… более 50 % руководителей-работодателей считают уровень подготовки выпускников филиала и других российских ВУЗов примерно одинаковым. Среди качеств, которых не хватает выпускникам, руководители выделили, прежде всего, профессиональные знания. Данное противоречие можно, скорее всего, объяснить тем, что под нехваткой профессиональных знаний руководители подразумевают недостаток практических навыков, т.е. опыта работы» [5].

К рассматриваемой проблеме нужен системный подход. Более того, сама по себе тематика образования не может рассматриваться в отрыве от, во-первых, от всей системы работы с подрастающим поколение, начиная с младших классов, и во вторых, в отрыве от того, как развивается экономика и какие условия создаются для самореализации молодых ребят.

Для решения проблемы, связанной с трудоустройством выпускников после ВУЗов, можно и даже следует обратить особое внимание на опыт российской столицы — города Москвы. Как известно, количество столичных ВУЗов огромно, а, следовательно, каждый год различные службы, в том числе и государственные, сталкиваются с проблемой большого количества заявок по трудоустройство. Руководитель столичного департамента труда и занятости населения Олег Нетеребский прокомментировал данный вопрос и рассказал, что власти Москвы в ближайшем будущем намереваются разработать особую программу. Согласно ей «…выпускник столичного вуза сможет получить работу там, где он в период студенчества проходил стажировку» [3].

Более того, было также отмечено, что «на порядок увеличена программа стажировки выпускников учебных заведений, а также увеличены объемы временной занятости студентов. В итоге из общего количества обратившейся молодежи в службу занятости в этом году 24 тысячи человек нашли временную работу в свободное от учебы время» [3].

Итак, общий вывод из вышеперечисленного, как пояснил и сам руководитель столичного департамента труда и занятости населения, это стремление и идея объединить два направления — поиск подработки во время учебы и работы для выпускников, чтобы временная работа стала стажировкой для будущего специалиста.

Данная задумка представляется довольно перспективной и особенно важной для нынешних выпускников. Возможность прихода в качестве работника на место своей стажировки – это хорошее подспорье для «новоиспеченного» специалиста. От него смогут выиграть все: и работодатели, и «вчерашние» студенты.

Во-первых, проходя стажировку в той или иной кампании студент, ещё во время учебы, начинает применять на практике, полученные теоретические знания.

Во-вторых, он имеет возможность окунуться в непосредственный рабочий процесс и тем самым осознать принципы своей будущей специальности, что представляется весьма проблематичным посредством лишь изложения и выучивания учебных дисциплин.

В-третьих, у студента есть шанс проявить себя. Ответственный подход к работе, творческое мышление, коммуникабельность и многие другие качества – это неоспоримые доводы к тому, чтобы именно такой молодой специалист позже, после получения диплома, получил приглашение и пришел в ту же кампанию или организацию, в которой себя зарекомендовал.

И, наконец, такой важный на сегодняшний день критерий для соискателя, который указывают многие работодатели, — умение принимать решения и ориентироваться в порой довольно стремительно меняющихся обстоятельствах – также приобретается в ходе практики и стажировок.

Что же касается самих работодателей, то они безусловно будут иметь выгоду от данного проекта.

Предоставляя в своих кампаниях или организациях возможность стажировок, тем самым смогут отбирать себе заранее будущих работников.

Кроме того, во время стажировки, работодатель, обучая студента, показывает какие требования именно его организации, теоретические навыки и качества в большей степени нужны ему. То есть, работодатель как бы готовит себе работника, уже приспособленного к его требованиям.

По данному вопросу, хотелось бы изложить предложения по решению проблем трудоустройства выпускников после ВУЗа.

Во-первых,университетам следует тесней налаживать взаимодействие с различными предприятиями и организациями, а именно договариваться о стажировках своих студентов в данных организациях. Теоретическая база, которую дает высшее учебное заведение, подкрепленное обилием практики – это залог успешной подготовки грамотного молодого специалиста.

Во-вторых,подобно столичному опыту, ВУЗам нужно развивать такую практику, при которой место стажировки студента в дальнейшем может стать его местом работы по окончании учебного заведения. Для этого стоит, на наш взгляд, в первую очередь поощрять студентов с хорошей успеваемостью и тех, которые проявили себя с положительной стороны во время стажировки в той или иной организации.

В-третьих,для повышения заинтересованности как крупных и средних, так и малых частных кампаний в приеме к себе на работу молодых специалистов следует ввести льготное налоговое обложение. Ведь не секрет, что многие работодатели не хотят брать к себе «вчерашних» выпускников, аргументируя это тем, что у них нет опыта и их нужно учить всему «с нуля». Но сами же себе противоречат, так как лишают выпускников получить тот самый бесценный и необходимый опыт работы. А при действии такого механизма, как льготные ставки по налогам, скорее всего, найдется много кампаний желающих принять к себе молодых специалистов, тем самым удовлетворив свои кампании в новых кадрах и обеспечив занятость молодых людей.

В-четвертых,следует принять закон о квотировании рабочих мест, за теми, кто впервые ищет работу по специальности. С таким предложением выступил Российский студенческих союз. Согласно информации, размещенной на его сайте, Союз предлагает улучшить законодательство и принять Федеральный закон «О квотировании первого рабочего места». Предлагается установить следующую квоту на трудоустройство молодежи: 1 % — при списочной численности работников организации до 100 человек; 2 % — при списочной численности работников организации от 100 до 300 человек; 3 % —— при списочной численности работников от 300 и более человек» [4]. Трудно не поддержать данное предложение, так как, на наш взгляд, это действительно поможет в разрешении проблемы трудоустройства. Сам Российский студенческий союз считает, что «квотирование рабочих мест должно касаться в первую очередь предприятий и организаций, которые финансируются из федерального, регионального бюджетов или бюджета местного самоуправления или в капитале которых не менее 25 % составляет государственная доля или доля муниципалитетов, или которые 50 % своей выручки получают за счет реализации государственного или муниципального заказа» [4].

В-пятых,целесообразно будет поощрять научные разработки студентов в различных ВУЗах нашей страны и их внедрение в производство. Например, если студентами того или иного университета будет выдвинута определенная разработка, улучшающая работу какого-нибудь производства, то тем организациям, предприятиям или же кампаниям, которые возьмутся за внедрение данной идеи и получат результат, должны быть также предоставлены определенные льготные условия в налоговой сфере. А студенты, разработавшие ту или иную уже внедренную идею, должны быть обеспечены работой или же на том предприятии, где действует их новация или же в той кампании, которая занималась финансовым обеспечением данного проекта. Это предложение также следует закрепить на законодательном уровне, приняв соответствующий нормативно-правовой акт.

Конечно же, ничто не сможет реализоваться в полной мере без активного участия с одной стороны ВУЗов, с другой – частных или государственных кампаний и предприятий. ВУЗам следует корректировать учебную программу больше под реальные навыки и умения той или иной специальности, которой они обучают своих студентов. Наряду с фундаментальными дисциплинами целесообразно вводить также и прикладные, непосредственно связанные с будущей профессией молодого специалиста. Это не говорит о том, что нужно в ущерб учебе и основательным знаниям насаждать практические занятия или же стажировки. Наоборот, следует наиболее сбалансировано построить учебный план таким образом, чтобы теоретическая база непрерывно дополнялась практическими навыками. Ведь именно так можно получить реальное представление о профессии и на практике понять значимость и ценность на первый взгляд «скучных терминов», рассказываемых на лекциях.

Работодателям же стоит отказаться от стереотипа, что «вчерашний» студент – это не самый лучший работник. Да, у него нет опыта. Да, его придется в первое время обучать, как может показаться, простым вещам в той или иной области. Но наряду с этим существует большое количество молодых дипломированных специалистов, «вчерашних студентов», которые действительно хотят работать и готовы «учиться» работать. Многие студенты еще во время учебы активно проявляют себя в исследовательских проектах, проводимых как своими университетами и другими, разрабатывают научные идеи и внедряют инновации. Более того, не следует забывать, что молодое поколение – это потенциал, который ни в коем случае нельзя бросать на произвол судьбы или же игнорировать в силу его малого опыта или отсутствия такового. Нужно дать шанс приобрести профессию и в дальнейшем найти работу по специальности.

И, конечно же, следует проявлять активность и самим студентам. Не нужно надеяться на то, что получив диплом, сразу же выстроится очередь из работодателей, желающих взять на работу свежеиспеченного специалиста. Следует проявлять себя и во время учебы, стараться успевать по предметам, по возможности искать подработку во время учебы, но не в ущерб ей. Нужно осознать, что залог получения любой работы – это, прежде всего, наличие ответственности, способности принимать решения и компетентности в той или иной области.

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций

Дата публикации: 10.10.2015 2015-10-10

Статья просмотрена: 10476 раз

Библиографическое описание:

Зирне Л. О. Проблема трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 449-452. — URL https://moluch.ru/archive/100/22541/ (дата обращения: 28.03.2020).

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования на рынке труда.

Ключевые слова: выпускник, специальность, рынок труда, безработица, проблемы трудоустройства.

Рынок труда для выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования — представляет собой довольно проблемную среду. Образование получили — что делать дальше? Способны ли сами выпускники решить проблему трудоустройства.

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций является актуальной и требует постоянного совершенствования. Карьера выпускников — это составляющая репутации любой образовательной организации.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассматривал молодое поколение как наследующее и продолжающее традиции старшего поколения. По их мнению, молодежь с одной стороны продолжает унаследованную деятельность, а с другой стороны благодаря трудовой деятельности видоизменяет старые условия [1].

В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул определение молодежи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции» [2].

В Федеральном законе «О молодежи» сказано, что молодежью являются лица, проживающие на территории Российской Федерации физические лица (граждане Российской Федерации, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации так же иностранные граждане и лица без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет [3].

По данным Росстата в июле 2015г., по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, 4,1 млн.человек, или 5,3 % экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда).

В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных был зарегистрирован 1,0 млн.человек, в том числе 0,8 млн.человек получали пособие по безработице (Федеральная служба государственной статистика Росстат «Занятость и безработица в Российской Федерации в июле 2015г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости [4].

Уровень безработицы в июле 2015г. составил 5,3 % (без исключения сезонного фактора)

Средний возраст безработных в июле 2015г. составил 34,3 года. Молодежь до 19 лет составляет среди безработных 31,0 %, лица в возрасте 50 лет и старше — 18,0 %.

Самый высокий уровень безработных в России наблюдался среди выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования — городской молодежи в возрасте 14–19 лет (19,2 %) и молодежи сельской (11,8 %).

При ответе на вопрос «Как вы считаете, с какими трудностями чаще всего встречаются выпускники образовательных организаций среднего профессионального образования при устройстве на работу?» обозначили недостаточность опыта, практики 91,7 % студентов, про невостребованность специальности упомянули 25,0 % опрошенных, 16,7 % студентов считают, что возраст.

Каждый выпускник рассчитывает найти работу по профилю полученной специальности с высокой заработной платой.

Результаты мониторинга распределения выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования Свердловской области по каналам занятости в разрезе укрупненных групп специальностей в 2015 году, проведенного по заказу Минобразования науки РФ представлены в таблице 1.

Мониторинг распределения выпускников образовательных организаций СПО Свердловской области по каналам занятости в разрезе укрупненных групп специальностей в 2015 году

Укрупненные группы специальностей

Распределение выпускников по каналам занятости

Итого

Продолжили обучение

Призваны в армию

Трудоустроились

Не определились с трудоустройст­вом

В отпуске по уходу за ребенком

Экономика и управление

Технология продовольствен­ных товаров

При оценке системы образования в РФ около 90 % родителей советуют своим детям поступать в высшие учебные заведения. Стоит вопрос, где же брать специалистов среднего звена для работы в разных сферах деятельности региона. Иногда сами современные школьники мечтают стать простыми рабочими. Кроме того, многие школы ставят во главу достижения поступление выпускников, поступающих в ВУЗы.

Концепция долгосрочного развития России до 2020 года предполагает опережающую модернизацию образования (прежде всего профессионального) как двигателя системных изменений в экономике и обществе, локомотив модернизации экономики.

Национальный проект «Образование» объединил усилия государства — работодателей — учебных заведений. Одним из его главных итогов было включение их в реализацию стратегии развития предприятий.

Реформа образования в РФ поставила перед системой образования новые задачи. Именно эти задачи позволяют формировать мышление современного молодого поколения. Рост конкуренции, высокие требования к качеству труда определяют сегодня профессиональную подготовку специалистов.

В современных условиях государственное распределение выпускников после окончания учебных заведений отсутствует. С одной стороны, это дает более широкие возможности для самореализации, поскольку молодой специалист сам выбирает свой дальнейший профессиональный путь. С другой стороны, человек должен самостоятельно прилагать усилия по поиску работы и трудоустройству в ситуации, когда количество вакансий ограничено, а желающих занять их значительно больше.

Поэтому каждый выпускник среднего профессионального образования, устраиваясь на работу, сталкивается с определенными проблемами:

  1. Нехватка рабочих мест по полученной специальности (например, выпускников юридических и экономических специальностей выпускается больше, чем технических);
  2. Низкий уровень заработной платы (из-за отсутствия стажа работы);
  3. Не соответствие профессиональной компетенции выпускников требованиям работодателей (низкий уровень знаний, умений и практических навыков);
  4. Завышенные требования, предъявляемые работодателями при трудоустройстве.

В любых вакансиях не зависимо, на какую должность либо директора, либо младшего обслуживающего персонала, существуют стандартные требования: наличия образования и опыта работы.

Сегодня свои профессиональные возможности по полученной специальности реализуют не более 60 % выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования. Остальные вынуждены выбирать работу не связанную с полученной специальностью, либо обращаются в центры занятости.

На данный момент центры занятости ведут пассивную политику занятости выпускников профессиональных образовательных организаций, ставя их на учет и занося в базу данных. Дальнейшая их деятельность остается в подвешенном состоянии.

Реформа Пенсионной системы РФ подводит к тому, что пенсионеры (женщины 55 лет и мужчины 60 лет), чем дольше работают, тем больше будут получать пенсию. При такой системе выпускникам СПО еще труднее будет найти работу по своей специальности.

Большой процент выпускников, просто получают диплом об образовании, не задумываясь, будут ли они работать по выбранной специальности. В основном это абитуриенты, окончившие основное общее образование.

Но, есть еще одна проблема, при получении желаемого образования не всегда можно найти работу по специальности. Случается, что специальность, которая вчера была дефицитной и престижной к моменту окончания образовательного учреждения оказывается практически никому не нужной — лучшие вакансии уже заполнены, а новых в необходимом количестве не появляется.

Читайте также:  С какими документами обязаны ознакомить работника при приеме на новую работу?

Еще недавно выпускники школ хотели стать бухгалтерами, менеджерами и специалистами. Получив диплом соответствующего учебного заведения можно было рассчитывать на получение высокооплачиваемой работы.

По версии Росстата, в среднем по стране не работают по выбранной специальности порядка 50 % выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования.

Ежегодно в колледже проводится анализ востребованности выпускников на региональном рынке. Более 15 % выпускников ежегодно продолжают обучение по очной форме обучения и более 35 % по заочной форме обучения в ВУЗах.

Обращаясь к мнению работодателей, какими они хотят видеть студентов при приеме на работу, они показывают, что из профессиональных качеств выпускников они ценят прежде всего:

 качество полученного ими образования (фундаментальность образования, уровень профессиональных знаний, умений и навыков);

 наличие опыта практической работы, повышающего уровень их профессиональных знаний, умений и навыков;

 способность к восполнению и применению своих знаний, в том числе в смежных и других областях, что выражается в способности к самообразованию, в общей эрудиции, в разносторонности и широте знаний, в наличии дополнительной профессиональной подготовки.

Задача образовательных организаций среднего профессионального образования и работодателя — сформировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, т. е. выработать общие требования к квалификации работника и процедур оценки результатов образования.

Для решения проблемы трудоустройства выпускников профессиональным образовательным организациям необходимо заключать договоры с социальными партнерами. Совместная работа с широким кругом предприятий и организаций во многом зависит решение основной задачи — повышения качества образования, подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.

Поэтому одним из приоритетов колледжа является развитие социального партнерства, нацеленного на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

В соответствии с федеральными государственными стандартами и учебными планами колледжа по специальностям предусмотрено прохождение производственных и преддипломных практик студентами в организациях, деятельность которых соответствует подготовки профилю обучающихся. Работодатели в свою очередь обеспечивают прохождение этих практик с оформлением срочного трудового договора и с записью в трудовой книжке.

На практиканта в период прохождения практик распространяются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством.

Общий период прохождения производственной и преддипломной практик за весь период обучения составляет примерно три месяца. Этот период можно считать как опыт работы.

Следующим направлением решения проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования является — сертификация рабочей профессии. Система сертификации позволяет выпускнику повысить возможность трудоустройства и конкурентоспособности на рынке труда, стимулирует интерес к получению высшего образования, обеспечить психологический комфорт и уверенность в собственных возможностях.

Сертификация позволит работодателю сократить затраты на обучение персонала. Государство с помощью сертификации может снизить уровень и продолжительность безработицы среди выпускников СПО.

Особенности поиска хорошей работы новоиспеченными выпускниками

Трудоустройство выпускников напрямую зависит от состояния рынка рабочей силы. Нельзя сбрасывать со счетов такие субьективные причины, как готовность самих выпускников к труду по выбранной специальности. Между тем свежеиспечённый выпускник должен постараться для того, чтобы «попасть в струю» или по-другому говоря в привелигированный сегмент, состоящий из специалистов, которые ценятся работодателями и потому могут диктовать свои условия. Как показывает мониторинг трудоустройства, в России сегодня верхний сегмент рынка состоит из высококвалифицированных и высокооплачиваемых сотрудников, нижний – из безработных, а где-то в середине этого слоёного пирога – недавний выпускник профессиональных образовательных организаций.

Трудоустройство выпускников

Трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций – это реальная проблема нашего времени, недаром на эту тему написано множество научных статей. Между тем, когда выпускник покидает свою альма матер, он в большинстве остаётся на распутье взрослой жизни, если, конечно, заранее не озаботился своим трудоустройством. Большинство современных студентов начинают подрабатывать, ещё проходя обучение, а получив образование на своей работе, просто встают на одну ступеньку выше на карьерной лестнице.

Трудоустройство выпускников Трудоустройство выпускников по специальностям учреждений профессионального образования – это головная боль, как правило, не только для самих выпускников, но и их родителей. Ведь многие из них уверены, что молодые специалисты без трудового опыта не нужны работодателям. Время на рынке труда стремительно меняет приоритеты и, если раньше, действительно важен был опыт работы для того, чтобы не «возиться» с новичками, передавая практические умения и навыки. Сегодня куда важнее новые идеи и стратегические направления, оригинальные решения и уникальные подходы.

Выпускник после получения диплома
Источник: pixabay.com

Поэтому молодым людям легче начинать всё заново. Получая путёвку в жизнь, то есть диплом об образовании они делают свой выбор и возможно им придётся делать этот выбор не единожды. Тактика вхождения во взрослую жизнь у многих «продвинутых» состоит в том, чтобы сначала получить практическую специальность, в этом могут помочь различные колледжи, а затем при необходимости получить высшее – «теоретическое» образование. При приёме на работу, опытный руководитель постарается определить способности молодого выпускника, чтобы определиться с перспективами дальнейшего сотрудничества.

Для того, чтобы показать себя в лучшем свете на собеседовании нужно подготовить грамотное портфолио, в котором будет описание полученного образования, достижения во время учёбы, дополнительные умения и навыки, а также опыт работы по специальности, если он конечно имеется. Многие студенты подрабатывают в сферах своей будущей специальности в свободное от работы время. Портфолио надо разослать всем потенциальным работодателям, на ярмарки вакансий, дать объявление в разделах «Ищу работу» в СМИ.

При первом трудоустройстве не помешают рекомендации других работодателей и просто знакомых и друзей. Однако влиятельными связями лучше не злоупотреблять, так как руководители в основном не приветствуют «семейственность» и не хотят быть заложниками «кумовства».

Главное показать себя как квалифицированного специалиста, готового принимать самостоятельные решения. Для поиска работы лучше обращаться не в одно предприятие, а сразу в несколько.

Вуз должен трудоустроить молодых специалистов – это миф или реальность

К сожалению, престиж ВУЗа в России не имеет решающего значения, в отличие от западных стран с их сложившимися веками традициями. Поэтому не стоит надеяться на хорошую должность сразу по окончании даже самого авторитетного ВУЗа, а устраиваться на любую должность лишь бы по специальности. Надо понимать, что никакой руководитель не доверит сразу производство молодому неопытному специалисту, а высокую заработную плату и место начальника надо ещё заслужить, прилежно проработав хотя бы несколько лет.

Сегодня не все высшие учебные заведения оказывают содействие трудоустройству выпускников. К системе распределения молодых специалистов обращают свои взоры в настоящее время представители законодательной власти, но пока большинству выпускников приходиться искать первое рабочее место самостоятельно. Что касается трудоустройства, так называемых «контрактников», то им точно придётся искать работу самим, а вот «бюджетники» могут найти себе должность куда быстрее.

Как оказать содействие в трудоустройстве выпускников

Содействие трудоустройству выпускников в России много лет оказывает Служба занятости населения, у которой имеются определённые возможности и полномочия для того, чтобы помочь молодым специалистам. Работа по профориентации проводится ещё со школьной скамьи, психологи помогают определиться с выбором будущей профессии, проводятся экскурсии на местные предприятия, ярмарки вакансий рабочих и учебных мест. Сотрудниками этой службы постоянно проводится мониторинг трудоустройства выпускников.

Выпускники радуются окончанию ВУЗа
Источник: pixabay.com

Понимая проблемы трудоустройства выпускников лучше других, сотрудники Службы занятости работают напрямую с предприятиями и фирмами, убеждая их в приёме на работу выпускников учреждений профессионального образования. И результаты этой деятельности красноречивы. Так в первом полугодии 2019 года в службы занятости Ростовской области обратились 240 молодых специалистов, 222 выпускника были трудоустроены. В этой же области для приобретения опыта работы в это же время на временные работы было устроено 43 человека, под руководством наставников – 32 выпускника.

Трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций

Статистика трудоустройства выпускников вузов Комсомольска на Амуре свидетельствует о том, что почти половина молодых специалистов предпочитают работать в туристической сфере, вторая половина выбирает открытые акционерные общества – предприятия, фабрики и заводы. Не все, а только половина выпускников в качестве альтернативы, если не получиться классическое трудоустройство готовы открыть своё дело. Это объясняется тем, что не у всех имеется «предпринимательская жилка», определённые для бизнесмена лидерские качества. Молодые женщины в Ростове на Дону в основном задумываются над открытием магазинов или кафе, а мужчины планируют свой будущий бизнес в сфере охранного предприятия или игрового бизнеса.

Трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций становится каждый год проблемой не только выпускников, но и государства, местных органов власти, родителей. По статистике 50% выпускников в Комсомольске на Амуре ориентируются на помощь родных и близких, 40% – на помощь специалистов службы занятости, 10% помогает пособие по безработице. Те, кто оканчивал по специальности высшее профессиональное учреждение, порой тяжело переживают отсутствие соответствующей должности. Трудоустройство становится особой проблемой, если молодой специалист не проявляет решительность, такие выпускники после окончания университета часто находятся в растерянном состоянии, у них проявляется неуверенность в завтрашнем дне.

Структура системы содействия занятости студентов и трудоустройства

По сведениям Министерства образования и науки Российской Федерации в 2019 году в России были трудоустроены 75% выпускников ВУЗов. Из них в государственные организации – 76%, в муниципальные – 71%, в частные предприятия – 68%.

Средний возраст трудоустроенных специалистов распределился в результате проведённого Министерством мониторинга следующим образом. Россияне получили работу в государственных предприятиях в возрасте 26,4 года, в муниципальных – 27,4 года, а в частных – тридцатилетние соискатели.

Поиск работы у выпускников вызывает чувство тревожности
Источник: pixabay.com

Что касается выпускников среднего профессионального образования, то по данным мониторинга Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2019 году в России были трудоустроены 65% выпускников. Из них в государственные организации – 69%, в муниципальные – 64%, в частные предприятия – 61%.

В центр занятости молодые специалисты обращаются за помощью в трудоустройстве, организации собственного дела или получении пособия по безработице. Лучшее мероприятие по трудоустройству – это, по мнению специалистов – Ярмарка вакансий. Как отмечают сотрудники службы занятости, более 30% соискателей находят работу, посещая ярмарки вакансий. А их было проведено, к примеру, в Ростове-на-Дону только в первой половине прошлого года – 790, из них – 17 именно для выпускников. В рамках таких ярмарок проходят мастер-классы и тренинги, знакомств с банком данных вакансий, собеседования с работодателями в неформальной обстановке. В 2019 году в одной только областной ярмарке вакансий приняли участие 92 работодателя, было предложено около 1 200 вакансий для более шести тысяч специалистов.

К примеру, Государственная служба занятости в городе Комсомольск на Амуре популярна среди выпускников тем, что предлагает трудоустройство при поддержке различных госпрограмм. Примерно половина опрашиваемых выпускников университета в этом городе воспользовалась услугами Центра занятости или Управление по делам молодёжи. 30% участников социологического опроса предпочли обратиться в другие агентства, работающие на коммерческой основе. И только 20% выпускников не обращались ни в какие службы и агентства.

Трудоустройство выпускников колледжа, по мнению экспертов, проходит легче, если во время учёбы проводятся профориентационные курсы, где с будущими выпускниками работают психологи Центра занятости. Они помогают, определиться с местом будущей работы по специальности, которая была бы востребована в конкретном населенном пункте. В то же время некоторые высшие учебные заведения предлагают студентам пройти преддипломную практику на предприятии, пусть с невысокой оплатой труда, зато с вероятностью будущего трудоустройства.

Проблема трудоустройства выпускников

Проблема трудоустройства выпускников вузов – это комплексная проблема и не только сам выпускник, его возможности и личностные качества играют главную роль в возникновении и решении этой проблемы настоящего времени. Зачастую дело в самой подготовке к работе молодых специалистов, в том, что они получают порой много теоретических знаний и мало практических умений и навыков. Кроме того, выпускников Вузов отличает незнание реальной ситуации на рынке труда.

Служба трудоустройства помогает студентам ВУЗов ещё во время учёбы, предлагая сезонные работы, трудоустраивая на неполный рабочий день и что очень важно, трудоустройство в данном случае, проходит официально с оформлением трудовой книжки. Статистика показывает, что многие студенты подрабатывают в свободное время, однако без оформления договоров и соответствующего оформления, приобретённый опыт работы невозможно доказать и предъявить будущему работодателю.

Работу можно найти на ярмарке вакансий
Источник: pixabay.com

Вопросам трудоустройства выпускников посвящено много исследований учёных. По мнению исследователей проблемы молодых специалистов, в отсутствии прозрачности рынка труда и его непредсказуемости. Кроме того, для многих выпускников ВУЗов приобретение второй специальности является не столько необходимым, сколько модным и престижным, что создаёт дополнительные сложности и затраты, как для молодых специалистов, так и для работодателей.

При опросе выпускников университета было выявлено, что на трудоустройство сразу после учёбы рассчитывает только 20% студентов, 50% не имеют твёрдой уверенности на этот счёт, а 30% и вовсе считают, что у них нет никаких шансов получить работу по специальности. Между тем, как объяснить тот факт, что в небольшой островной стране Исландии после получения образования, по специальности устраиваются на работу и работают постоянно на этом рабочем месте 90% . выпускников образовательных учреждений.

Согласно статистике, легче всего находят работу в Москве и Санкт-Петербурге прежде всего специалисты в области информационных технологий, создавая наивысший сегмент столичного рынка труда. Большим спросом пользуются уже много лет программисты и тестировщики. Между тем личные характеристики играют всё большую роль в процессе трудоустройства выпускников. Среди наиболее важных навыков – умение принимать самостоятельные решения и устойчивость к стрессу, коммуникабельность и работоспособность.

Проблем российским выпускникам ВУЗов добавил и переход к новой Болонской системе образования, который проходил с 2003 по 2012 годы и заменил понятия «специалитет» на «бакалавриат». Таким образом по мнению экспертов была потеряна связь студент- преподаватель-работодатель. Кроме того, во многих российских ВУЗах распространилась порочная практика – сдавать экзамены и зачёты за деньги, таким «специалистам» с купленными фактически дипломами работодатели предлагают для начала небольшую зарплату.

Кроме того, выпускники считают и не без основания, что не только отсутствие практического опыта влияет на отказ в приёме на работу, но и семейное положение, особенно в отношении молодых женщин, которые могут в любой момент уйти в декретный отпуск. Скрытая дискриминация в отношении женского пола реально существует в настоящее время. Ещё один камень преткновения при трудоустройстве – ожидание высокой заработной платы. По статистике почти 50% выпускников отказываются от предложенных вакансий из-за низкой зарплаты.

Почему у выпускников ВУЗов возникают проблемы с трудоустройством?

Трудоустройство – проблема?

Трудности, связанные с трудоустройством выпускников вузов, – одна из острых проблем нашего общества на современном этапе. Понятие «трудоустройство» произошло от слова «труд». Что из себя представляет это явление? «Труд — это процесс использования человеком своего интеллектуального и трудового капитала для того, чтобы с помощью различных видов природной энергии и производственных фондов осуществлять целесообразную деятельность по присвоению готовых и производству жизненных благ и по выполнению иных видов общественно полезной работы».

Последние несколько десятков лет изменения структуры политической и экономической систем влекут за собой изменение социальной системы государства. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений является социально-экономическим процессом, т.к. затрагивает обе сферы одновременно.

Данная тема исследовалась в мире как экономистами, так и социологами. В частности, Дж.М.Кейнс, Я. Корнаи изучали методы регулирования глобального рынка труда с экономической точки зрения, а такие социологи как М. Х. Титма и Ю. В. Голиусова – рынок труда молодежи с социологической точки зрения. На мой взгляд, с точки зрения экономиста-социолога, следует объединить знания экономистов и социологов в сфере трудоустройства молодых специалистов, а также исследовать, что влияет на возникновение проблем трудоустройства, выявить механизмы поиска решения этих проблем.

Молодые специалисты, выходя на рынок труда, сталкиваются с различными трудностями, которые преодолеть смогут не все выпускники.

Проблемы и перспективы трудоустройства выпускников высших учебных заведений

Безработица является одной из наиболее острых проблем современной молодежи в Российской Федерации. В частности, в России она порождена процессом становления рыночных отношений. Данные, приведенные сетевым изданием «Москва 24» за 2014 год свидетельствуют, что в Москве на тот момент было зарегистрировано 24 тысячи 300 человек официально безработных. Как сообщает издание в своей статье: «…при этом свободных вакансий в Москве в девять раз больше, чем самих безработных — 219 тысяч. Большую часть безработных — 54% — составляет молодёжь в возрасте от 20 до 29 лет».

Как отмечает Н.Ф. Головатый: «Среди самых разнообразных проблем человека едва ли не главной является отсутствие работы, гарантий труда. Безработица — самая острая социально-экономическая проблема. Она представляет собой такую систему общественных отношений между людьми, когда некая часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу, а значит, создать себе и своей семье условия для существования». Существует два основных вида безработицы среди молодежи: добровольная и вынужденная.

Читайте также:  Какие документы нужно предоставить для приема на работу с вредными условиями труда?

К первой можно отнести тех выпускников, которые по своему желанию не хотят устраиваться на работу. Чаще всего, это связано с завышенной оценкой своих способностей и возможностей.

Вынужденная безработица существует независимо от выпускников. В первую очередь, это связано с первым появлением молодых специалистов на рынке труда. Работодатели, как правило, не спешат брать выпускников на работу, так как считают, что у тех отсутствует опыт, в то время, как, университет, по сути, дает только образование.

Решение проблемы трудоустройства в СССР

В советское время проблемы безработицы среди выпускников вузов практически не было, так как существовало такой механизм, как «распределение». Выпускник учебного заведения в обязательном порядке получал направление на работу на предприятие по профилю своего образования.

Распределение проводилось в последние месяцы обучения в вузе специальной комиссией, которая занималась направлением выпускников на работу на предприятия и в организации, нуждающиеся в специалистах.

В СССР выпускник был обязан отработать «по распределению» не меньше трех лет и только после этого поменять место работы по собственному желанию. «Выпускники, работающие по распределению, имели особый юридический статус «молодого специалиста», то есть их нельзя было уволить без специального разрешения министерства».

В некоторых случаях, если предприятия были заинтересованы в этом сотруднике, он мог получить льготы (обеспечение жильём, устройство детей в дошкольные учреждения, поездки в санаторий и пр.).

C переходом на рыночную экономику это правило не сохранилось, вся ответственность теперь была возложена на самих выпускников. В то же время, как показывает практика, молодые специалисты не готовы полностью отвечать за себя. Это в итоге привело к тому, что на рынке труда стало скапливаться большое количество безработных молодых людей с высшим образованием.

В советское время выпускник вуза практически не имел возможностей распределиться в интересующую его организацию, но при этом не существовало безработицы, как в настоящее время.

В современной России тоже существует механизм распределения, но он есть далеко не во всех вузах. Чаще всего оно присутствует на военных кафедрах университетов, однако немногие из студентов готовы ехать работать по распределению, особенно это относится к той категории молодых людей, которые родились в столице. В отличии от СССР распределение не является общеобязательным, поэтому носит специфический характер.

Причины возникновения проблем трудоустройства

Существует несколько причин возникновения проблем трудоустройства у выпускников.

Отсутствие свободного времени у студентов во время обучения. В частности, студенты не всегда могут совмещать учебу и работу. Например, в случае их трудоустройства в ходе обучения они будут должны принимать участие в различных мероприятиях, выезжать в короткие командировки, выполнять различные поручения, что может нанести ущерб учебному процессу и привести к их отчислению из вуза. Кроме того, участие в научно-практических конференциях, семинарах, прохождение стажировок, по окончании которых вручаются сертификаты не всегда учитываются работодателем при принятии решения в отношении выпускников, желающих устроиться на вакантные должности.

Дискриминация по возрастным и гендерным признакам молодых специалистов. До сих пор существует противоречие на рынке труда, когда опытных специалистов противопоставляют новичкам. Работодатели считают, что молодые специалисты не обладают теми навыками и знаниями, которые нужны для должного выполнения своих обязанностей.

Работа без оформления в трудовой книжке. Многие студенты во время учебы участвуют в волонтерских организациях, трудоустраиваются в качестве разнорабочих в магазинах, складах, частных компаниях. При этом многие из них оформлены без трудовой книжки. В дальнейшем этот период выпадает из их общего стажа трудовой деятельности и не учитывается работодателем при приеме на работу.

Несоответствие требований и условий, предлагаемых работодателем. Работодатель завышает требования к выпускникам, которые планируют устроиться на работу. В тоже время заработанная плата предлагается не соответствующая образованию. Такой вариант невыгоден студентам и выпускникам.

Разочарование в выборе полученной профессии. Примерно 60 процентов выпускников разочарованы в выбранной ими профессией. Причинами этого могут послужить: во-первых, большое влияние родителей, которые настаивали на получении конкретной профессии. Во-вторых, обучение только ради получения какого-либо диплома.

Поскольку многие абитуриенты, поступающие в университет, толком не представляют на кого будут учиться, какую профессию получат. Перед поступлением в вуз, абитуриент должен «выстроить цепочку» дальнейшего хода событий. Он должен осознавать, почему выбрал именно эту специальность, куда планирует в дальнейшем идти работать. Однако, в большинстве случаев абитуриенты идут учиться туда, куда можно попасть по баллам на бюджет. Поэтому, в большинстве случаев, такие студенты не заинтересованы в получении специальности и в дальнейшем по ней не планируют работать.

Ежегодно, примерно 900 тысяч молодых специалистов выпускаются из российских вузов, но большинство из них в дальнейшем работают не по своей специальности. Кроме того, выпускники сталкиваются со множеством проблем при трудоустройстве на работу. Согласно данным Федеральной службы статистики в 2012 году из высших учебных заведений было выпущено 1 млн. 397 тысяч специалистов высшего профессионального образования, потребность организаций в работниках на 2012 год составила 835,6 тысяч человек.

Проблемы трудоустройства выпускников вузов зависят от множества различных факторов:

  • Невостребованность специальностей. Экономика государства не стоит не месте, поэтому всего за несколько лет ситуация в стране может поменяться. Те профессии, которые были популярны еще несколько лет назад, на данный момент могут оказаться совершенно невостребованными. К ним можно отнести такие специальности как: бухгалтер, библиотекарь, сотрудник охраны.
  • Отсутствие рекомендаций и знакомств. Например, молодой специалист, окончивший университет с красным дипломом, из-за отсутствия у него связей и протекции, не всегда может трудоустроится в интересующие его организации.
  • Невостребованность некоторых вузов (к ним чаще всего можно отнести коммерческие вузы, т.е. негосударственные). В наше время важную роль при трудоустройстве играет «престижность» вуза. Для работодателя важно не только имя учебного заведения, но и тот факт, что выпускники рейтинговых вузов обладают достаточным уровнем знаний.
  • Неграмотно составленное резюме. Многие соискатели, при составлении своего резюме допускают множество недочетов и не точностей. Например, забывают указать обязательные данные – контакты, с помощью которых с ним можно связаться; несоответствие цели с предлагаемой вакансией; наличие излишней информации. Одной из главных ошибок, которые допускают соискатели – преувеличение собственных навыков.
  • Отсутствие навыков самопрезентации. Это один из самых важных моментов при трудоустройстве. Приходя на собеседование, выпускник должен уметь зарекомендовать себя перед работодателем, чтобы из несколько претендентов выбрали именного его. Соискатель может обладать многими знаниями и навыками, но не уметь преподнести себя правильно из-за чего терпит неудачу.

Анализ, проведенный рекрутинговым агентством «FutureToday», свидетельствуют, что 47% россиян врут при трудоустройстве. Исследователи отмечают, что граждане склонны лгать как при заполнении резюме, так и уже находясь на собеседовании. Чаще всего соискатели приводят ложные данные о своих навыках и умениях или завышают собственные заслуги на прежнем месте работы.

Часть выпускников, которые после окончания обучения не хотят связывать свою жизнь с полученной специальностью, чаще всего открывают свой бизнес. Большинство из них – выходцы из обеспеченных семей. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, выяснившего, какие сферы деятельности выбирают россияне для развития собственного бизнеса, следует, что чаще всего, 24%, это сфера розничной торговли, 17% опрошенных указали сферу услуг, транспорта и общепита, 10% – строительство, по 8% производство техники, оборудования и пищевая промышленность и производство потребительских товаров, 5% – медицина, образование и культура, 4% – наука и информатика и 2% сфера финансов. Ещё 16% россиян, работающих над открытием своего дела, назвали другие отрасли экономики, а 6% затруднились ответить, в какой именно сфере они будут развиваться.

К сожалению, один из способов решения вопроса трудоустройства у молодых специалистов – добровольная безработица. Такие выпускники, столкнувшись с проблемой устройства на работу, просто перестают ее искать и чаще всего «сидят на шее», то есть живут за счет своих близких родственников. Это может быть связано с отсутствием цели в построении успешной карьеры, мотивации к труду, низким уровнем предлагаемой заработанной платы.

ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

Рыночные отношения в России характеризуются дефицитом рабочих мест, что приводит к росту безработицы. Исходя из этого, становится актуальным анализ влияния безработицы на отдельные группы населения. Трудоустройство выпускников является одной из важнейших проблем современного общества, так как отражает качество обучения в ВУЗах, эффективность функционирования системы образования и расходования средств бюджета. Напряженная ситуация на российском рынке труда усугубляется отсутствием механизма трудоустройства выпускников после окончания ВУЗа и завышенными ожиданиями студентов о будущем размере заработной платы.

Молодежь от 20 до 29 лет на рынке труда составляет 24% от общей численности трудоспособного населения по данным Государственной службы статистики за 2017 год. При этом, доля лиц в возрасте от 20 до 24 лет в общей численности населения России снижалась на протяжении 10 лет (рис. 1).

По данным мониторинга трудоустройства за 2017 год, проводимого Минобрнауки, безработица среди всех выпускников находится на уровне 25%, что свидетельствует о низком качестве подготовки кадров и невостребованности специалистов определенных направлений подготовки, таких как экономика и юриспруденция. Заработная плата молодых юристов и экономистов меньше средних показателей по стране, например для очной формы обучения 26 тысяч и 27 тысяч рублей соответственно [13]. Таким образом, на российском рынке труда явно прослеживается структурная безработица среди выпускников ВУЗов, так как падает спрос на определенные профессии.

Если сравнивать квалификационную подготовку студентов, то выпускники магистратуры имеют наибольший процент трудоустройства и показатели заработной платы, нежели выпускники бакалавриата и специалитета. Наиболее востребованными среди работодателей являются выпускники ведущих российских вузов, таких как МГУ, СПбГУ, ВШЭ. Лидерами по доле трудоустройства студентов являются высшие учебные заведения с категорией НИУ, однако даже среди этого сегмента занятость выпускников не превышает 82% [13]. По данным статистики, на одно рабочее место претендуют примерно 8 молодых специалистов после окончания ВУЗа [14]. Самыми востребованными направлениями подготовки являются: сестринское дело, фармация, ядерная энергетика и технологии, тепло- и электроэнергетика, а также химические технологии.

Стоит отметить, что даже среди выпускников экономически востребованных специальностей существует безработица, характеризуемая как фрикционная. Данный вид безработицы связан с поиском работы и обычно не длится более трех месяцев, однако в условиях российской экономики молодым специалистам приходится искать работу в течение более длительного промежутка времени, так как работодатели не заинтересованы нанимать сотрудников без опыта. Так как российский рынок труда находится в стадии экономического спада, а спрос на трудовые ресурсы недостаточен, то имеет место циклическая безработица.

Российский рынок труда отличается количественным и качественным дисбалансом спроса и предложения рабочей силы. Такая ситуация связана с низким уровнем взаимодействия между работодателями и высшими учебными заведениями, а также несоответствием между личными предпочтениями студентов в выборе направления подготовки и потребностями экономики. Кроме того, образовательные программы часто «оторваны» от практики и реалий экономики сегодняшнего дня. Таким образом, воспроизводство квалифицированных кадров происходит не в полной мере, а после выпуска студенты фактически оказываются не готовы к работе.

Каким образом можно повлиять на сложившуюся ситуацию? Выравнивание вышеуказанного дисбаланса государство осуществляет путем снижения квоты бюджетных мест в ВУЗах на некоторые направления подготовки, преимущественно гуманитарные. В профильных учебных учреждениях бюджетные места на направления подготовки «Экономика» сокращаются, а в непрофильных (например, технических) прием на бюджет по данной программе, за редким исключением, отсутствует вовсе. Так, например, в 2015 году Российский государственный социальный университет принимал на 1 курс на бюджетной основе более 40 будущих экономистов, в 2016 году — уже 25, а в 2017 — всего 13 [15].

Касательно других направлений подготовки, стоит отметить небольшое снижение плана приема для будущих менеджеров почти во всех профильных университетах в 2017 году. Бюджетных мест стало меньше в ГУУ, РЭУ им. Плеханова, Финуниверситете, НИУ ВШЭ, ВАВТ. Среди непрофильных образовательных организаций в эту приемную кампанию еще два технических университета — МИСиС и МАИ — принимали абитуриентов на данное направление исключительно на платной основе. Несмотря на некоторое снижение бюджетных мест, ведущие экономические вузы — НИУ ВШЭ, ГУУ, ФУ, РЭУ им. Плеханова, РАНХиГС — набирают на «Менеджмент» от 100 до 250 абитуриентов ежегодно [15].

В 2018 году также планируется снизить число бюджетных мест на экономических и юридических специальностях, так как, по данным Минобрнауки, работу по профессии находят не более половины выпускников. Кроме того, будет увеличено количество мест на инженерные направления (им отдадут до 45%), 12% мест получат педагогические факультеты и 5% – медицинские [16].

Таким образом, государство рассчитывает снизить число выпускников невостребованных профессий, а также направить высвобожденные бюджетные средства на подготовку студентов приоритетных для современной экономики специальностей, но будут ли данные меры эффективны?

Спрос на инженерные специальности, являющиеся приоритетными для российской экономики, невелик даже при условии увеличивающегося государственного финансирования. Снижение бюджетных мест на таких направлениях подготовки, как экономика и менеджмент, ВУЗы компенсируют платными. Таким образом, данная политика скорее понижает доступность высшего образования для выпускников школ, чем стимулирует рост занятости среди молодых специалистов.

Что касается качества российского образования, то в этом отношении существуют несколько проектов Минобрнауки, направленных на улучшение системы среднего профессионального образования и повышение конкурентоспособности российского образования на международном уровне.

Во-первых, приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий», предусматривает увеличение численности выпускников программ СПО, продемонстрировавших высокий уровень подготовки, до 50 тысяч человек. Для учащихся данных программ будут внедрены новые образовательные программы (ФГОС СПО), а также новый инструмент оценки подготовки кадров – демонстрационный экзамен. Кроме того, в целях стимулирования набора на приоритетные для экономики специальности были созданы 7 межрегиональных центров компетенций для подготовки по таким направлениям, как промышленные и инженерные технологии, машиностроение, транспорт и логистика, дизайн и так далее [12].

Во-вторых, осуществляется проект «Вузы как центры пространства создания инноваций», цель которого – обеспечить глобальную конкурентоспособность российских университетов. Глава Минобрнауки отмечает, что в ТОП-100 мировых рейтингов входит 6 отечественных ВУЗов, а в ТОП-300 – 13 [12].

Данные проекты направлены на улучшение качества российского образования, приближение к мировым стандартам, и, следовательно, повышение конкурентоспособности студентов на рынке труда. Еще рано говорить о конечных результатах деятельности Минобрнауки в этой области, однако уже сейчас закладываются основы для дальнейшего совершенствования системы образования. Подготовка студентов по новым современным стандартам позволит увеличить профессиональную ценность молодого специалиста перед работодателем при приеме на работу, а результаты единого экзамена предоставят объективную оценку знаний выпускника.

Безусловно, помимо повышения качества образования, необходимо бороться с оторванностью системы образования от рынка труда. Данная проблема может быть решена путем тесного сотрудничества компаний с высшими учебными заведениями и реализацией их совместных проектов. Например, если рассматривать опыт западных стран, в таких университетах как Гарвард и Оксфорд работодатели сами «выстраиваются в очередь» за выпускниками, так как ВУЗы создали себе имя и систему, при которой студент сразу же после поступления попадает в поле зрения большого количества работодателей.

1.Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации Текст – М.: Экзамен, 2016

2.Аверин, А. Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации / А. Н. Аверин. – М: Флинта, 2016.- 235с.

3 .Гавкалова Н. Л. Менеджмент персонала / Н. Л. Гавкалова, Н. С. Маркова. 3-е издание, переработанное и дополненное. – М. 2012, 321 с.

4 .Демин, Ю.М. Управление кадрами в кризисных ситуациях / Ю.М. Демин. – СПб: Питер, 2017.- 246 с.

5.Макроэкономика. Учебник, Рекомендовано ФГАУ «ФИРО», /Отв. Ред. М.Л. Альпидовская, Н.В. Цхададзе. – Ростов на Дону «Феникс» 2017.- 409 с.

6 .Пошерстник, Н. В. Кадры предприятия: Кадровая политика предприятия. Оформление трудовых отношений с работником. Документы по учету кадров. Пенсионное обеспечение / Н. В. Пошерстник.- М. 2017, 340с.

7 .Цхададзе Н.В. Социально-экономические последствия развития неформальной занятости в России // ж. «Вестник Тверского государственного университета, Серия «Экономика и управление», № 4 , 2015 г. – С.102-112.

8 .Цхададзе Н.В. Последствия расширения неформального сектора в экономике //«Экономико-

правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: поискмодели эффективного социохозяйственного развития». Сборник статей международной научно-практической конференции. / под ред. Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой – Краснодар: ЮИМ, 2015. – С.235-240.

9 .Цхададзе Н.В., Богатская К.А. Миграция рабочей силы и ее влияние на воспроизводственные процессы //«Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития» в 80-летию выхода в свет книги Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».Сборник докладов III Международной научной конференции, г. Москва, 2016 – С.278-283.

10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.gks.ru/.

11.Феномен рыночного хозяйства: векторы и особенности эволюции. Монография. / Под ред. Сидорова В.А., Ядгарова Я.С., Чапли В.В.- LSP 2017. -620 с.

Ссылка на основную публикацию