Каким образом рынок труда участвует в регулировании рыночных отношений

Рынок труда и его место в системе рыночных отношений

Носителем трудовых отношений в обществе является работающая часть населения. Эта категория людей, а также те, кто хотел бы работать, но по различным обстоятельствам не работает, представляют собой объект, который исследуется такими дисциплинами, как экономика и социология труда. Изучение ресурсов для трудовой деятельности имеет большое значение при оценке рынка труда и проведении государством соответствующей демографической политики с целью воздействия на процессы воспроизводства населения и его занятости. В отечественной литературе по экономике и статистике труда широко распространен термин трудовые ресурсы, который возник в 20-е годы и использовался для нужд централизованного управления людскими ресурсами страны.

Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности. Рабочую силу рассматривают в трех аспектах: 1) отдельный человек; 2)предприятие (фирма, организация); 3)народное хозяйство.

Рабочая сила отдельного индивида – способность к труду. Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой законодательных актов. Они (границы и состав) менялись в разные периоды истории нашей страны. Так, в первой пятилетке (1929-1932 гг.) нижняя граница трудоспособного возраста была установлена в 14 лет. К концу второй пятилетки (1933 – 1937 гг.) эта граница была повышена до 16 лет. В годы Великой Отечественной войны она вновь опустилась до 14 лет. В настоящее время граница трудоспособного возраста 16 лет. Для уяснения понятия трудовые ресурсы необходимо знать, что, во-первых, в зависимости от возраста все население может быть разделено на три группы:

1. лица моложе трудоспособного возраста (в данное время от рождения до 15 лет включительно);

2. лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: в России женщины от 16 до 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет включительно;

3. лица старше трудоспособного, т.е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины с 55, а мужчины с 60 лет.

Во-вторых, в зависимости от способности к труду различают трудоспособных и нетрудоспособных. Иначе говоря, люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (например, инвалиды I и II групп допенсионного возраста) и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (например, работающие подростки и работающие пенсионеры по старости).

Исходя из сказанного, к трудовым ресурсам относятся:

1) население в трудоспособном возрасте за исключением инвалидов войны и труда I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях;

2) работающие лица пенсионного возраста;

3) работающие подростки в возрасте до 16 лет. По российскому законодательству подростки до 16 лет принимаются на работу по достижении ими 15-летнего возраста в исключительных случаях. Допускается также, в целях подготовки молодежи к труду, прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица при условии предоставления им легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.

Сравнение категорий трудовые ресурсы и экономически активное население показывает, что они не совпадают. Поэтому в условиях рыночных отношений реальное значение для экономики имеет численность экономически активного населения .рабочей силы как фактора, образующего рынок труда.

Рынок труда это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей. Ценой рабочей силы является заработная плата.

На рынке труда одна сторона (продавцы) представлена лицами (наемными рабочими), ищущими подходящую работу. Они продают свою рабочую силу, претендуют на вакансию в виде рабочего места (стоимость рабочего места – фондовооруженность труда). Другая сторона (покупатели) представлена работодателями-предпринимателями или их представителями. Они покупают способность к труду. Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Система социального партнерства включает следующие уровни:

1. федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

2. региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

3. отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

4. территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

1. коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

2. взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

3. участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Рынок труда реализуется через государственную и коммерческие службы занятости (биржи труда), а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или напрямую между работником и работодателем.

Рынок труда находится в непрерывном движении. За этим следит Федеральная служба занятости, она же ведет соответствующую статистику. Происходящие на рынке труда процессы неразрывно связаны с демографической ситуацией в стране, динамикой различных половозрастных групп, уровнями рождаемости и смертности, количеством заключаемых браков и совершаемых разводов, составом семей, средним числом детей в семье и другими показателями. Со второй половины 80-х гг. в России наблюдаются негативные демографические изменения: сокращение рождаемости, рост смертности населения, сокращение средней продолжительности жизни людей. Преодолению отрицательных тенденций в процессах воспроизводства населения призвана служить политика государства, направленная на стимулирование рождаемости, упрочение семьи, снижение заболеваемости и смертности населения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9930 – | 7720 – или читать все.

Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений (стр. 1 из 11)

Введение.3
Глава I: Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений.6
1.1. Понятие и взаимосвязь рынка и биржи труда.6
1.2. Инфраструктура рынка труда.10
1.3. Влияние зарплаты на безработицу Спрос и предложение труда.12
1.4. Определение занятости. Понятие и виды безработицы.20
1.5. Государственное регулирование рынка труда.27
1.6. Федеральная служба занятости и ее структура.30
1.7. Роль биржи труда в регулировании рыночных отношений.33
1.8. Проблемы занятости молодежи и методы борьбы с ней.36
Глава II: Анализ сложившейся ситуации на бирже труда.45
III. Выводы и предложения.53
IV. Список используемой литературы.56

Существую два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика и рыночная экономика.

Остановимся поподробнее на рыночной экономике и том, что она собой представляет.

Рыночная экономика – это экономика, в которой решения самих производителей и потребителей определяют структуру распределения в ней трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

В рыночной экономике вопросы производства и реализации производимой продукции решают самостоятельно. Главной чертой рынка является то, что он основан на спонтанной координации или стихийном порядке. Это делает данную экономическую систему саморегулируемой и быстро развивающейся.

Рыночная экономика требует следующих условий:

1) Господства частной собственности на средства производства;

2) Свободы выбора в принятии решений;

Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организации сотрудничества людей друг с другом, касающихся путем продажи услуг и товаров. В современной экономике существует целая система рынков, которая состоит из:

a) Рынка потребительских товаров и услуг;

b) Рынка средств производства;

c) Рынка рабочей силы и т.д.

Основными параметрами, регулирующими поведение субъектного рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь простая модель спроса существует уже почти 200 лет. В течение последнего столетия она в более развитой форме – составляет ядро экономической науки.

Согласно данной модели. В самом общем виде механизм рынка рабочей силы, как и рынка труда регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Что же такое рынок труда?

Рынок труда – это особый рынок, где наемные работники могут торговать своей рабочей силой. Этот рынок и похож и не похож на товарные рынки. Поговорим о том, что на этом рынке общего с другими ресурсов производства. Прежде всего здесь же участвуют, как уже говорилось законы спроса и предложения и формируются равновесные цены здешнего товара рабочей силы. Цены эти называются зарплатой.

Чем выше плата, которую работники требуют за свой труд, тем меньшее их число могут нанять работодатели (закон спроса). И соответственно: чем ниже плата, которую работодатели готовы платить за выполнение определенного вида работ, тем меньше число людей готовы заниматься такой работой (закон предложения). На пересечении этих интересов и рождается равновесная цена рабочей силы и заработная плата (з/п), при которой совпадает число людей, готовых заниматься определенной работой, число рабочих мест, которые готовы предоставить работодатели.

А могут ли вообще не пересечься кривые спроса и предложения на рынке труда, то есть, возможна ли ситуация, когда люди будут соглашать работать лишь за плату, которую работодатели платить откажутся?

В определенных случаях такая ситуация возможна. Но в целом на рынке труда она исключена, поскольку не могут существовать друг без друга. Они если можно так сказать, друзья-враги, скованные одной цепью.

С одной стороны, интересы наемных работников и работодателей противоположны. Наемные работники стремятся получить как можно большую зарплату. Работодатели же прямо заинтересованы в том, чтобы платить как можно меньше и за счет этого до максимума увеличивать прибыль.

С другой стороны, они до крайности нуждаются друг в друге. Без наемных работников работодатели просто не могут организовать свою деятельность, а значит, лишаются доходов. Но и наемные работники без работодателей оказываются перед угрозой нищеты и голодной смерти.

С целью предотвращения столь нежелательных последствий и создаются биржи труда, они также выполняют функцию посредников при найме рабочей силы.

Итак, биржи труда – это учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими, при трудовом найме. В современных условиях эти учреждения являются, как правило, государственными. Они занимаются учетом и трудоустройством безработных, содействуют желающим переменить место работы, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи.

Биржи труда имеют второе название – служба занятости. Эти учреждения находятся в подчинении государства и выполняют те же функции, что биржи труда. Дав краткое представление о бирже труда и факторах влияющих на нее, рассмотрим все связанные с ней понятия более подробно.

Глава I: Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений.

1.1. Понятие и взаимосвязь рынка и биржи труда.

Биржа труда организация, осуществляющая посреднические функции между работниками и предприятиями при найме рабочей силы.

Биржа труда позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы. Важной государственной и социальной функцией биржи труда является определение права на получение пособия по безработице. Биржи труда называются по-разному: бюро, контора, центр занятости, центры трудоустройства и др. Кроме трудоустройства, биржи труда обычно оказывают услуги лицам, желающим поменять место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, распространяют информацию об уровне занятости по профессиям и территориям. В компетенцию биржи труда входит также профориентация молодежи. Направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Так как безработица носит в значительной мере структурный характер, то биржи труда проводят большую работу по переобучению рабочих, приобретению ими новых специальностей, на которые имеется или ожидается спрос предпринимателей.

В наиболее развитых странах мира биржи труда представляют собой мощные информационные центры, оснащенные современной вычислительной техникой. На бирже труда концентрируется информация о наличии вакантных рабочих мест не предприятиях, в учреждениях информация может поступать как в обязательном порядке, так и на добровольных началах. Компьютерная картотека вакансий позволяет оперативно реагировать на запросы лиц, ищущих работу, предлагать им возможные варианты. Рекомендации поступающие от биржи труда не обязательны для предпринимателей, они могут отказывать в приеме на работу. С другой стороны отказ безработного от направления на работу, как правило, влечет за собой потерю права на пособие по безработице. Деятельность биржи труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций Международной организации труда. Одна из них предусматривает создание государственных агентств, ликвидацию частных контор по трудовому посредничеству имеющих целью получения прибыли. В России в различных регионах периодически проводятся мероприятия, называемые их организаторами «биржами вакансий», «молодежными биржами» и т.п. Однако на регулярной основе функции трудоустройства граждан в сочетании с функциями регистрации безработных, назначения им пособий, организации переобучения рабочих, поддержки малого бизнеса, создающего новые рабочие места, выполняет Государственная служба занятости населения. Она располагает значительными средствами за счет страховых взносов работодателей, ассигнований из бюджета и др. В связи с ростом безработицы значение службы занятости возрастает.

Говоря о бирже труда следует ознакомиться с понятием рынок труда.

Рынок труда – это важный элемент рыночной экономики, сфера купли-продажи специфического товара – рабочей силы в соответствии со спросом и предложением. В развитых странах функции рынка труда выполняют биржи труда. В Российской Федерации проблемы занятости и трудоустройства населения решают Министерство труда, Федеральная служба занятости и ее региональные орган, информационно-консультационные центры и др. В связи с сокращением промышленного и строительного производства, начавшейся структурной перестройкой народного хозяйства, предложение рабочей силы в целом в 2-3 раза и более превышает спрос на нее.

Общая численность занятых в народном хозяйстве уменьшается за счет значительного сокращения государственного сектора экономики при абсолютном и относительном возрастании численности рабочих в негосударственном секторе.

Если считать по методике Международной организации труда, то есть, учитывать всех, кто не имел работы, но активно ее искал, то численность безработных составляет более 8% активного населения. Возросла и застойная форма безработицы, когда безработный не может трудоустроиться в течение 4-х и более месяцев. В режиме неполной занятости (сокращенная рабочая неделя, отпуска без сохранения содержания) трудились 5% экономически активного населения, а наиболее высокий процент работников с данным режимом работы имели предприятия текстильного сельскохозяйственного машиностроения, электротехнической промышленности. Намного выше среднероссийского уровень безработицы в регионах, имеющих весьма ограниченные возможности трудоустройства увольняемых работников: республики Ингушетия, Марий Эл, Дагестан, Чувашия, Адыгея, Мордовия, Псковская, Ярославская, Ивановская, костромская, кировская области. Общероссийский рынок труда при достаточной мобильности экономически активного населения обеспечения его передвижение из наиболее неблагоприятных по занятости регионов в более благоприятные, мог бы способствовать фактическому снижению и выравниванию уровня безработицы в стране. Но такой рынок еще не сложился: российское население не обладает достаточной мобильностью, в настоящее время функционируют только местные, узко региональные рынки труда. Основную массу безработных (70-75%) составляют женщины с высшим и средне специальным образованием, занимавшие инженерные должности, значительная часть которых имеет предпенсионный возраст, затрудняющий их трудоустройство, а также молодежь, еще не работавшая или потерявшая работу в связи с сокращением производства. Вместе с тем в стране имеется около полумиллиона свободных рабочих мест. Не удовлетворяется спрос на работников бухгалтерского учета, банковских, финансовых работников высокой квалификации, знающих иностранные языки, умеющих работать на компьютере, руководителей, освоивших современные методы управления. Государственные органы занятости и трудоустройства населения начинают решать проблему профессиональной переподготовки, способствуют созданию новых рабочих мест, в том числе путем организации общественных работ; они также оформляют пенсии лицам предпенсионного возраста, имеющим соответствующие льготы. Ряд региональных органов Государственной службы занятости оказывают действенную помощь безработным в получении новых профессий или повышении квалификации, регулярно проводят ярмарки вакансий, заключают договоры с предприятиями и учебными заведениями, помогают созданию рабочих мест, в том числе для женщин имеющих несовершеннолетних детей, в организации надомного труда (швейное, вязальное производство, изготовление украшений и т.д.) и др. Важным средством предупреждения массовой безработицы, сохранения численности работающих на действующих предприятиях является их перепрофилирование, особенно предприятий ВПК, лишившихся большей части военных заказов. Государство может помочь предприимчивым безработным, предоставляя им беспроцентные кредиты для организации собственного дела по выпуску продукции, производству работ и услуг, спрос на которые не удовлетворен: изготовление дешевой мебели, пошив обуви, а также создание расположенных в районах массовой жилой застройки таких мини предприятий, как хлебопекарни, кондитерские, колбасные и др. И все же в целом влияние осуществляемых Государственной системой мер по снижению уровня безработицы невелико, она не в состоянии справиться с возложенными на нее задачи, прежде всего из-за недостаточности выделяемых на эти цели средств. Так на профессиональную подготовку (переподготовку) и финансирование общественных работ расходуется только 2% средств фонда занятости. Поэтому каждый трудоустраивается, рассчитывая в первую очередь на себя, при минимальной поддержке государства. Высокие темпы роста безработицы требуют безотлагательной разработки и реализации региональных программ борьбы с ней, учитывающих местные условия, с дифференцированным подходом к различным демографическим и социальным группам населения.

Читайте также:  Какие подходы к поиску специалистов существуют на рынке труда

Рынок труда и его роль в регулировании рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:41, реферат

Краткое описание

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить теоретические вопросы формирования рынка труда, проблемы регулирования его деятельности, современный рынок труда и рынок труда в России.

1) показать сущность рынка труда и изучить его структуру;

2) рассмотреть существующие виды рынка труда;

3) рассмотреть особенности современного рынка труда в России и проблемы его формирования.

Содержание работы

Рынок труда и его роль в регулировании рыночных отношений 4

1.1. Структура и сущность рынка труда……………………………………..4
1.2. Виды рынков труда………………………………………………………6

1.3. Инфраструктура рынка труда…………………………………………. 7

1.4. Равновесие рынка труда…………………………………………………8

1.5. Рынок труда и безработица. Виды безработицы……………………..10

1.6. Роль биржи труда в регулировании рыночными отношениями…….14

1.7. Проблемы занятости молодежи и методы борьбы с ней…………….15

Содержимое работы – 1 файл

Реферат экономика.doc

Министерство Высшего Образования РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский Государственный Технический Университет»

Кафедра «ЭТ и ТЭ»

«Рынок труда и его роль в регулировании рыночных отношений»

Выполнила: группа ЗСО-418

Проверил: к.э.н., доцент

Рынок труда и его роль в регулировании рыночных отношений 4

1.1. Структура и сущность рынка труда……………………………………..4
1.2. Виды рынков труда………………………………………………………6

1.3. Инфраструктура рынка труда…………………………………………. 7

1.4. Равновесие рынка труда…………………………………………………8

1.5. Рынок труда и безработица. Виды безработицы……………………..10

1.6. Роль биржи труда в регулировании рыночными отношениями…….14

1.7. Проблемы занятости молодежи и методы борьбы с ней…………….15

Рынок представляет собой пространство, на котором взаимодействуют продавцы и покупатели, в результате чего для каждого стандартного товара (или услуги) устанавливаются равновесная цена и равновесный объём предложения и спроса. Очевидно, что данное понятие рынка должно быть скорректировано, если речь идёт о таком специфическом товаре, как труд. Это связано с тем, что носитель труда (работник) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду (токарь, инженер, врач и т.д.), но и целым «спектром» других качеств: мотивами трудового поведения, жизненным опытом, психофизиологическими особенностями. В этой связи понятие «рынок труда» носит в какой-то степени абстрактный характер.

С другой стороны, и работодатели (то есть те, кто предлагает рабочие места) подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но и, оценивая его (работника) коммуникабельность умение работать в коллективе, способность к переобучению трудовой мобильности.

Необходимо отметить, что труд имеет не только экономическую ценность (важнейший производственный фактор, при помощи которого производится продукция определенного количества и качества), но и социальную, так как является источником дохода и определяет социальный статус человека в обществе.

Рыночная экономика требует следующих условий:

1) Господства частной собственности на средства производства;

2) Свободы выбора в принятии решений;

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить теоретические вопросы формирования рынка труда, проблемы регулирования его деятельности, современный рынок труда и рынок труда в России.

1) показать сущность рынка труда и изучить его структуру;

2) рассмотреть существующие виды рынка труда;

3) рассмотреть особенности современного рынка труда в России и проблемы его формирования.

Рынок труда и его роль в регулировании рыночных отношений

1.1. Структура и сущность рынка труда

Функционально – организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы:

 принципы государственной политики в области занятости и безработицы;

 систему подготовки кадров;

 систему найма, контрактную систему;

 фонд поддержки безработных;

 систему переподготовки и переквалификации;

 правовое регулирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли – продажи. Продавцы – это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели – это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Существовавшая ранее в нашей стране административно-командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.

Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое – иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод – распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.

Национальный рынок труда охватывает все общественное производство – через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально- квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

На рынке труда реализуется возможность:

 свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);

 найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

 независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально- квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;

 свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

В конкурентно-рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока – развитие экономики (материально-технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

Рабочая сила – товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

Преобладающая общность интересов «товара» рабочей силы и ее потребителей – экономики и государства – является важнейшей социально – экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально-экономической системы любой страны.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

1.2. Виды рынков труда

Рынок труда включает не только экономические, но и социальные, правовые и психологические отношения. В разных странах формирование этих отношений исторически происходило не одновременно. В результате в отдельных группах стран или отдельных странах возникли определенные различия.

Страновые различия в формировании рынков труда связаны с различиями в найме, заполнении предприятий, фирм рабочей силой, подготовке персонала, организации профсоюзов, исторических традициях. Если посмотреть на рынок труда под этим углом зрения, то можно выделить два основных вида:

1) внешний (общенациональный);

2) внутренний (внутрифирменный) рынок.

Внешний (общенациональный) рынок труда характеризуется открытостью, доступностью, конкурентностью для всех лиц наемного труда. Заполнение рабочих мест осуществляется путем набора основной массы рабочей силы, подготовленной вне пределов предприятия. Это означает, что последнее признает диплом, сертификат учебных заведений, находящихся вне их контроля. На самом же предприятии основной формой подготовки остается ученичество. Наем работников происходит индивидуально. Однако на этот процесс оказывает влияние государство через законодательство. Работодатель должен учитывать законы «О занятости населения», «О минимальной заработной плате», «Об охране труда» и другие, относящиеся к социально-трудовым отношениям. Работник также исходит из этих законов. Величина заработной платы устанавливается путем переговоров, торга, согласования интересов сторон.

Внутрифирменный рынок труда характеризуется закрытостью, слабой конкурентностью. Движение рабочей силы осуществляется в основном в рамках фирмы, т.е. переход (перевод) рабочей силы с одного рабочего места на другое, овладение смежными специальностями. Наем основной массы работников осуществляется путем коллективных переговоров после окончания срока действия предыдущего договора. В результате согласования позиций, решения спорных вопросов заключается очередной коллективный договор. Он также учитывает предусматриваемые законодательством обязательные для исполнения нормы. Подготовка персонала осуществляется в основном внутри предприятия и преследует цели конкретного предприятия. Внутрифирменные рынки обособлены друг от друга. На них откладывает отпечаток характер производства и внутренний распорядок работы. Поэтому кадры той или иной фирмы обладают незначительной конкурентоспособностью на внешнем рынке.

Каким образом рынок труда участвует в регулировании рыночных отношений

Самая важная информация и ответы на вопросы в статье: “Каким образом рынок труда участвует в регулировании рыночных отношений”. Актуальность данных для 2020 года вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Читайте также:  Критерии поиска вакансий

Рынок труд в трансформационный период

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица — в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны и актуальны для рассмотрения.

Современная экономическая ситуация в стране характеризуется становлением новых для населения рыночных отношений. Их принципы существенно отличаются от тех, которые были присущи административно-командной системе управления народным хозяйством. В России всегда была сильна тяга к справедливости. Однако она в дореформенный период понималась зачастую как уравнительное распределение благ. Достаточно широко нашли свое развитие и различные формы социального иждивенчества, и некоторые другие негативные аспекты. И вполне очевидно, что успешность решения задач переходного периода требует большого внимания к социальным аспектам. Это необходимо еще и потому, что пока население платит слишком высокую цену за реформирование общества. В связи с этим для переходного периода инфраструктура рынка труда должна состоять из двух самостоятельных, но взаимосвязанных блоков «Рынок труда» и «Социальная защита экономически активного населения» Предлагаемая инфраструктура рынка труда позволяет «разложить» его на ряд отдельных компонент и тем самым существенно облегчить и систематизировать работу по определению системы оценки ситуации на рынке труда.

На эволюцию белорусского рынка труда не мог не наложить серьезного отпечатка трансформационный кризис, в условиях которого она протекала. С одной стороны, Беларуси, как и странам ЦВЕ, не удалось избежать резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственного субсидирования предприятий, что имело крайне негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости. С другой стороны, под влиянием таких факторов как разрыв устоявшихся хозяйственных связей, новая структура относительных цен на товары и факторы производства, резкое обострение конкуренции и т. п. она столкнулась с необходимостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, включая рабочую силу.

На современном этапе развития экономики рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда — это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.

Просто говоря, на рынке труда существуют три основных агента предприниматели, профсоюзы и государство. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определенного возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55). Тем не менее в общей численности населения можно выделить 2 крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму.

При всей схожести развития экономики и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда.

Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, т.к. они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия.

Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.

Тенденции в экономическом развитии, которые приводят к сокращению продолжительности рабочего времени, вызывают к жизни новую форму функционирования рынка труда — гибкий рынок труда.

Структурная перестройка экономики, сокращение удельного веса занятости в промышленности и увеличение сферы услуг с ее возможной организацией нестандартных форм занятости, непрерывное обновление материальной базы производства, постоянное изменение объема и структуры спроса на товары и услуги изменили потребности предприятий в количестве и качестве рабочей силы. Жесткая регламентация условий труда у работников на стандартных режимах занятости, направленная на максимизацию занятости, стала препятствием гибкости производства, ведет к снижению конкурентоспособности предприятия. Становлению гибкого рынка труда способствовали и социальные факторы: меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении трудовой жизни, необходимость в периодическом обновлении знаний, расширение профессионального профиля, возможность выбора подходящего режима рабочего времени.

Сфера, где формируется этот труд, изначально предназначенный на продажу, является фактически составной частью рынка труда. Это потенциальный рынок труда, без которого другие элементы рынка труда не могут существовать. Экономическая функция этой части рынка труда заключается в том, что здесь лишь формируется наемный труд.

Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников с огромного числа предприятий в любой стране с развитой рыночной экономикой. Происходит массовое перемещение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. В ходе такого перемещения, а также при выходе из сферы потенциального рынка труда образуются перерывы в работе по найму разной продолжительности. Следовательно, в каждый данный момент времени какая-то часть наемных работников находится между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. Это состояние как раз и есть состояние, когда работники предлагают свой труд, перемещаясь между предприятиями. Здесь труд, как и любой другой товар, циркулирует в качестве объекта торговли. А сфера торговли есть сфера обращения товаров и денег, которая находится за пределами сферы производства товара. А в сфере обращения продавец этого товара постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними. Эта сфера и называется циркулирующим рынком труда, где начинается его купля-продажа.

Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики. Западные специалисты выделяют 5 групп работников, имеющих различные гарантии занятости и материальной обеспеченности:

  • · высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью. Уровень оплаты и условия труда соответствуют мировым стандартам. Таких работников меньшинство, и рост их доходов, как правило, выше, чем рост общего экономического уровня и уровня инфляции.
  • · работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице. В их число входит большинство квалифицированных работников, и рост их доходов равен росту уровня инфляции.
  • · работники, занятые физическим трудом, преимущественно в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности. Их профессии исчезают вместе с сокращением самих отраслей. Уровень зарплаты поддерживается профсоюзными организациями, а занятость защищена коллективными договорами.
  • · работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда. Это сфера услуг с низкой производительностью труда. Уровень зарплаты у них низок, и их занятость не гарантирована.
  • · контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.

Наряду с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую силу приобретает теперь и международный рынок рабочей силы, который не просто является системой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер. Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала образует верхний международный уровень рынка рабочей силы. Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы.

Таким образом рынок труда как социально-экономическая категория — это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.

Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений

Информация — Экономика

Другие материалы по предмету Экономика

Введение. 3Глава I: Биржа труда и ее роль в регулировании

61.1. Понятие и взаимосвязь рынка и биржи труда. 61.2. Инфраструктура рынка труда. 101.3. Влияние зарплаты на безработицу

Формирование и регулирование занятости в рыночной экономике.

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 23.05.2016 2016-05-23

Статья просмотрена: 650 раз

Библиографическое описание:

Мухторова У. К. Формирование и регулирование занятости в рыночной экономике. // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 869-871. — URL https://moluch.ru/archive/115/30317/ (дата обращения: 28.03.2020).

Любая экономическая система стремится к достижению стабильности, поддерживанию эффективности в целом и устойчивости к конъюнктурным колебаниям. Для развивающейся экономики необходима рассмотреть условия равновесного рынка. Сюда относятся: рынок труда и его ресурсы, рынок капитала, рынок земли, сами предприниматели. Эти четыре фактора в совокупности, как известно, характеризуют уровень развитие экономики региона и страны. Они являются непременными атрибутами рыночной экономики.

Главными составными частями рынка труда являются: совокупное предположение, охватывающие всю наемную рабочую силу из числа экономически активного населения, и совокупный спрос, как общие потребности экономики в наемной рабочей силе. Указанные составляющие в своем единстве определяют емкость совокупного рынка труда, или рынка труда в широком смысле слова. Таким образом, та часть, которые образуются путем перечисления совокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетворительный спрос на труд.

Формирование и регулирование занятости — одна из важных проблем в рыночной экономике. Состояние занятости определяет не только уровень доходов людей, но и состояние потребительского рынка, образ жизни, культуру и другие аспекты. Занятость представляет собой социально-экономический процесс приложения труда различных сферах общественно-полезной деятельности. Важными его характеристиками являются распределение работающих по отраслям общественного производства, социальная мобильность и эффективность использования их труда. Для более полного определения сущности и место занятости в системе производственных отношений необходимо выделить все воспроизводственные процессы, в которых проявляется данная социально-экономическая категория. Это, прежде всего индивидуальное и общественное воспроизводство рабочей силы. Отношение занятости выполняют функцию связывающего звена как внутри этих воспроизводственных процессов, так и и между ними.

Занятость — это не только экономическая категория, отражающая производственные отношения, но и важный элемент социальной политики государства. Проблемы сокращения общественных затраты на производстве не обходимых для человека благ, увеличение времени на досуг, ведение общественного хозяйства, воспитание детей, а также мероприятия по оздоровлению труда составляют социальный аспект занятости. Поэтому важно найти сочетания экономической и социальной сущности занятости. Современный этап транзитной экономики внес существенные изменения и коррективы в теорию и практику занятости. Существенно трансформировалось понятие полной занятости. При ней удовлетворяется потребность населения не просто в рабочих местах, но и с учетом их качественных характеристик, включая профессию, условий труда, продолжительность рабочего времени и т. д. Полная и эффективная занятость — основная цель государственной политики. Но в современных условиях роль государства сужается и расширяется формирование свободно избранной занятости. Принцип свободно избранной занятости и само занятости отражает возможность избрания наемных работников сферы трудовой деятельности на основе различных форм собственности. В силу этого, труд по найму, индивидуальный труд, предпринимательская деятельность приобрели статус столь же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве.

Читайте также:  Рынок труда, его современное состояние и проблемы

Занятость населения трудом является основной экономической категорией национальной экономики любого государства и представляет собой сложную систему социально-экономических отношений по поводу предоставления обществом населению возможности участвовать в общественно полезной трудовой деятельности.Занятость населения трудом имеет особую социальную значимость в условиях экономического развития общества и имеет следующие цели:

– во-первых, удовлетворяет спрос рынка труда на рабочие места со стороны экономически активного населения,

– во-вторых, удовлетворяет спрос на рабочую силу со стороны конкретных и различных нанимателей. Поэтому понятие занятости трудом включают в себя целый комплекс элементов: поиск работы и рабочей силы, порядок найма и высвобождения работников, условия труда его содержание и уровень оплаты, обучение и подготовка кадров, их горизонтальная и вертикальная мобильность. Как показывають последние исследования учёных, точками притяжения движения трудовых ресурсов внутри страны, как правило, являются крупные мегаполисы а также центры добычи востребованных сырьевых ресурсов. Для этих населенных пунктов характерны более привлекательные возможности приложения труда и более высокие условия его оплаты, а также возможности решения вопросов жилищного обустройства, в том числе за счет найма временного жилья.

Трудовые ресурсы — важнейший элементпроизводительных сил. Демографические факторы выступают функцией социально-экономического развития и оказывают большое влияние на экономический рост. При оценке воздействия динамики народонаселения важное значение имеют не только общая численность и прирост населения, но и его возрастная структура, отраслевая занятость, уровень образования и профессиональной подготовки, т. е. качество рабочей силы. Наиболее высокие темпы прироста населения сохраняют страны Африки, Латинской Америки (более 1 %), соответственно увеличится их доля в мировом населении. В 2004 г. население 10 крупнейших (по численности населения) стран составило (в млн. чел.): Китай — 1300, Индия -1070, США — 290, Индонезия — 220, Бразилия — 175, Пакистан — 148, Бангладеш — 143, Россия — 143, Япония — 127, Нигерия — 120. Отраслевая структура занятости населения напрямую соотносится со структурой производства ВВП. Так, вразвитых странахподавляющая часть населения занята в секторе услуг (60–70 %), меньше — в промышленном производстве (25–35 %) и в сельском хозяйстве (2–5 %).В новых индустриальных странахэто соотношение занятых по отраслям и сферам хозяйства составляет 45–55, 20–25 и 10–25 %. В большинстверазвивающихся стран, особенно в наименее развитых, значительная часть населения занята в сельском хозяйстве — от 30 % и более, в промышленности — 15 %, в сфере услуг — 35–45 %. Качество трудовых ресурсов существенно влияет на темпы и качество экономического роста. Производительный потенциал рабочей силы, помимо психологических и физических качеств работников, включает ряд параметров, определяющих его пригодность и способность к высокопроизводительному труду. Это уровень общего и специального образования, накопленные и передаваемые из поколения в поколение производственный опыт и нормы культуры поведения. Понятно, что производительный потенциал трудовых ресурсов той или иной страны во многом определяется социально-экономической политикой государства.

Помимо категории занятости, понимаемой как занятость в общественном производстве, есть категория незанятости. Она включает два понятия — безработица и вынужденная незанятость.

Безработица также имеет различные определения. Одни ученые характеризуют безработицу как социально-экономическое явление, выражающееся в недоиспользовании части трудоспособного населения в общественном производстве. Другие определяют безработицу как невозможность для части трудоспособных и желающих трудиться лиц найти рабочее место. Так или иначе, из этих и других определений вытекает следующее, общее: безработица — такая совокупность общественных отношений, при которой часть активного населения не может применить свои способности к труду и выполняет роль резерва рабочей силы.

Баланс трудовых ресурсов является средством оценки трудового потенциала и источником информации о его использовании. Он представляет собой комплексный метод изучения состава и использования трудовых ресурсов и благодаряэтому служит полезным инструментом для объединения всей имеющейся информации о рынке труда.С помощью баланса трудовых ресурсов раскрываются источники формирования рабочей силы, связи и пропорции в распределении ее по отраслям экономики и видам экономической деятельности.

Такого рода прогнозная деятельность сегодня особенно актуальна. Она позволяет выявлять перспективные направления формирования рынка труда с учетом стратегииразвития отраслей экономики, учитывать новые формы и виды занятости- новые категории работающих, показатели безработицы, формы миграции и многие другие фак торы, оказывающие влияние на действующие процессы.

Рынок труда интересует, откуда будут поступать ему трудовые ресурсы, какого качества: трудоспособное в трудоспособном возрасте население, лица старших возрастов, подростки моложе трудоспособного возраста, «маятниковые» мигранты, межрегиональные мигранты, иностранные трудовые мигранты. Также рынок труда интересует резерв рабочей силы с целью определения доли участия в формировании трудового потенциала региона, для детального представления об использовании трудовых ресурсов по видам занятости: состава и численности подготавливаемых кадров, уровень их образования, трудоспособные граждане, не занятые в экономике на дашшй момент: могут ли эти категории и в каком качестве дополнительно задействованы в экономике региона

Таким образом, разработка и реализация целевых программ позволяет расширить применение программно-целевого метода для обеспечения достижения целей и задач экономического и социального развития региона, эффективного осуществления органами исполнительной власти государственной политики в установленных сферах деятельности, повышения результативности расходов государственного бюджета.

  1. Асалиев А. М. Экономика труда: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014.
  2. Абдурахманов К. Х., Зокирова И. К. Человеческое развитие: учебник. —Т.: ФГБОУ В ПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2014.
  3. Умурзаков Б. Х. Роль и место человеческого фактора в организации управления фирмами. //Биржа-эксперт 2009, № 7.
  4. Майк Армстронг. Практика управления человеческими ресурсами. — СПб.: Питер, 2008. -832 с.

Рынок труда в России: особенности. Регулирование рынка труда

Рынок труда – это экономическая категория, посредством которой устанавливается уровень занятости, а также средняя заработная плата, регулируемые соотношением спроса и предложения.

Основные функции

Рынок труда характеризуется двумя основными функциями, в которых проявляется его значение:

  • Социальная функция подразумевает обеспечение достойного уровня жизни населения посредством предоставления работникам заработной платы и прочих гарантий. Также здесь идет речь о качестве образования, которое должно обеспечить замену квалифицированных кадров.
  • Экономическая функция заключается в том, чтобы обеспечить производственную и непроизводственную сферу достаточным количеством кадров для достижения максимального эффекта.

Роль рынка труда

Более узко суть рынка труда может быть отражена в следующих функциях:

  • установление платы за рабочую силу, что происходит под действием баланса спроса и предложения;
  • определение условий, по которым производится найм и увольнение, что позволяет избежать дискриминации;
  • формирование норм касательно безопасности и условий труда;
  • образование и повышение квалификации в том случае, когда производство выходит на принципиально новый уровень.

Спрос и предложение

Основными категориями, посредством которых можно охарактеризовать рынок труда, являются спрос и предложение. Так, первое понятие подразумевает необходимое на данный момент количество работников определенной специальности и квалификации. Стоит отметить, что, как и в случае с рынком товаров, спрос начинает снижаться по мере того, как растет средняя заработная плата.

Говоря о предложении труда, нужно сказать, что это количество трудоспособного населения, которое готово приступить к работе. Данный показатель также характеризуется квалификацией и уровнем образования потенциальных кадров. В отличие от спроса, предложение труда будет неуклонно расти с увеличением показателя средней заработной платы.

Особенности рынка труда

Большинство людей привыкли применять понятие “рынок” только к той экономической среде, где речь идет о покупке и продаже определенных товаров. Тем не менее данная категория имеет отношение и к рабочей силе. Так, особенности рынка труда можно описать следующим образом:

  • саморегулирование данного механизма происходит исходя из того допущения, что взаимоотношения в экономической среде свободные и основаны на приоритете частной собственности;
  • каждый человек имеет право самостоятельно выбирать место и разновидность работы, а принуждать его к чему бы то ни было никто не имеет права (исключения составляют принудительные работы, назначенные по приговору судебных инстанций);
  • каждый участник трудовых отношений имеет полное право начать собственную предпринимательскую деятельность как самостоятельно, так и на основании партнерских отношений (при этом впоследствии он сам становится работодателем).

Рынок труда в России

В каждом отдельно взятом государстве рабочие отношения выстраиваются по приблизительно схожим принципам, но со своими специфическими моментами. Так, развитие рынка труда в России под действием разных политических и исторических процессов, что и обусловило некоторые его особенности. До распада СССР данная сфера была полностью под контролем государства, что исключало такие понятия, как “дефицит кадров” и “безработица”. С распадом Союза ситуация в экономике резко усугубилась, что привело к кризисным явлениям и резкому сокращению количества трудоустроенных граждан. Тем не менее, пройдя через длительный период реабилитации, рынок труда вновь стал возвращаться к своему нормальному состоянию, что выражается в балансе спроса и предложения труда.

Анализ рынка труда, проведенный на основании статистических данных и социологических исследований, указывает на то, что на данный момент количество безработных граждан не превышает 5%, что является вполне допустимым показателем. Тем не менее он является усредненным, а потому не дает абсолютно объективной информации. Дело в том, что безработица в ряде регионов гораздо более существенна, что обусловлено природными условиями, географическим положением и отсутствием промышленности.

Основные проблемы отечественного рынка труда

Рынок труда в России может быть охарактеризован наличием целого ряда существенных проблем. Основными из них можно считать следующие:

  • Ежегодно в страну прибывают миллионы трудовых мигрантов. Если учесть, что требования к заработной плате и условиям работы у них гораздо скромнее, чем у граждан государства, то вполне естественно, что работодатели предпочитают именно их. Такая ситуация в основном наблюдается на рынке неквалифицированного труда.
  • Несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Речь здесь идет не только о количественных показателях. Основная проблема состоит в том, что работодатели не могут предложить претендентам на должность желаемый уровень оплаты труда. Это приводит к уменьшению доходов населения, а также к утечке квалифицированных кадров, которые находят подходящие условия в иностранных компаниях.
  • Гражданам из регионов с высоким показателем безработицы достаточно сложно трудоустроиться в других областях. Это связано с тем, что практически во всех организациях обязательным условием приема на работу является наличие местной прописки или временной регистрации.

Законодательное регулирование

Основным законодательным актом, на основании которого осуществляется регулирование рынка труда, является Закон “О занятости населения Российской Федерации”. В нем обозначены следующие моменты:

  • порядок признания граждан безработными и их соответствующая регистрация;
  • содействие реализации права на трудовую деятельность;
  • основные постулаты государственной политики касательно функционирования рынка труда;
  • мероприятия по улучшению ситуации в области занятости населения;
  • порядок деятельности служб занятости в регионах;
  • определение прав и обязанностей всех участников рынка труда;
  • порядок составления и анализа статистической отчетности;
  • права на труд, предоставляемые особым незащищенным категориям граждан.

Помимо вышеуказанного закона, рабочие отношения также регламентируются Трудовым и Гражданским кодексом.

Структура рынка труда

Современный рынок труда характеризуется довольно сложной структурой, которая включает в себя следующие элементы:

  • субъекты трудовых отношений, в качестве которых выступают соискатели на определенную должность, а также непосредственно работодатели;
  • рыночная конъюнктура, которая представляет собой совокупность спроса и предложения, а также условий труда, средней заработной платы, уровня образования и квалификации;
  • законодательные акты, которые содержат нормы, регулирующие трудовые отношения;
  • государственные органы, уполномоченные решать вопросы, связанные с занятостью;
  • альтернативное трудоустройство, которое может выражаться в работах временного характера или же неполной занятости;
  • система социальных гарантий для безработных, а также людей, не способных вести трудовую деятельность в связи с физическим состоянием или же ввиду преклонного возраста;
  • образовательная и информационная составляющая, направленная на подготовку и переподготовку кадровых резервов, а также повышение их квалификации.

Конкурентная модель рынка труда

Рынок труда, функционирующий на основе модели с чистой конкуренцией, характеризуется следующими особенностями:

  • число фирм, работающих в отрасли достаточно большое, а потому возникает высокий уровень конкуренции за трудовые ресурсы;
  • количество работников определенной квалификации, претендующих на схожие должности также находится на значительном уровне;
  • сложившаяся рыночная ситуация не дает ни одной стороне трудовых отношений возможности диктовать условия касательно заработной платы.

Таким образом, система регулируется самостоятельно исходя из рыночной конъюнктуры. Повышение уровня средней заработной платы провоцирует увеличение предложения и сокращение спроса. И наоборот.

Монополия на рынке труда

Для того чтобы рынок труда считался монополистическим, он должен обладать рядом обязательных признаков, а именно:

  • основная масса работников определенной специальности и квалификации сосредоточена в одной-единственной организации;
  • работники не имеют возможности альтернативного трудоустройства (это может быть вызвано экономическими и географическими особенностями, а также спецификой полученного образования);
  • все права и полномочия касательно установки размера заработной платы принадлежат исключительно нанимающей фирме (цифры могут существенно меняться в зависимости от количественного состава работников).

Подобная ситуация характерна для небольших и отдаленных населенных пунктов, где существует только одно градообразующее предприятие или же наблюдается напряженная ситуация в плане трудоустройства. Деятельность таких фирм должны контролировать профсоюзы, чтобы не допустить нарушения прав трудящегося населения.

Международный опыт

Целью большинства продвинутых экономик мира (американской, японской и многих других) является абсолютная (или полная) занятость, и рынок труда в данном случае будет считаться оптимальным. Для достижения подобной задачи зачастую используются следующие мероприятия:

  • поддержка развивающихся фирм, а также жесткий контроль крупных организаций с целью некоторым образом уравнять заработную плату, которую они могут предложить соискателям;
  • из предыдущего положения вытекает правило, которое обязывает предприятия быть солидарными в политике оплаты труда (так, мелкие организации завышают данный показатель, а крупные, напротив, несколько занижают);
  • предприниматели получают некоторые льготы и субсидии, в обмен на которые они обязуются принимать на работу неквалифицированный персонал с достойной оплатой и условиями труда;
  • те отрасли экономики, которые производят социально значимую продукцию или услуги, получают всестороннюю государственную поддержку даже в случае неудовлетворительных экономических результатов.

Стоит отметить, что рынок труда не отличается статичностью, а склонен к постоянным изменениям. Они могут происходить как под воздействием рыночных факторов, так и в результате вмешательства со стороны государственных органов.

Ссылка на основную публикацию