Основные проблемы рынка труда молодых специалистов в Российской Федерации

Основные проблемы рынка труда молодых специалистов в Российской Федерации

Не только в России, но и в странах зарубежья молодые специалисты представляют собой наиболее социально уязвимую группу населения. Несмотря на это, рынок труда молодых специалистов всегда был и будет являться самым крупным инновационным и стратегическим ресурсом государства. Поэтому невозможно не признать тот факт, что социально-экономическая политика просто обязана направлять все свои усилия на признание данной сферы занятости наиболее приоритетной.

Для этого главной целью стратегической важности должна быть подготовка квалифицированных специалистов. Ведь они владеют самыми новыми технологиями и прекрасно адаптированы к условиям современной рыночной экономики. Именно от достижения данной цели зависит не только рост экономики страны, но и будущее государства в целом.

Растущая безработица в России связана, прежде всего, с несоответствием профилей и объемов подготовки специалистов требованиям и потребностям современного рынка труда. Именно поэтому с каждым годом неуклонно растет показатель безработицы среди выпускников профессиональных учебных учреждений в стране. На сегодняшний момент в центрах занятости Российской Федерации статусом безработного обладает каждый третий молодой специалист, имеющий среднее или высшее профессиональное образование, а то и несколько.

Основные задачи рынка труда молодых специалистов

Выполнение задач по нормальному функционированию этой сферы рынка труда по большей части лежит на государстве. Помимо этого, их решение должно сопровождаться помощью и работодателей, и самой молодежи. К примеру, выбор будущей профессии лежит на студентах, и он должен совершаться исходя из ее востребованности в стране. Каждый должен думать о своем будущем и карьере заранее. Работодатели же, в свою очередь, должны все-таки предоставлять возможность молодежи проявить себя, так как именно от этой группы населения зависит состояние экономики России.

Основные задачи молодежного рынка труда:

  1. Достижение оптимального соотношения спроса и предложения на рынке, с помощью которого обеспечится и соответствующий уровень жизни основной части населения, а также сохраняется его эффективное стимулирование.
  2. В стране должна быть сформирована оптимальная мобильность трудовых ресурсов – образовательная и географическая. От решения данной задачи напрямую зависит состояние всей рыночной экономики государства.
  3. Россия должна вести производственную конкуренцию с другими странами, тем самым будет увеличено количество свободных рабочих мест на различных предприятиях.
  4. Должно быть достигнуто наибольшее соответствие производства страны с профессиональной подготовкой молодых специалистов.

Молодежный рынок труда и его характеристика

Характеристики рынка молодых специалистов значительно отличаются от рынка труда других групп населения. В настоящее время в России молодежный рынок труда характеризуют:

  1. Несбалансированность спроса и предложения на рынке. Предложений по свободным вакансиям для выпускников без опыта работы практически невозможно найти.
  2. Государственная поддержка молодых специалистов. Это и помощь в получении переподготовки в случае необходимости, и предоставление рабочих мест некоторым категориям граждан.
  3. Постоянно растущая безработица. Связана она не только с отсутствием свободных рабочих мест, но и нередкими отказами молодежи работать за небольшую плату.
  4. Наличие малого количества рабочих мест для молодых людей.
  5. Невостребованность тех профессий, которые получает большинство студентов.
  6. Отсутствие необходимого опыта и стажа у потенциальных работников.

Рынок труда и профессий для молодых специалистов

В настоящее время правительство России начало проводить активную политику на рынке трудовых ресурсов. Основной ее целью является помощь потерявшим или еще не нашедшим работу молодым специалистам. Такая политика сопровождается рядом мероприятий:

  1. Помощь молодым специалистам в поиске работы посредством коммерческих и государственных служб по трудоустройству.
  2. Содействие молодым предпринимателям в виде субсидий и кредитов на развитие бизнеса, а также обучение, консультации и льготное налоговое обременение созданных предприятий.
  3. Государство всячески способствует развитию и расширению системы профессиональной подготовки, а также переподготовки. При этом происходит стимулирование работодателей в участии в данных программах. Тем самым освоить новую профессию или пройти переподготовку по уже имеющейся можно не только с помощью самих государственных программ обучения, но и непосредственно на предприятии.
  4. Государственная защита слабозащищенных слоев населения. В их число как раз таки и входит молодежь. Для них правительство предусматривает квотирование рабочих мест, обучение новым профессиям, а также гарантирует дополнительную защиту при найме или увольнении.
  5. Общественные работы, которые способствуют образованию новых рабочих мест.

Молодежный рынок труда и его специфика

Как и другие рынки трудовых ресурсов, рынок молодых специалистов обладает своей спецификой.

  • Во-первых, это неустойчивое соотношение предложения и спроса. Прежде всего, оно обусловлено профессиональной неопределенностью молодежи и постоянными изменениями в их желаемой ориентации.
  • Во-вторых, за последние годы в нашей стране было замечено значительное снижение занятых или находящихся на обучении молодых людей. И количество безработных или нигде не учащихся постоянно растет.
  • В-третьих, спрос на неопытные кадры имеет тенденцию снижения. Так как высококвалифицированные и имеющие стаж работы специалисты более востребованы. А относятся они к другой возрастной группе.
  • В-четвертых, женская занятость находится в довольно сложной ситуации. Работодатели все чаще стали предпочитать молодежь мужского пола в качестве потенциальных сотрудников своих компаний.
  • И в-пятых, невостребованность тех профессий, на которые обучаются молодые люди. Поэтому им приходится проходить переподготовку и получать профессию, далекую от своей изначальной. Очень много случаев также связано с неудовлетворенностью молодежи занимаемой должностью. Из-за этого довольно много молодых кадров увольняются с мест своей работы и начинают искать более подходящую их потребностям.

Рынок труда и молодые специалисты глазами работодателей

Большая часть работодателей старается брать на работу опытных специалистов, со стажем, которые знают все тонкости конкретной профессии. Помимо этого, по их мнению, молодым специалистам достаточно трудно адаптироваться к новым для них условиям, а именно к восьмичасовому рабочему дню, к коллективу и вообще ко всему рабочему процессу. Тем не менее, в России существует немало компаний, готовых с радостью нанять специалистов без опыта, но чаще всего предлагаемые должности не соответствуют ожиданиям соискателей.

Такое пренебрежительное отношение к молодым специалистам связано с несколькими причинами:

  1. Затрата большого количества времени на обучение выпускника вуза и привыкание к самой организации. Первое время его необходимо постоянно контролировать, делать замечания по поводу неправильно выполненной работы, а впоследствии проверять исправленные ошибки. А работнику с опытом гораздо проще начать выполнять свои обязанности, так как он не требует особого обучения и имеет представление о специфики предстоящей работы.
  2. В случае, если будущий сотрудник находится еще на стадии обучения в учебном заведении, то у работодателя присутствует предубеждение по поводу регулярных сессий, на которые он обязан будет его отпускать. В данной ситуации придется постоянно искать замену отсутствующему работнику, а в некоторых случаях даже оплачивать ученический отпуск молодого специалиста.
  3. Помимо всего прочего, работодатель часто не уверен в выборе такого сотрудника, и эта неуверенность вполне оправдана. Проработав какое-то количество времени в компании, сотрудник, набравшись опыта, легко может уйти на более перспективное и оплачиваемое место работы, тем самым создавая очередную головную боль по поводу поиска нового специалиста. Кроме того, молодые люди в таком возрасте часто создают семьи, поэтому, если речь идет о девушке, то вскоре может также произойти ранний уход работника в отпуск по уходу за ребенком.

Если не учитывать все страхи работодателей, связанные с приемом на работы молодых специалистов, можно выделить и положительные черты в данном вопросе, а именно:

  1. Искреннее желание работать и огромное усердие. Молодые специалисты, поступив на первую свою работу, стараются как можно быстрее проявить себя и получить расположение начальника. Они прилагают массу усилий, чтобы выполнить свою работу как можно качественней и быстрее, чего не скажешь о сотрудниках, которых уже затянула рабочая рутина.
  2. Нестандартное мышление выпускников. Молодым людям свойственны не только амбициозность, но и креативные подходы к своей работе. Поэтому такие специалисты способны привнести немало нового в работу компании, что может значительно повлиять на ее развитие.
  3. Возможность установить невысокий размер заработной платы. Так как молодые специалисты прекрасно понимают, что в начале карьеры платить много им никто не будет, они готовы согласиться на любую работу только лишь для того, чтобы получить необходимый опыт в трудовой книжке. Работодатели, в свою очередь, не настроены платить большую зарплату специалистам без соответствующего опыта.

Молодежный рынок труда – это наиболее проблемная сфера государства. В настоящее время наличие высшего образования уже не считается залогом получения престижной, высокооплачиваемой работы.

В некоторых случаях на рынке вообще отсутствуют вакансии для молодых специалистов конкретной профессии. Если они и есть, то работодатели выбирают кандидатов с многолетним опытом работы, чтобы избежать траты времени и сил на молодежь. Поэтому все молодые люди, сами того не желая, попадают в зависимость от предложения и спроса на рынке молодых специалистов.

Эту проблему можно решить лишь общими силами, привлекая для этого не только государственные органы нашей страны, но и работодателей, выставляющих очень строгие критерии отбора персонала. Сами молодые люди, конечно, не должны оставаться в стороне, и обязаны всячески помогать в решении этой проблемы. Если неопытные специалисты останутся совсем без внимания, то вскоре на рынке труда не останется высококвалифицированных работников.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шибаршина Ольга Юрьевна

Цель статьи заключается в исследовании и анализе основных проблем трудоустройства молодежи в Российской Федерации. Определены основные категории молодых специалистов и их характеристики, имеющие значение при выходе на рынок труда . Определены причины молодежной безработицы, которые обусловлены не только социально-экономическим положением страны, но и деформацией в ценностных ориентациях молодежи , в ее психологической неготовности и неправильной мотивации к трудовой деятельности. Авторами обосновывается вывод о том, что решение многочисленных проблем адаптации современной молодежи на рынке труда возможно при использовании комплексного подхода, когда в этот процесс будут включены все заинтересованные стороны: работодатели, государство, образовательные учреждения, молодежь . Определено, что большое значение в профессиональном становлении данной категории имеют образовательные инициативы и программы. Государство, оставаясь главным субъектом реализации политики содействия занятости молодежи , ориентировано в перспективе на создание комплексного экономико-правового механизма, способствующего нивелированию негативных тенденций на молодежном рынке труда.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шибаршина Ольга Юрьевна

MODERN PROBLEMS OF RUSSIAN YOUNG EMPLOYMENT

The purpose of the article is to study and analyze the main problems of youth employment in the Russian Federation. The main categories of young professionals and their characteristics that are important when entering the labor market are defined. The causes of youth unemployment, which are due not only to the socio-economic situation of the country, but also the deformation in the value orientations of young people, in its psychological unpreparedness and improper motivation for work. The authors substantiate the conclusion that the solution of numerous problems of adaptation of modern youth in the labor market is possible with the use of an integrated approach, when this process will include all stakeholders: employers, the state, educational institutions, youth . It is determined that educational initiatives and programs are of great importance in the professional development of this category. The state remaining the main subject of the implementation of policies for the promotion of youth employment , focused in the future on the creation of an integrated economic-legal mechanism to facilitate leveling of negative trends in the youth labor market .

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Шибаршина Ольга Юрьевна,

канд. соц. наук, заместитель заведующего кафедрой бизнеса и управления, e-mail: oshibarshina@mail.ru, Московский университет имени С.Ю. Витте, филиал в г. Рязани

Цель статьи заключается в исследовании и анализе основных проблем трудоустройства молодежи в Российской Федерации. Определены основные категории молодых специалистов и их характеристики, имеющие значение при выходе на рынок труда. Определены причины молодежной безработицы, которые обусловлены не только социально-экономическим положением страны, но и деформацией в ценностных ориентациях молодежи, в ее психологической неготовности и неправильной мотивации к трудовой деятельности. Авторами обосновывается вывод о том, что решение многочисленных проблем адаптации современной молодежи на рынке труда возможно при использовании комплексного подхода, когда в этот процесс будут включены все заинтересованные стороны: работодатели, государство, образовательные учреждения, молодежь. Определено, что большое значение в профессиональном становлении данной категории имеют образовательные инициативы и программы. Государство, оставаясь главным субъектом реализации политики содействия занятости молодежи, ориентировано в перспективе на создание комплексного экономико-правового механизма, способствующего нивелированию негативных тенденций на молодежном рынке труда.

Ключевые слова: рынок труда, экономика, молодежь, профессиональная адаптация, трудовая мотивация, профессиональная ориентация, занятость, самоопределение

MODERN PROBLEMS OF RUSSIAN YOUNG EMPLOYMENT

candidate of sociological sciences, deputy head of the department of business and management,

e-mail: oshibarshina@mail.ru, Ryazan branch of the Moscow Witte University, Ryazan

The purpose of the article is to study and analyze the main problems ofyouth employment in the Russian Federation. The main categories of young professionals and their characteristics that are important when entering the labor market are defined. The causes of youth unemployment, which are due not only to the socio-economic situation of the country, but also the deformation in the value orientations of young people, in its psychological unpreparedness and improper motivation for work. The authors substantiate the conclusion that the solution of numerous problems of adaptation of modern youth in the labor market is possible with the use of an integrated approach, when this process will include all stakeholders: employers, the state, educational institutions, youth. It is determined that educational initiatives and programs are of great importance in the professional development of this category. The state remaining the main subject of the implementation ofpolicies for the promotion of youth employment, focused in the future on the creation of an integrated economic-legal mechanism to facilitate leveling of negative trends in the youth labor market.

Keywords: labor market, economy, youth, professional adaptation, labor motivation, professional orientation, employment, self-determination

Современный рынок труда достаточно обширен и может представить большое количество разнообразных профессий, но в то же время люди, а особенно молодежь поставлены в достаточно жесткие рамки, так как современная ситуация развития в нашей стране диктует свои условия.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что молодежь определяет наше будущее, и от ее стартовых возможностей зависит интеллектуальный потенциал страны.

Огромное значение имеет правильно или нет сделан профессиональный выбор молодым человеком вчерашним выпускником школы, суза или вуза, так как не всегда сразу и правильно каждый человек может самоопределиться, какой вид деятельности ему интересен.

Методологические подходы к анализу проблем молодежи на рынке труда

На российском рынке труда сформировалось следующее противоречие: с одной стороны есть профессионально обученные специалисты, желающие найти работу и реализовать свой интеллектуальный потенциал, с другой стороны – невостребованность их работодателями, и, как следствие, возникновение безработицы [8].

Особенно остро проблема трудоустройства стоит для молодежи, которая является одной из мало-востребованных групп на рынке труда в силу разных причин.

В соответствии с методологией Росстата к молодежной категории населения относятся лица в возрасте от 16 до 29 лет.

Условно можно выделить три группы молодежи, для каждой из которых характерны свои мотивы трудоустройства и проблемы адаптации на рынке труда [2]:

1. Молодежь 16-18 лет (учащиеся школ или первых курсов профессиональных образовательных учреждений). Многие представители данной категории стремятся к получению работы, как правило, временной (краткосрочной), или к получению работы с сокращенным и удобным для них графиком.

Как правило, представители этой группы не имеют высоких притязаний и требований к рабочему месту. Они стремятся устроиться на должности, не требующие особой квалификации и согласны на невысокий заработок. Основные проблемы в этом сегменте возникают с тем, что многие работодатели не расположены брать на работу несовершеннолетних на неполный рабочий день, а также нести за них ответственность [7].

2. Молодежь 18-23(24) лет. Это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие свою профессиональную подготовку. Данная категория претендует на работу по полученной в учебном заведении специальности, но пока не имеет достаточно навыков и профессионального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособна. Многие представители этой группы ищут свое «первое рабочее место». Именно они испытывают наибольшие трудности с трудоустройством. В целом это самый проблемный сегмент рынка молодежного труда.

3. Молодежь 24-29 лет. Молодые люди, в основном, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но недостаточно большой. Они знают, что им интересно, зачастую имеют семью, и поэтому имеют высокие требования и амбиции к желаемой работе, что так же делает их конкурентоспособными на рынке труда, по сравнению с более опытными работниками.

Сегодня большая часть молодежи психологически не готова к складывающейся в российской экономике ситуации. Это связано с тем, что в поисках работы юноши и девушки хотят получить сразу все. Интернет и средства массовой информации формируют у молодежи иллюзию возможности легкого получения благ – минуя общественно-значимую деятельность [4].

Читайте также:  Международный трудовой рынок рабочей силы

Исследования показали, что причины молодежной безработицы лежат не только в социально-экономическом положении страны, но и в деформации в ценностных ориентациях молодежи, в ее психологической неготовности и неправильной мотивации к трудовой деятельности. Анкетирование студентов рязанских вузов показало отсутствие у большинства из опрошенных мотивов, стимулирующих их к творческой активности и инициативности, к самоутверждению в труде.

Пути нивелирования негативных тенденций на молодежном рынке труда: социально-психологический, экономический, нормативно-правовой аспекты

Решение многочисленных проблем адаптации современной молодежи на рынке труда возможно только при комплексном подходе, когда в этот процесс будут включены все заинтересованные стороны: работодатели, государство, образовательные учреждения, но, в первую очередь, сама молодежь [6].

На основе проведенных исследований разработан комплекс рекомендаций по совершенствованию процесса адаптации молодежи на рынке труда.

Молодежи, вступающей на рынок труда, можно рекомендовать:

– не завышать свои требования и претендовать на престижные профессии, не рассматривая при этом другие, которые могут дать хорошие стартовые возможности;

– следует начинать трудовую деятельность уже на 3-4 курсе учебы в вузе, чтобы к моменту выпуска из образовательного учреждения иметь опыт работы, что так же поможет избавиться от завышенных ожиданий;

– работать официально. Зачастую молодые люди не имеют доказательств своего опыта трудовой деятельности, потому что работали, не трудоустраиваясь официально;

– четко представлять реальные потребности рынка труда конкретного региона;

– иметь активную позицию при трудоустройстве. Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а, соответственно, не используют многие из существующих возможностей.

Важную роль в формировании у молодежи трудовой мотивации и их профессиональной ориентации играют учебные заведения.

Молодой специалист, даже с отличием закончивший вуз, на первоначальном этапе вступления в трудовую деятельность, как показывает практика, испытывает множество проблем в процессе адаптации полученных знания к предстоящей трудовой деятельности [3]. Максимальному облегчению вступлению в профессию студентов юридических специальностей является создание обучающих программ, с которыми специалисты могут работать самостоятельно. Создание компьютерных обучающих программ предоставляет оптимальные возможности для создания новых, индивидуальных технологии обучения, в основу которых положен принцип использования компьютера как средства управления процессом обучения каждого будущего специалиста.

Возможности компьютера в качестве средства индивидуализации процесса обучения в настоящее время мало реализованы. При индивидуальном обучении в максимальной степени должны учитываются особенности каждого учащегося.

Поэтому можно отметить, что звеньями одной цепи, а именно цепи процесса обучения являются контроль, диагностика и коррекция учебной работы студентов. Они, безусловно, важны все, но центральным звеном здесь является диагностика. Диагностику причин ошибок и затруднений студентов и диагностику их развития в ходе обучения, необходимо осуществлять в рамках исследований профессионально-личностного развития будущих специалистов. Поэтому в обучающих программах, с помощью которых будущие специалисты будут адаптировать полученные теоретические знания к своей будущей практической деятельности как на первоначальном этапе до работы и впоследствии на протяжении работы студентов с программой обучения. В ходе этой адаптации необходимо проводить анализ личностного развития каждого обучающегося, который должен стать определяющим в написании индивидуальной характеристики для каждого будущего специалиста, вследствие изучения которого специалистам необходимо давать рекомендации по оптимальному пути получения знаний, а результаты анализировать.

Безусловно, со стороны образовательных учреждений среднего и высшего звена необходимо больше внимания уделять организации и проведению производственной практики, укреплять связи с работодателями, более оперативно реагировать на изменения требований современной экономики. Необходимо стимулировать обучающихся к участию в различных конкурсах профессионального мастерства (WORLD SCILLS и др.).

Так, высшее образование в качестве основной цели имеет подготовку будущих специалистов, которые будут реализовывать себя в экономике страны. Но равно как меняется структура экономики,

трансформируются требования к профессиональным компетенциям и должна меняться система и содержание профессионального образования. На сегодняшний день в высшем образовании активно реализуется компетентностный подход, где формируемые профессиональные компетенции понимаются, как способность успешно действовать, решать профессиональные задачи и достигать профессиональных целей благодаря приобретенным профессионально ценным знаниям, сформированным умениям и практическому опыту. В отличие от «знаниевого подхода», здесь большее внимание уделяется практической составляющей и формированию способности действовать самостоятельно и ответственно. В соответствии с современными тенденциями развития общества и технологий, выпускник вуза должен быть готов к постоянному повышению своего профессионального уровня, к самообразованию, приобретению новых дополнительных компетенций [5]. Выпускник вуза должен уметь ориентироваться и решать проблемы познавательного, коммуникативного, морального, организационного и познавательного ряда.

В нашей стране нормативно определено, какими компетенциями должен владеть студент, обучающийся на той или иной специальности. В образовательном стандарте содержится перечень трех основных групп компетенций: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных. И как мы видим, эти компетенции касаются не только профессии, но и личностного потенциала.

Процесс формирования компетенций является комплексным и включает практически все компоненты образовательной программы вуза.

Активную позицию в решении проблем трудоустройства молодежи должно занимать государство [1]. Одним из последних шагов в этом направлении стало изменение Министерством науки и высшего образования РФ требований к целевому обучению. Новые правила отражены в Федеральном Законе № 337, который вступил в силу уже 1 января 2019 г1. Изменения в законопроект были внесены, чтобы более эффективно удовлетворять потребности экономики в квалифицированных кадрах, имеющих среднее профессиональное и высшее образование.

В соответствии с новыми требованиями договор о целевом обучении теперь можно заключить не только с органами государственного и муниципального управления или государственными предприятиями, но и с коммерческими предприятиями и даже с индивидуальными предпринимателями. При этом усилена ответственность работодателя за нетрудоустройство гражданина: в случае неисполнения им обязательств по трудоустройству гражданина он выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте РФ, на территории которого он должен был быть трудоустроен, на дату отчисления его из вуза или колледжа в связи с получением образования (завершением обучения).

С 2019 г. государство планирует регулировать количество так называемых «целевиков», поступающих на бюджетные места в вузы, специальными квотами. Рассчитываться эти квоты будут сообразно потребностям экономики страны по тем или иным направлениям подготовки специалистов.

Автор приходит к выводу, что проблемы молодежной занятости обусловлены разнообразными причинами, обусловленными социально-психологическими, экономическими, нормативно-правовыми факторами. Поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый нуждается в построении индивидуальной траектории решения проблемы занятости.

На основании проведенного анализа обосновывается вывод о том, что решение многочисленных проблем адаптации современной молодежи на рынке труда возможно при использовании комплексного подхода. В его рамках синтезируются усилия четырех сторон: государства – в виде эффективной политики содействия занятости, образовательных учреждений – реализация принципа практикоориентиро-ванного подхода в обучении, работодателей – снятие барьеров по опыту работы при найме сотрудников, самой молодежи – реализация принципа непрерывного образования, мотивированного саморазвития.

1 Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 337-03 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения».

1. Агаркова Д.А. Государственное регулирование занятости и трудоустройства молодёжи в российской федерации / Д.А. Агаркова, М.С. Комарова, Е.В. Матвеева // Среднерусский вестник общественных наук. – 2016. – Т. 11. – № 1. – С. 84-91.

2. Кострова Ю.Б. К вопросу о трудоустройстве выпускников образовательных организаций в Рязанской области // Актуальные вопросы экономики, права и образования в XXI в.: материалы III международной научно-практической конференции. – М.: МУ им. С.Ю. Витте, – 2017. – С. 325-329.

3. Орлова В.В. Специфика и особенности молодёжного рынка труда: мотивация трудоустройства молодёжи // European Social Science Journal. – 2014. – № 8-1 (47). – С. 522-535.

4. РомановаЮ.А., Алёшинская Е.В. Роль государства в создании ценности рабочей силы и человеческого капитала // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. –

2015. – № 1 (12). – С. 80-85.

5. Суптело Н.П. Влияние мобильности на трудовую адаптацию работников // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. – 2015. – № 3 (14). – С. 93-97.

6. Туарменский В.В. Сравнительный анализ мотивов профессионального выбора студентов государственного вуза / В.В. Туарменский, Е.С. Иванов, А.В. Барановский // Человеческий капитал. – 2017. -№ 6 (102). – С. 49-51.

7. Фадеева А.А., Янченко Е.В. Молодёжь на российском рынке труда: проблема трудоустройства // Современные проблемы экономики и менеджмента: материалы международной научно-практической конференции. – М.: Истоки, 2018. – С. 232-236.

8. Шибаршина О.Ю. К вопросу о динамике показателей безработицы в России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 1 (35). – С. 292-298.

Что рынок труда предлагает молодым специалистам

По данным портала Career.ru (проект HeadHunter), в первом полугодии 2018 г. молодые люди разместили на HeadHunter 2,3 млн резюме, но работодатели смогли предоставить им всего 250 183 вакансии. На одно рабочее место в среднем претендовало 7,4 человека – конкуренция среди молодых специалистов гораздо выше, чем среди всех остальных соискателей (4,5 резюме на место). В июне этого года уровень безработицы в России составлял 5%, а среди молодежи в возрасте 20–24 лет – 13,5%, сообщается в исследовании.

Компании часто не рассматривают резюме молодых специалистов, потому что их наем обходится дороже, чем наем других кандидатов, уверяет директор по развитию бизнеса и руководитель проекта YounGo хедхантинговой компании «Контакт» Анастасия Стасева. С последними все проще – в резюме указаны навыки, послужной список и достижения. О кандидате без опыта можно судить только по его личным компетенциям, объясняет эксперт. Приходится проводить многоступенчатые собеседования, игры и тесты, а также устраивать массовые рекламные кампании и ярмарки вакансий, чтобы выловить мало-мальски подходящих кандидатов. Это требует немалых инвестиций, а возврат средств не гарантирован.

Тем не менее число вакансий для молодежи растет. В первом полугодии 2018 г. по сравнению с таким же периодом 2017 г. их было больше на 22%. Однако число резюме на HeadHunter за это время выросло еще больше – на 34%, сообщает HeadHunter. Так где молодежи сегодня проще найти работу?

Отрасли для молодых

Исследование показало, что в последние годы спрос на молодежь рос в нескольких отраслях и профессиональных областях. Максимальная доля вакансий для молодых специалистов в общем числе вакансий – 51% – в продажах. На 2-м месте обслуживающий персонал в туристических компаниях, гостиницах и ресторанах (20%), на третьем – административный персонал (18%). Спрос на молодежь есть, хотя и в меньших масштабах, в финансовых компаниях и банках (14%). Берут начинающих и в подразделения информационных технологий, а также в IT-компании (11%). Меньше всего ждут молодых специалистов на производстве (5%).

В январе – июне 2018 г. в 32% вакансий для молодых специалистов по всей России указывалось требование технического образования, в 31% – экономического, в 13% – медицинского. В Москве же чаще требовалось юридическое образование, нежели медицинское (12% упоминаний в вакансиях против 5%).

Как выпускнику определиться с карьерой

Дипломированных специалистов работодатели часто учат дополнительно после найма. Например, на калужском шинном заводе немецкого концерна Continental трудится около 1000 человек, более половины – моложе 35 лет, рассказывает представитель завода. Завод предлагает стажировки как уже работающим в Continental молодым кадрам, так и только что принятым. Попасть на стажировку сложно: нужно пройти конкурс, к которому допускаются только сотрудники с профильным высшим образованием, идеальным английским и опытом работы на производстве.

Работодатели, как показало исследование, предлагают молодым весьма прозаическую работу: чаще всего они берут молодежь на должности официантов, менеджеров по продажам, курьеров, продавцов-консультантов и поваров. Для начинающих специалистов работодатели предлагают очень мало вакансий (1,4% от общего числа вакансий).

Пожелания молодежи совершенно иные. По данным Career.ru, чаще всего молодежь без опыта указывает в резюме, что ищет работу начинающего специалиста (26,4% общего числа резюме). В 5 раз меньше желающих устроиться продавцами-консультантами, в 20 раз – менеджерами по работе с клиентами.

Простые навыки

Проблема с молодыми кадрами была всегда: молодежь требует больше, чем заслуживает, говорит Григорий Финкельштейн, партнер «Экопси консалтинга». Для работодателей молодежь – темная лошадка, от которой неизвестно, чего ждать. В некоторых компаниях даже есть правило: не назначать на руководящие должности людей моложе 35–36 лет, рассказывает эксперт.

От молодых сотрудников требуют самых простых навыков: как показало исследование, в первом полугодии 2018 г. в 25,8% вакансий среди основных навыков была указана грамотная письменная и устная речь, в 10% вакансий – навыки работы на компьютере (владение Word, Excel и PowerPoint), в 7,3% вакансий – навыки продаж, а в 2,5% вакансий – навыки ведения переговоров. Лишь в 1,4% вакансий для молодых были указаны в качестве необходимых аналитические навыки. Иностранный язык как требование встречался лишь в 4% вакансий, и в подавляющем большинстве случаев требовалось знание английского, на 2-м месте с большим отрывом находился китайский язык.

Главное, чего ждут работодатели от молодых, – ответственность. По данным Career.ru, в 22% вакансий работодатели указывают, что соискатели должны быть ответственными, в 10% – целеустремленными, еще в 10% – стрессоустойчивыми. Маргарита Глазкова, управляющий консультант практики «Подбор специалистов» Antal Russia Staffing Solutions, говорит, что у кандидатов нет опыта, поэтому работодатели уделяют столько внимания личным качествам. Они предпочитают самых стрессоустойчивых, многозадачных, общительных и открытых.

Быстрый старт

Многие выпускники недовольны зарплатами, которые предлагают им работодатели, и сразу заявляют рекрутерам, что намерены уже через три года занять высокую должность и зарабатывать минимум 100 000 руб., рассказывает Стасева. Но это, как показало исследование, не каждому удается. Авторы исследования Career.ru изучили зарплаты молодых специалистов в 14 профессиональных областях. Они выяснили, что больше 100 000 руб. в месяц через три года работы в Москве станут получать лишь представители шести областей: маркетологи, продавцы, разработчики программного обеспечения, логисты, юристы и системные администраторы.

Почему работодателям все труднее нанимать молодежь

На старте российские работодатели предлагают молодым низкие зарплаты. Меньше всего платят персоналу в розничных точках (25 000 руб. в Москве), а больше всего получают начинающие разработчики программного обеспечения (63 000 руб. в Москве). Стартовая зарплата молодого складского работника – 33 000 руб., бухгалтера – 32 000 руб., юриста – 40 000 руб. Тем не менее 50% молодых специалистов не готовы снижать свои зарплатные ожидания ради трудоустройства. Для сравнения: по всем кандидатам доля несоглашающихся ниже – 42%.

Однако зарплата растет вместе со стажем, и происходит это очень быстро. В Москве продавец розничной точки через три года получает уже 60 000 руб., а через пять лет – 81 000 руб. Еще стремительнее взлет зарплат молодых специалистов в интеллектуальных сферах: например, специалист по эксплуатации информационных систем на старте получает 33 000 руб., через три года – 116 000 руб., а через пять лет – 163 000 руб. Специалист по маркетингу после вуза зарабатывает 44 000 руб., через три года – 110 000 руб., а через пять лет – 171 000 руб. Четырехкратный прирост зарплат за пять лет также имеет место у юристов. Через пять лет работы больше всего будет зарплата у разработчиков (182 000 руб. в месяц) и специалистов по продажам (179 000 руб.).

Новое в старом

Работодатели готовы щедро платить молодежи в новых специальностях, которые вырастают из уже существующих профессий, потому что именно молодые люди быстро перестраиваются и восприимчивы ко всему новому, говорит Андрей Алясов, гендиректор компании Changellenge. По данным HeadHunter, например, в профессии маркетолога возникли новые специальности: менеджер по продвижению в соцсетях, digital-маркетолог, специалист по e-mail рекламе. Они зарабатывают от 46 000 до 110 000 руб. А в профессии аналитика совсем недавно возникли такие специальности, как аналитик больших данных, аналитик блокчейна или специалист по скорингу. Они зарабатывают от 51 700 до 120 000 руб.

Больше всего получают разработчики софта со знанием новейших технологий: разработчик систем машинного обучения или архитектор блокчейна смогут получать от 77 000 до 214 000 руб.

Однако получить такую перспективную и хорошо оплачиваемую работу выпускнику вуза, не прикладывая дополнительных усилий, не удастся, говорит Алясов. Он напоминает, что вуз лишь закладывает фундамент знаний, необходимо учиться дополнительно и получать как можно больше сертификатов. Эксперт советует молодым специалистам получить, например, сертификат scrum-мастера – он пригодится, если молодой человек хочет стать менеджером проектов разработки.

Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда

Павлова Инна Анатольевна
ГАПОУ ЧР “ЧТСГХ”

Выпускники средних специальных учебных заведений являются наиболее перспективной и активной частью населения. Так, в 2014 году в России СУЗами было выпущено более полутора миллионов молодых специалистов. При этом в условиях сложной экономической ситуации важной проблемой государства и общества выступает их трудоустройство. Решение проблем занятости молодых специалистов (особенно молодых специалистов с высшим образованием) позволило бы не только поднять экономику страны, вывести ее на более высокий качественный уровень, но и подняло бы престиж России в международных масштабах. Особенность ситуации заключается в том, что в настоящее время именно выпускники СУЗов наиболее не востребованы на рынке труда. Таким образом, проблема трудоустройства молодежи, в частности, молодых специалистов является актуальной проблемой и требует пристального внимания со стороны общества и государства.

Читайте также:  Что нужно знать о современном рынке труда

Само понятие “молодой специалист”, предполагавшее ранее некий социальный статус, гарантировавший трудоустройство после окончания учебного заведения, а также дополнительные трудовые права и социальные гарантии, ушло в прошлое. Сегодня “молодой специалист” – выпускник учебного заведения, готовый реализовать свои способности к труду и испытывающий сложности при устройстве на работу.

Проблема трудоустройства молодых специалистов не оставила в стороне и Чувашскую республику. По мнению сотрудников Департамента федеральной государственной службы занятости населения, на региональный рынок труда с каждым годом выходит все большее количество выпускников учреждений основного профессионального образования, не имеющих возможность применить полученные знания и умения на практике.

Молодые специалисты составляют сегодня 48% общей численности экономически активного населения страны, при этом они имеют наименьшую конкурентоспособность на рынке труда. Выпускники СУЗов проигрывают специалистам со стажем в силу ряда и внутренних, и внешних причин.

К внутренним – можно отнести:
• отсутствие практической подготовки с детства к любому реальному труду и нежелание менять размеренный уклад “легкой” жизни за “надежным родительским плечом”;
• амбициозность выпускников современных сузов;
• завышенные требования к условиям и оплате труда;
• нежелание строить карьеру с самых “низов”;
• отсутствие четкой профессиональной определенности;
• отсутствие навыков поиска работы и общения с работодателями.
Внешними факторами низкой конкурентоспособности выпускников СУЗов являются следующие:
• несоответствие специализации и квалификации выпускников требованиям рынка;
• отсутствие у выпускников учебных заведений требуемого работодателями стажа и опыта работы и сложность получения этого опыта;
• отсутствие четкого правового механизма трудоустройства молодых специалистов;
• дискриминация женщин при приеме на работу;
• неосведомленность выпускников о своих правах и возможностях в поисках работы;
• существование определенного дисбаланса между спросом на определенные специальности на рынке труда и соответствующим предложением специальностей со стороны ищущих работу.

Так, в связи с возрастанием спроса на рабочие профессии обозначилось некоторое улучшение с трудоустройством выпускников учреждений начального профессионального образования, что совпадает с общей для всей страны тенденцией. Виден хоть и относительно медленный, но неуклонный рост доли выпускников учреждений среднего профессионального образования, обращающихся в службу занятости населения сразу после завершения обучения. По прогнозам Минтруда России на ближайшее время, свыше 40 % выпускников учреждений профессионального образования не смогут найти работу по специальности. С учетом же того, что государственные органы работают с данными, отражающими только зарегистрированную безработицу, реальность может оказаться гораздо более удручающей. Так, по мнению некоторых ученых, уровень зарегистрированной безработицы может быть в 15 раз ниже уровня фактической безработицы.

Можно с уверенностью сказать, что молодые специалисты – основа инновационной экономики. Но уровнем их подготовки отечественные работодатели удовлетворены далеко не всегда. В системе образования по отдельным специальностям сформировался явный дисбаланс – либо спрос превышает предложение, либо наоборот.

Рассмотрим эту проблему касаемо профильных для техникума профессиям. Предварительно был очерчен круг специальностей выпускаемых ЧТСГХ и круг профессий, которые сходны по содержанию труда и, возможно, могут совмещаться с интересующими. Например, довольно востребованная сегодня техническая профессия техник-строитель, подготовка которого проходит в ЧТСГХ, на рынке труда имеет несколько профессий, так или иначе, с ней связанных. Чаще всего это профессии – техник по эксплуатации и строительству зданий и сооружений, техник по монтажнику внутренних санитарных технических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляция; техник-геодезист; специалист по земельно-имущественным отношениям; техник по монтажу, наладке и эксплуатации электрооборудования промышленных и гражданских зданий; техник по водоснабжению и водоотведению; техник-электромеханик по эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики; техник по эксплуатации и обслуживанию электрического и электромеханического оборудования.

Уже первоначальный анализ востребованности профессий выпускаемых ЧТСГХ, по вакансиям службы занятости и по материалам газетных объявлений, выявил несколько групп профессий. Одни из них имеют на рынке труда города довольно высокий спрос, другие постоянный, но не высокий, а на третьи – спрос вообще отсутствует.
Наиболее благоприятные условия на рынке труда у выпускников, получивших профессию инженера-строителя, программиста, инженера-механика, бухгалтера.

Слабая динамика востребованности наблюдается на специальности: специалист по электроснабжению, специалиста производственно-технического отдела.
Низкая востребованность, а то и полное его отсутствие, наблюдается на следующих специалистов: юрист, бухгалтер, техник по эксплуатации и обслуживанию электрического и электромеханического оборудования.
ЧТСГХ также вносит неоспоримый вклад в работу по трудоустройству своих выпускников. Центр по трудоустройству специалистов ведет многогранную работу по содействию в трудоустройстве выпускников ЧТСГХ. Свою работу центр ведет в тесном взаимодействии со Службой занятости населения.

Своей деятельностью Центр оказывает как непосредственное, так и косвенное содействие трудоустройству молодых специалистов.
Проводятся ярмарки вакансий и встреча с работодателями, способствующие включению студентов в базу кадрового резерва предприятий, приглашению их на производственную практику и дальнейшему трудоустройству. Осуществляется содействие в профессионально-деловой и социально-психологической адаптации выпускников (профориентация, психологическая поддержка и т.п.). Ведется совместная, планомерная работа с Управлением по труду и занятости населения Чувашской Республикой в плане трудоустройства выпускников, состоящих у них на учете. Сотрудники Центра связываются с молодыми специалистами и предлагают им свою помощь в трудоустройстве. Со всеми соискателями проводится работа, направленная на выявление причин отказа в трудоустройстве и поиска приемлемой работы. В комплексе мероприятий – профессионально-личностное тестирование, которое позволяет соискателю увидеть себя со стороны и выявить свои слабые и сильные стороны.

Однако, несмотря на все прилагаемые усилия, серьезное влияние на состояние молодежного рынка труда в регионе оказывает несоответствие структуры рынка образовательных услуг потребностям регионального рынка труда. Создается впечатление, что эти рынки существуют и развиваются независимо друг от друга. В результате молодые люди получают неверные ориентиры при выборе места учебы и специальности, а также при выходе на рынок труда. То есть, как бы заранее программируется их низкая конкурентоспособность.

В основе ускоренного роста подготовки специалистов с высшим образованием в большинстве случаев лежат не сегодняшние требования рынка труда, а традиционно высокая ценность вузовского образования в глазах родителей и молодежи. Однако в силу оторванности значительной части инвестиций в высшее образование от потребностей регионального рынка труда они оказываются малоэффективными, становясь, по сути, инвестициями в увеличение безработицы.

Чтобы сгладить остроту этой проблемы и отрицательные ее последствия, представляется необходимым:
• перестроить систему профориентационной работы в школе, которая перестала воспитывать уважительное отношение к труду, к профессии рабочего;
• проведение программ переобучения службой занятости. Основные виды его – первоначальное обучение и переподготовка. На их долю приходится около 80% слушателей программ переобучения;
• организация ярмарок вакансий или дней карьеры. Обычно они приурочены к получению выпускниками дипломов и проходят под эгидой служб занятости ведущих вузов страны. Интерес работодателей к ним растет с каждым годом;
• уделять внимание профессиональной ориентации студентов уже на 1 курсе обучения. Проведение тестов, бесед с психологом помогут будущему молодому специалисту определиться с выбором будущей специализации. Молодой человек с 1 курса должен определить, с чем он хотел бы связать свою жизнь;
• расширить участие региональных органов в формировании образовательного пространства и вывести из тени филиалы негосударственных вузов, которые готовят кадры без учета потребностей региона;
• сделать гласными показатели востребованности выпускников на рынке труда; на основе банка данных службы занятости составлять и публиковать рейтинги учебных заведений по уровню востребованности их выпускников на региональном рынке труда.

Не отрицая необходимости реформирования системы профессионального образования, нельзя не заметить, что время для решительных шагов в этом направлении выбрано не совсем удачно. В соответствии с замыслом реформаторов основная масса студентов вузов сможет претендовать лишь на степень бакалавра, которая дается после четырех лет обучения. Следовательно, время обучения для большинства студентов сокращается на один год. Последствия такого развития событий нетрудно предвидеть – это усиление напряженности на молодежном рынке труда и рост безработицы. С учетом ситуации с занятостью (усугубившейся в связи с кризисными явлениями) своевременность этого шага вызывает большие сомнения. Было бы логично в период кризиса удерживать молодежь как можно дольше в учебных заведениях.

Таким образом, влияние ряда экономических, социально-политических, духовных факторов делает проблему трудоустройства и занятости молодых специалистов достаточно актуальной. Очевидно, что все многообразие и сложность этой проблемы не может быть сведено только к выполнению выше обозначенных предложений. Однако решение этих задач помогут снять остроту проблемы.

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2012

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Идеальный выпускник вуза, в первую очередь, должен обладать высокой образованностью и способностью легко обучаться. В условиях становления рыночной экономики, когда происходят стремительные изменения не только в экономических отношениях, но и в социальных, рассчитывать на успех могут лишь те выпускники, кто способен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

На современном рынке труда по-настоящему конкурентоспособным будет работник, который не только хорошо знает технические особенности своей профессии, но и общителен, умеет работать в стрессовой ситуации, выполнять поставленные задачи с учетом четко установленных временных рамок, управлять персоналом, представить продукт своего труда клиентам и широкой публике и т.д. Следовательно традиционный подход к высшему образованию, ориентированный на решение одной задачи – обучить молодого человека определенной специальности – уже устарел. На основе всего выше изложенного можно придти к тому, что на данный момент существует серьезная проблема трудоустройства молодых специалистов. На основе этого нами были рассмотрены данные состава безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости по Белгородской области. (табл. 1) [2].

Таблица 1 Состав безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (человек) по Белгородской области

Численность безработных – всего

из них по причинам увольнения:

уволившиеся по собственному желанию

выпускники общеобразователь­ных школ

выпускники высших и средних профессиональных учебных заведений

выпускники начальных профес­сиональных учебных заведений

из числа безработных имеют образование:

среднее (полное) общее

не имеющие среднего (полного) общего

На основе данных табл. 1 можно сделать вывод, что число безработных после окончания высших и средних учебных заведений увеличилось к 2010году по сравнению с 2005годом на 78%, а безработные после окончания начальных профессиональных учебных заведений составило на 67% больше к 2010году по сравнению с 2005годом (табл.1) [3]. Так же для более глубокого изучения проблем трудоустройства молодых специалистов нами было рассмотрено распределение безработных по возрасту (рис.1) [3].

Проанализировав данные рис.1 можно определить, что наибольшее количество безработных составляют лица в возрасте от 18 лет до 24, являющиеся выпускниками учебных заведений. На сегодняшний день их количество составляет 610 человек [3].

На основе данных состава безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (человек) и данных о распределение безработных по возрасту можно проследить динамику состава выпускников разных учебных заведений с 2005-2010 годов(рис.2) [2].

На основе рис. 2 можно сказать ,что число безработных ,имеющих высше образование снижается к 2010 году. Численность безработных ,имеющих среднее профессиональное образование составляло самые высокие показатели в 2007 году, а к 2010 году стало резко снижаться. Численность безработных имеющих начальное профессиональное и среднее общее образование напротив стало увеличиваться к 2010 году, а число лиц, не имеющих среднего общего образования осталось практически неизменным.

Получаемое высшее образование при правильном подходе необходимо рассматривать, как долгосрочные инвестиции, а они требуют взвешенного подхода к решению выпускниками ряда вопросов. Основной проблемой трудоустройства молодого специалиста является не поиск работы вообще, а поиск работы по специальности [4]. Сложность устроиться на работу по специальности объясняется двумя причинами.

Большинство профессий подразумевают наличие практических навыков ,нежели теоретических знаний. В зависимости от полученной специальности молодому специалисту без опыта работы будет проще или сложнее устроиться на работу по специальности впервые. Можно сказать, что чем больше какая-то профессия требует специальных знаний и меньше практических навыков, тем проще будет устроиться на работу специалисту по этой профессии[4].

Еще одной проблемой для выпускников вузов является низкий уровень оплаты их труда, который предлагают потенциальные работодатели. Решение данной проблемой может стать всего лишь вопросом времени, если выпускник устроится на работу по специальности. Приобретя опыт работы, он сможет рассчитывать на большую заработную плату. В сегодняшних условиях наибольшие сложности с трудоустройством испытывают в первую очередь молодые специалисты, только вступающие на карьерную лестницу. У компании же сложилось неоднозначное отношение к сотрудникам, не имеющих опыта работы, возможности их принятия на вакантную должность. Для одних компаний это представляется как бесполезная трата времени, для других – наоборот, как возможность укрепить и даже повысить свои позиции на рынке, когда они готовы обучать и способствовать развитию вчерашнего выпускника, обладающего потенциалом. Однако привычным сегодня явлением становится поведение студентов и молодых специалистов, имеющих лишь диплом о высшем образовании, но никакого опыта, при котором они стараются диктовать свои условия в случае принятия на работу. Если человек имеет чрезмерные амбиции и хочет сразу же работать начальником отдела, то его шансы на трудоустройство невысоки. В связи с этим молодому специалисту предпочтительнее аргументировать свою позицию теми знаниями и навыками, которыми он обладает, а не просто желанием получать зарплату с большим количеством нулей. Некоторые молодые специалисты не претендуют на высокие должности, поэтому выбирают работу сразу на двух низших должностях. Однако в этом случае необходимо помнить об особенностях работы по совместительству, которые играют важную роль в эффективности трудовой деятельности, совмещая работу [4].

Существует мнение, что кадровые агентства занимаются поиском исключительно квалифицированных специалистов, имеющих солидный опыт работы. Однако и из этого правила бывают исключения. Кадровое агентство выполняет заказ работодателя, и от потребностей в персонале работодателя зависит, каких специалистов будут искать и внутренние рекрутеры компаний, и кадровые агентства. Тем не менее, следует помнить, что кадровое агентство будет подбирать наиболее успешных выпускников вузов, оценивать уровень полученных молодым специалистом знаний, поскольку требование о высоком профессиональном уровне кандидатов является общим правилом. Принимая на работу молодых специалистов, работодатель закрывает рядовые вакансии. Многие работодатели видят преимущество приема на работу молодых специалистов в экономии финансовых средств на оплату труда работников. Некоторые работодатели ищут молодых специалистов с хорошими твердыми теоретическими знаниями, считая, что практический опыт лучше получать в той компании, в которой специалист будет работать.

При выборе недопустимо использовать какие-либо шаблоны, здесь во главе угла должны стоять предпочтения конкретного человека, который сам должен сделать выбор, сравнивая имеющиеся на рынке варианты. Работа в крупной международной компании может гарантировать специалисту помимо опыта и продвижение по карьерной лестнице, которое начинается с занятия низовой должности. Со временем человек, добившись успехов в определенной деятельности, может переориентироваться для работы в другой сфере, что сделает его универсалом. Это позволит ему совмещать несколько должностей. Таким образом, имея человека, знающего особенности работы по совместительству в определенных сферах, она, несомненно, выиграет. В маленькой компании человек может рассчитывать также на получение опыта, который может оказаться более широким [3]. Однако это не гарантирует ему повышение в должности. Помимо этого человек сам должен для себя определить, когда именно нужно начинать карьеру. Одни могут начать задуматься об этом, уже обучаясь на первом курсе ВУЗа, другие же будут проявлять пассивность до момента, пока не получат диплом, повышающий их шансы найти работу. Сказать, какой из предложенных путей результативней, сложно, ведь большинство работодателей руководствуются при приеме на работу опытом, нежели знаниями, которые можно приобрести в процессе работы.

В последние годы произошло заметное и резкое изменение профессиональных предпочтений молодежи при выборе отрасли. Так, если раньше молодые люди не считали привлекательной занятость в торговле и общественном питании, то сегодня названные сферы деятельности, а также бытовое обслуживание предпочитают производству и науке. Наиболее престижными выпускникам школ представляются профессии банковского служащего, менеджера, экономиста, юриста, коммерсанта. Ведущими мотивами профессионального выбора по-прежнему являются высокий уровень оплаты труда и престижность компании. Но следует соответствовать запросам рынка труда, на котором в данный момент преобладает нехватка профессий в области торговли.

Кроме того, во многих случаях найм молодежи более привлекателен с точки зрения минимизации расходов на приобретение и потребление рабочей силы, хотя в некоторых областях, например, на управленческих позициях, просто необходим определенный опыт работы, и выпускники, не обладающие им, не могут занять соответствующее место в компании. Но вместе с позитивными факторами, влияющими на конкурентоспособность молодых специалистов, имеется ряд объективных характеристик, предопределяющих настороженное отношение к ним со стороны работодателей. К их числу можно отнести:

  • недостаточность или отсутствие профессионального опыта в сочетании с завышенными требованиями к условиям и оплате труда;
  • неопределенность трудовых и профессиональных интересов;
  • социальная и психологическая нестабильность и другие.
Читайте также:  Критерии поиска вакансий

Для решения данных проблем следует применять мероприятия повышения уровня практического обучения в учебных заведениях. Это можно сделать с помощью введения специальных программ по трудоустройству выпускников. Прежде всего, необходимо составить грамотное резюме, в котором подробно осветить все вопросы, связанные с трудовой деятельностью. Это может быть и участие в краткосрочных проектах (например, в переписи населения или проведении выставки). Рассказывая о своей трудовой деятельности, необходимо не просто указать период работы (с 1 по 10 января), а подробно описать характер работы, уровень принятия управленческих решений. Также можно рассказать об итогах работы (например, описывая участие в организации выставки, указать количество новых клиентов, привлеченных лично студентом).

В настоящее время можно выделить несколько основных методов работы с выпускниками, которые используют крупные российские и западные компании. По данным, которые приводятся в обзоре рынка Graduate Recruitment в 2005-2009 гг., предоставленных проектом e-Graduate (www. e-Graduate.ru), практикуется 5 методов работы с молодыми специалистами:Graduate Program; программа стажировок; проведение презентации в вузе; участие в днях карьеры; подбор молодых специалистов на отдельные позиции в компании. Так же накоплению опыта молодых специалистов может способствовать производственная практика или стажировка. Данные рекомендации помогут корректировать проблему трудоустройства молодых специалистов.

В своей работе мы рассмотрели проблему положения трудоустройства современной российской молодежи в сфере труда и занятости, и привели некоторые меры, которые должны быть предприняты для улучшения существующего положения.

В заключение можем сказать, что успехов в поиске работы в динамичной среде может добиться только тот, кто открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению и переобучению. Молодым специалистам требуются значительные знания в смежных отраслях, дополнительное образование, умение быстро адаптироваться в быстроизменяющихся обстоятельствах.

Таким образом, можно сделать следующий вывод – молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики. Разумеется, все пути выхода из сложившейся кризисной ситуации на молодежном рынке труда наталкиваются на препятствия в социальной, экономической, правовой, политической сферах нашей жизни, поэтому все меры должны приниматься комплексно.

На молодежный сектор рынка труда оказывает влияние ряд негативных тенденций: усиление несоответствия спроса и предложения рабочей силы как по профессионально-квалификационным, так и по другим качественным характеристикам; увеличение в структуре предложения рабочей силы доли лиц, не имеющих профессий; падение престижа рабочих профессий; слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации и переподготовке работающих. При этом страдает и экономика, не получающая необходимой для её успешного функционирования рабочей силы определенных профессий и уровня квалификации. Учитывая высокий уровень структурной безработицы, представляется необходимым расширять взаимодействие службы занятости с органами исполнительной власти и предпринимательским корпусом.

Развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам. На рынке труда они считаются наиболее уязвимой категорией, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики.

Россию необходимо выводить из сложившегося «равновесия» между низким уровнем заработной платы, скрытой безработицей и отсутствием продуктивных рабочих мест, подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда. С точки зрения развития рынка труда особое значение имеют три сегмента этой политики:

  • формирование динамичного рынка труда за счет реструктуризации предприятий и создания рабочих мест на новых предприятиях;
  • регулирование рынка труда (правила найма и увольнения работников и характер трудовых договоров; учет фактического исполнения законов; баланс законодательного, коллективного и рыночного регулирования);
  • система социальной защиты работников (страхование от безработицы и другие меры поддержки доходов; разработка активных программ развития рынка труда)

Сегодня необходимо развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребности экономики.

Государству следует занять самую активную позицию в деле обеспечения занятости молодежи – разработать комплекс мер по закреплению молодых рабочих кадров, особенно в трудонедостаточных сегментах экономики. Главный инструмент такой политики – региональные программы по созданию рабочих мест для молодежи. При этом важно, чтобы государственное вмешательство осуществлялось в основном с помощью экономических и правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских структур, а не административных мер.[4]

Список литературы

  1. Жулина, Е. Г. Экономика труда : учеб. пособие [Текст] / Е. Г. Жулина. – М. : Эксмо, 2010. – 208 с.
  2. О ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году. Аналитический материал. [Текст] / Отв. за вып. С. Я. Борисенко. – Белгород : Белгородстат, 2011. – 45 с.
  3. Основные тенденции развития уровня и качества жизни населения Белгородской области в 2009 году. Аналитический материал. [Текст] / Отв. за вып. Л. А.Пинаева. – Белгород : Белгородстат, 2010. – 45 с.
  4. Реализация программы по стабилизации ситуации на рынке труда [Текст] – Белгород : ГУ «Центр занятости населения города Белгорода», 2011. – 12 с.

Проблема трудоустройства молодых специалистов

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 05.03.2016 2016-03-05

Статья просмотрена: 4879 раз

Библиографическое описание:

Турарова О. С. Проблема трудоустройства молодых специалистов // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 567-570. — URL https://moluch.ru/archive/110/26668/ (дата обращения: 28.03.2020).

В фокусе статьи анализ проблемы трудоустройства на рынкетруда выпускников вузов России и эффективностьпрофессиональной ориентации молодежи на рынке труда.

Ключевые слова: выпускники вузов, профессия, трудоустройство, занятость, профессиональная ориентация.

The focus of this article analysis of problems of employment on the labour Rinke graduates of Russian universities and the effectiveness of professional orientation of youth in the labour market.

Keywords: graduates, profession, employment, employment, vocational guidance.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в нынешних современных условиях ориентации молодежи на российском рынке труда направлены на приоритетное инновационное формирование и развитие конкурентоспособности не лишь отдельных социальных групп, но, в первую очередь, каждой личности, карьерные стратегии молодежи непосредственно оказывают влияние на последующее трудоустройство.

В условиях формирования рыночных взаимоотношений в России все более важное место занимает карьера, которая позволяет на уровне организации более полно раскрывать и использовать профессиональный потенциал работников, а специалисту дает возможность удовлетворить профессиональные и социальные потребности. В настоящее время в социально-экономической деятельности индивида на первый план выходит его конкурентоспособность на рынке труда, продвижение по ступеням профессиональной, должностной, статусной иерархии. Основным фактором успешности жизни становится достижение индивидом высокого положения в обществе и профессиональное карьерное становление. Карьера в настоящее время, является показателем профессионального успеха и стабильного социального статуса в современном обществе. Карьера рассматривается как процесс самореализации человека в профессиональной деятельности, процесс развития его знаний, навыков и личностных качеств, приводящих к переходу к новому социальному и профессиональному статусу. Изучение методологических и организационных основ планирования карьеры позволяет разработать этапы планирования карьерного становления работника с учетом мотивации и возрастных особенностей личности. Самоуправление карьерного развития выпускника вуза рассматривается как постоянный процесс самореализации и самообразования. Самопланирование как функция управления карьерой дает возможность увеличить эффективность применения личностных источников, ставит задачу подъема профессионализма в процессе беспрерывного профессионального обучения. Алгоритмы успешного самоуправления карьерой способствуют достижению жизненной и профессиональной цели молодого специалиста. Характеристика потенциального работника, обладающего потенциалом профессионального карьерного роста, представлена с точки зрения профессиональных ресурсных возможностей, психофизиологических способностей и вероятности развития личностных качеств. Мы убеждены, что раскрытие и развитие карьерного потенциала профессионального роста и дальнейшее целенаправленное и последовательное самоуправление карьерного развития гарантирует успешный карьерный рост. Решающее значение придаем системообразующим условиям успешности карьерного развития специалиста любой сферы. На основе изученных организационных основ планирования карьеры у молодежи в различных сферах раскрываются этапы карьерного становления их как работников, алгоритмы самопланирования карьеры специалиста, характеристика работника, обладающего потенциалом профессионального карьерного роста, гарантирующее успешное карьерное продвижение.

На основании вышесказанного, следует отметить то, что молодое поколение в достаточной степени не владеет, или не желает иметь знания о нынешнем рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения эффективной профессиональной карьеры о собственных обязанностях и правах в области трудовых взаимоотношений. Потому она не способна быть субъектом на рынке труда и конкурировать.

Поэтому стратегически важной задачей современной социальной политики нашего государства является поддержка и социальная защита студенческой молодёжи. Особенно это касается вопроса обеспечения трудоустройства и занятости выпускников разноуровневых учебных заведений, который особенно остро встаёт в последнее время ввиду того, что в общей структуре всех российских безработных по данным Роструда в 2015 году было зарегистрировано 30,5 % молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет. [1] В указанной категории граждан именно выпускники максимально подвержены риску нетрудоутройства. И это лишь официальная статистика выпускников обратившихся в социальные службы и ставших на учёт.

Рис. 1. Уровень безработицы по возрастным группам, в % от общего числа экономически активного населения [2]

За истекший 2015 год у выпускников только добавилось проблем с получением первого опыта профессиональной деятельности и трудоустройством. До 1 января 2015 года в нашей стране было чуть более 300 тысяч безработных в возрасте от 15 до 29 лет. Однако за первое полугодие на трудовых биржах зарегистрировано ещё около 1 млн представителей данного поколения. При этом из числа всех выпускников вузов и колледжей, обратившихся за помощью в соответствующие службы, работу смогли получить только лишь 30 %. Настолько удручающая ситуация требует комплексного и системного подхода к решению данной проблемы.

Проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов в России актуальна из-за трудностей молодого специалиста получить должность по различным причинам: отсутствия опыта работы по специальности, недостаточной активность самого выпускника, ошибочный выбор профессии, в итоге приобретение не востребованной или слишком востребованной специальности, которые в свою очередь характеризуются низким или высоким уровнем спроса на рынке труда на соответствующую профессию.

Рассмотрим проблемы трудоустройства выпускников, существующие сегодня и оказывающие максимальное влияние на трудовую деятельность молодёжи с точки зрения анализа системы «ВУЗ-Выпускник-Работодатель-Государство». На наш взгляд в обозначенной системе нами представлены 4 базовые взаимодействующие стороны, которые должны быть заинтересованы в реализации выпускниками полученных профессиональных знаний и навыков.

Рассмотрим обозначенную систему подробнее во взаимодействии её компонентов.

Итак, в свете современных аспектов развития образования карьерные стратегии молодежи проявляются в учебном (приоритете самостоятельного написания диплома, повышение своих знаний, отсутствия списывания, отсутствия прогулов занятий), научно-исследовательском (авторских работах, добросовестности в проведении экспериментальных исследований), профессиональном (отсутствии инертности в трудоустройстве), общественном (наличии отчетливой гражданской позиции), индивидуальном, семейно-бытовом плане и т. д. А так же обуславливается активным формированием и трансформацией рынка труда. На особом счету пребывает в этом отношении молодое поколение, выступая особенной группой населения. Данная группа выделяется специфической способностью относительно быстро адаптироваться к переменам во внешних условиях. Это умение дает возможность молодежи не только заимствовать опыт старших поколений, но и лично активно воздействовать на модернизацию сообщества.

Следовательно, на основании актуальности данного вопроса и возникает необходимость в исследовании основных факторов оказывающих влияние при выборе последующей профессии, тенденций рынка труда молодежи и на их основании выявлять проблемы. Анализировать именно карьерные стратегии молодежи и рынок труда России целесообразно потому, что он располагает огромным потенциалом для расширения рыночных взаимоотношений, соответственно, открывает большие перспективы для исследования и изучения разнообразных секторов занятости молодого поколения.

Завершив обучение молодые люди, сталкиваются с многообразием профессиональных ориентиров. Незанятость оказывает негативное воздействие на социально-психологическое состояние и становление молодежи и зачастую является основанием к трансформации суждения о труде как возможность собственной самореализации, а сам процесс обычной социализации фактически нарушен [4].

Большая часть молодых специалистов не наблюдают собственных перспектив воздействия на социальные процессы, воздерживаются от участия в разрешении социальных трудностей. Тем не менее, общее направление социальной интеграции молодежи обусловливается степенью ее включенности в социальные структуры и критерием внутренней самоидентификации через освоения ценностей и норм сообщества.

На наш взгляд, способствование формированию молодежных инициатив, использование результативных способов работы приводит к интересным последствиям.

Предположим, в определенной деятельности, учитывая добровольное участие молодежи, получается, разрешать колоссальные задачи: осмысление целостности мира человека и природы; развитие установки воспринимать самого себя через восприятие другими; уважительное взаимоотношения к другой культуре; формирование разумных нужд, реализация себя, как личности.

Необходимо подчеркнуть, что квалификационный и образовательный уровни как стратообразующие факторы обладают значением только при установленных условиях, которые способствуют обретению высоких статусных позиций и восходящей социальной мобильности. Это сопряжено, как отмечают социологи [3], с понижением престижности и «доходности» ряда специальностей. Данное обстоятельство, тем не менее, не обозначает понижения престижности и «доходности» квалифицированного труда в целом, а подтверждает только о замене приоритетов касательно профессий.

Тем не менее, присутствует проблема, сопряженная с риском, его характером и источниками. Начальный риск присутствует еще при выборе профессии. На первый взгляд, такого типа риск обладает индивидуальным характером, но в действительности сопряжен с динамикой всей финансовой системы. Подобный тип риска обоснован незанятостью населения, а не понижением активности субъекта рынка труда из-за неверного избрания профессии (типа занятия), не отвечающей в дальнейшем его индивидуальным психологическим особенностям. Вид риска, формированный безработицей, считается самой специфической характерной чертой всей действующей хозяйственной инфраструктуры и имеющейся системы профессионального образования, которые образуют зону московского молодежного рынка труда. Проблема заключается в том, что уменьшается активность субъектов системы профессионального образования в связи с утратой социального заказа на их выпускников.

Поскольку проблема эта как самого выпускника, так и Вуза, который обучает не конкурентоспособным профессиям, предприятия

Необходимо отметить, что в критериях глубокой отраслевой модификации и изменений в экономике достаточно сильно увеличивается необходимость в профессиональной переориентации и переквалификации, вследствие которой нетрудоустроенными смогут стать и сотрудники с высоким уровнем квалификации. В рыночной экономике всегда присутствует особенная группа нетрудоустроенных, которые потеряли квалификацию из-за долговременного отсутствия работы, или так называемой «девальвацией профессии», предопределенной НТР. Для этой категории трудоустроиться без заблаговременной переквалификации практически нереально даже при наличии свободных мест. Тем не менее, основную долю (по численности) контингента нетрудоустроенных составляют те, кто сохранил собственный профессионализм и квалификацию по причине недолговременного периода безработицы в условиях минимальной конкуренции. В состав данной группы входит немалое количество специалистов с высшим образованием, а также квалифицированных рабочих. В обстановках увеличения объема производства они снова вовлекаются в область занятости. Они являются резервом рабочей силы.

На наш взгляд качественно решить обозначенную проблему необходимо можно только при условии применения системного подхода.

Каждый год в зависимости от состояния экономики, рынку труда требуются специалисты в тех или иных областях. ВУЗы же зачастую предлагают специальности и профессии, которые не соответствуют запросам рынка труда, как результат очевидной является тенденция несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда.

На современном рынке труда состояние молодежи обусловливается и работой образовательных учреждений городов. Какие посредством процесса воспитания и подготовки дают профессионально-квалификационный уровень собственных выпускников, развивают ценностные ориентации на модель поведения на рынке труда, труд и в области трудовых взаимоотношений.

Результаты многоаспектной оценки расположения молодежи на рынке труда смогут быть применены на практике, а особенно при исследованье и осуществлении органами власти федеральных программ в области профессионального образования, всевозможных стратегий и стандартов в области образования и молодежной политики. Кроме того результаты исследования и выработанные на их основе заключения и определенные рекомендации по профилактике и нивелированию карьерных стратегий смогут быть применены в воспитательной и образовательной работе учреждения высшего или среднего профессионального образования.

И нужно помнить, что доля молодежи на рынке труда довольно-таки не малая. Чем лучше будет обучение высших учебных заведениях и в школах, тем более реальную картину сумеет получить молодое поколение и четко понимать, к чему дальше стремится в жизни.

Существует большое количество способов разрешения этих вопросов, но самое главное все, же это желание и вера в собственные силы. Каким станет наше будущее, находится в зависимости только от нас самих, и от того, что мы входим в подрастающее поколение.

Таким образом, обобщая результаты и анализируя разносторонние источники можно сделать следующие выводы:

 при выборе той или иного профессии молодежь на рынке труда встречает значительная конкуренция, которая будет оказывать непосредственное влияние при трудоустройстве;

 что бы соответствовать требованию рынка трудоустройства молодой специалист должен быть конкурентоспособным, а его знания по полученной специальности должны быть на уровне современных тенденций;

 не исключено, что положительным моментом при согласовании всех нюансов между работодателем и нанимаемым лицом станет наличие местного гражданства или вида на жительство, что будет своеобразным бонусом при трудоустройстве.

Исходя из выше перечисленного, следует отметить, что данная тема является не только актуальной и насущно острой на данный момент, поскольку формирование карьерной стратегии в самом начале карьеры — представляется не только одним из существенных факторов, последующей трудовой деятельности, но и основой всей последующей жизни.

Ссылка на основную публикацию