Рынок труда, его современное состояние и проблемы

Рынок труда, его современное состояние и проблемы

Рынок труда представляет собой особую сферу, где работники осуществляют торговлю своими собственными силами, знаниями и умением. Такой рынок не является стандартным в понимании обывателя. Однако он успешно функционирует, позволяя удовлетворять потребности всех его участников. Каков же он, рынок труда, современное состояние и проблемы которого остаются на этапе разрешения?

На таком рынке так же, как и во всех других, действуют свои законы – закон спроса и предложения, а также формируются так называемые цены. В качестве цены здесь выступает заработная плата того или иного сотрудника, а также оплата, которая может предлагаться потенциальным работодателям.

Чем больше запрашивает соискатель уровень возможной заработной платы, тем меньшее количество потенциальных работодателей могут его принять (закон спроса). И чем меньшую заработную плату предлагает работодатель, тем меньшее количество сотрудников готовы приступить к работе (закон предложения). И только в месте пересечения этих двух условных прямых позволяет определить реальный рынок труда.

Рынок труда и его характеристика на современном этапе заставляет обратить внимание на одну важную особенность: работодатель ставит потенциального сотрудника на принятие заведомо невыгодных для него условий, поскольку в ином случае он вообще может остаться без работы.

Что собой представляет рынок труда в современных экономических условиях

Современный рынок представляет собой некую диспропорцию, что уже укоренилась, отсутствие мотивации в профессиональной сфере, низкая оплата. Минимальная заработная плата в стране очень маленькая, значительно ниже (до нескольких десятков раз), чем в развитых странах близкого и дальнего зарубежья. Сегодня практически отсутствует стимулирование профессионального развития сотрудников и неработающих специалистов. Можно выделять определенные критерии развития:

  • возрастание безработицы>
  • появление переселенцев и беженцев, которые подлежат трудоустройству>
  • неэффективное использование трудового потенциала сотрудников – из-за уменьшения производства необходимость в использовании имеющегося трудового потенциала сотрудников в полном объеме отпадает>
  • значительно заниженный размер пособия по безработице>
  • увеличение роста теневой занятости населения>
  • сложность вхождения в некоторые сектора: соискатели с высшим образованием не имеют возможности получить доступ к трудоустройству в определенных секторах, например банковский сектор, из-за установления монополизации, высокого уровня заработной платы и требований>
  • реальные отличия между официально зарегистрированным количеством безработных, а также вообще общего количества безработных.

Безработица – неприятная, но обязательная составляющая

Современный рынок труда в любой стране определяет уровень социального положения всего населения. Его главной составляющей является безработица. Она присутствует в каждой стране, однако отличается лишь своим уровнем. Спрос на работников можно регулировать не уровнем стоимости их работы, а непосредственным объемом производств. Поэтому рынок труда непосредственно и очень тесно связан с существующей в стране экономикой, напрямую зависит от нее.

Зарубежный опыт должен научить нас тому, что правильное и постепенное развитие рынка труда и рыночных отношений в обязательном порядке предусматривает выстраивание и эффективную защиту определенных групп населения.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу очень четко сформировались, и практически у всех работодателей взгляд на это один. Ценный профессионал – это лицо, которое может отвечать определенным критериям: первично то, чтобы человек был хорошим специалистом в своем деле. Также он должен быть мобильным и универсальным.

Современный рынок труда и безработица

Безработицей называют особое положение, при наличии которого некая часть работоспособного населения не может успешно трудоустроиться с предполагаемым уровнем заработной платы, либо же трудоустроиться вообще. Известно, что достигнуть равновесия спроса и предложения просто невозможно. По причине несоответствия заявленного спроса выдвинутому предложению такая ситуация стандартно приводит к возникновению разного уровня безработицы. Безработица в основном распространена в определенных кругах, наиболее незащищенными из которых являются:

  • молодые женщины,
  • молодежь,
  • национальные меньшинства,
  • лица, покинувшие места лишения свободы.

Можно условно определить три основных составляющих безработицы:

  1. Высокий уровень существующей заработной платы. В случае поднятия уровня заработной платы выше среднего (например, по требованиям профсоюзов) у работодателей уменьшается уровень необходимых предложений на замещение должностей. Это приводит к возникновению безработицы. С подобным явлением можно бороться только путем стабилизации уровня заработной платы.
  2. Невысокий уровень спроса также является причиной возникновения безработицы. Например, при снижении уровня спроса на товары уменьшается уровень спроса на сотрудников, осуществляющих продажи.
  3. Несовершенство и негибкость рынка. Считается, что возникновение безработицы является производной от того, что многие работодатели не могут в нужное время приспособиться к изменениям продаж.

Для борьбы с безработицей необходимо прикладывать усилия для того, чтобы бороться с факторами, провоцирующими безработицу. Среди них можно выделить наиболее проблемные:

  • Демографическая ситуация в конкретном регионе, где происходит борьба с безработицей. Это уровень рождаемости и смертности, миграционные потоки (как из региона, так и в регион), уровень продолжительности жизни.
  • Процесс перехода собственности на предприятиях из государственной в частную путем поведения стандартной процедуры приватизации. В этом случае огромное количество сотрудников таких предприятий предположительно оказываются без работы.
  • Организационно-экономические факторы. Здесь подразумеваются процессы изменения любой организационно-правовой формы, а также слияния и поглощения разнообразных компаний. В этих ситуациях сотрудники вынужденно могут менять фактическое место своей работы на другие регионы и наоборот. Все эти движения влияют на колебания, затрагивающие рынок труда.
  • Технический фактор. С учетом развития научно-технического прогресса на сегодняшний день, а также его перспектив развития в будущем, многие компании (особенно производственные) перестают нуждаться в некоторых категориях сотрудников, что провоцирует появление глобальных увольнений.

Рынок труда, его современная структура

Современный рынок труда в нашей стране имеет следующую структуру:

  • Здоровая конкуренция. Современная структура предусматривает наличие, в обязательном варианте, естественной конкуренции между работодателями и соискателями, а также между представителями одной группы.
  • Механизм регулирования отношений на рынке труда на государственном уровне.
  • Построение системы полной социальной защиты работоспособного населения.

Субъектный состав рынка современного труда очень многочисленный. Туда входят сами работодатели, уже нанятые работники, безработные лица, самозанятые работники. Все предполагаемые члены современного рынка труда, представляющие группу соискателей, могут условно быть поделены на категории:

  • «Синие воротнички». Эту категорию представляют работники заводов и фабрик, которые выполняют исключительно физическую работу.
  • «Белые воротнички». Эта категория представляется только сотрудниками, которые для выполнения работы используют умственные способности и знания.
  • «Серые воротнички». Эта категория представляет обычных рядовых и подсобных работников.

Главными составляющими на рынке труда можно определить совокупность предложений, которые охватывают всю рабочую силу, а также совокупный спрос, который определяет общую потребность экономики в наемной рабочей силе.

Регулирование рынка труда на государственном уровне в нашей стране

В регулировании рынка занятости населения не последнюю роль играет государство. Оно имеет большое влияние на некоторые моменты, которые влияют на становление занятости, как в отдельных отраслях, так и в глобальном масштабе. Например, государство может оказывать влияние на:

  • уровень предлагаемой заработной платы, условий труда,
  • предоставление дополнительных льгот отдельным лицам или категориям работников,
  • уровень социального обеспечения.

Государство может активно бороться с безработицей путем создания дополнительных рабочих мест, государственных органов, которые осуществляют контроль и борются с безработицей, эффективных программ, позволяющих заинтересовать потенциальных работодателей и т.д. Нередко сюда относят государственные программы, которые позволяют представлять работодателям дополнительные льготы при трудоустройстве безработных инвалидов или специалистов определенных профессий, а также провести процесс замещения вакантных должностей и обеспечить безработное население работой.

Государственные биржи как способ уменьшения уровня существующей безработицы

Созданные государством биржи помогают активно бороться с имеющимся уровнем безработицы в стране в целом, а также в отдельных ее регионах. Основная направленность этих организаций заключается в том, что они должны обеспечивать оборот потенциальных сотрудников и обеспечение их трудоустройством. Для достижения такой цели разрабатываются планы мероприятий, направленные на изменение уровня профессиональной подготовки, а также смены профессиональной направленности потенциального соискателя. Соискатели обеспечиваются бесплатными курсами повышения квалификации, курсами обучения на определенные специальности и т.д. Все это помогает не только получить дополнительные знания, но и найти работу по вновь приобретенной профессии.

Такие учреждения играют большую роль в борьбе с безработицей, особенно путем повышения социальной активности населения, исследования рынка труда в регионе и стране с целью мобильности ищущих работу граждан. Они помогают добиться от иных органов власти предоставления льготных программ кредитования для индивидуальных предпринимателей, имеющих наемных работников, улучшения условий обслуживания, снижения ставки налогообложения, а также использования и других видов поощрения.

Особая роль бирж в процессе регулирования рыночных отношений

К сожалению, нужно отметить, что работа биржи труда не особо сильно может влиять на установленный рынок труда в стране. В нашей стране не существует на законодательном уровне обязательства выполнять назначения биржи предпринимателями и предприятиями. Последние стараются самостоятельно определить круг возможных соискателей через собственные отделы кадров. Это позволяет сделать выбор в достаточно короткие сроки и принимать решение о трудоустройстве после общения с большим кругом возможных специалистов. А соискатели, в свою очередь, чтобы избежать бюрократических издержек общения с биржами, проявляют желание напрямую общаться с потенциальными работодателями.

Частные рекрутинговые компании

Кроме государственных учреждений, существуют частные компании, которые занимаются подбором персонала для разнообразных предприятий. Такие организации работают и на потенциальных работодателей, удовлетворяя их потребности в разного уровня специалистах, а помогают и соискателям на определенные вакансии.

Работа таких компаний существенно влияет на рынок труда. Современная тенденция развития помогает провести подбор персонала для замещения вакантной должности, а также подобрать необходимую работу для кандидата. Роль таких компаний в регулировании рынка труда очень велика, поскольку они реально показывают хорошие показатели по трудоустройству и удовлетворению обоих сторон. Поскольку рекрутинговые компании являются частными, то и их деятельность целиком и полностью направлена на достижение определенного результата, в данном случае – удовлетворения потребностей по трудоустройству.

Регулирование рынка труда

К сожалению, созданные биржи не могут выполнять в полном объеме роль регулятора рынка труда. Вопрос устройства на работу продолжает находиться на критическом уровне. В условия нестабильной экономики многие учреждения и организации либо перестают работать на время, либо становятся банкротами. Соответственно, все сотрудники, которые работали на таких предприятиях, остаются без работы. Естественно, что не все они могут устроиться на работу с помощью бирж, многие так и останутся находиться на учете (особенно, если возраст предпенсионный либо же нет соответствующей профессии). Также приток безработных приходится на период окончания учебного года, поскольку ВУЗов и профильных училищ много, а обеспечить всех выпускников работой не представляется возможным, по крайней мере, сразу.

Эти проблемы были известны всегда, но особого внимания к ним не привлекалось. Только в последнее время стали уделять решению этих проблем достаточное внимание. Изменилась позиция в отношении рынка труда, замещать освободившиеся вакансии теперь можно после посещения ежемесячно устраиваемых ярмарок вакансий, а также других подобных мероприятий.

Однозначно, не принимать роль бирж в регулировании рынка труда просто невозможно. Как уже отмечалось, биржи занимаются перепрофилированием, переподготовкой, учебой потенциальных работников, а также реально помогают в трудоустройстве гражданам. Кроме того, особое значение имеет то, что биржи занимаются сбором данных о количестве безработных, уже трудоустроенных, определении перечня востребованных профессий, что помогает составить статистику и план мероприятий, направленных на борьбу с безработицей.

Но, что бы ни делала биржа, основную проблему она не решает. Потерявший работу человек, придя на биржу и получив предложение приобрести новую специальность, естественно, соглашается. Но на рынке труда будут отдавать предпочтение потенциальным сотрудникам, возраст которых – до 45, есть определенный стаж работы по необходимой профессии. А реальные соискатели, которые ищут работу через биржу, не имеют опыта в новой профессии, да и возраст зачастую около граничного либо же выше. То же происходит и с молодежью, которая на период поведения перепрофилирования, может утратить реальную возможность трудоустроиться, в связи с занятием вакантной должности другим специалистом. То есть вопрос переобучения не может решить проблему трудоустройства.

Поскольку еще очень много времени пройдет до момента, когда проблема будет полностью устранена, можно предпринимать эффективные промежуточные решения. Они хоть и не решают в целом проблему, однако лишними совершенно не будут:

  • увеличение минимального и максимального размера пособия, получаемого безработными>
  • направление усилий на проведение трудоустройства молодого населения страны>
  • приложение усилий для реального поиска рабочих мест безработному населению.

В условиях сегодняшнего дня огромную роль в стабилизации и улучшении экономики в стране, а также экономических процессов, играет мобильность потенциальных соискателей. То есть способность работника, а также членов его семьи, по надобности изменять место своего проживания с региона на регион. Именно это особенность может привести к увеличению производительности и эффективности экономики в целом.

Решение проблем, имеющихся на рынке труда

При становлении рыночных отношений всегда затрагивается важнейшая сфера экономики – занятость трудовых ресурсов. При проведении правильной экономической политики уровень безработицы не должен быть выше 5%, это является идеальным соотношением. На сегодняшний день возможно достичь такой ситуации и у нас в стране. Однако существует ряд факторов, которые преграждают дорогу к достижению этой цели, а именно:

  • Существующий рынок труда не является сбалансированным. Есть большое количество вакансий, размещенных разнообразными компаниями, и есть большое количество безработных, умение, профессиональная подготовка и опыт работы не позволяет им воспользоваться предложенными вакансиями.
  • Существующие ограничения, в том числе и правовые, уменьшающие реальные возможности мобильности работоспособного населения (существующий институт регистрации и прописки значительно привязывает человека к определенному месту нахождения).
  • Отсутствует возможность обеспечения доступным жильем, что снижает мобильность хороших специалистов в другие регионы.
  • Уровень производительности труда, по отношению к другим странам, остается на очень низких показателях.
  • Монополизированная экономика. Это удачно и продолжительное время позволяет работодателям диктовать свои условия труда и уровень оплаты за работу, а сотруднику ничего не остается, как принимать явно невыгодные условия.

Устранив все существующие проблемы, можно добиться хороших показателей и на рынке труда, и в экономике, и в рыночных отношениях. Как уже стало видно, от рынка труда очень зависят рыночные отношения и экономика в целом. И остается надеяться, что совсем недолго осталось до времени, когда рынок труда будет абсолютно объективным и позволит работодателям и работникам на равных бороться за удовлетворение своих потребностей в трудоустройстве.


Рынок труда и его компоненты, современное состояние и проблемы (стр. 1 из 6)

1 Рынок труда и его компоненты

1.1 Сущность и понятие рынка труда

Труд – это процесс, совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости – средства существования.

Труд как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой представляет собой вечное и естественное условие человеческой жизни. В этом смысле процесс труда не зависит от какой бы то ни было определенной общественной формы жизни, т.е. он, как отношение человека к природе, одинаков для всех общественных форм, для всех способов производства, для любого общественного строя.

Труд и работа – понятия не равнозначные, не тождественные. Труд – явление общественное, он присущ только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа – понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа – килограммометрами.

Обязательными элементами труда служат рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила – совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда, рабочая сила – основная, главная производительная сила общества. Средства производства – состоят из предметов труда и средств труда.

Предметы труда – это продукты природы, которые в процессе труда подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительные стоимости.

Читайте также:  Что нужно знать о современном рынке труда

Средства труда – это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их.

Процесс труда есть процесс соединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей. Чем лучше организован труд, т.е. чем экономичнее расходуется (потребляется) рабочая сила и средства производства, тем больше при прочих равных условиях может быть создано продукции, тем выше будет производительность общественного труда. Все это является неотъемлемой частью рынка труда.

В самом общем виде рынок – это система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг, форма связи между сторонами обмена, в процессе которого устанавливается рыночная цена на объект обмена и происходит смена его собственника. Еще рынок может быть представлен как экономическое и географическое пространство, на котором происходит процесс товарного обращения, обмена товаров на деньги и, соответственно денег на товары. Под рынком понимают также механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров и услуг.

Каждое из этих определений подчеркивает существенные стороны понятия «рынок» и тем самым отражает его многократность.

Рыночные отношения предполагают существование и функционирование множества рынков, охватывающих разнообразные области человеческой деятельности. Среди этих рынков свое место занимает и рынок труда.

Теория рынка труда рассматривает поведение людей: работодателей и тех, кто ищет наемную работу, которое определяет систему их взаимодействия в зависимости от разных факторов, таких как уровень доходов сторон, величина заработной платы, состояние инвестиционной политики, совокупность предпочтений и др.

Рынок труда – это прежде всего система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое и географическое пространство – сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

Таким образом, рынок труда, как важная сфера социально экономической жизни, отражает следующие моменты:

1. тенденции в динамике занятости;

2. тенденции в общественном разделении труда;

3. мобильность рабочей силы;

4. динамику и масштабы безработицы.

В результате функционирования рынка труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, исполнителями работ, а наемные работники, продавая труд, обеспечивают себе получение средств существования и жизнедеятельности.

Формирование рынка труда в стране с появлением для этого экономических, социальных и юридических предпосылок, то есть некоторых объективных условий, без которых рыночные отношения в трудовой сфере невозможны или невозможны в сеченном виде.

Экономическими предпосылками рынка труда являются:

1. Экономическая свобода, либерализация экономики, в основе которой лежит право частной собственности на средства производства, в том числе и на землю;

2. Свобода труда, когда каждый человек имеет возможность самостоятельно определять: чем, когда, где и в каком объеме ему трудиться. Свобода труда предполагает запрет принудительного труда (за исключением случаев, когда человек осужден к лишению свободы, что четко должно быть определено законодательством страны);

3. Свобода предпринимательской деятельности, когда у человека имеется возможность начать собственное дело, собственное производство или же принять участие в совместном с другими лицами производстве с учетом регламентируемых форм предпринимательской деятельности.

Социальные предпосылки рынка труда заключаются в наличии социального неравенства между людьми по уровню доходов, по составу семьи, по состоянию здоровья, стажу и опыту работы, по умственным способностям, уровню образования, личным качествам (физическая сила, выносливость, память и др.). Предпосылки этого типа приводят к расслоению населения, появлению богатых и бедных, а также так называемого среднего класса.

Юридические предпосылки рынка труда состоят в наличии системы законов, обеспечивающих экономические свободы и социальную защиту населения страны. К ним относятся законодательные положения о труде, о собственности, о правах личности, о предпринимательстве, о занятости населения, о социальном обеспечении, социальном страховании, социальных гарантиях и др.

В России юридические предпосылки определены прежде всего Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, а также Федеральными законами принятыми Правительством РФ.

Функции и элементы рынка труда

Главная задача рынка труда – обеспечение оптимальной мобильности работников, наиболее быстрое удовлетворение спроса и предложения на рынке труда.

Достижение этой задачи осуществляется через выполнение рынком труда следующих функций:

· организацию встречи продавцов и покупателей труда;

· обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;

· установление равновесных ставок заработной платы;

· способствование решению вопросов занятости населения;

· осуществление социальной поддержки безработных.

На рынке труда происходит первичное согласование интересов предпринимателей-работодателей и наемных работников. Стороны рыночных отношений договариваются об условиях труда, размере его оплаты, социальных гарантиях, сроках договора. Вторичное согласование интересов работодателей и наемных работников осуществляется через систему партнерства путем заключения в стране, отраслях, регионах, муниципальных образованиях соответствующих соглашений, а непосредственно на предприятиях и в организациях – коллективных договоров.

Хорошо организованный и эффективно функционирующий рынок труда обеспечивает наиболее целесообразное использование трудового потенциала общества. Следовательно, состояние и эффективность рынка труда являются важнейшими макроэкономическими факторами эффективности развития общества и его экономики.

Рынок труда тем эффективнее, чем он лучше организован. Уровень организации рынка труда напрямую зависит от того, из каких элементов этот рынок складывается и как решены вопросы функционирования каждого из этих элементов.

Составными частями или элементами рынка труда являются:

1) Стороны рыночных отношений или субъекты рынка: работодатели или их представители и ищущие наемную работу или доходное занятие люди.

2) Конъюнктура рынка – соотношение спроса на труд и предложения труд, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения.

3) Правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда.

4) Службы занятости населения (департаменты, центры, бюро и др.).

5) Инфраструктура рынка труда как совокупность вспомогательных служб и организаций, обеспечивающих функционирование основных органов службы занятости населения. К ним относятся службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, рекламные фирмы и др.

6) Альтернативные временные формы обеспечения занятости: общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.

7) Система социальных выплат и гарантий для граждан, увольняемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных.

8) Система финансирования политики занятости и служб занятости населения.

Первый и второй из перечисленных элементов рынка труда представляет собой естественное и необходимое условие для существования рыночных отношений в сфере труда, они присутствуют на любом рынке труда и мало зависят от его организации. Но последующие элементы рынка труда оказывают решающее воздействие на степень эффективности отношений на нем. Через них, собственно и реализуется та или иная его эффективность.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда возникает определенная конъюнктура рынка труда, она может быть трех типов:

1) трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда определенного качества;

2) трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда определенного качества;

Состояние рынка труда в Российской Федерации на современном этапе

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 26.02.2014 2014-02-26

Статья просмотрена: 8176 раз

Библиографическое описание:

Французова Т. А. Состояние рынка труда в Российской Федерации на современном этапе // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 572-575. — URL https://moluch.ru/archive/62/9539/ (дата обращения: 28.03.2020).

Встатье приводится анализ рынка труда в Российской Федерации 2013 года. Отмечено неизбежное возрастание ценности профессиональной подготовки работника. Определена необходимость рациональной организации профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями на мировом рынке труда.

Ключевые слова: рынок труда, безработица, коэффициент напряженности, уровень жизни, занятость.

С пришедшей стабилизацией рынка в Российской Федерации мы снова наблюдаем «рынок кандидата», что выражается в достаточно высокой активности, готовности к изменениям, профессиональному росту и развитию. Вместе с тем, экспертный рост, наработка навыков и горизонтальное развитие — это то, к чему стремятся сотрудники, приходя в компанию.

Просматривается тенденция роста предлагаемых компенсаций. Однако на рынке не наблюдается активной «перекупки» кандидатов при переходе. А компании, в свою очередь, стремятся, используя различные мотивационные программы и все больше уделяя внимание развитию внутренних коммуникаций и взаимодействия между подразделениями организации. Повышается мобильность персонала. Вместе с тем, выявляется готовность менять текущее развитие карьеры, пробовать новые направления деятельности. Профессионалы не боятся брать паузу. Кто-то тратит это время на то, чтобы учиться, инвестируя в свою будущую или текущую карьеру. А кто-то не боится уходить «в никуда», менять сферу деятельности, заниматься личными делами. Появилась уверенность в том, что хороший специалист востребован всегда и перерыв или смена рода деятельности не нанесет ущерба карьере.

Усовершенствование трудового законодательства способствует притоку зарубежных профессионалов, при этом все больше россиян имеют возможность получить опыт работы за рубежом [1.с-37]. Повышение качества программ по обучению и развитию персонала также оказывает положительное влияние. Россия больше, чем когда-либо, открыта международному бизнесу и становится все более привлекательным рынком. Однако нестабильное прошлое страны, экономические и технологические сложности иногда сдерживают темпы развития иностранных компаний.

Критичным фактором достижения успеха становится трансформация структуры управления персоналом. Если компания и ее сотрудники не готовы меняться в том же темпе, с которым меняется сам бизнес, вы не сможете двигаться вперед. Ожидания работодателей очень высоки: они требуют «3D» мышления и инновационного подхода. Административные задачи менее приоритетны, чем 5 лет назад, и часто отдаются на аутсорсинг. Компании видят зависимость своего успеха от талантливых сотрудников, обладающих ясным мышлением, систематическим и структурированным подходом, от людей, помогающих избегать бюрократии и сокращать расходы.

Уровень безработицы в РФ по годам [3]

Безработные, тыс. чел.

Численность экономически активного населения, тыс. чел.

Из таблицы мы видим, что процент безработицы в последние годы снижается. Рынок труда уже практически полностью восстановился после кризиса. Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в I квартале 2013г. составил 5,8 % экономически активного населения.

Государство в течение 2013 года принимало активные меры по борьбе с безработицей, такие как:

– стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);

– переподготовка (повышение квалификации);

– профессиональное обучение (смена вида деятельности);

– создание собственного дела (самозанятость);

– общественные и временные работы;

– переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.

Кроме этого в течение 2013 года проводилось совершенствование государственной политики занятости. Такими основными мерами можно считать:

– Введение квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности).

– Содействие созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего предпринимательства.

– Выделение средств субъектам Российской Федерации на трудоустройство специально оборудованные рабочие места 14,2 тысячи инвалидов, а также содействовать занятости 20,3 тысячи граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда (включая республики Северного Кавказа).

Опасения относительно возможной нестабильности так и не оправдались — массовых сокращений персонала и уменьшения количества вакансий на рынке труда ни в 2012, ни в 2013 году не происходило. Это, безусловно, позитивный момент.

Рис. 1. Динамика уровня безработицы РФ в процентах к экономически активному населению за 2009–2013гг

В наступившем году по-прежнему будет наблюдаться дефицит профессиональных кадров во многих сферах, особенно в промышленности, топливно-энергетическом комплексе, в автомобилестроении. Опытные специалисты с бэкграундом особенно востребованы.

В 2013 году для того, чтобы привлечь хорошего кандидата, компаниям приходилось прилагать гораздо больше усилий. Серьезный рост зарплат (более чем на 10–20 %) происходит как раз в этот момент — в момент переговоров кандидата с работодателем. При этом в среднем по России рост зарплат в 2012–2013 годах не превысил рост инфляции. Банковский сектор и ТЭК традиционно являются наиболее «денежными», однако наибольший рост в открытии новых вакансий и найме персонала показали компании из сферы товаров народного потребления, розничный сектор, индустриальная промышленность, IT и телекоммуникации

Однако ситуация начала кардинально меняться. Так, российский рынок труда, изначально являвшийся скорее «рынком кандидата» из-за острого дефицита высококвалифицированных кадров и демографического кризиса, испытал в 2012 году стресс из-за стремительно падающего уровня безработицы. Если на начало 2012 года незанятых в отечественной экономике было 6,6 % от общего числа трудоспособного населения (почти 5 млн. сограждан), то к концу года этот показатель рухнул до 5,3 % (сократившись на миллион человек).

К примеру, в Великобритании уровень безработицы составляет 7,8 %, во Франции — 10,6 %, в среднем по Евросоюзу — 11,7 % (данные Евростата), в США — 7,8 %.

В принципе, здоровой экономике необходима безработица (в пределах 6–7 %, по оценкам экспертов), которая поддерживает рынок труда живым и является дополнительным фактором сдерживания инфляции.

Логика простая: пока рынок труда насыщен трудовыми ресурсами, работодатели не спешат поднимать зарплаты, а, следовательно, в экономике не появляется излишка свободных финансов домохозяйств, которые могут подогреть рост потребительских цен.

Средневзвешенный коэффициент напряженности на рынке труда России увеличился до 3,48 в I полугодии 2013 года по сравнению с 2,98 в аналогичный период предыдущего года (АППГ). Несмотря на сокращение общего уровня безработицы в стране, в ряде субъектов Федерации ситуация на рынке труда продолжает оставаться весьма негативной. Наибольший дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда наблюдается в Республике Ингушетия, Республике Дагестан, а также в Республике Тыва. Отметим, что по сравнению с АППГ, коэффициент напряженности возрос в Ингушетии в 3,5 раза, а в Республике Дагестан и Республике Тыва остался примерно на том же уровне.

В целом у большинства регионов, в которых наблюдалось существенное увеличение коэффициента напряженности, данный показатель ниже среднего уровня по России. Рост данного индикатора, например, в Воронежской или Тверской области можно охарактеризовать как позитивный сдвиг в развитии рынка труда в этих регионах, так как чрезмерно низкое значение коэффициента напряженности также свидетельствует о дисбалансе между спросом и предложением трудовых ресурсов. В то же время ситуация на рынке труда в таких субъектах Федерации, как Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республике, Республика Калмыкия вызывает серьезные опасения.

Оценить действительные масштабы безработицы довольно трудно. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же время велика скрытая, официально не фиксируемая «теневая» занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность.

До сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям.

С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов.

На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.

В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников. Для их оптимизации применяется целая система мер, которая направлена на разумное сочетание труда, а также средств производства. Эта сводиться, прежде всего, к объединению людей, коллективов, которые общими усилиями реализуют функциональную программу на основе каких-то правил и процедур [2 с.410]

Читайте также:  Какие документы требуется предоставить при приёме на работу по договору гражданско-правового характера?

Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства, прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).

Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35 % трудоспособного населения России, во-вторых, они — будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. Проявляется четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре общества.

Несмотря на кризис, в экономике все больше ощущается рост потребности в повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и, прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями на мировом рынке труда.

Таким образом, по мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность профессиональной подготовки работника неизбежно возрастет. Мировой и отечественный опыт подтверждают тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего ее вступления в активную трудовую деятельность.

В России рынок труда не будет рынком соискателей еще очень и очень долгое время. Сам факт работы людей на предприятии в России создает ситуацию, когда работодатель основной и единственный «закон». Посудите сами — большинство компаний в России работает по «серым схемам», есть «белая» и «серая» часть зарплаты, больничные листы в подавляющем большинстве российских компаний не оплачиваются. Отпуск работодатель предоставляет сотрудникам тогда, когда посчитает это нужным. График отпусков — это больше отписка, чем работающий документ. Зарплатные ожидания кандидатов и бонусы так же формируют владельцы бизнеса (за исключением крайне редких специалистов).

Хорошего уровня специалисты, чаще всего, остаются не востребованными на рынке труда по нескольким причинам. Во-первых: хорошего уровня специалист стоит хорошего уровня денег и уже он, по большей части диктует свои условия работы работодателю. Во-вторых: работодателю нужно идти с ними на компромисс. Думаю, что в ближайшие два года ситуация будет меняться в пользу работодателей. Работодатели будут все чаще и чаще заменять знающего себе цену высокопрофессионального и дорогого специалиста, двумя-тремя специалистами «среднего» уровня, но сговорчивыми, тихими и спокойными «рабочими лошадками». Все выше сказанное в России называют «оптимизацией затрат на персонал». Отсюда, как результат, качество специалистов на рынке труда растет, а качество специалистов, занимающихся подбором — снижается.

Осуществление эффективной и продуманной политики на рынке труда требует дальнейших исследований в этой области, которые все еще отстают от запросов практики. Особую значимость при этом приобретают такие конкретные проблемы как: выбор оптимальных форм и методов регулирования занятости, соотношение частных и государственных инициатив, централизация и децентрализация в этой области.

1. Журавлева, Г. П. Экономика / Г. П. Журавлева: — М.: Экономистъ, 2011.

2. Шаринова Г. А. Финансовый механизм в системе управления финансами / Г. А. Шаринова, М. П. Емельяненко // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 410–411.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2015

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства – рынок труда, который создает основу национального богатства и валового внутреннего продукта общества. Рынок труда является важной частью любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы. В то же время он обеспечивает граждан доходами, от которых во многом зависит их образ и уровень жизни.

На рынке труда не только сталкиваются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические преобразования в обществе.

Современное состояние рынка труда отражает неоднозначность происходящих в сфере занятости процессов, обусловленных влиянием экономических и социальных преобразований в России.

В связи с этим в современных условиях экономического и социального развития необходимость исследования современного состояния как национального, так и регионального рынка труда не вызывает сомнений.

Изучение состояния рынка труда в большей степени позволяет выявить негативные тенденции проблемы занятости, безработицы, мобильности трудовых ресурсов. Выявленные угрозы в данной сфере необходимы для принятия мер воздействия, которые влияют на решения не только чисто экономических задач, но и задач социального развития общества. Изучение состояния рынка основывается на обобщенной системе показателей.

Для того, чтобы оценить состояние рынка труда Республики Мордовия отразим основные его показатели в динамике за последние пять лет.

Важнейшим звеном рынка труда являются трудовые ресурсы, основную часть которых составляет трудоспособное население в трудоспособном возрасте (таблица 1). В настоящее время трудоспособным возрастом считается в России: для мужчин 16–60 лет, для женщин 16–55 лет [2, с. 135].

Таблица 1– Численность населения Республики Мордовия в трудоспособном возрасте, человек

Население в трудоспособном возрасте

В % от постоянного населения

Численность населения в трудоспособном возрасте во многом определяется демографическим фоном республики. В Республике Мордовия продолжается процесс тревожного устойчивого сокращения численности населения как за счет естественной убыли, так и миграционного оттока. За период 2011–2013 гг. численность населения уменьшилась на 14,8 тыс. человек или на 1,8 %. В связи с ежегодным сокращением общей численности населения республики сохраняется тенденция снижения численности в трудоспособном возрасте. Так, за 2011–2013 гг. уменьшилась численность лиц моложе трудоспособного возраста на 0,9 %, трудоспособного возраста – на 3,6 %, и в то же время увеличилась численность лиц старше трудоспособного возраста на 2,8 %. В 2013 году в Республике Мордовия удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста составил 14,7 % в общей численности населения, численность лиц трудоспособного возраста – 60 %, лиц старше трудоспособного возраста – 25,3 % [4]. Число лиц старше трудоспособного возраста превысило число лиц моложе трудоспособного возраста в 1,7 раза. Увеличение разрыва между этими категориями сказывается негативным образом на возможностях обеспечения региона кадрами. Тенденция снижения численности трудоспособного населения стимулирует дальнейшее его старение, поэтому наблюдение за его будущей динамикой представляет наибольшую важность. Старение населения также предполагает снижение экономической активности и увеличение демографической нагрузки на работающее население.

На динамику трудовых ресурсов также заметное влияние оказывают миграционные процессы. Ежегодно увеличивается доля мигрантов, перемещающихся в пределах России, а также возрастает доля выбывших в другие регионы. В частности, данная миграция характеризуется достаточно высоким оттоком из Мордовии трудоспособного и образованного населения республики. Цель мигрантов в этом случае сводится к поиску сезонной работы с более высокой заработной платой. Основные потоки мигрантов направляются в г. Москву (22,5 %), Московскую (43,9 %), Нижегородскую (10,7 %) и Самарскую (4,1 %) области [3].

В составе трудовых ресурсов выделяется важный показатель рынка труда как экономически активное население, которое представляет часть населения, обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Его численность измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных (таблица 2).

Таблица – 2 Динамика показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда Республики Мордовия, тыс. человек

Численность экономически активного населения – всего

Занятые в экономике, всего

Анализ динамики численности экономически активного населения показывает его ежегодное сокращение, которое во многом обусловлено неблагоприятной демографической ситуацией в регионе.

Обращает на себя внимание тот факт, что за рассматриваемый период в 2008 году численность занятых достигла наивысшего значения– 463 тыс. человека, а численность безработных наименьшего значения – 11 тыс. человек. Мировой финансово-экономический кризис внес свои коррективы и в ситуацию на рынке труда. И как следствие этого, с 2009 года ситуация начала ухудшаться в плане роста численности безработных и снижения занятых. Так численность безработных в 2009 году резко возросла в среднем с 11 до 24 тыс. человек, а численность занятых сократилась на 19 тыс. человек. Если показатель безработных приобрел некоторое ежегодное сокращение, то показатель численности занятых не стабилен, его рост чередуется с сокращением.

Оценивая половозрастную структуру, можно сказать, что в составе экономически активного населения среди занятых наибольшую долю занимают мужчины – 219 тыс. человек в 2013 году. Это отражает тот факт, что мужчины столкнувшись с проблемой трудоустройства, стремяться трудоустроиться более активно, чем безработные женщины.

Состояние рынка труда в Республике Мордовия определяют также показатели занятости (таблица 3).

Таблица 3 – Показатели занятости рынка труда в Республике Мордовия

Среднегодовая численность занятых в экономике (тыс. чел.)

Состав занятого населения по возрастным группам (%)

В целом, в республике отмечается ежегодное снижение числа граждан, занятых по всем видам экономической деятельности, в 2013 году их численность составила 375,4 тысяч человек, тогда как в 2012 – 379,6 тысяч человек, в 2011 и 2010 годах – 382,6 тысяч человек [3].

Исследовав данные о распределении занятых в экономике по видам экономической деятельности, были сделаны следующие выводы. В 2013 году преобладающая часть работающих была задействована на сельскохозяйственных предприятиях (74,3 тыс. человек), предприятиях обрабатывающего производства (66 тыс. человек), оптовой и розничной торговли (50,7 тыс. человек), в сфере строительства (29,2 тыс. человек), в сфере образования (31,1 тыс. человек) и здравоохранения (27,3 тыс. человек) [3].

Незначительно увеличилась лишь доля занятых деятельностью, связанной с операциями недвижимого имущества, арендой и предоставлением услуг.

Тенденция к увеличению числа занятых прослеживается в возрастных группах 25 – 29 лет и 30-34 лет, причем наиболее заметен этом процесс среди граждан, принадлежащих группе 25–29 лет. Здесь этот показатель за 5 лет увеличился на 1,9%. И это неслучайно, в возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы, следовательно, они являются наиболее перспективной категорией рабочей силы.

Если обратиться к другой составляющей регионального рынка труда, к безработице, то тут наблюдаются следующие тенденции (таблица 4) [1].

Таблица 4 – Показатели безработицы рынка труда Республики Мордовия

Численность незанятого населения на одну заявленную вакансию (коэффициент напряженности)

Уровень регистрируемой безработицы

Состав безработного населения по возрастным группам (%)

Рассматривая данные распределения численности безработных по возрастным группам, можно отметить, что увеличение количества безработных граждан наблюдается во всех возрастных категориях, кроме возрастов до 20 лет и 30–39 лет. Наиболее распространена проблема невостребованности кадрового потенциала среди молодежи (39, 6% от общего числа безработных). Среди них, наибольшие трудности при трудоустройстве испытывают граждане от 20 до 24 лет (25,6 %). Молодые люди 20–24 лет, завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии, достаточно уязвимы на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособны.

Регрессивный характер трудоустройства прослеживается также среди лиц старших возрастных групп 45 – 49 лет и 50–54 лет. Особенно сложно и сопряжено с рядом проблем трудоустройство лиц предпенсионного возраста (50-54 лет). Во-первых, эти граждане уязвимы в силу возрастных критериев: предприятия работают на перспективу и не хотят принимать сотрудника, зная о том, что он скоро уйдет на пенсию. Во-вторых, в сложившихся экономических условиях повышаются требования работодателей к профессиональным качествам потенциальных работников.

.Численность незанятых граждан в расчете на одну заявленную вакансию в 2009 году была равна 4,8 человека. Такое положение было следствием экономического кризиса, спада производства, наметившейся безработицей. Вследствие роста вакансий коэффициент напряженности с 2010 года начал резко снижаться, в 2013 году данный показатель составил 0, 5 человека на 1 вакансию [3].

С 2009 года четко прослеживается тенденция снижения уровня регистрируемой безработицы. Так, ситуация с регистрируемой безработицей в республике в 2013 году по сравнению с 2012 годом улучшилась и составила 0,8 %. Но в тоже время, в Республике Мордовия наблюдается дифференциация регистрируемой безработицы по муниципальным районам, обусловленная структурой экономики муниципалитетов, несоответствием спроса и предложения рабочей силы, неоднородной структурой распределения трудоспособного населения, являющегося основой трудового потенциала. Наиболее высокий уровень безработицы сложился в Большеигнатовском ( 1,5 %), в Атюрьевском районах (1,4%), самый низкий – в Лямбирском районе (0,5%), Торбеевском (0,6%) и Краснослободских районах (0,7% ) [3].

Тем не менее, оценить действительные масштабы безработицы в республике достаточно трудно. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же время велика официально не фиксируемая “теневая” занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность.

Исходя из вышеперечисленного, делаем вывод, что в настоящее время в Республики Мордовия есть определённые трудности в отношении возможностей обеспечения региона трудовыми ресурсами. Можно выделить целый ряд ключевых проблем:

– снижение численности трудоспособного населения, увеличение демографической нагрузки на рабочее население;

– миграция, характеризуемая достаточно высоким оттоком трудоспособного и образованного населения республики;

– снижение занятых по видам экономической деятельности;

– существующее несоответствие профессионально-квалификационной структуры граждан, обращающихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, и структуры вакантных рабочих мест, заявляемых работодателями;

– проблема трудоустройства наименее конкурентоспособных граждан. Как правило, женщин, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы);

– значительная дифференциация по показателям уровня зарегистрированной безработицы, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием территорий с высокой напряженностью на рынке труда.

Положительные изменения проявляются как в снижении общей численности безработных граждан, так и численности граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Так в конце 2013 года в центрах занятости населения было зарегистрировано 3818 человек, что на 19,3% ниже соответствующей даты 2012 года. Также не наблюдается предпосылок для массового высвобождения работников предприятий и организаций республики.

Современное состояние рынка труда является отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития Республики Мордовия.

В дальнейшем ожидается сохранение проблемы обеспеченности региона трудовыми ресурсами. Прежде всего, это обусловлено ежегодным сокращением численности населения за счет как естественного, так и механического движения. Прогнозируется также изменение возрастной структуры населения: увеличение доли населения старше трудоспособного возраста и небольшое возрастание доли лиц моложе трудоспособного возраста. Это обусловит повышение демографической нагрузки на трудоспособное население: к 2015 году он составит 689 чел. нетрудоспособного возраста на 1 000 чел. трудоспособного возраста.

Особенности рынка труда обуславливают специфику механизма его регулирования, необходимость активного вмешательства государства в его функционирование.

Читайте также:  Каким образом рынок труда участвует в регулировании рыночных отношений

Ведомственные работы по регулированию рынка труда в Республике Мордовия ведутся органами власти республики. Основополагающим исполнительным органом государственной власти, который осуществляет полномочия в области труда и содействия занятости населения, является Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения.

Комитет осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные государственные учреждения службы занятости населения во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, территориальными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями [4].

Органы власти Республики Мордовия реализуют политику в области содействия занятости населения Республики Мордовия через нормативно-правовые акты, а также через федеральные целевые или республиканские программы.

В целях создания условий для эффективной занятости населения, обеспечения стабильности на рынке труда, обеспечения защиты конституционных прав работников на здоровые и безопасные условия труда, а также сокращения дефицита трудовых ресурсов в Республике Мордовия реализуется Государственная программа “Развитие рынка труда и улучшение условий труда в Республике Мордовия” на 2014 – 2018 годы, принятая в 2013 году [1].

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

– предотвращение напряженности на рынке труда;

– содействие занятости инвалидов;

– улучшение условий и охраны труда работников организаций Республики Мордовия;

– оказание содействия полноценному и осознанному процессу переселения в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом.

Основными приоритетами государственной политики в сфере реализации Государственной программы являются:

– информирование о положении на рынке труда в Республике Мордовия;

– осуществление профессиональной ориентации населения;

– усиление взаимодействия государственной службы занятости населения и муниципальных образований Республики Мордовия по вопросам содействия занятости населения;

–содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

– содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, молодежи [1].

Разумеется, приводимый перечень мероприятий не является исчерпывающим. Предполагается, что перечисленные, а также иные меры по стабилизации ситуации на рынке труда окажут положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения.

В перспективе обеспеченность экономики республики трудовыми ресурсами будет определяться сохранением сложной демографической ситуации – сокращением численности населения в трудоспособном возрасте и увеличением его среднего возраста. Для координации и выработки основных направлений политики занятости необходимо совершенствовать структуру управления от регионального до муниципального уровня. Целесообразно продолжать работу по реализации грамотной политики, направленной на снижение напряженности на республиканском рынке труда, увеличения занятости населения республики, повышения роли негосударственных учреждений занятости населения, эффективных программ содействия занятости. Это позволило бы, притормозить деградацию совокупной рабочей силы.

Обобщив все вышесказанное, можно утверждать, что происходящие на рынке труда процессы неразрывно связаны с демографическими, политическими, экономическими, социальными процессами как в России в целом, так и в Республике Мордовия.

Список литературы:

1 Государственная программа “Развитие рынка труда и улучшение условий труда в Республике Мордовия” на 2014 – 2018 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.fmsrm.ru. – Доступ из справ.-правовой системы Гарант плюс

2 Рынок труда и занятость: современные проблемы теории и практики. Серия: «Точка зрения». – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 162 с.

Рынок труда, его современное состояние и проблемы

Библиографическая ссылка на статью:
Щавель А.И. Основные особенности и проблемы современного рынка труда в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/10/87651 (дата обращения: 02.02.2020).

В современных социально-экономических условиях рынок труда является одним из наиболее сложных элементов рыночной экономики. Рынок труда включает в себя широкий спектр социально-экономических отношений и явлений, ему принадлежит важнейшая роль в процессе формирования эффективной системы занятости населения, снижения уровня безработицы, реализации конституционных трудовых прав граждан. Посредством рынка труда реализуются две основополагающие функции жизнедеятельности общества. Это, во-первых, экономическая функция, заключающаяся в масштабном обеспечении производственной и непроизводственной сфер необходимым числом работников и, во-вторых, социальная функция, подразумевающая необходимость обеспечения достойного уровня и качества жизни населения России путем предоставления трудящимся заработной платы, а также различных трудовых и социальных гарантий. Кроме этого, рынок труда регулирует и такие вопросы, как [1, c. 35]:

  • формирование платы за труд посредством соотношения спроса и предложения на рынке;
  • определение порядка и условий принятия на работу и увольнения для обеспечения равных возможностей для граждан и исключения дискриминации;
  • формирование и принятие нормативно-правовых актов, регулирующих условия и безопасность труда;
  • совершенствование системы образования с целью ее адаптации к современным требованиям рынка труда.

Основными категориями рынка труда, как и любой другой рыночной системы, являются спрос и предложение. В рассматриваемом контексте спрос характеризует требуемое количество работников определенной специализации. Под предложением же труда понимается количество трудоспособного населения, которое готово приступить к работе.

Несмотря на то, что рынок труда можно назвать саморегулируемой системой, государство играет значительную роль в его совершенствовании и развитии. Так, например, государство способно создавать новые рабочие места, формировать государственные органы по работе с безработной категорией граждан, их трудоустройству, реализует государственные программы и национальные проекты по обеспечению занятости населения и повышения его материального благосостояния. Государство также влияет на уровень заработной платы, уровень социального обеспечения граждан, в том числе слабозащищенных слоев населения, путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов.

В настоящее время рынок труда испытывает значительное влияние политических событий и экономических явлений как внутри государства, так и на международном уровне. Например, такие факторы, как принятие новых норм законодательства (изменения в пенсионной системе РФ, увеличение минимального размера оплаты труда), уровень производительности труда, степень модернизации производства, можно отнести к внутренним. В то время как приток мигрантов из районов, в которых происходят вооруженные конфликты, отток высококвалифицированных кадров – к внешним [2, c. 306].

Характеризуя российский рынок труда, можно выделить следующие особенности, оказывающие воздействие на современное состояние и перспективы его развития.

Во-первых, как и другие рыночные механизмы, современный рынок труда сформировался на основе действовавших еще в советское время подходов к распределению рабочей силы, установлению ее цены. Дальнейшее развитие происходило на фоне глубоких структурных преобразований и экономических спадов. Резкая необходимость приспособления рынка труда к новым социально-экономическим условиям вместо эволюционного развития гибкой системы трудовых отношений привела к росту доли теневой экономики и теневым рынком труда, а также низкой стоимости рабочей силы.

Проблема теневой занятости приобретает все большую актуальность ввиду своей распространенности и причиняющих негативных последствий государству и обществу в виде недополучения налогов, социальных отчислений, невозможности контроля легальности деятельности трудящихся. К теневому рынку труда можно отнести следующие виды трудовой деятельности: самозанятость, работа по совместительству, подряды, надомничество, кооперативы, то есть все те организационные формы занятости, которые не подлежат учету со стороны государственных органов [3, c. 575].

Во-вторых, в России довольно остро стоит проблема региональной дифференциации уровня производства, инновационности хозяйственной деятельности, уровня доходов граждан и качества жизни. В связи с этим и рынки труда в России весьма существенно различаются по субъектам. Так, например, уровень безработицы по разным регионам может отличаться более чем в 3 раза, а уровень средней заработной платы – в 5 раз [2, c. 306]. Такие серьезные диспропорции в социально-экономическом развитии субъектов РФ могут приводить к возникновению депрессивных регионов, нежелательным миграционным оттокам, утечке высококвалифицированных кадров.

В-третьих, российский рынок труда не достаточно сбалансирован, так как, с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре в связи с тем, что происходит перенакопление рабочей силы в одних сферах и недостаток в других. Причиной такого дисбаланса может выступать как демографические проблемы, так и недостатки системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

Рынок труда – неотъемлемая часть рыночного ведения хозяйства, от эффективности функционирования которого зависят национальное благополучие, общественная стабильность и эффективность социально-экономических преобразований. Поэтому проблемы развития рынка труда на современном этапе становятся препятствиями на пути повышения конкурентоспособности и экономического роста регионов и страны в целом. Основными проблемами российского рынка труда являются [4, c. 1215]:

  • неоднородность распределения спроса на рабочую силу и её предложения по территориям и видам деятельности;
  • качественное несоответствие параметров спроса на рабочую силу и её предложения в региональном, профессионально-квалификационном и других разрезах;
  • низкая производительность труда и неэффективное использование рабочей силы;
  • «старение» трудовых ресурсов и сокращение численности населения в трудоспособном возрасте;
  • нескоординированность функционирования системы образования и спроса экономики на рабочую силу определенных профессий и квалификаций, что сказывается, в первую очередь, на низком уровне занятости среди молодежи;
  • низкий уровень трудовой мобильности населения;
  • существенное расхождение между общей и официально регистрируемой безработицей, недостаточный охват государственными программами и мерами социальной поддержки безработных граждан.

Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую российскую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.

Общими условиями решения проблем российского рынка труда на современном этапе в условиях нестабильности экономической и политической систем является не только работа по повышению эффективности политики в сфере занятости, но и оживление российской экономики в целом за счет модернизации и обеспечения инновационности производства, повышение темпов экономического роста. Развитие и совершенствование российского рынка труда на современном этапе должно происходить на основе согласованных и взаимоувязанных мероприятий и программ, направленных на повышение уровня жизни и качества трудовой деятельности граждан.

Научная статья на тему “Основные проблемы рынка труда в современной России”

Аннотация: в данной статье рассматривается понятие рынка труда, проводится анализ его особенностей и основных проблем применительно к Российской Федерации, предлагаются конкретные меры по решению этих проблем и излагается политика государства в области регулирования данного вопроса.

Ключевые слова: рынок труда, рабочая сила, занятость, безработица, пособие по безработице, трудоустройство.

В современном мире рынок труда функционирует по тем же принципам, что и рынок товаров и услуг. Но основным его отличием является то, что здесь продается особый товар – рабочая сила.

Рынок труда представляет собой совокупность экономических отношений между работодателями и работниками, носителями рабочей силы [1, с.238]. Данный рынок служит одним из критериев, состояние которого позволяет оценить национальное благополучие, стабильность, эффективность социально-экономического развития государства [2, с. 2].

Состояние современного рынка труда в России в последние годы особенно сильно подвержено воздействию политических событий и экономических явлений. Имеют значение происходящие как внутри страны, так и за ее пределами события [2, с. 3].

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

В настоящее время российский рынок труда имеет значительное количество серьезных проблем, требующих как можно более качественного и быстрого решения. К данным проблемам относятся:

1) увеличение числа работающих неофициально, рост теневой занятости, что не дает увидеть и проанализировать полную картину занятости в стране, уменьшает объем налогов, поступающих в бюджет;

2) увеличение числа беженцев и мигрантов в связи с политической ситуацией в мире, которые нуждаются в трудоустройстве, что зачастую приводит к росту неквалифицированной рабочей силы в стране;

3) невысокий уровень оплаты труда в большинстве регионов страны;

4) рост числа безработных граждан;

5) скрытая безработица – серьезные различия между официально зарегистрированным количеством безработных и общим числом безработных, что не дает в полной мере отследить состояние рынка труда;

6) достаточно невысокий уровень пособий по безработице – по данным Минтруда в 2016 г. его размер по максимальной ставке составляет 4900 руб. [3], что практически в 2 раза меньше величины прожиточного минимума, который в целом по стране в первом квартале 2016 г. составил 9776 рублей [4];

7) избыток рабочей силы по причине сокращения производства [2, с. 2];

8) глубокая территориальная дифференциация занятости: уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах различается в десятки раз.

Таким образом, на современном российском рынке труда достаточно много проблем. И наиболее важной из них остается безработица.

Безработица является главной составляющей современного рынка труда. Она является неотъемлемой частью экономики любой страны в независимости от того развитая это страна или развивающаяся. Разница состоит лишь в том, каков ее уровень. Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных и численности рабочей силы или как соотношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, и суммы этой доли с долей безработных, ежемесячно находящих работу [5, с. 63].

Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России, по методологии Росстата, — 15-72 лет) признаётся безработным, если на критическую неделю об-следования населения по проблемам занятости он одновременно: не имел работы, искал работу и был готов приступить к работе [6, с. 112].

В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики последние 4 года с 2012 по 2015 гг. уровень безработицы практически не меняется и держится на уровне 5,5%, что является улучшением по сравнению с результатами прошлых лет, когда с 2000 по 2011 г. уровень безработицы не опускался ниже 6% и доходил до 8-10% [4]. Это говорит о заметном улучшении, постепенном приспособлении нашей страны к условиям рыночной экономики, даже не смотря на сложную геополитическую ситуацию, которая оказывает сильное влияние на экономику нашей страны.

Уровень безработицы также различен в разных социальных группах. Существует зависимость между безработицей и уровнем образования населения. Так, в 2015 г. самую большую долю среди без-работных (29,5%) составили люди, окончившие только 11 классов в школе, далее идут те, кто имеет среднее профессиональное образование (20,7%) и только после них следуют граждане с высшим образованием (19, 7%) [7, с. 117]. Это доказывает несомненную важность образования в процессе трудоустройства.

Ведущая роль в улучшении ситуации на рынке труда принадлежит государству, так как оно способно различными мерами регулировать занятость в масштабе всей страны.

Вариантами решения вышеперечисленных проблем может быть: увеличение количества рабочих мест за счет открытия новых предприятий и возобновления деятельности старых; совершенствование законодательства в вопросах регулирования рынка труда; увеличение размера пособия по безработице; обеспечение профессиональной и территориальной мобильности участников рынка труда [8]; повышение качества профессионального образования, предоставление возможности переподготовки специалистов, проведение профессиональных курсов для граждан, стоящих на учете в центрах занятости; эффективная система трудоустройства молодых специалистов [9].

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Для Пензенской области предлагается: проведение особого курса региональной политики молодежной занятости, направленной на преодоление ситуации отложенного спроса на труд молодых специалистов на рынке; создание условий для интеграции на местный рынок труда с учетом перспективных потребностей в трудовых ресурсах иностранной рабочей силы, но на основе принципа приоритетного использования местного трудового потенциала; развитие инфраструктуры сельских территорий, фермерства; обновление промышленной базы, оборудования предприятий; повышение заработной платы в
соответствии с ростом производительности труда [10].

Таким образом, современный рынок труда в России имеет много острых проблем, таких как безработица, большое количество неквалифицированных мигрантов, значительный уровень теневой занятости и др. Государство проводит активную политику в области поддержки и помощи в вопросах занятости, трудоустройства граждан. Так, Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 г. была утверждена государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» [11]. Она включает в себя различные мероприятия, которые должны помочь ускорить решение проблем рынка труда.

Список использованных источников

Ссылка на основную публикацию