Безработица как проблема внешнего и внутреннего рынка труда

Безработица как проблема внешнего и внутреннего рынка труда

Систему конкурентных связей между участниками по вопросам найма работников определяют внешний и внутренний рынок труда. К объектам рынкам труда относят не только куплю-продажу рабочей силы, но и рыночные механизмы, профессиональную подготовку кадров и управление персоналом. Основополагающим моментом здесь является человеческий фактор.

К основным функциям рынка труда относятся:

  1. Социальная функция. И внутренний, и внешний рынки труда должны обеспечить населению достойный уровень доходов.
  2. Экономическая функция, которая делится на размещающую и селективную. Размещающая функция заключается в том, чтобы реализовать политику по рациональному распределению кадров по регионам, отраслям и производствам. Селективная функция помогает в формировании штата согласно спросу и предложению с учетом профессиональных характеристик работников.
  3. Стимулирующая функция. Конкуренция заставляет участников рынка труда проявлять активность и совершенствовать свои навыки.

Классификация рынков труда

В зависимости от временных промежутков рынки делятся на виды:

Также различают жесткий и гибкий рынки труда.

Отношения, которые сложились между работодателями и работниками, регулируются такими факторами:

  • затраты на рабочую силу>
  • режим рабочего времени и формы занятости>
  • мобильность кадров.

Более гибким считается свободный и конкурентный рынок, а жестким принято называть государственный, который контролируется профсоюзами.

В России гибкий график для работников пользуется популярностью. Работодатели переводят людей на неполную форму занятости, укорачивают рабочий день и отправляют в отпуска без сохранения заработной платы с целью уменьшения затрат за оплату труда. Это позволяет предприятиям, которые переживают не лучшие свои времена, избежать ликвидации. Работники соглашаются на это по разным причинам: предпенсионный возраст, наличие обязательств по кредитам или ипотекам и просто страх остаться без работы.

Анализировать внешний и внутренний рынки достаточно непросто. Это требует немалых знаний и объективности, так как они очень многогранны. Существуют разные типы, сегменты, формы и уровни рынка.

Условно уровни рынка делятся на группы:

  • общегосударственный>
  • региональный>
  • локальный.

Механизмы самостоятельной регуляции рынка приводят к объединению потребителей и производителей и устанавливают рыночные инфраструктуры: товарные биржи, службы сервиса, банковские системы и, конечно, системы розничной и оптовой торговли. Рыночное саморегулирование необходимо для стимулирования личного интереса продавца, чтобы он производил то, что нужно людям, но не забывал и о личной выгоде. Конкуренция является мощным катализатором для товаропроизводителей, она определяет правила поведения и негласные законы на рынке. Немаловажное влияние рыночное саморегулирование оказывает и на систему цен.

Но если не воздействовать на механизмы саморегулирования рынка, они вызовут жесткую конкуренцию. Это закончится тем, что предложение товаров и услуг превысит спрос, что повлечет за собой спад цен и в результате приведет к нерентабельности производства. Если конкуренция будет слишком слаба, то спрос станет больше, чем предложение. В результате цена повысится, и производство наберет обороты. Жесткая конкуренция дифференцирует товаропроизводителей, разделяет их на лучших и отстающих, последних безжалостно разоряет. Поэтому государство держит под контролем механизмы рыночной саморегуляции.

Разделение на внутренний и внешний рынки труда

Внутренний рынок труда обусловлен передвижением кадров с одной должности на другую внутри фирмы или предприятия.

Внешний рынок труда – это тот, который охватывает территорию страны или региона. Он характеризует взаимосвязи между работодателями и наемными рабочими. Такой тип рынка проявляется через текучку кадров с одних предприятий на другие. Также тут могут повлиять профсоюзные объединения. Именно этот тип рынка создает безработицу.

В России внутренний и внешний рынок труда занимают приблизительно равные ниши.

Другие классификации

Существует деление рынка на легальный и нелегальный. В России размер нелегального рынка огромен. Занятость без официального оформления и, следовательно, без уплаты налогов, способствует сохранению рабочих мест с маленькой оплатой на легальном рынке. В большей степени это касается сферы услуг и развлекательного бизнеса.

Вопрос безработицы

Сегодня актуальной проблемой остается безработица. Безработной считается та часть населения, которая не имеет работы, но настойчиво ее ищет. По данным, предоставленным центрами занятости, процент безработных людей постоянно растет. Хотя население, не имеющее работы, должно защищаться законами, на практике этого не происходит. Материальная поддержка от государства минимальна, курсы переквалификации и помощь в получении образования отсутствуют. Рост уровня безработицы, который провоцирует экономическую шаткость, вызывает угрозу для политической, экономической и социальной сфер.

На сегодняшний день можно смело заявить, что тенденция к уменьшению числа занятого населения постоянно прогрессирует. Это может стать макроэкономической проблемой. Бедность и незащищенность безработного населения снижает показатели уровня жизни в России в целом. Вариантом выхода из этой ситуации может стать возможность обеспечить эффективную занятость, отрегулировать механизм спроса и предложения рабочей силы. Человек должен иметь возможность самостоятельно выбирать ту деятельность, к которой у него есть способности.

Полная занятость достигается тогда, когда предложение будет равняться спросу. Но, естественно, идеальной ситуации не будет никогда. Это обусловлено человеческим фактором и постоянными изменениями потребностей общества и структур производства. Предложение рабочих мест должно быть создано с учетом возможностей всех слоев населения. К группе риска относят:

  • инвалидов,
  • беременных женщин,
  • многодетных матерей и женщин с маленькими детьми,
  • студентов и прочих категорий населения.

Очень часто предвзято относятся и к мигрантам, и людям с другой национальностью. Государство должно на постоянной основе вести политику по сбалансированию всех этих составляющих.

Безработица носит цикличный характер. Эта проблема достаточно остра, так как отсутствие работы и, соответственно, потеря средств к существованию меняет жизнь населения не в лучшую сторону. К тому же есть тенденция к ухудшению качества занятости. Работодатели с целью экономии понижают заработные платы. У людей просто нет выхода, и они соглашаются на любые условия, чтобы не потерять работу. Если ситуация будет усугубляться, то это приведет к тому, что станет невыгодно работать и люди начнут жить на социальную помощь и обходиться редкими заработками. В таком случае рынок труда потеряет квалифицированные кадры, что не может не отразиться на экономике в целом.

Безработица оставляет свой след и на социальной сфере. Огромное количество людей из маленьких сел не находятся на учете в центрах занятости, а выживают за счет производства сельхозпродукции (овощей, молока, мяса) и случайных подработок. Если рассматривать безработицу как социальную проблему, то стоит научить население, как помочь государству ее преодолеть. И важным моментом в реализации этой политики будет донесение до людей понимания, что нет необходимости держаться за работу, которая экономически невыгодна. На то время, пока человек занят трудоустройством, государство должно предоставить ему возможность заниматься общественно полезным делом или принимать участие в работе общественных организаций.

Особое внимание властей должно быть направлено и на контроль биржи труда. Она должна активнее способствовать тому, чтобы люди, которые не могут трудоустроиться, повышали свою квалификацию и находили работу.

Чтобы эффективнее реализовывать политику снижения уровня безработицы, необходимо понимать сущность этого явления и знать, какие существуют виды безработицы.

Фрикционная безработица

Это самый распространенный вид. Он образовался как следствие свободного предпринимательства. Работодатель сам устанавливает требования к работникам, определяет критерии качества выполненных работ и назначает размер оплаты труда. Но работник может быть не согласен с такими требованиями и тогда опять тратит время на поиск новой должности.

Основная причина фрикционной безработицы – это несовершенство базы вакансий. Она недостаточно информативна и не отображает реальное предложение на рынке труда. Этот вид безработицы еще называют добровольной.

Структурная безработица

В ее основе лежит технико-экономическая подоплека. Технический прогресс постоянно развивается, рабочие места пополняются усовершенствованной техникой и оборудованием. Это требует изменений в структуризации рабочих мест. Модернизированная техника требует новых знаний и умений. Это влечет за собой смену квалификационного состава, и, как следствие, безработицу. Также этот вид безработицы может провоцироваться закрытием предприятий в определенном регионе в связи с неконкурентоспособностью аналогичным предприятиям в другой области. Это вынужденная безработица, так как у людей нет выбора. Фрикционную и структурную безработицы принято считать естественным уровнем.

Циклическая безработица

Этот вид связан с движением экономического цикла и деловой активности. Когда спрос на производимые товары и услуги снижается, то, соответственно, снижается и производство. Это сокращает трудозатраты и необходимость в большом количестве кадров. Поэтому происходят массовые сокращения, что влечет за собой рост безработицы. Для России огромной проблемой является сочетание циклической и структурной безработицы.

Скрытая безработица

Она проявляется в виде неполной занятости и вынужденных отпусков. Такая безработица провоцирует рост инфляции, но мешает росту производительности труда, увеличению заработных плат, внедрению новых технологий и тормозит развитие страны в целом.

Сезонная безработица

Она относится к таким отраслям, как аграрное хозяйство, туристическая сфера и прочим отраслям, где объемы производства зависят от времени года.

Почему появляется безработица на рынке труда?

Переход России к рыночным отношениям сопровождается многими трудностями, одна из которых – это проблема занятости населения. В большей мере это усугубляется эмиграцией высококвалифицированных кадров заграницу. Специалистов, которые способны выдержать конкуренцию, в России очень не хватает, и угроза массовой безработицы вполне реальна.

Нужно отметить основные причины, которые провоцировали рост безработицы в России:

  1. Многочисленность персонала. Внутренний рынок труда – это тот фактор, который заслуживает пристального внимания. Так как объем работы был значительно меньше, чем количество рабочих мест, это вызывало подавление стимула работать, и производительность труда снижалась. Также это мешало внедрению усовершенствованной техники. Но если государственные учреждения готовы мириться с такой ситуацией, то частные предприниматели прикладывают все усилия для экономии собственных средств и пытаются уровнять спрос и предложение рабочих мест. В результате произошли сокращения, которые еще больше увеличили рост безработицы.
  2. Резкий рост цен спровоцировал подорожание сырья, комплектующих, электрической энергии и других составляющих. Это вызвало волну неплатежеспособности. Стали закрываться те отрасли, которые не приносили дохода. Таким образом, освободились рабочие места, что стало причиной скачка безработицы.
  3. Сокращение объемов производства из-за структурных изменений формирует скрытую безработицу. Предприятия пытаются избежать ликвидации и сохранить коллектив, поэтому широко практикуются административные отпуска и неполная занятость. Но квалифицированные работники уходят и пытаются найти более высокооплачиваемую и престижную работу.

Методы выхода из безработицы делятся на активные и пассивные. К активным методам можно отнести:

  • создание рабочих мест>
  • проведение политики, направленной на переквалификацию населения и повышение уровня знаний с целью получения достойных рабочих мест>
  • обеспечение мобильности кадров>
  • поддержка самых незащищенных категорий населения.

К пассивным методам относят социальное страхование и материальную поддержку безработных в виде субсидий и льгот.

Чтобы снизить безработицу, государству необходимо уделить особое внимание таким направлениям:

1) Макроэкономическая политика. Необходимо создать условия для повышения роста спроса на товары и услуги. Если спрос поднимется, то производителям необходимо будет увеличить и предложение. Для этого нужно создавать новые рабочие места.

2) Социальная политика. Она включает выплату пособий, субсидий, предоставление льгот и кредитований на льготных условиях. Стоит уделить внимание и досрочному выходу на пенсии тех, кто еще не достиг пенсионного возраста.

3) Политика, направленная на занятость населения. Сюда относят применение гибких форм занятости, создание учреждений и организаций, которые будут мотивировать трудоустройство молодых специалистов. Важным моментом является и самозанятость населения. Смысл заключается в самостоятельном поиске источников дохода. Рост самозанятости государство должно постоянно повышать. Работник вправе самостоятельно выбирать подходящий ему график работы. Такая гибкость приведет к росту трудоспособности.

Для решения вопросов, связанных с занятостью населения, создана Государственная служба занятости. Она предоставляет услуги совершенно бесплатно.

Внутренний и внешний рынки труда – это сложный механизм, который имеет свою структуру и взаимосвязи между всеми участниками рыночных отношений. Его рост и развитие влияет на все сферы, включая и социальные взаимоотношения.

Проблемы рынка труда и безработицы Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рашидова А. И.

Текст научной работы на тему «Проблемы рынка труда и безработицы»

Проблемы рынка труда и безработицы

В эпоху развития рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непременно возрастает.

Одной из важнейших целей макроэкономической политики является достижение высокого уровня занятости населения. Проблемы рынка труда и безработицы в России являются наиболее актуальными на сегодняшний день.

«Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок» [1, с. 43] .

Трудовые ресурсы – главная производительная сила общества. К трудовым ресурсам относится трудоспособное население, которое обладает физическими и интеллектуальными способностями, необходимыми для производства материальных благ или для работы в непроизводственной сфере.

Качество трудовых ресурсов характеризуется общей и профессиональной трудоспособностью, а также трудовым потенциалом работников

Рынок труда можно представить как рынок рабочей силы и рынок рабочих мест. При этом рынок рабочей силы, как правило, больше, чем рынок рабочих мест. Поэтому даже в развитых странах существует проблема занятости.

К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.

Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда образуют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. При этом под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а доходом считают общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение определенного периода. Статистика разных стран показывает, что большая часть населения имеет минимальные доходы, а меньшая – очень высокие.

Существуют также различия в степени неравенства доходов между разными странами. В США, например, оно заметнее, чем в странах Западной Европы. Основной причиной этих различий является то, что в европейских странах государство более широко использует перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев, используя систему налогообложения и другие механизмы для сокращения неравенства, формируемого рынком.

В этой связи сторонники рыночного саморегулирования считают недопустимым глубокое вмешательство государства в экономику. Помощь государства бедным подавляет их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы предпринимателей ограничивает средства на внедрение новых технологий и новшеств, снижает прибыльность производства и способствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому

вполне естественно углубление неравенства доходов, рост инфляции и безработицы, резервирование рабочих мест.

Фактически такой подход к регулированию рынка труда какой-либо страны с рыночной экономикой близок к теории социального дарвинизма, которая распространяет на общество принцип естественного отбора и выживания сильнейшего. Это привлекательная сторона рыночного саморегулирования, т.к. она ярко и образно отражает те свойства рынка, которые генерируют экономический прогресс. Однако такой принцип жизни растительного и животного мира обществом применительно к своей жизни полностью не может быть принят. Поэтому устранение нищеты, бедности и роста неравенства является объективно необходимым фактором для достижения необходимого баланса интересов и социальной стабильности в обществе.

Читайте также:  Можно ли совместителю установить испытательный срок?

Еще совсем недавно рабочая сила в нашей стране не рассматривалась в качестве товара. При этом миллионы людей вступали и вступают в отношения найма. Однако существовавший в то время рынок труда был своего рода квазирынком -порождением административной экономики, отягощенным многочисленными диспропорциями, во многом существующими и поныне.

Несмотря на все трудности, можно надеяться, что с нынешним квазирынком скоро будет покончено. В 2005 г. на долю негосударственного сектора экономики уже приходился 78% общей численности занятых. В обстановке конкуренции предприятия будут стремиться к оптимизации состава и численности работников; а работники, в свою очередь, получат возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях. Но реализовано это может быть только при создании подлинно конкурентной среды на основе приватизации, при отмене регистрации, препятствующей свободному передвижению рабочей силы, при создании рынка жилья и действенной системы содействия найму [2, с. 56].

Так, в целом ряде областей и республик России предложение рабочей силы в десятки, а то и в сотни раз превышало спрос на нее.

В настоящее время существует спрос главным образом на кадры рабочих специальностей. При этом они требовались предприятиям как производственной, так и непроизводственной сферы. Проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Последние не могут заполнить имеющиеся «ниши» занятости только за счет россиян и вынуждены привлекать дополнительных работников из-за рубежа [3, с. 39].

Еще один существенный фактор – наряду с ростом рынка образовательных услуг, начиная с 90-е гг., большинство предприятий практически свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации рабочих. Общий уровень квалификации и профподготовки кадров был значительно снижен как из-за старения производственных технологий, так и из-за длительных и порой необратимых остановок производства, а между тем, спрос на квалифицированную рабочую силу резко возрос.

Сегодня в России достаточно острой является проблема сельской безработицы, отмечается ее рост. Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

Анализируя накопленный службой занятости опыт и мнение экспертов, проблемным будет наличие следующих факторов [4, с. 19]:

– частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);

– условная безработица (непостоянная работа);

– временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);

– потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);

– безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;

– безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);

– вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);

– безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;

– безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;

– безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;

– безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;

– первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);

– безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;

– безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;

– безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;

– безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)

– безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;

– безработица возвращающихся из мест лишения свободы;

– безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;

– безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);

– безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.

Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных.

Содействие в занятости групп населения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей, каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством.

Для инвалидов занятость связана не только с экономическими, но также и с социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству всех развитых стран лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для их участия в экономической деятельности.

Молодежный аспект политики занятости обусловлен, прежде всего, тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Этот факт может иметь негативные последствия для устойчивости социальных систем вследствие психических и физиологических особенностей молодых людей. Законодательство развитых стран учитывает эти особенности, предоставляя молодым людям льготы при получении профессионального образования, поступлении на работу и адаптации к условиям предприятий. Соответствующие издержки фирм компенсируются государством.

Особую проблему представляет трудоустройство людей предпенсионного возраста (50 лет и старше). Если они по тем или иным причинам потеряли работу, то сложности с новым трудоустройством бывают связаны как с объективными причинами (освоение новых профессий), так и с нежеланием некоторых предпринимателей принимать в штат пожилых людей. Без помощи государства подобные задачи, как правило, не решаются.

Одной из основных проблем нынешнего кризисного состояния российской экономики является обвальное падение производительности труда.

Тенденция снижения цены труда – реальной заработной платы работников материального производства, особенно государственных предприятий, в значительной степени препятствует росту производительности труда.

В России заработная плата во много раз меньше, чем в Европе, а цены на многие товары достигли мирового уровня. Дешевый труд не может быть высокопроизводительным, обеспечивать экономию и рациональное использование материальных и других производственных ресурсов. Все это ведет к деградации производства, дальнейшему падению его объемов и ухудшению качества выпускаемой продукции.

Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.

1. Винокуров Г. А. За цивилизационный рынок труда // ЭКО.- 2006.-№2.; 2. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. Раздел рынок труда. пер. с англ. – М, 2006. – 133 с.; 3. Бреев Б.Д. Безработица в современной России. – М.: Наука, 2005. -136 с.; 4. Любимов Л. Л., Раннеева Н. А. Основы экономических знаний. – М, 2005. -332 с.

Тема 9. Рынок труда. Безработица

1. Рабочая сила — способность человека трудиться, т. е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определен­ные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изго­тавливаемой продукции.

2. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населе­ния получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.

Платежеспособная потреб­ность работодателей в рабо­чей силе для организации и развития производства

Совокупность экономически активного населения, предла­гающего свою рабочую силу на рынке труда

— использование современных технологий;

— состояние экономики и ее
отдельных отраслей;

— спрос на потребительские товары, необходимые обще­ству.

— численность трудоспособного населения;

— уровень и структура зарплаты;

— социальная и налоговая политика государства.

В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена ра­бочей силы и определяется уровень занятости в экономике.

Особенности рынка труда

  • На рынке труда покупаются только трудовые ус­луги, а не сам индивид.
  • Компенсация за труд представлена не только за­работной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового об­служивания и т. д.)
  • Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки вклю­чают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т.д.

4. На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями, квалификацией, производительностью, опытом, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.

5. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: от нее зависит опыт работника, его производительность тру­да; работодатель вклады­вает средства в обучение работников и прерывание контракта несет ущерб обеим сторонам.

6. На рынке труда присутствует большое число струк­тур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разра­ботку «правил игры» на рынке труда.

7. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «че­ловеческим капиталом».

Человеческий капитал — запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке – способность людей к участию в процессе производства.

Сегодня считается, что самыми эффективными явля­ются инвестиции именно в «человеческий капитал».

8. Рынки труда бывают конкурентными и неконку­рентными.

Характерные черты конкурентного рынка труда

1. Значительное число покупателей и продавцов ус­луг труда.

2. Однородные услуги труда (работники с одинаковой квалификацией и производительностью труда).

3. Никто из покупателей и продавцов трудовых услуг не может повлиять на ставку заработной платы (отсутствие монополии).

4. Свободное вхождение в рынок и выход из него для обеих сторон.

5. Полная информированность участников рынка труда о спросе и предложении.

6. В поведении участников рынка труда преобладает экономическая мотивация.

9. Заработная плата — форма материального воз­награждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наем­ным работникам предприятий и учреждений.

10. Факторы, влияющие на величину заработной платы

  • Стоимость жизненных благ, необходимых для воспроиз­водства рабочей силы
  • Минимальный уровень оплаты труда работников, соответ­ствующий прожиточному минимуму
  • Уровень квалификации работников
  • Развитость экономических и социальных условий жизни населения
  • Спрос и предложение на рынке труда

11. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная зарплата – вознаграждение за труд, которое назнача­ется работнику в виде определенной суммы де­нег

Реальная зарплата – сумма жизненных благ, ко­торые можно приобрести за номинальную плату при дан­ном уровне цен на товары и услуги

Факторы реальной зарплаты:

  • Величина номи­нальной заработ­ной платы
  • Уровень цен на предметы потреб­ления и услуги
  • Размер налого­вого обложения

12. Формы зарплаты

  • Постоянная (оклад) – вознаграждение за труд, не зависящее от каких-либо условий.
  • Повременная — вознаграждение за труд в зави­симости от про­работанного времени.
  • Сдельная — воз­награждение за труд в зависи­мости от коли­чества изготов­ленных изделий
  • Смешанные формы — вознаграждение за труд в зависимости не только от количе­ства отработанного работником време­ни, но и от финансо­вого положения пред­приятия, итогов ра­боты каждого работника и фирмы в целом.

12. Структура системы заработной платы

(Оплата квалифицированного труда (Минимальная зарплата (Прожиточный минимум)))

Нижняя граница заработной платы – это прожиточный минимум, такой уровень до­ходов, который необходим работнику для приобрете­ния количества продуктов питания не ниже физиоло­гических норм, а также для удовлетворения его по­требностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.

БЕЗРАБОТИЦА

1. Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

2. Безработица — это социально-экономическое явле­ние, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной ар­мией труда. Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавца­ми трудовых услуг, безработица понижает их жизнен­ный уровень, причем иногда весьма значительно. Не ис­пользуемые сегодня трудовые услуги утрачиваются эко­номикой навсегда.

3. Точки зрения на причины безработицы:

  • Причина безработицы — завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники,не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы
  • Причина безработицы — слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу
  • Причина безработицы — негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места

4. Безработный и неработающий не являются синони­мами. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвали­ды, матери, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят только тех, кто ищет работу. Т.н. «естественная» безрабо­тица – 5,5-6,5% трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости.

5. Виды безработицы:

  • Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.
  • Фрикционная – невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности.
  • Циклическая – характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства.
  • Сезонная – зависит от работ в определенное время года (с/х рабочие, гиды).

Сумма фрикционной и структурной безработицы со­ставляет естественный уровень безработицы, т.е. уровень безработицы при полной занятости.

6. Формы безработицы:

  • Открытая (см. выше)
  • Скрытая – работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства
  • Текучая – связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда
  • Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы

7. Уровень безработицы = Численность экономически активного населения/Общая численность безработных * 100%

8. Безработица имеет негативные экономические и со­циальные последствия:

o Недоиспользование экономиче­ского потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального

o Снижение уровня жизни насе­ления: предпосылки для сокращения доходов работаю­щих по найму; потерявшие работу получают лишь пособия по безработице; сокращается потребительский спрос, уровень сбережений

o Потеря профессиональных зна­ний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства

o Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, само­
убийствам, росту преступности

Некоторые исследователи отме­чают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий:

o Формируется мобиль­ный «резерв» рабочей си­лы, который можно задей­ствовать при расширении производства

o Сдерживаются требова­ния профсоюзов в части по­вышения заработной пла­ты, что снижает предпола­гаемый уровень инфляции

o Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять ра­боту начинают выступать в качестве самостоятельно­го стимула к труду

9. Направления, по которым государство решает проблему безработицы:

  • Проведение структурной пе­рестройки про­фессий на уров­не квалификации.
  • Выплата посо­бий по безрабо­тице.
  • Установление уровня мини­мальной зара­ботной платы.

Статья: Инфраструктура рынка труда: факторы внешнего и внутреннего влияния

Т.М. Ружелович, Омский государственный университет, кафедра экономики и социологии труда

Рынок труда, функционируя в определенной социально-экономической среде, как и все иные рынки, наделен инфраструктурой. Заглянув в любой экономический словарь, можно встретить определение инфраструктуры рынка как “совокупность учреждений и организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих его нормальное функционирование” (Рыночная экономика: Словарь/ Под общ.ред. Г.Я. Кипермана. – М.: Республика, 1993. С. 183-185). Под инфраструктурой рынка труда, являющейся составной частью этого рынка, мы будем понимать государственные и негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации, нормативно-правовую и финансовую среду, обеспечивающие нормальное функционирование рынка труда, наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.

Инфраструктура рынка труда, действуя в определенном социально-экономическом и политическом пространстве, находится под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Причем эти факторы оказывают не прямое, а опосредованное влияние, меняя прежде всего качественные и количественные характеристики рынка труда, факторы его формирования.

Несомненно, все факторы взаимосвязаны между собой и выявить достаточно четкую грань между ними довольно-таки сложно. Тем не менее, попытаемся это сделать. К факторам внешней среды будем относить макроэкономические факторы, демографические и социально-психологические (к ним автор относит и мотивационные установки по выбору политики занятости руководителями предприятий). Факторы внутреннего влияния делятся на организационные, нормативно-правовые, финансовые. Они, в свою очередь, определяют стратегию государства на рынке труда.

Рассмотрим макроэкономические факторы влияния внешней среды.

1.Фактор инфляции и бюджетного дефицита. Сдерживание темпов инфляции и неинфляционные покрытия бюджетного дефицита, с одной стороны, могут оказать положительное воздействие на инвестиционную активность и создание рабочих мест. Однако этот процесс достаточно противоречив: наряду с перспективными предприятиями, способными привлечь инвестора, имеется большое количество производств, не представляющих инвестиционного интереса, но сохраняющих значительное число рабочих мест, риск сокращения которых увеличивается.

В качестве неинфляционного пути снижения бюджетного дефицита Правительством выбрано сокращение бюджетных расходов, что, в свою очередь, оборачивается резким снижением уровня занятости в этой отрасли. Таким образом, бюджетный сектор остается существенным источником безработицы.

2. Внешнеэкономические факторы. Экспортная ориентация ряда предприятий и отраслей способствует дальнейшей стабилизации производства и повышению спроса на рабочую силу. Сохранению занятости на большинстве перспективных производств, ориентированных на внутренний рынок, могут способствовать, наряду с реструктуризацией внешнего долга, стимулирование прямых и “портфельных” инвестиций, создание системы государственного контроля за экспортом и импортом, стимулирование импорта с целью повышения конкурентоспособности отечественных производств.

3. Инвестиционная ситуация является одним из наиболее длительно действующих факторов рынка труда. В отличие от спада производства, который приводит к временному недоиспользованию рабочих мест, недостаток капитальных вложений подрывает на несколько лет вперед воспроизводство системы рабочих мест. Это в равной степени актуально на федеральном и региональном уровнях регулирования экономики.

4. Процессы банкротства и санации несостоятельных предприятий в настоящее время весьма незначительны. При ужесточении финансово-кредитной политики и начала действительной реализации Закона о несостоятельности (банкротстве) скрытая безработица грозит перейти в реальную. Учитывая наличие в стране значительного количества монопольных и градообразующих предприятий и организаций, проведение мероприятий по ликвидации убыточных производств должно быть тесно увязано с решением социальных проблем по высвобождению и перераспределению работников, определению правовых условий смены собственника на том или ином убыточном предприятии, нахождению финансовых средств для обеспечения минимальных социальных гарантий высвобождаемым.

Таким образом, структура экономики и занятости, имевшая перекосы и в прошлом, под действием макроэкономических факторов подвергается дальнейшим искажениям, снижающим экономическую активность и качество жизни.

Во-первьжх, это связано с перестройкой занятости из-за изменения структуры отраслей народного хозяйства. В последние годы произошло значительное перераспределение работающих между государственным и негосударственными секторами экомомики, что привело к преобладанию удельного веса работающих в последнем. Негосударственные предприятия, самостоятельно оперируя на рынке, создают возможность для занятости миллионов граждан без прямого финансового участия государства. Вместе с тем процесс смены собственника неоднозначно влияет на рынок труда. Эффективный собственник, ответственный не только за экономическую эффективность деятельности предприятия, но и за судьбу трудового коллектива, только формируется. Пока же, под влиянием смены экономической конъюнктуры, новый хозяйственный собственник достаточно легко избавляется от “излишней” численности персонала.

Во-вторых, наблюдается серьезный квалификационный дисбаланс на рынке труда, когда из-за структурных изменений меняется спрос на профессии, а система образования не перестраивается должным образом.

В последние годы прослеживается достаточно четкая динамика снижения спроса на малоквалифицированных работников и работников тех отраслей, которые работают не стабильно: металлообрабатывающей, машиностроительной, легкой, текстильной и обувной промышленности. Кроме того, насытился спрос на инженерно-технических работников. Наряду с этим повышается спрос на работников учреждений инфраструктуры и новых сфер профессиональной деятельности, работа в которых требует длительной подготовки.

Новые требования к качеству подготовки рабочей силы обусловливают необходимость серьезных перемен как в базовом профессиональном образовании, так и в системе переподготовки высвобождаемых работников, координации и ежегодного согласования со службой занятости объемов и профилей подготовки и переподготовки кадров с учетом прогноза развития рынка труда.

В-третьих, приобретает достаточно сильное влияние демографический фактор, когда из-за низкого жизненного уровня повышается спрос на рабочие места со стороны граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста и ранее не претендовавшими на них: пенсионеров н инвалидов. Кроме того, по оценкам демографов, ежегодно в трудоспособный возраст входит примерно на 0,5 млн. больше человек, чем выходят из него. Россия продолжает оставаться страной интенсивного миграционного обмена: сальдо миграции (в сторону прибытия) в 1996 – 1997 гг. – 0,8 млн. человек в трудоспособном возрасте.

Ухудшающееся качество рабочей среды обусловливает интенсивное движение на внутреннем рынке труда. По данным статистики ежегодно меняет место работы каждый пятый работник, причем увольняется работников больше, чем находят рабочее место.

Стабильная рабочая среда – мощный фактор стабилизации занятости на предприятиях, предотвращения экономически неоправданного перемещения работников между предприятиями и замедления роста безработицы. Ключевыми вопросами здесь являются совершенствование применяемых схем и предотвращение задержек выплаты заработной платы, совершенствование условий труда. Так, рост безработицы в 1995 г. на 10% был обусловлен несвоевременной выплатой заработной платы, а около 8-10% рабочих мест не могут быть заполнены по причине непристижного характера работы и неудовлетворительного состояния охраны труда.

Среди социально-психологических факторов выделяются факторы, определяющие поведение продавца и покупателя на рынке труда. Причем, если в начале 90-х годов у россиян была достаточна сильна иждивенческая позиция при поиске работы (уверенность в гарантированности рабочего места и заботе государства), то в последние годы безработные приобретают более активную позицию на рынке труда; как показал опрос ВЦИОМ, проведенный в начале 1996 г., половина из них твердо уверены, что без работы не останутся. По оценке специалистов службы занятости, развитость информационной базы помогает контролировать от 50 до 60% (в зависимости от регионов) внешнего рынка труда.

Выше уже говорилось о повышении требований со стороны работодателя к нанимаемому работнику. Наряду со снизившимися половозрастными ограничениями (25-35 лет, в 70% случаев – мужчины) у предприятий возросли требования к профессионально-культурному уровню, опыту работы, к личным качествам работника. Практический опыт автора убеждает, что за годы “легализации” рынка труда сменилась мотивация руководителей организаций при выборе посредника при найме новой рабочей силы. Крупные акционерные предприятия, в прошлом государственные, по старинке обращаются для заполнения своих свободных вакансий в государственную службу занятости, хотя качество оказываемых ею услуг оставляет желать лучшего. Малые и средние предприятия предпочитают обращаться к частным посредническим агенствам, а чаще – просто размещают объявления в средствах массовой информации.

Среди внутренних факторов стоит особо выделить нормативно-правовой, так как законодательная база определяет все остальные параметры инфраструктуры. По мнению автора, нормативно-правовая cреда регулирования рынка труда в России находится только формируется. Зачастую принятие новых законов сильно запаздывает. Подобное произошло с Законом РФ “О занятости населения в РФ”. К моменту принятия нового Закона (точнее, дополнений и изменений к Закону РФ “О занятости населения в РФ” от 19 апреля 1991 г.) социально-экономические условия функционирования рынка труда значительно изменились.

Нормативные документы определяют параметры организационной и финансовой среды. Если до 1996 г. вопросами внутреннего и внешнего рынка труда занимались три Министерства (Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации и Федеральной службы занятости России), то теперь на их базе создано одно – Министерство труда и социального развития, призванное осуществлять единую государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты.

В последнее время все большую актуальность приобретает фактор распределения полномочий. Необходимо строго разграничить, на каком уровне государственной власти эффективнее решается каждая из проблем по регулированию рынка труда.

В настоящий момент инфраструктура рынка труда представлена следующими звеньями: инфраструктура рынка трудового посредничества (в лице государственной службы занятости и частных посреднических организаций), инфраструктура внутрифирменного (внутриотраслевого) регулирования трудовых отношений (в лице различных профессиональных союзов и ассоциаций, комиссий по трудовым спорам и т.д.), инфраструктура регулирования миграционных процессов (в лице миграционной службы), инфраструктура профессионального и дополнительного образования (государственные и негосударственные образовательные учреждения). Ряд элементов – законодательные структуры, организации, занимающиеся изучением конъюнктуры рынка труда, выработкой единой политики и разработкой программ – обслуживают функционирование всей инфраструктуры рынка.

К сожалению, звенья инфраструктуры рынка рассогласованы между собой. Так, образовательные услуги оказываются без учета требований рынка труда. Хотя некоторые высшие и средние учебные заведения, особенно в крупных городах, приспособили свои учебные планы (но в меньшей степени – методы преподавания) к изменениям спроса на профессии, многие еще живут прошлым. В результате система профессионального образования продолжает выпускать “потенциальных безработных”.

Проводимая в последнее время политика сохранения рабочих мест, осуществляемая в виде предоставления субсидий предприятиям, которые собирались сократить избыточных работников из-за серьезных экономических проблем, привела к увеличению числа формально занятых, но не получающих зарплату работников, и усугублению социальных проблем (еще большему падению уровня жизни).

Работая на рынке посреднических услуг, многие частные рекрутинговые фирмы не имеют единой базы данных по рабочим местам н рабочей силе. Это проявляется в снижении качества оказываемых ими услуг, доверия со стороны клиентов. Частные посредники, как в прочем и государственная служба занятости, направляют одних и тех же претендентов, к тому же чаще всего без проведения первичного отбора.

Описанные выше факторы влияния позволяют сделать следующие выводы о необходимости изменения некоторых параметров инфраструтуры рынка труда.

Во-первых, нуждается в совершенствовании инфраструктура образования, в том числе и дополнительного. Система образования должна гибко реагировать на изменения спроса рынка труда на профессии (образование молодежи) и обеспечивать адаптацию и повышение квалификации взрослого неработающего населения. Для этого необходимо создание единой информационной среды о предложении и спросе на профессии.

Во-вторых, необходимо совершенствовать административно-правовое регулирование рынка труда. Это касается такого важного инструмента, как региональные целевые программы содействия занятости. Они должны в меньшей степени предусматривать меры по замедлению темпов массовых увольнений, роста безработицы и социальной поддержке безработных, а в большей – кардинальные решения проблем занятости на основе подъема экономики региона и восстановления продуктивной занятости. Поскольку в каждом регионе имеются свои специфические проблемы, перечень основных направлений политики на рынке труда следует “регионализировать” с тем, чтобы они учитывали экономическую и социальную ситуацию в регионе, взгляды и ожидания людей, финансовое положение и т.п.

Что касается мер по предоставлению субсидий предприятиям на заработную плату, то они должны носить избирательный характер н применяться в тех случаях, когда предприятие разрабатывает и осуществляет реальную программу реорганизации, включающую подробный план использования персонала. Если предприятие неперспективно, важно содействовать альтернативной экономической деятельности, создавая рабочие места для трудящихся и одновременно оказывая им временную материальную помощь.

В-третьих, в условиях жесткого дефицита средств государственного фонда занятости, из которого финансируются на сегодняшний день практически все мероприятия по регулированию процессов на рынке труда (собираемого в качестве страховых взносов в размере 1,5% ФОТ его не хватает даже на выплату в полном размере пособия по безработице, не говоря уже об активных мерах), необходимо законодательно ужесточить условия получения пособия, одновременно повысив его размер с тем, чтобы предупредить злоупотребления и стимулировать активный поиск работы. Помимо этого, целесообразно было бы ввести обязательное страхование работающих от суммы их дохода, не сводя выплату пособия к уравнительному распределению.

В-четвертых, оздоровлению рабочей среды, в частности, решению проблем невыплаты заработной платы, предупреждения дальнейшего падения ее реального уровня можно способствовать с помощью договорной политики между представителями профсоюзов и работодателей. Профсоюзы могут договариваться о гарантиях заработной платы, особенно в части положений, направленных на защиту трудящихся в случае неплатежеспособности предприятия. Конвенции МОТ, причем не только об охране заработной платы, но и исках трудящихся в случае неплатежеспособности работодателей, могут в этом смысле служить необходимыми законодательными актами. Однако принятие нового закона о защите заработной платы может оказаться недостаточным, могут потребоваться дополнительные меры воздействия на предприятия в виде нового законодательства и усиления инспекции труда. Эффективные коллективные переговоры на более децентрализованных уровнях могут привести к альтернативным решениям проблемы неплатежей, заработной платы и неоплачиваемых отпусков, ускорить реорганизацию предприятий.

И последнее. Назрела необходимость создания институциональной основы на всех уровнях управления, позволяющей координировать реформу различных подсистем социальной защиты, а также мер общей социальной политики и политики в области занятости. Необходимо проводить социальную экспертизу программ реконструкции и развития для того, чтобы лучше оценивать последствия экономической политики.

Тема: Рынок труда. Проблемы занятости и безработицы

Лекция №3

1. Формирование и развитие рынка труда

2. Особенности российского рынка труда и факторы, влияющие на его развитие

3. Занятость населения. Сущность безработицы, ее формы и статус безработного

Рынок труда — составная часть структуры рыночной экономики, под которой понимают систему общественных отношений, связанных с куплей и продажей рабочей силы (с ее наймом и предложением).

На рынке труда одна сторона (продавцы) представлена лицами, ищущими подходящую работу, другая (покупатели) — работодателями.

Рынок труда реализуется через государственные и коммерческие службы занятости (биржи труда), а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или напрямую между работником и работодателем.

Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работодателя является договор найма, трудовой договор или контракт.

Формирование рынка труда предполагает выработку определенных принципов и методов построения структуры и механизма функционирования.

Механизм действия рынка труда основан на стоимостных принципах увязки и согласования социально различных интересов разнообразных групп работодателей и трудоспособного населения. Так, спрос и предложение на рынке труда формируются под влиянием различных факторов (социально-экономическая и политическая ситуация в стране, движение цены рабочей силы, уровня реальных доходов населения), главный из которых является цена рабочей силы (см. рис.1.).

Спрос на труд со стороны работодателей и, соответственно, занятость возрастает по мереснижения заработной платы (цены на труд). Предложение на труд растет по мере роста заработной платы.

Точка пересечения (К) кривых показывает, что спрос и предложение на труд совпадают, следовательно, на рынке труда возникает ситуация равновесия.

При цене на труд выше точки равновесия наблюдается безработица, нижедефицит рабочей силы.

Название: Инфраструктура рынка труда: факторы внешнего и внутреннего влияния
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: статья Добавлен 12:47:05 04 марта 2007 Похожие работы
Просмотров: 2717 Комментариев: 13 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.2 Оценка: неизвестно Скачать
Цена труда Предложения труда К Спрос на труд Численность занятых Рис. 1. Воздействие цены на спрос и предложение труда

Отметим, что данная схема составляет основу дискуссий между работодателями и профсоюзами по поводу повышения заработной платы. Работодатели утверждают, что любое повышение заработной платы приводит к безработице, а профсоюзы добиваются повышения заработной платы.

Таким образом, цена рабочей силы является важнейшим фактором непрерывного движения рынка труда.

Заметим, что в свою очередь цена рабочей силы зависит от ее стоимости, которая характеризуется двумя основными факторами: во-первых, профессионально-квалификационным уровнем работника (набором необходимых знаний и умений); во-вторых, набором жизненных средств, включаемых в потребительскую корзину.

Кроме того, на происходящие процессы на рынке труда влияют не только экономические показатели, но и социальные (демографическая ситуация в стране, уровень рождаемости и смертности, количество заключаемых браков и т. д).

В зависимости от масштабов экономического пространства рынок труда формируется на макро-и микроуровнях (на предприятии и вне его). Таким образом, различают два типа рынка труда: внешний и внутренний, которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

Также различают рынки труда по пространственной протяженности и административно-территориальной зависимости (национальный, региональный, местный, международный рынок труда); по степени зрелости (фрагментарный или частичный рынок труда, регулируемый, теневой или нерегулируемый); по демографическим признакам (рынки труда молодежи, пожилых трудящихся); по профессиональным признакам (рынки труда учителей, врачей, менеджеров и т.п.); по характеру социально-трудовых отношений (профессионально открытые и внутренние закрытые).

Российский рынок труда формируется на базе фрагментарного рынка труда, действовавшего в советское время, и по инерции несет на себе отпечаток прошлых подходов к профессиональной подготовке, распределение рабочей силы и ее цены.

Российский рынок труда развивается в условиях общего кризиса и большого удельного веса теневой экономики с ее теневым рынком труда. По оценкам МВД, в 1999 г. численность профессиональной теневой активности составила около 9 млн. человек или 14% всех занятых.

Региональные рынки труда в России различаются весьма значительно друг от друга. Это обусловлено как общеэкономическим состоянием регионов, спецификой производственных предприятий, преобладающих в регионе (убыточные, стратегически важные, новые перспективные организации и т.п.), так и природно-климаическими условиями, наличием полезных ископаемых и др.

Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он является избыточным по объему, с другой стороны – трудодефицитным по своей структуре.

Кроме того, рынок труда в России слабо связан с рынком капитала. Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую политику занятости, стратегии механизма регулирования российского рынка труда.

В реальной экономической жизни на формирование и развитие рынка труда оказывает влияние целый комплекс факторов:

Факторы, воздействующие на спрос рабочей силы: состояние экономической конъюнктуры (экономическая ситуация на рынке труда); НТП.

Факторы, воздействующие на предложение рабочей силы: демографические процессы, потребности личности; процессы миграции; степень и особенности трудовой экономической активности различных групп населения.

Факторы, воздействующие на формирование и функционирование рынка труда: развитие инфраструктуры рынка труда; деятельность правительства на рынке труда.

В условиях рыночных отношений социально остро стоят проблемы занятости населения и безработицы.

Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им трудовой доход.

Занятость имеет ярко выраженный социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении посредством общественно-полезной деятельности.

Современная ситуация в сфере занятости неадекватна требованиям рыночной экономики, следовательно, выход российской экономики из кризиса возможен в том случае, если экономика страны сможет отражать интересы человека в сфере труда.

Потребность учета трудовых ресурсов обуславливает необходимость разделения занятости на виды: полная, продуктивная, рациональная, эффективная и социально-полезная.

Полная занятость — это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, при этом отсутствует циклическая безработица, но сохраняется ее естественный уровень.

Продуктивная занятость — это занятость населения в общественном производстве (производство материальных благ и материальных услуг).

Рациональная занятость – это отношение продуктивной занятости к полной занятости.

Эффективная занятость демонстрирует использование рабочей силы без потерь, при котором получается наибольший материальный результат.

Социально-полезная занятость определяется числом трудоспособных людей, занятых во всех сферах народного хозяйства.

В условиях рыночной экономики безработица неизбежна. Определяющим факторомнеизбежности возникновения и развития безработицы являются отношения собственности, наличие необходимых средств производства у предпринимателей и их отсутствие у трудящихся, наличие системы наемного труда.

Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы, большинство из которых считают, что безработица чисто экономическое явление.

В России экономические потери от безработицы весьма велики. В 1998-1999 гг. потери от неучастия в экономической деятельности безработной рабочей силы, по экспертным оценкам, составили в валовом внутреннем продукте (ВВП) около 7 млрд. $ в год. (10-13%). В результате безработицы ежегодно образуется недобор подоходного налога и отчислений во внебюджетные фонды (социального назначения) с заработной платы работников.

Таким образом, безработица — это социально-экономическое явление, при котором человек может, способен, хочет работать, но не может получить работу.

Статус безработного определен в ст. 3 российского Закона о занятости: «Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней»; далее говорится, что безработными не могут быть граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту.

Это положение не полностью совпадает с определением статуса безработного международными организациями по труду и другими странами. Так, по определению МОТ,безработные – это люди, которые не имеют работу, готовы приступить к ней и ищут ее в течение последних четырех недель, или те, кто уже нашел работу, но не приступил к ней.

В Великобритании и Японии безработными считаются те, кто не работал в течение обследования ни одного часа.

В США безработными считаются лица, которые не были заняты в течение недели обследования, хотя имели возможность работать, стремились найти работу в течение предыдущих четырех недель, обращались к услугам государственной службы занятости или непосредственно к работодателю.

Из выше перечисленных определений ясно видно, что определение статуса безработного в России является более жестким, чем в других странах: во-первых, необходимо зарегистрироваться в службе занятости, и , во-вторых, безработными не могут считаться лица моложе 16 лет и пенсионеры по старости, хотя они желают и могут работать. При этом даже те, кто официально признан безработным, не всегда имеют право на получение пособия по безработице, – этого права лишены те, кто уволился по собственному желанию; кто потерял работу в течение 3-х месяцев; пенсионеры; лица, уволенные с работы за нарушение трудовой дисциплины, из-за участия в забастовках, отказавшиеся от работы по соответствующей специальности.

В мировой практике безработные разделены на четыре категории:

потерявшие работу в результате увольнения;

добровольно оставившие работу;

пришедшие на рынок труда после перерыва в трудовой деятельности;

впервые пришедшие на рынок труда.

Различают три основных вида безработицы:

Фрикционная безработица связана с переменой места работы по инициативе самих занятых, ищущие более подходящую для себя работу. Такая безработица существует всегда и везде.

Структурная безработица обусловлена изменением структуры производства под воздействием научно-технического прогресса, появления новых отраслей промышленности и отживания морально устаревших производств. Эта безработица предусматривает переквалификацию рабочей силы. В силу этого возникают диспропорции между предложением и спросом на рабочую силу.

Фрикционная и структурная безработица признаются неизбежными, а их уровень – естественным уровнем безработицы (от 2 до 7%). Превышение безработицы над естественным уровнем определяется циклическим фактором, т.е. состоянием экономической конъюнктуры в стране.

Циклическая безработица — самая болезненная — возникает в периоды спада производства, во время экономических кризисов, когда происходит массовое разорение предприятий, залповое сокращение числа занятых.

Также различают и другие разновидности безработицы, характеризующие ее отдельные особенности:

технологическая – возникает при переходе к новым технологиям, например при автоматизации производства сокращается количество рабочих мест;

молодежная – обусловлена тем, что молодые люди, оканчивая высшие и средние учебные заведения, не находят спроса на свой труд;

добровольная – образуется в связи с нежеланием работника выполнять определенную работу за определенную заработную плату или в неблагоприятных условиях труда, или в силу других причин;

вынужденная безработица возникает, когда человек, желающий работать, не имеет возможности по каким-либо причинам это сделать (банкротство предприятия; ликвидацией данного рабочего места; требование администрации, т.е. увольнение);

скрытая безработица – использование кадров не в полную силу, ниже их возможностей, использование работников на работах ниже их квалификации.

частичная – занятость работника не полный рабочий день

Для того чтобы прослеживать безработицу на какой-то территории определяется ее норма – это отношение общего числа безработных к общей численности рабочей силы

Обеспечению занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Основные направления этой политики следующие: предоставление равных возможностей всем гражданам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости; социальная защита в области занятости; координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики; поощрение работодателей в создании новых рабочих мест; международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления.

Одним из эффективных средств обеспечения занятости населения в период формирования общества является развитие малого предпринимательства.

Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 1328 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Задание 6. Рынок труда и проблема безработицы в современной России. Территориальные аспекты безработицы

Ответ: Сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. Рынок рабочей силы, или как его еще называют, рынок труда, имеет принципиальную особенность – его составляющими являются непосредственно живые люди, которые не только выступают носителями рабочей силы, но и наделены специфическими особенностями: психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, политическими и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка рабочей силы в целом.

На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т.е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Рынок труда в России и сложившаяся на нём ситуация – одна из наиболее сложных и запутанных проблем современного рынка производства. Основную роль в этом играет, конечно же, человеческий фактор, который плохо поддаётся прогнозированию. Но, помимо этого, на рынке труда возрастает процесс турбулентности и увеличивается число безработных, а количество работоспособного населения уменьшается с каждым годом.

Рынок труда в России также испытывает ряд проблем, основные их них:

Уменьшение количества и качества работоспособного населения, что влечёт за собой и изменение основных характеристик рабочей силы в социльано =-демрографическом плане.

Рынок труда и проблемы занятости, которые неразрывно связаны друг с другом.

Экономически активное население России представлено населением в возрасте от 16 лет и до 55 – для женщин, и до 60 лет – для мужчин; это люди, работающие по найму, за определённую оплату, индивидуальные предприниматели и другие лица, работающие на себя и т.д. В России к экономически активному населению традиционно причисляют также студентов и военнослужащих.

Работающие граждане могут быть заняты полную и неполную рабочую неделю. Большую часть населения России составляют наёмные работники: около 90% от числа общей рабочей силы. Оставшаяся часть – лица свободных профессий (журналисты, адвокаты) и индивидуальные предприниматели.

Сфера услуг стала превалирующей сферой общественного труда: в ней наибольшее процентное соотношение занятых. В сельском хозяйстве, наоборот, происходит сильный отток рабочей силы.

Россия испытывает потребность в молодых и перспективных кадрах. По статистике основная группа работающего населения – это лица от 40 до 49 лет. А вот наименьшие показатели занятого населения приходятся на возрастную группу от 30 до 39 лет. Работоспособное население не только стареет, по данным той же статистики видно, что ухудшается здоровье трудовых ресурсов, увеличиваются периоды нетрудоспособности, снижаются качественные характеристики труда и способность к интенсивной и длительной работе.

На российском рынке труда прослеживается парадоксальная ситуация: с одной стороны он – трудодефицитный по структуре, а с другой стороны – избыточен по объёму. На некоторых предприятиях аккумулируется избыточное количество работников, а вот их квалификация часто недостаточно высока.

Рынок труда – это одна из составных частей рыночной системы, это определённый сложившийся баланс интересов между трудящимися, государством и частными предпринимателями. При назначении цены за выполненный труд пересекаются интересы работника и работодателя. Рынок труда также характеризует относительная конкурентоспособность, поскольку не на всех сегментах рынка есть потребность в функциональном качестве труда и его уникальности.

Часто рынок труда подразделяется на внешний и внутренний рынки. Внешний рынок – это движение кадров между предприятиями и организациями. Внутренний рынок – это ротация кадров внутри конкретного предприятия/организации. Внутренний рынок предполагает наличие определённого «ядра», состоящего из постоянно работающих высококлассных специалистов, и «периферии» (все остальные работники). Иногда, основываясь на наличии этого разделения («ядро-периферия») выделяют первичный рынок труда и вторичный. На первичном рынке предлагается высокооплачиваемая работа, хорошие условия труда, справедливое отношение администрации, продвижение по службе, стабильная занятость. На вторичном рынке «в наличии» низкооплачиваемая, нестабильная работа, плохие условия труда и низкая заработная плата. В России пока медленно развивается первичный, но преобладает всё же вторичный рынок труда.

Перейдем к анализу занятости в регионах РФ, по данным Гокомстата по итогам 3 квартала 2010 года. Данные по уровню занятости населения по округам РФ, с учетом пола и вида поселения представлена в таблице

Уровень занятости населения по полу и виду поселения по итогам 3 квартала 2010 года (в %)

Читайте также:  Можно ли совместителю установить испытательный срок?
Ссылка на основную публикацию