Формы организации трудовой деятельности

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
vidy_i_formy_organizacii_trudovoy_deyatelnosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от него терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей, необходимые действия, он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим.

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо, и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: “Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!”, “Ирочка — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!” Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.

Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.

В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей.

Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.

Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приемах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.).

У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала, ребенок подбирает крупный желудь для туловища, чашечку от него для юбочки или шапочки, раскалывает желудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т. д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы, из шишки — лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.

Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Содержание поручений определяется в соответствии с видами труда, рекомендованными “Программой воспитания в детском саду”; во многом зависит от возраста детей, от условий, в которых находится группа (наличие живого уголка, огорода, расположение мебели в комнате и т. п.).

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и, т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

Поручение дает воспитателю возможность индивидуализировать приемы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений воспитатель усложняет их содержание. Так, в средней группе он поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.).

Число поручений в средней группе значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными. Педагог имеет теперь возможность давать поручения сразу нескольким дошкольникам, хотя каждому из них определяется конкретное дело. Таким образом, в труде все чаще начинают принимать участие одновременно несколько детей, что дает возможность чаще и более систематично включать их в полезную работу.

Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле, т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

Большинство поручений, уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5—6 участников, т. е. принимают коллективный характер. Воспитатель поручает детям вместе убрать полки с игрушками, подклеить коробки для дидактических игр, вымыть строительный материал и др. Дети выполняют общее для всех задание, что ставит их перед необходимостью самостоятельно распределить работу между участниками, совместно ее выполнить, убрать после работы. Это способствует формированию начал коллективизма, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях.

Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты еще недостаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещения инвентаря, распределения работы между ее участниками. В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Дежурства вводятся постепенно. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельны при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности.

Оценивая работу дежурных, он подчеркивает их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому.

Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2—3 дежурных (в зависимости от объема работы) и сам распределяет между ними работу, приходит им на помощь, учит детей доводить дело до конца, убирать использованное оборудование.

В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников. Если умения одного из дежурных более совершенны, ему советуют быть внимательным к товарищу, оказывать ему помощь, но не лишать самостоятельности, не выражать свое недовольство его медлительностью или неумением. Воспитатель учит детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать с учетом действий товарища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда.

Таким образом, необходимо отметить разнообразие видов детского труда в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. Это позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие. Основные формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду: поручения, дежурства и коллективная трудовая деятельность. Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков.

Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Инна Борисова
Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста

1 слайд.

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от:

1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;

2) уровня трудового опыта детей;

3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;

4) содержания труда.

2 слайд.

Содержание труда реализуется в разных формах организации:

– поручения (отдельным детям, небольшим группам,

– дежурства (по столовой, занятиям, уголку природы, поочерёдное выполнение детьми обязанностей,

– коллективный труд (организуемый воспитателем и самими детьми, небольшими группами и всей группой).

В зависимости от возраста детей используется та или иная форма организации детей. Так в младшем возрасте большое предпочтение отдаётся поручениям, в старшем возрасте – труд всё чаще приобретает коллективный характер.

3 слайд.

1. Поручения – это задания, просьба, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Это первая форма организации трудовой деятельности.

Поручения могут быть:

· по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие);

· по продолжительности; (кратко­временные, эпизодические, длительные);

· по трудности (простые, сложные).

4. слайд.

Учитывая некоторые особенности поручений, их можно сгруппировать:

1 группа–поручения, связанные с выполнением одного способа действия:

подать, принести, отнести, помоги другу. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью.

2 группа – поручения, которые содержат несколько способов действия,

несколько трудовых операций. Сюда можно отнести поручения следующего

содержания: покормить животных, полить комнатные растения и т. д.

3 группа – поручения, связанные с результатами, которых дети достигают

не сразу: посеять, посадить, принести из дома открытку, расческу и т. д.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада:

– В младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

– В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.).

– В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

– В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

5. Слайд.

2. Дежурство – форма организации труда детей, предполагающая труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.

В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно. Важно соблюдать последовательность и своевременно переводить детей с одной ступеньки трудности на другую. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Дежурство способствует систематически включению детей в трудовую деятельность. Задачи, продолжительность и содержание дежурства зависит от возраста детей, воспитательной цели. Основной смысл дежурства – забота о других.

6 слайд.

3. Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы, выполнять задание в определенный срок.

Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно и в конце работы подводится общий итог.

Пример: Воспитатель, предлагает детям навести порядок в группе и распределяет обязанности. После окончания работы воспитатель обращает внимание на то, что каждый трудиться хорошо. И вот результат – в группе чисто и красиво

Совместный труд предполагает взаимодействие детей. В процессе работы дети оказываются в зависимости друг от друга: от темпа, качества работы других. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Пример: с кем поставить работать Настю – она отвлекается, какое задание лучше дать Юре – он не умеет работать быстро и т. д.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают более сложные – нравственные – задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, обращаются за помощью к сверстникам, радуются их успехам, общим результатам труда, переживают за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений, создаёт положительный эмоциональный настрой.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд – общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей.

Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от:

1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;

2) уровня трудового опыта детей;

3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;

4) содержания труда.

Содержание труда реализуется в разных формах организации:

поручения (отдельным детям, небольшим группам),

дежурства (по столовой, занятиям, уголку природы), поочерёдное выполнение детьми обязанностей,

коллективный труд (организуемый воспитателем и самими детьми, небольшими группами и всей группой).

В зависимости от возраста детей используется та или иная форма организации детей. Так в младшем возрасте большое предпочтение отдаётся поручениям, в старшем возрасте – труд всё чаще приобретает коллективный характер.

1. Поручения – это задания, просьба, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Трудовые поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью.

Это первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть:

· по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие);

· по продолжительности; (кратко­временные, эпизодические, длительные);

· по содержанию соответствовать видам труда;

· по трудности (простые, сложные).

Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет.

Учитывая некоторые особенности поручений, их можно сгруппировать:

1 группапоручения, связанные с выполнением одного способа действия:
подать, принести, отнести. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью.

2 группа – поручения, которые содержат несколько способов действия,
несколько трудовых операций. Сюда можно отнести поручения следующего
содержания: покормить животных, полить комнатные растения и т.д.

3 группа – поручения, связанные с результатами, которых дети достигают
не сразу: посеять, посадить, принести из дома открытку, расческу и т.д.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

Поручения в младшей группе используются для

– обучения трудовым навыкам, умениям;

– формирования у детей уверенности в своих силах и способностях;

– удовлетворения потребности в общении со взрослыми;

– подготовки к другим формам труда;

– воспитывают желание трудиться.

Дети 2-3 лет – с удовольствием откликаются на просьбы взрослого. Воспитатель привлекает к хозяйственно-бытовому труду через отдельные поручения. Воспитатель не только просит ребёнка, что-то сделать, сразу же при необходимости даёт советы, каким способом лучше выполнить поручение. («Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась» и т.д.).

Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старших группахпоручения более сложны по:

• по степени ответственности за результат.

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

В процессе труда воспитательница разъясняет детям правила, выполнение которых поможет им хорошо сделать работу. Правила должны быть просты и понятны. В первую очередь берутся такие, с помощью которых ребенок сможет лучше организовать свою деятельность. Например: «Сначала нужно до конца выслушать задание, и только потом приступать к делу» или «Сначала приготовить все, что нужно для работы, а потом начинать трудиться».

Выполнение других правил способствует организации поведения детей во время работы. Например: «Нельзя отвлекаться, когда трудишься»; «Работу надо выполнять аккуратно»; «Насорил, налил – убери за собой». Правила не должны сковывать инициативу ребенка, его самостоятельность. Внимательно наблюдая за трудом каждого воспитанника, педагог решает, какое правило поможет ему справиться с поручением взрослого. Дети пяти лет нуждаются в постоянной поддержке взрослого. Выполняя задание, ребенок часто поглядывает на воспитательницу, ждет оценки, поощрения. Вместе с тем педагогу необходимо чаще поощрять стремление детей к самостоятельности, замечать положительное поведение товарища, подчеркивать значимость его работы для других в присутствии детей. «Дети, вы заметили, что Игорек сразу же оставил игру, как только я попросила его помочь мне, – говорит воспитательница, – поэтому мы так быстро привели в порядок клетку зеленушки». Оценка педагогом трудовой деятельности ребенка постепенно меняется. Сначала взрослый поощряет ребенка даже за то, что тот охотно отозвался на просьбу о помощи. По мере возникновения у воспитанника интереса к заданию, развития необходимых трудовых навыков можно переходить к оценке качеств его деятельности. И, наконец, особого поощрения и высокой оценки будут заслуживать проявленная ребенком инициатива в труде, внесение элементов творчества и стремление сделать больше, чем требуется (например, если мальчик полил цветы не только в указанном месте, но и попросил разрешить полить остальные), желание что-то сделать для других. Оценивать результаты труда детей старшего дошкольного возраста можно и в игровой форме, с помощью персонажей кукольного театра, что создаст, непринужденную обстановку в группе, вызовет у ребят желание трудиться лучше. Так педагог постепенно добивается более осознанного отношения воспитанников к трудовым заданиям, понимания полезности выполняемого дела.

Педагог может помочь, подсказать, показать, как выполнить поручение. Очень важно в конце выполненного ребенком трудового поручения сделать оценку результата труда.

2. Дежурство – форма организации труда детей, предполагающая труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма спо­собствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Дежурство по столовой – вводится во второй младшей группе в конце 2-ого полугодия. Воспитатель помогает привлекать детей в помощь няне, когда она накрывает столы к еде. Сначала воспитатель «дежурит» с 2-3 детьми и каждому даёт одно поручение (начиная с 3х лет, дети способны выполнять несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи, накрыть на стол). Затем задание усложняется

– один ребёнок на всех столах расставляет хлебницы,

– другой раскладывает ложки; и т.д.

Научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно. Важно соблюдать последовательность и своевременно переводить детей с одной ступеньки трудности на другую. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит проявление творчества. Стремление ребёнка доставить своим трудом радость другим детям поощряет желание дежурящих придумать, что-то интересное и приятное для всех.

Дежурство по подготовке к занятиямтребует сосредоточенности. Содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при:

Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить всё ли на месте.

Дежурство в уголке живой природы должно быть организованно так, что бы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты (покормить рыбок, полить цветы, убрать клетку попугая и т.д.). Желательно, что бы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день. Дежурный должен понимать, что нужно «поговорить с животными, с рыбками и с растениями». Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. У детей в дальнейшем формируется потребность заботиться о природе, ответственность за её сохранность. Так же дежурство способствует систематичности включения детей в труд.

Дежурство способствует систематически включению детей в трудовую деятельность. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Задачи, продолжительность и содержание дежурства зависит от возраста детей, воспитательной цели. Основной смысл дежурства – забота о других

Для того чтобы к участию в труде привлекались все дети, следует по воз­можности заранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необхо­димость потрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был при­влечен к работе.

2. Общий, совместный, коллективный труд является наиболее сложной формой организации труда детей.

Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благо­приятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы, выполнять задание в определенный срок.

Объединяет общий, совмест­ный и коллективный труд общественно направленная цель детской дея­тельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех (уборка помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику – всё это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем).

Общий трудпредполагает такую организацию работы детей, при ко­торой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно и в конце работы подводится общий итог.

Пример: Воспитатель, предлагает детям навести порядок в группе и распределяет обязанности. После окончания работы воспитатель обращает внимание на то, что каждый трудиться хорошо. И вот результат – в группе чисто и красиво. Ребёнок имеет свой участок и отвечает за себя. Если даются одинаковые задания 2м детям – каждый выполняет его отдельно.

Совместный трудпредполагает взаимодействие детей. В процессе работы дети оказываются в зависимости друг от друга: от темпа, качества работы других. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу. Цель, как и в общем труде – единая. При этом воспитатель планирует ситуации, которые будут провоцировать детей к установлению взаимоотношений. Не допускает случайных объединений детей, а продумывает их.

Пример: с кем поставить работать Настю – она отвлекается, какое задание лучше дать Юре – он не умеет работать быстро и т. д.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают более сложные – нравственные – задачи: дого­вариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходи­мости, обра­щаются за помощью к сверстникам, радуются их успехам, об­щим результатам труда, переживают за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений (чувство локтя, защищённость, взаимопонимание), создаёт положительный эмоциональный настрой.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совмест­ный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд – об­щий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей.

Общий труд возможен уже в сред­ней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный – в старшей и подготовительной к школе, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели.

Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.

Значение коллективной формы труда для формирования личности ребёнка.Проявляя социальную активность, каждый воспитанник вос­принимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвер­диться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уро­вень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Орга­низация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для фор­мирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нрав­ственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации лично­сти, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Сформированность навыков коллективного планирования способствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного совместно результата трудовой деятельности.

Современный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу. Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнять работу, привычку к сотрудничеству.

Успешность достижения цели в значительной степени зависит от умения проконтролировать свою деятельность. Дети 3-4 лет ошибок в своей работе не замечают, считающие хорошей, независимо от того, как и какой результат достигнут. К труду сверстников относятся критически. В 5-7 лет дошкольники стараются правильно оценить свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэтому они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве собственных трудовых действий.

Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить пе­ченье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2—3 до 6—7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает конкретное задание, например: получает кусочек теста, раскатывает его и выре­зает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе и т. д.

Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преиму­щество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объеди­нение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту за­дачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять това­рищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.

Такая форма объединения является переходной от труда «ря­дом» к коллективному труду.

Формы организации труда

К формам организации труда можно отнести различные решения вопросов по отдельным трудовым направлениям. У каждой формы есть свои особенности, которые и отличают её от других.
Каждая форма организации труда призвана решать вопросы конкретного направления трудовой деятельности работником.

Формы организации труда классифицируются по следующим направлениям:

  • по способу установления заданий согласно плану, а также по учёту выполненной работы;
  • по принципам формирования средств, которые необходимы для осуществления трудовой деятельности;
  • по способам оплаты и стимулирования труда;
  • по способам и принципам взаимодействия работников с высшим руководством предприятия.

По способу установления заданий согласно плану, а также по учёту выполненной работы выделяют следующие формы:

  • индивидуальная – это персональный подход к учёту рабочего времени на предприятии, а также к начислениям зарплаты и распределению задач;
  • коллективная – массовый подход к вышеперечисленным производственным процессам. Эта форма труда также разделяется:
    • в зависимости от способа разделения и кооперации труда – с полным разделением, с частичной и полной взаимозаменяемостью;
    • в зависимости от способа управления – с полным и частичным самоуправлением, а также без самоуправления.

По второму классификационному признаку, можно выделить следующие формы организации труда:

  • осуществление индивидуальной трудовой деятельности;
  • коллективы, которые работают по подрядному договору или по договору аренды;
  • кооперативы;
  • предприятия, которые по экономическим признакам относятся к малым;
  • совместные предприятия.

По способам оплаты и стимулирования труда можно выделить следующие формы организации труда:

  • индивидуальная форма оплаты труда;
  • коллективная форма, с применением тарифных ставок;
  • коллективная форма, с применением различных стимулирующих коэффициентов;
  • бестарифная система оплаты;
  • комиссионная система оплаты.

По способам и принципам взаимодействия работников с высшим руководством предприятия выделяют следующие формы:

  • прямое подчинение работников с руководством;
  • отношения по договору подряда;
  • отношения по договору аренды;
  • контрактные отношения.

В процессе осуществления трудовой деятельности не выделяют конкретную форму организации труда, так как все выполняемые работы и операции тесно связаны друг с другом.

Понятие формы организации труда, их разновидности и основные условия эффективного применения

В современной организации труда можно выделить два основных принципа функционирования, а именно – разделение и кооперация. В любой компании кооперация будет зависеть от характера и непосредственной глубины разделения труда. Следовательно, два этих понятия являются смежными и не могут существовать друг без друга.

Необходимость объединения сотрудников между собой в различные группы, как один из методов организации туда, была выявлена уже достаточно давно. В большинстве случаев она объясняется выполнением некоторых особых видов работ. К наиболее распространенным из них можно отнести следующие:

  • использование и надлежащее обслуживание различных агрегатов и оборудования, которое можно встретить на заводах и иных предприятиях. Как известно, нередко для бесперебойного функционирования такого оборудования, прежде всего, требуется слаженная работа определенной группы людей. Именно поэтому сотрудников нередко объединяют в одну бригаду, смену и т.д.;
  • выполнение работы, которая требует больших физических или умственных затрат. Сюда можно отнести, например, сборку оборудования, подготовку серьезных проектов и т.д. Современная практика показывает, что подобные работы гораздо быстрее и легче выполняются с помощью командных усилий;
  • выполнение масштабных работ, в которые одновременно включается огромное количество задач. Самым ярким примером в данном случае может являться ремонт большого здания или, например, крупного оборудования. В такой ситуации несколько сотрудников одновременно должны выполнять возложенные на них функции;
  • появление необходимости в сокращении ранее установленных сроков для выполнения поставленных задач. Естественно, увеличение количества задействованных лиц позволяет сделать работу значительно быстрее. Здесь принцип кооперации может стать главной причиной для появления отличных результатов в произведенной работе;
  • отсутствие у сотрудников постоянных рабочих мест. Сюда можно отнести такие виды работ, как, например, погрузку или разгрузку, некоторые транспортные работы и т.д. В данном случае у служащих будет иметься определенный круг профессиональных обязательств. Однако они могут постоянно меняться, в зависимости от условий выполняемых задач.

Для максимально эффективного выполнения всех вышеуказанных работ данные формы организации труда должны быть основаны на следующих принципах, это:

  1. Принцип согласованности. Он заключается в следующем: все совместные усилия, которые прикладывают сотрудники для выполнения тех или иных профессиональных задач, предварительно должны быть согласованы между собой. Это позволит избежать непонимания и существенно повысит показатели эффективности.
  2. Принцип взаимозаменяемости. В данном случае у каждого сотрудника будет иметься собственное рабочее место, однако при появлении такой необходимости служащие смогут подменять друг друга на определенное время.
  3. Принцип специализации. Рабочее место, которое имеется у сотрудника, может являться как специализированным, так и неспециализированным. Это зависит, прежде всего, от характера исполняемых сотрудником работ, а также от других дополнительных факторов.
  4. Принцип поточности. Он заключается в соблюдении определенной последовательности выполняемой работы. Это, в свою очередь, поможет обеспечить беспрерывный рабочий процесс и более высокие показатели эффективности.

Особенности организации труда на предприятии

На любом предприятии организация труда представляет собой достаточно сложный и трудоемкий процесс, который всегда включает в себя целый комплекс различных мероприятий. Главной целью всех этих мероприятий является распределение совокупного рабочего времени между основными сферами деятельности.

Все задачи эффективной организации труда на предприятии можно разделить на несколько основных категорий:

  1. Экономические задачи. Они заключаются в максимально эффективном и оптимальном распределении рабочего времени, а также материальных ресурсов, которыми обладает то или иное предприятие.
  2. Организационные задачи. В них можно включить определение эффективного порядка и последовательности выполнения работ, создание максимально благоприятных условий для того, чтобы эти работы выполнялись без каких-либо перебоев и слишком частых остановок. Помимо этого, в данный раздел можно включить создание эффективной системы стимулирования сотрудников для достижения высоких индивидуальных результатов в их профессиональной деятельности.
  3. Психофизиологические задачи. Сюда можно отнести создание работодателем комфортных условий, которые оказывали бы максимально положительное влияние на работоспособность всех членов коллектива.
  4. Социальные задачи. В них включаются усилия работодателей, которые должны быть направлены на развитие личности сотрудника, воспитание ответственного отношения к его труду и т.д.

Если говорить об основных разновидностях разделения труда, к таковым можно отнести следующие:

  • общее разделение труда. Та или иная деятельность делится, в зависимости от ее конкретного вида и некоторых важных характеристик;
  • частное разделение труда. Сюда можно отнести процесс обособления различных видов деятельности внутри одного экономического направления, в зависимости от индивидуальных характеристик работы и т.д.;
  • единичное разделение. Обособление некоторых видов работ внутри одного предприятия при учете направления этих работ, их распределения между разными исполнителями и т.д.

Каждый работодатель вправе разработать собственную систему организации труда, которая покажет максимально высокие результаты именно в его учреждении. После создания такая система может подлежать дополнительным корректировкам.

Виды и формы организации трудовой деятельности детей.

Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Наиболее приемлемыми для дошкольников являются четыре вида труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе (или сельскохозяйственный) и ручной труд.

Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своей одеждой и т. д.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Содержание труда по самообслуживанию: трудовые процессы, связанные с умыванием, одеванием и раздеванием, уходом за своей одеждой и обувью.

Воспитательное значение самообслуживания в его жизненной необходимости, направленности на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду.

В самообслуживании ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия.

Хозяйственно-бытовой труд – направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке детского сада, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Содержание хозяйственно-бытового труда: сервировка стола, подготовка к занятиям, уборка групповой комнаты, игрушек, участка.

Этот вид труда содействует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, доброжелательные отношения к сверстникам и др.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

Труд в природе (сельскохозяйственный труд) – участие детей в делах по уходу за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.

Содержание труда в природе: подготовка почвы, рыхление, посев семян, посадка и выращивание растений, полив, прополка, подкормка растений, сбор урожая; кормление животных, чистка клеток, вольеров, аквариума.

Этот вид труда создает благоприятные условия для физического развития, совершенствования движений, стимулирует деятельность разных органов и систем организма ребенка, укрепляет нервную систему; имеет большое значение для интеллектуального и сенсорного развития ребенка. В этом виде труда, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

Ручной труд — изготовление детьми игрушек и предметов из разных материалов (бумаги, картона, дерева, природного и бросового материала).

Содержание ручного труда: ремонт игрушек и пособий, изготовление изделий, игрушек, пособий, подарков, рукоделие.

Этот вид труда открывает перед детьми широкие перспективы созидания. Он связан с конструированием.

В этом труде дошкольники уточняют свои представления об окружающих предметах, делают первые шаги в занимательный мир техники, что имеет большое значение для их дальнейшего развития.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки, формирует интерес к труду, готовность взяться за нее, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе этого труда дети знакомятся с простейшими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережному отношению к материалам, предметам труду, орудиям.

Формы организации труда детей в разных возрастных группах

1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;

2) уровня трудового опыта детей;

3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, когда организовывает трудовую деятельность;

4) содержания труда.

Формами организации труда детей в дошкольном учреждении являются поручения, дежурства, коллективный труд.

Трудовые поручения – это возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить сам или с кем-нибудь из сверстников. Это наиболее простая форма организации труда дошкольников.

Виды поручений: по сложности (простые и сложные); по характеру выполнения (индивидуальные и совместные); по времени (кратковременные, эпизодические, длительные).

Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеет особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Дежурства – это трудовые обязанности детей. Это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде. Это требует от детей знания последовательности труда, представлений о его полном объеме, о требованиях к результатам. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него деятельностью.

Дежурства играют большую роль в воспитании детей: дежурные всегда выполняют труд, имеющий общественную значимость, необходимый для коллектива.

В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств: 1) по столовой; 2) по подготовке к занятиям; 3) по уголку природы. Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется.

Коллективный труд – это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы, чаще старшими дошкольниками. Содержанием коллективного труда может быть уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей и фруктов, оформление групповой комнаты к празднику. Содержание труда зависит от конкретных условий работы УДО.

1) Объединять всех детей можно только после того, как они приобрели необходимый опыт труда в небольшом коллективе (совместные трудовые поручения, объединяющие по 5-7 детей, где дети учатся распределять труд, согласовывать друг с другом свои действия).

2) В коллективном труде целесообразно всех детей поделить на несколько звеньев, каждому из них предложить какое-то общее задание. Количество звеньев не может быть больше 4-х. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, которые они выполняют, должны меняться. Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в труд.

3) В содержание общего труда включаются только те его виды, навыками которых дети владеют достаточно хорошо.

Способы объединения детей в коллективном труде: 1) труд рядом; 2) общий труд; 3) совместный труд.

Условия организации труда дошкольников

Приобщение дошкольников к труду, решение задач трудового воспитания возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия на детей. Условиями организации труда дошкольников являются:

Ø систематическое включение каждого ребенка в труд;

Формы организации труда. Формы организации труда на предприятии: примеры

Формы организации труда – это такие ее разновидности, которые решают вопросы, относящиеся к определенным направлениям упорядочения рабочей деятельности в различных сферах. Их определяют соответствующие систематизирующие признаки и критерии.

Основные моменты

Исходя из способа установки плановых задач и учета проделанной работы, формы организации труда делятся на:

  • Индивидуальные. Они предполагают персонифицированный подход при распределении производственных заданий, учете выполненной работы или начислении заработной платы (например, репетиторство, парикмахерские услуги).
  • Коллективные. Характеризуются групповым подходом при организации рабочего процесса (например, на фабриках, заводах).

Классификация форм

По различным признакам разделяют несколько типов групповых форм. Данная классификация зависит от способов разделения рабочего процесса. Коллективные формы организации труда бывают:

  • С полным разделением трудовой деятельности. Предполагается занятость, которая соответствует образовательно-квалификационному уровню сотрудников на своем рабочем месте (например, разные отделения в поликлинике, соответствующие специализации врачей).
  • С выборочной взаимозаменяемостью. Выполняемые работы совмещаются (например, в учебном заведении, в котором одни преподаватели заменяют других).
  • С полной взаимозаменяемостью. Возможен обмен рабочими местами согласно разработанной схеме или использование трудовой деятельности на всех рабочих местах в подразделении (например, магазин одежды, в котором продавцы отделов легко заменяют друг друга).

В зависимости от степени самостоятельности выделяют такие коллективные формы организации труда:

  • С полным самоуправлением. Определение подразделению производственных задач, решение остальных вопросов осуществляется коллективом подразделения.
  • С частичным самоуправлением. Некоторые функции централизованы, другие – делегированы коллективам подразделения.
  • Без самоуправления. Все функции управления подразделениями централизованы.

Способ формирования средств на осуществление производственной деятельности создает отдельную классификацию. Формы организации труда на предприятии в зависимости от размера коллектива:

  • индивидуальная трудовая деятельность (бытовое обслуживание населения, ремесло);
  • подрядный и арендный коллектив (сельское хозяйство);
  • кооператив (розничная торговля, система здравоохранения);
  • малые предприятия (легкая промышленность).

В зависимости от способа оплаты также различают несколько типов. Формы организации труда рабочих, исходя из метода выдачи заработной платы, делятся на несколько видов. К ним относятся:

  • индивидуальная оплата;
  • коллективная оплата на тарифной основе;
  • коллективная оплата на тарифной основе с применением коэффициентов, которые распределяют заработок (трудового участия, трудового вклада и другие);
  • бестарифная оплата труда;
  • комиссионная оплата труда.

Исходя из способа взаимодействия с руководством существуют формы организации труда, основанные на:

  • прямом подчинении руководству (промышленные предприятия);
  • договоре подряда (строительные компании);
  • контрактной основе (научно-производственные организации);
  • арендном договоре (международные организации).

Основные формы организации труда являются главной составляющей при работе с живой силой. Процесс совместной работы подразумевает несколько видов деятельности или операций, дополняющих друг друга. Таким образом, один или несколько работников выполняют определенный объем от общего количества плана. Труд человека ценится на каждом успешном и благополучном предприятии, поощряясь материально. Формы организации труда на предприятии – это детализация операций для лучшей производительности.

Разделение трудовой деятельности

Разделением труда называются процессы расчленения разных видов деятельности, специализации сотрудников. Отдельные лица отвечают за выполнение определенной работы или операций, дополняющих друг друга.

Научные исследователи выделяют общественное и техническое разделение труда. Оба этих типа являются неотъемлемой частью рыночных отношений.

Разделение рассматривается в качестве специализации трудовой деятельности. Это приводит к тому, что формируется определенное количество видов.

Общественное разделение

Дифференциацией социальных функций, которые выполняет определенная группа людей, является данный тип. При общественном разделении трудовой деятельности выделяются различные сферы общества, которые подразделяются на мелкие отрасли. Этот тип является основой при формировании и развитии рыночных отношений.

Техническое разделение

Дифференциация видов трудовой деятельности, которая происходит между подотраслями и работниками организации, называется техническим разделением труда. Также происходит дробление рабочего процесса на несколько частичных операций или функций по специализации сотрудников в процессе экономической деятельности.

Существуют основные виды разделения труда на самом предприятии:

  • технологическое, которое подразумевает разделение производственного процесса на виды, фазы и циклы;
  • пооперационное – закрепляет за работниками отдельные операции в целях уменьшения производственных циклов;
  • функциональное – происходит между разными категориями сотрудников, которые входят в состав персонала;
  • профессиональное – затрагивает группы лиц, которые выполняют однотипный вид работ, владеют одинаковым инструментом или технологией производства;
  • квалификационное – характеризируется разной степенью уровня работ и заключается в разделении между сложной работой и простой, учитывая сложность изготовления продукции, а также функции по осуществлению трудового процесса; сюда относится и контролирование качества выпускаемой продукции.

Основные и вспомогательные рабочие

Основные работники принимают участие в изменениях форм и состояния предмета трудовой деятельности, они отвечают за выполнение технологических операций по производству основных товаров.

Вспомогательные работники призваны создавать условия для бесперебойного и эффективного труда основных рабочих.

Разделение труда – это процесс, который неразрывно связан с кооперированием. Это означает, что достижением рациональных пропорций предусматривается введение социальных, а также трудовых взаимоотношений между участниками рабочего процесса.

Кооперация труда

Кооперацией труда называется организационное производственное взаимодействие между отдельными лицами, коллективами, бригадами, участками, цехами, службами, которое происходит в процессе деятельности и направлено на достижение производственных целей. Обеспечение правильного использования рабочей силы обеспечивает эффективность кооперации.

Формами кооперации труда являются:

  • Образования, находящиеся внутри одного общества. В этом случае происходит обмен продуктами труда в некоторых отраслях экономической деятельности.
  • Находящиеся внутри того вида деятельности, которым предусмотрен обмен продукцией или коллективное участие целого ряда организаций в изготовлении определенного вида товаров.
  • Находящиеся внутри организации. В этом случае осуществляется обмен между цехами, отделами или отдельными исполнителями, исходя из конкретных условий (например, тип производства или особенности технологий).

Бригадная форма организации труда

Среди коллективных форм кооперации трудовой деятельности главное место достается производственным бригадам. Самой распространенной выступает бригадная, групповая или коллективная форма организации труда. Такой пример зачастую встречается на заводах и фабриках.

Бригадой называется организационно-технологическое объединение сотрудников предприятия, которые имеют одинаковые или различные профессии, основывающиеся на базе соответственного производства, оборудования, инструментов, сырья, материалов для выполнения задач по выпуску качественной продукции. Благодаря коллективной материальной (финансовой) заинтересованности и высокой ответственности, затрачивается небольшое количество материальных и трудовых ресурсов.

Работа бригад способствует наиболее полному использованию времени, также сокращает численность рабочих. Следовательно, снижается трудоемкость продукции, происходит более эффективная загрузка оборудования и уход за ним.

Бригадная форма организации труда делится на два основных вида:

  • Специализированная – создаются бригады из работников преимущественно одной профессии.
  • Комплексная – подразумевает привлечение работников разных профессий.

Организация труда

Так называется система расстановки средств производства продукции и рабочей силы. Она является основой и фундаментом организации производства материальных благ. Любая сторона планирования деятельности, которая связана с привлечением живой силы, имеет отношение к организации труда.

На любом предприятии она должна быть грамотной и рациональной, в максимальной степени учитывать инновационные технологии, научные достижения, передовой опыт, эффективно и в полной мере использовать рабочую силу. Основная цель НОТ – использование всех ресурсов для достижения лучшего экономического результата во всех отраслях и на всех уровнях производства.

Принципы организации труда

Для того чтобы построить успешную корпорацию, необходимо грамотно использовать формы организации труда. Практика показывает, что необходимы такие составляющие:

  • стабильный кадровый состав;
  • денежное стимулирование по конечным результатам трудовой деятельности;
  • материальная ответственность за невыполнение плана, порчу оборудования и имущества;
  • выполнение полного комплекса работ, которые связаны с производством товаров трудовым коллективом.

Главными аспектами рациональной организации труда выступают:

  • нормирование рабочего времени;
  • высокооплачиваемый труд человека;
  • грамотная организация рабочего пространства;
  • совершенствование организации и обслуживания мест работы, а также улучшение санитарно-гигиенических условий труда;
  • разделение по отраслям и кооперациям.

Существующая форма организации труда, виды которой были описаны в этой статье – это неотъемлемая часть больших предприятия и корпораций.

Читайте также:  Служба и руководитель HR на предприятии
Ссылка на основную публикацию