Как реализовать знания психологии управления коллективом

Что такое психология управления, и как создать идеальный коллектив?

Управление коллективом — сложный процесс, который требует специальных знаний. Чем больше опыта и осведомлённости, тем успешнее будет работать коллектив: будь это офисные работники, музыкальный ансамбль, школьный класс или группа в детском саду. Познакомиться с основами психологии управления полезно каждому руководителю независимо от количества человек в подчинении.

Понятие управленческой психологии

Психология управления — это раздел классической психологии, изучающий механизмы поведения в группе, а также влияние на неё руководящего состава.

Изучение происходит на практике. Рассматриваются различные по характеристикам коллективы, на базе полученных данных проводится анализ. Так стало известно, что управление группой имеет закономерности, связанные с факторами:

  • компетенция сотрудников;
  • характеры, индивидуальность работников;
  • взгляд на работу компании и своё положение в ней;
  • личность управляющего, черты характера, уровень знаний;
  • род деятельности предприятия;
  • факторы, влияющие извне.

Под психологией управления понимаются направления:

  • изучение взаимоотношений руководителя и подчинённых;
  • изучение психики работников;
  • изучение методов повышения результативности коллектива.

Психология управления: аспекты

Вопросы, ответы на которые раскрывают специалисты по управленческой психологии:

  • психология личности руководителя: что помогает, что мешает быть лидером. Какие качества особенно ценятся работниками, а какие черты характера не будут влиять на подчинённых;
  • психология управленческой деятельности руководителя: особенности принятия решения, выбор стратегии развития, отношение к сотрудникам, система поощрений и наказаний;
  • психологические вопросы поиска специалистов: как сформировать слаженный коллектив, добиться высокой результативности;
  • социально-психологические особенности команд работников: типы личности, которые необходимы для достижения общей цели;
  • обучение персонала с психологической точки зрения.

Психология управления: цели и задачи

Психология управления основной задачей ставит формирование благоприятных методов руководства:

  • осознанное управление;
  • быстрое принятие решений во благо, а не во вред компании;
  • проявление лидерских качеств;
  • влияние на психологический климат группы;
  • верный выбор механизмов мотивации.

Цели применения психологии управления:

  • повышение компетентности управленца;
  • изучение методик выбора и подготовки руководства;
  • формирование кадрового состава коллектива без лишних должностей и непрофессиональных работников на местах;
  • сплочение коллектива.

Правила управленческой психологии

Изучение психологии управления позволило сделать вывод: независимо от рода деятельности любая организация подчиняется единым правилам руководства. Взаимодействие членов коллектива зависит от:

  • типа личности каждого участника;
  • грамотного регулирования рабочих процессов внутри коллектива (трудовая деятельность офисных работников, обучение школьного класса и т. д.);
  • эффективность управления группой.

Подбор персонала

Идеальным считается не совпадение характеров сотрудников, а грамотное распределение типов личности для выполнения тех или иных задач.

Пример: для выполнения совместного проекта требуются лидеры, быстрые исполнители, медлительные педанты для выполнения скрупулёзных заданий. Хорошо, если к задаче можно привлечь сотрудников добровольно. Тогда энтузиазм каждого поможет достигнуть цели. Если речь идёт о простой трудовой рутине, выполнении повседневных обязанностей, разные по темпераменту люди могут начать конфликтовать. Это тормозит работу всего коллектива.

Сделать на практике такой подбор невозможно: при приёме на работу прежде всего учитывается квалификация, навыки, мастерство. Лишь затем оценивается тип личности, его возможности в плане сотрудничества с другими членами коллектива.

Психология управления как наука рассматривает проблемы подбора персонала, даёт рекомендации. Следуя им, руководитель сможет наладить взаимоотношения внутри вверенной ему группы. Кроме того, в ведение психологии управления входят методы влияния на личность, которые приведут к повышению трудоспособности. Эта наука помогает понять, «пряник» или «кнут» следует использовать в каждом конкретном случае.

Психологический климат коллектива

Этот фактор влияет на продуктивность, работоспособность, устойчивость и доброжелательность участников.

  • благоприятный: слаженная работа, доверие, поддержка, доброе отношение друг к другу, отсутствие сплетен, открытых конфликтов, обмана;
  • неблагоприятный: склоки, недоверие, раздор, сплетни, доносы, низкая эффективность.

Чем лучше климат коллектива, тем качественнее выполняются цели и задачи, ради которых этот коллектив создавался.

Психология управления может повлиять на взаимоотношения внутри группы. Стратегия руководителей задаёт как общий характер группы, так и ежедневный настрой каждого подчинённого.

Пример: две небольшие фирмы продают свежую выпечку. График работы одинаковый, загруженность тоже. Но опрос сотрудников одной фирмы показал, что они недовольны должностью, не любят приходить на смену, не видят себя здесь через 5 лет. А сотрудники второй организации отвечали, что работать любят, готовы к дополнительным сменам, любят выезжать на природу и активно поддерживают мероприятия всем коллективом. Анализ показал, что влияет разница в отношении управляющих. К коллективу, к пекарскому делу, к жизни. В первой фирме директор имел техническое образование, фирму получил по наследству, а сам по себе был замкнутым, грубым, легко выходил из себя. Второй директор проявлял интерес к каждому подчинённому, часто устраивал коллективные мероприятия, горел любимой работой, знал о пекарском деле всё, с удовольствием делился знаниями с сотрудниками. Очевидно, он был знаком с понятием психология управления, применял знания на практике. Благоприятный климат среди подчинённых на 50% — заслуга директора.

Эффективные управленцы

Психология управления отвечает на вопрос: какого менеджера можно с уверенностью назвать эффективным:

  • нуждается в самовыражении. Трудится с полной самоотдачей, видит чётко свои цели, идёт к ним. Определяет долгосрочные задачи, анализирует предыдущую работу;
  • ответственный. Понимает зависимость между действиями и результатами. Эффективный управленец не обвиняет других в собственных неудачах, не присваивает себе чужие заслуги;
  • ищет способы самосовершенствования: повышает уровень знаний, мастерство, проходит профессиональную подготовку, переподготовку;
  • справляется с неудачами: для него это, в первую очередь, приобретение опыта, который можно применить при дальнейшей работе;
  • хорошо обучается: легко принимает новые знания, сразу внедряет в свою работу;
  • умеет пользоваться временем, распределять задачи, расставлять приоритеты;
  • контролирует себя как при выполнении обязанностей, так и при общении с подчинёнными;
  • знает бизнес-этикет, правила общения и переговоров в среде других управленцев.

Личные качества руководителя может развить каждый. Для этого стоит не только читать информацию по психологии управления, но и смотреть полезные видео от практикующих психологов.

Лидер невозможен без подчинённых. Именно они проявляют реакцию, замечают положительные и отрицательные стороны деятельности, реагируют. Управленческая психология это учитывает и даёт рекомендации, как повысить авторитет у подчинённых:

  • делегировать полномочия. Далеко не каждый умеет это делать, не все готовы доверять сотрудникам. Психология управления называет доверие одним из мощных инструментов, влияющих на коллектив;
  • избавляться от лишнего: реальная угроза увольнения ненужных сотрудников — мотивация для оставшихся;
  • признавать свои ошибки;
  • знать цели деятельности;
  • разрабатывать план, ставить задачи;
  • концентрироваться на возможностях, а не на проблемах (здесь психология управления соприкасается с позитивной психологией);
  • выполнять обещания, быть честным;
  • обдумывать решения, иметь представление о том, что будет хорошо для компании.

Факторы внешней среды

Психология управления — прикладная наука, основанная на изучении опыта работы различных организаций. Не только внутренние взаимоотношения влияют на результативность команды. Есть ряд факторов внешней среды:

  • потребители;
  • поставщики;
  • партнёры и конкуренты;
  • кредиторы;
  • государственное регулирование;
  • технологические ресурсы;
  • местоположение, климатические условия;
  • менталитет и культура;
  • демография.

Не все факторы одновременно воздействуют на работу организации. Психология управления определяет интенсивность влияния и с учётом этого строит стратегию дальнейшего развития.

Почему люди ходят на работу?

Участие в жизни коллектива, по сути, дело добровольное. Если человек не хочет или не может взаимодействовать с социумом, руководством, он вправе выбрать работу дома. В некотором роде это удобно: свободный график, отсутствие привязки к рабочему пространству, нагрузка по желаниям и возможностям, возможно, высокий заработок.

Однако, огромное количество людей продолжает посещать офисы, производственные цеха и другие рабочие места. Они не готовы отказываться от этого в пользу преимуществ фриланса. Что, кроме стабильной заработной платы и пониженной ответственности, заставляет их работать? Для
понимания механизмов психологии управления этот вопрос принципиален.

  • любовь к своей профессии, делу, которое невозможно выполнять в одиночку. Некоторым, чтобы уйти во фриланс или индивидуальное предпринимательство, придётся полностью поменять деятельность;
  • тяга к стабильности. Постоянное рабочее место, дружный коллектив, адекватное руководство дарит уверенность в завтрашнем дне;
  • стремление к власти, управлению людьми, общению;
  • развитое чувство долга, эти работники предпочитают именно коллективный труд, так как чувствуют себя значимыми.

Психология управления предполагает, что менеджеры будут учитывать эти причины при составлении собственной стратегии руководства.

Нештатные ситуации

Проверка грамотности управляющего состава происходит при нестандартных ситуациях. Такие случаются на любом предприятии. Задачи управленцев — моментально отреагировать и скоординировать действия всего коллектива. Для этого хороший начальник должен обладать харизмой, то есть, вызывать желание следовать его приказам.

Речь идёт не только о трудностях на производстве. Наиболее частые нештатные ситуации связаны с межличностным взаимодействием сотрудников. Грамотный лидер может разобраться в конфликте между подчинёнными, определить, кто прав. Для этого используются разные методы:

  • индивидуальное общение с каждым участником конфликта;
  • очная ставка всех участников с детальным разбором претензий;
  • опрос свидетелей.

Дальновидный менеджер обладает некоторыми знаниями психологии, чтобы проводить такие процедуры. Для повышения грамотности по этому вопросу можно обратиться за консультацией к психологу, который поможет выстроить правильные отношения с коллективом. Он научит определять наиболее подходящий стиль общения с каждым типом личности. Многие топ-менеджеры регулярно проходят тренинги, стремятся повышать свою квалификацию, так как понимают, что психология управления — важный аспект их успешной работы.

Психология управления — наука, помогающая выстроить результативную деятельность у любого коллектива: от фирмы из трёх-четырёх человек до предприятия со множеством отделов. Она охватывает все стороны взаимоотношений начальников и подчинённых. Сегодня этот раздел психологии крайне популярен. Множество тренингов направлены на повышение эффективности директоров и кадрового отдела. Чтение полезной литературы в этом направлении — полезнейший аспект саморазвития каждого управленца.

Как реализовать знания психологии управления коллективом

Управлять людьми намного тяжелее, чем бездушными машинами. Это неоспоримый факт. Стать первоклассным менеджером – это значит пережить годы тяжелой работы, в первую очередь, над собой. Сотрудник, как частичка огромной организации, в которой он трудится, является своеобразным звеном цепи бизнеса. Чтобы каждое звено стало на свое место и крепко на нем закрепилось, чтобы оно не было лишним, руководитель коллектива должен знать, что такое психология управления коллективом и как ее реализовывать в работе правильно.

Читайте также:  Разработка стратегии для управления персоналом на пищевом предприятии

Психотехнологии управления

Возможно, кому-то покажется слово «психотехнологии» сухим и машинным, но на самом деле оно несет в себе глубокий смысл. А заключается он в том, что с помощью психологических приемов один человек имеет возможность влиять на другого или даже нескольких.

Хорошему менеджеру без таких способностей просто не обойтись. Ведь люди все разные, у каждого свое мнение и интересы, поэтому и подход должен быть индивидуальным. Если же начальник таких вещей не понимает, то, к сожалению, он долго не сможет удержать рабочий коллектив в нужном деловом русле.

Существует два вида менеджмента:

Если менеджер предпочитает придерживаться постулатов первого вида управления, то в таком случае возникнет масса негативных последствий со стороны подчиненных. А все потому, что его методы управления будут базироваться на деспотизме, грубости и некорректном поведении в отношении подчиненных. Если же менеджер идет по «белому» пути, то такая работа пойдет на пользу ему и людям, находящимся у него в подчинении.

Психология управления коллективом – это поистине искусство, которому нужно учиться долгие годы.

Рассмотрим некоторые советы по поводу того, как будущему руководителю научиться понимать своих подчиненных и управлять ими так, чтобы их работа приносила пользу им и организации в целом.

Как помочь подчиненным достичь желаемого результата в работе?

Начнем с того, что коллективы бывают:

Численность сотрудников компании напрямую связана с ее размерами и сферой деятельности. Отрабатывать методики рациональных и положительных психотехнологий управления персоналом лучше всего именно в малом коллективе. Наиболее распространенные приемы управления психическими и функциональными состояниями сотрудников:

  • Отрицание кляуз и доносов. Не позволяйте своим подчиненным «ябедничать». Это не значит, что нужно отвергать каждого, кто заметил «соринку в глазу» у другого. Так, где в действительности назревает конфликт, должен вмешаться руководитель и принять решение, которое удовлетворит враждующие стороны.
  • Равное отношение ко всем подчиненным. Не выделяйте для себя любимчиков. Проведем аналогию с отношениями внутри семьи: родители любят всех детей одинаково, так и руководитель должен ценить всех и каждого. Нужно прислушиваться к мнению подчиненных. Так вы будете знать, чем живет ваш трудовой коллектив.
  • Справедливость. Буквально все отношения между людьми сопровождаются конфликтами. Трудовой коллектив исключением в данном случае не стал. Менеджер должен уметь находить правильные пути выхода из самых сложных проблем.
  • Помните, что любая работа начинается с должностной инструкции. Чтобы в будущем у работников не возникали вопросы по поводу того, кто и кому подчиняется, какие задачи выполняет, заранее продумайте и распечатайте инструкцию для каждого.
  • Правильно выберите систему поощрений подчиненных. Это может быть форма материального (денежного) и морального поощрения. Первая подразумевает выдачу работнику за особые заслуги определенных премий, доплат, бонусов. Нематериальное поощрение также очень важно. Сотрудник за хорошую работу получит не только одобряющий отзыв, но и возможность подняться на новую ступень карьерной лестницы.

Не забывайте также, что менеджер – это, в большинстве случаев, не владелец компании, а такой же наемный работник, как и другие. Только уровень ответственности за работу на него возложен значительно больший, чем на остальных.

Нерадивые подчиненные

Все довольно просто на первый взгляд. Чтобы правильно управлять рабочим коллективом, нужно всего лишь придерживаться определенных правил, норм, рекомендаций и все. Не совсем так.

Среди даже самых ответственных и прилежных работников найдется один проблемный, с которым придется повозиться. Практика управления проблемными сотрудниками показывает, что исправить ситуацию можно, проведя аналогию с семьей и детьми.

Если организация ценит каждого, кто решил ей посвятить свои трудовые будни, то она позаботится о том, чтобы каждое звено работало слаженно. Для этого необходимо также придерживаться определенных рекомендаций.

Помочь решить проблему вам сможет предварительный анализ характера и качества работы сотрудника. Самые распространенные недостатки наемных работников:

  • лень>
  • озлобленность на окружающих>
  • излишняя эмоциональность>
  • грубость>
  • бесчувственность или чрезмерная чувствительность>
  • хамство>
  • отсутствие чувства ответственности и пунктуальности>
  • замкнутость.

Список можно продолжать еще долго. Руководитель должен дать самому себе ответ, как поступить в такой ситуации. Понятно, что увольнять вот так сразу никто никого не будет. После того, как вы определили, в чем заключается проблема с подчиненным, сразу же необходимо разработать систему мер, в соответствии с которой вы будете «трансформировать» работника.

В такой ситуации панацеей станет не только задушевный разговор, но и применение на ваш выбор моральных или материальных форм поощрений. В редких случаях можно использовать штрафы, только будьте с ними осторожны. Штрафы изначально созданы для наказания, а вам нужно перевоспитание. В разговоре косвенно разузнайте, что смогло бы изменить работника. Поверьте, выполняя его условия, вы через некоторое время увидите уже первые результаты своих трудов.

Психология управления персоналом — каким образом осуществляется организация труда

От эффективной работы трудового коллектива зависит успешность всего предприятия. Психология управления персоналом может помочь администрации обеспечить такое руководство деятельностью сотрудников, что развитие компании будет проходить в ускоренном темпе, наряду с увеличением важных экономических показателей.

Грамотное управление способствует наилучшему выполнению обязанностей каждым рабочим и служащим, создает у них стремление трудиться только в данной организации и повышать результативность своей работы.

Имея психологические знания об управлении персоналом, руководитель может помочь в установлении оптимальных личностных взаимоотношений внутри коллектива, что позволит добиться значительного прироста производительности.

Психология управления персоналом — как улучшить коллектив

Психология управления относится к наиболее быстроразвивающимся разделам психологии, где теоретические и практические знания очень быстро находят себе применение в различных сферах.

Работник является частью целого, элементом определенной группы, выступает в контексте социальной группы, из-за чего вне ее, его поведение может оказаться не понятым.

Аналогично и с коллективом, группой, которые выступают в контексте организации, и вне ее анализа управления может оказаться неполным.

Благодаря психологии управления персоналом, руководитель может увидеть, какой должна быть мотивация исполнителя, чтобы он был всегда готов к работе на организацию. Каждый сотрудник обладает различными потребностями. Кого-то устраивает размеренная жизнь с однообразной работой, кому-то необходим карьерный рост. Абрахам Маслоу исследовал взаимодействие между потребностями и мотивами.

Результатом стала разработка иерархии потребностей человека, которую можно поделить на 5 ступеней:

  1. Физические потребности. То, что необходимо для выживания: еда, вода, одежда.
  2. Потребность в безопасности. Человек нуждается в чувстве защищенности, что достигается с помощью хорошего здоровья и материального достатка.
  3. Социальные потребности. Выражаются в желании быть привязанным к определенной социальной группе, чтобы почувствовать признание и поддержку от окружающих.
  4. Потребность в уважении. Человек желает быть уважаемым, чтобы его хвалили за достижения во всех сферах.
  5. Потребность самовыражения. Это желание самореализации, высвобождения внутреннего потенциала и творческих способностей.

В большинстве компаний тестированием сотрудников и определением их текущих потребностей занимается отдельный человек. После сбора нужного количества данных происходит их обобщение. И только после этого разрабатывается концепция, позволяющая лучше мотивировать сотрудников.

Функции управления

Эффективное понимание психологии управления персоналом возможно только когда руководство соблюдает ряд функций:

  1. Информационная. Включает добычу, прием, обработку и последующую передачу данных.
  2. Управленческая. Включает анализ и распознание, оценки происходящий ситуаций, с последующей выработкой решений и их оптимизацией. На основе этой функции происходит отбор и набор персонала с последующим вливанием новых людей в коллектив.
  3. Воздействующая. Включает абсолютно все действия, которыми руководитель может повлиять на подчиненных. Это может быть принуждение, вознаграждение, воздействие на компетентность, оказание влияния через пример и законное влияние.

В зависимости от выбранного способа влияния формируется собственный стиль управления, который может авторитарным, либеральным или коллегиальным.

Психология управления персоналом — видео-лекция

Психология руководителя

Руководитель — это не должность,
а психология, образ жизни и образ мысли.

Как часто приходится видеть руководителя, который буквально выбивается из сил, но ничего в компании изменить не может, да и не сильно хочет. А еще у таких директоров полностью отсутствует понимание, что же надо делать, какова перспективная цель компании. И главная проблема заключается в том, что они не знают, как надо руководить, и не хотят этого знать. Печально это осознавать, но эта статья адресована тем, кто хочет меняться, кто понимает необходимость образования и саморазвития для руководителей.

С того момента, когда в вашем подчинении оказываются люди, директором вы стали или владельцем собственного индивидуального предприятия, вам надо постоянно совершенствовать свои навыки управления, пойти учиться, записаться на курсы менеджмента и управления персоналом, надо регулярно повышать свой уровень профессионализма.

Руководитель – не только стратег, он – человек, который собирает все маленькие винтики производства в один большой механизм, который при правильной организации начинает работать и приносить прибыль. И никогда не надо забывать, что непосредственно работой и производством занимаются люди, то есть подчиненные. Поэтому одним из главных направлений руководящей деятельности является изучение и применение на практике психологии управления.

Психология управления – глобальная сфера знаний и практических приемов, которая изучает закономерности деятельности руководители и способы воздействия на подчиненных, направленных на повышение эффективности работы предприятия. Если руководитель овладевает основами психологии управления, то он начинает анализировать психологические условия в коллективе и корректировать их, если они не работают на главную цель – по повышение качества работы. Психология управления подразумевает несколько этапов работы: диагностику состояния системы управления, прогноз изменений в данном процессе, формирование поведенческих схем для подчиненных, создание плана выполнения намеченных действий и его реализация.

Задачи, как видите, глобальные. Для этого руководить, как правило, доверяют людям разносторонне развитым, способным анализировать и принимать ответственные решения, людям, которые сочетают в себе опыт, образование, знания, умения, профессиональное чутье и талант психолога. Еще важно руководителю иметь здравый рассудок, оптимизм, способность повести за собой, вдохновить. Как видим, психологических талантов в руководителе должно быть не меньше, чем управленческих и профессиональных.

Читайте также:  Управление персоналом современного коммерческого банка: принципы, методы, результативность

Директор должен знать основы психологии еще и для того, чтобы вовремя увидеть в человеке его особенные черты, но не просто для того, чтобы их обсудить с соседом, а для того, чтобы использовать их для достижения производственной цели. Если же эти таланты спят или находятся в зачаточном состоянии, то надо их увидеть и создать почву для развития, для того, чтобы ваш подчиненный стал со временем профессионалом, гордостью компании. Кроме того, руководитель должен практически мгновенно замечать и недостатки сотрудника, чтобы еще на стадии принятия его на работу предусмотреть будущие проблемы и оценить все возможные риски для здорового психологического климата формы.

Руководитель также должен постоянно изучать влияние внешних факторов на сотрудников компании. Воздействие «со стороны» всегда присутствует и воздействует на вашу компанию массово. К примеру, повысились цены на КЖХ, ваша фирма стала автоматически платить больше по коммунальным счетам. Но не только вы в числе пострадавших, но и ваши сотрудники! Они тоже начали платить больше, и негатива в их душе прибавилось. Отсюда мысли о том, что все повышается, кроме зарплаты, директор — … (стандартное ругательство), и никто не может помочь. Лояльность к компании снижается. И руководитель, как хороший психолог, должен понять, что происходит, и не допустить снижения производительности, что неизбежно в ситуации недовольства.

Что же можно предпринять? Подумайте, как можно стимулировать работников к труду. Если нет возможности прибавить зарплату, то дайте им другой бонус, товарно-материальный, или измените систему премирования, когда за больший труд сотрудник получит большие деньги. А может, вам достаточно будет переговорить с неформальным лидером, убедить его в том, что нельзя поддаваться панике и если именно в этот момент начать работать лучше, можно вырваться в лидеры рынка. Вариантов масса, и выбор конкретного пути действия зависит от индивидуальных особенностей вашего предприятия.

Еще раз подчеркнем, что руководитель всегда должен стремиться к знаниям, и овладев ими – должен стремиться активно использовать их на практике. И только в этом случае процесс управления в целом будет грамотным, труд на вашем предприятии для сотрудников станет комфортным.

Какими психологическими навыками должен владеть руководитель

Первое и основное умение руководителя – создать из разношерстных сотрудников коллектив. Слаженную и сплоченную команду. Это самое сложное, особенно, если в коллективе есть творческие специальности. Поэтому каждый руководитель подбирает таких сотрудников, в которых он уверен, как в отличных воплотителях его идей. Даже если руководитель приходит в действующее укомплектованное предприятие, кадровые перестановки считаются совершенно логичным явлением. Данные меры тогда лишь оправданы, когда ситуация на рабочем месте развивается и становится лучше, когда увеличивается прибыль и зарплаты работников. Для того, чтобы такой результат стал возможным, руководитель должен обладать определенными навыками.

  1. Руководитель должен видеть будущее, он должен уметь здраво фантазировать, его мышление должно быть разумно творческим, его воображение должно быть реалистичным.
  2. Каждый сотрудник – это набор ценных для производства качеств, надо их разглядеть и развить, негативные черты попытаться блокировать. Причем все это определять необходимо на стадии собеседования при приеме на работу.
  3. При развитии положительных качеств работника необходимо грамотно стимулировать его рост продвижением по службе.
  4. Подбирать сотрудников не только по степени профессиональной подготовки, но и по совместимости друг с другом.
  5. Обладать основами диагностики психологических качеств сотрудников для подбора в структурные подразделения компании.
  6. Видеть психологические проблемы в коллективе, как постоянные, так и временно возникающие. Обладать умениями купировать последствия и причины таких проблем.
  7. Развивать аналитические способности, проводить работу в этом направлении не только в коллективе, но и с собой. Стремиться к развитию, к познанию нового, быть примером во всем для своих подчиненных.
  8. Много читать и на основе чужого опыта выводить свои постулаты и принципы психологической работы. Совершенствование навыков убеждения, что позволит создать эффективную команду.
  9. На собственном примере убеждать сотрудников в ответственности за свои дела. Если вы принимаете решение, то несете полную ответственность за него. Сотрудник принимает решение в размере своей компетенции, и за него он также несет полную и безоговорочную ответственность, эту мысль необходимо доходчиво, но верно вложить в понимание подчиненных.
  10. Научитесь грамотно советоваться с сотрудниками. Если вы заведете такое правило, совместно принимать совещательное решение относительно какого-либо вопроса, то каждый сотрудник будет чувствовать долю ответственности за тот путь, по которому идет предприятие. Заметьте, решение вместе принимается совещательное, а директором лично – окончательное.
  11. Развивайте скорость мышления, умение грамотно излагать свои мысли и быстро анализировать то, что говорят вам. От скорости принятия решения иногда зависит судьба всего бизнеса. И только глядя на деловые качества руководителя, подчиненные смогут понять, куда им идти и к чему стремиться.
  12. Проявляйте свои волевые качества, и подводите подчиненных к их проявлению, но совершенно обдуманному, деловому. Волевыми качествами являются инициативность, самостоятельность, смелость, здравый риск и самостоятельность. Отмечу, что в первую очередь это качества руководителя, и только избранные работники кроме него могут позволить себе проявить их в производственном процессе. Совершенствуйте свои навыки, оттачивайте их ежедневно, показывайте подчиненным, что вы – впереди планеты всей, что вы – трудитесь и на благо компании и над собой. И они пойдут за вами, непременно и бесповоротно.

Важные моменты, на которые должен обращать внимание руководитель

При обсуждении проблем руководитель должен обращать внимание на определенные моменты, при такой работе в коллективе будет складываться правильная конструктивная психологическая атмосфера, способствующая развитию, а не моральному подавлению желания работать. К примеру, сотрудник не выполнил вашего поручения. Можно сказать: как ты мог, ты провалил дело, что тебе вообще можно доверить? А можно еще и так отреагировать: что тебе помешало выполнить поручение, у тебя все нормально, ты ведь способен на много большую работу выполнить, а тут такое прокол, расскажи, в чем дело?

Понятно, что реакция сотрудника будет совершенно разная. Поэтому придерживайтесь основных правил создания позитивного настроя на работу.

  1. Выделяйте в своих беседах с подчиненными не то, чего им не хватило, а то, чего все же удалось достигнуть. И, что называется, «танцуйте от печки», от достигнутого уровня, даже если вы это делаете в восемнадцатый раз. Помните, что неудача сотрудников, это в первую очередь промах руководителя.
  2. Анализируя произошедшее, конечно, надо говорить о негативе, но так стройте беседу, чтобы на первом месте оказалось позитивное будущее, а не негативный предыдущий опыт.
  3. Всегда акцентируйте внимание на том, чем обладает компания, а не на предстоящих трудностях. У вас есть позитивные ресурсы? Вот и отталкивайтесь от них, но не забывая упомянуть об опасностях, и принимая все меры, чтобы их минимизировать. Не программируйте неудачу, не детализируйте предстоящие неприятности, но подробно объясняйте подчиненным о преимуществах компании и их личных, если задача будет отлично выполнена.
  4. В каждом сотруднике замечайте позитивное и все время напоминайте коллективу о том, что в каждом из них есть масса достоинств, которые, если их сложить, станут мощным инструментом к достижению успеха.
  5. Обязательно вспоминайте почаще о том, что когда-то вы вместе уже достигли успеха, анализируйте этот путь, берите из него самое лучшее и совершенствуйте, делайте этот опыт стартовой площадкой для новых свершений.

И в завершении позволю себе процитировать одного из самых находчивых и предприимчивых героев человечества по фамилии Мюнхаузен: «Улыбайтесь господа. Умное лицо ещё не признак ума, все величайшие глупости на земле, совершаются именно с этим выражением лица». Жаль, что персонаж этот литературный, вот бы с ним поболтать на позитиве о психологии.

Психология управления и методы ее осуществления

Дата публикации: 10.02.2016 2016-02-10

Статья просмотрена: 3403 раза

Библиографическое описание:

Каримова М. Х., Бурхонова Д. С. Психология управления и методы ее осуществления // Молодой ученый. — 2016. — №3.1. — С. 10-11. — URL https://moluch.ru/archive/107/25754/ (дата обращения: 28.03.2020).

Психология управления представляет собой науку, определяющую психологические знания для дальнейшего решения проблем и управление деятельностью всего коллектива учебного-воспитательного процесса. Психология управления персоналом имеет свою исключительную особенность. Объектом психологии управления выступает организованная деятельность лиц, работающих в коллективе, имеющих производственную цель и выполняющих совместную работу.

Психология управления решает проблемы соответствия работающего персонала конкретной организации. Объект психологии управления состоит из лиц, осуществляющих свою деятельность в самостоятельных организациях, ориентированных на единую полезную цель всего педагогического процесса. Предмет психологии управления понимается при проявлении его многообразных аспектов:

  • Психология деятельности руководителя организации и психология его личности;
  • Психологические аспекты подборы кадров;
  • Социально-психологические вопросы сложившихся коллективов и производственных групп;
  • Психолого-педагогические проблемы, возникающие в процессе подготовки или переподготовки кадрового состава.

Учитывая все это, предмет психологии управления представляет собой совокупность психических отношений и явлений в организации, куда входит:

  • Функциональный и структурный анализ управленческой деятельности;
  • Психологические проблемы, возникающие между руководителем и сотрудниками организации;
  • Социально-психологический анализ управленческих и производственных коллективов, а также возникающих в них взаимоотношений и многое другое.

Таким образом, психология управления способствует профессиональному обеспечению подготовки и переподготовки сотрудников организации, формируя и развивая управленческо-психологическую культуру. Главными аспектами понимания психологии управления персоналом являются:

  • Понимание сущности управленческих процессов;
  • Изучение основ структуры организации;
  • Четкое представление о распределении по уровням ответственности менеджера;
  • Умение выражать собственные мысли;
  • Проявление компетентности при управлении сотрудниками компании;
  • Информирование о всех новейших технологиях и средствах коммуникации.

К основным методам психологии управления входят:

Наблюдение – представляет собой психологический объективный процесс, заключающийся в отражении действительности. Вся сложность заключается в проведении данного метода в естественной обстановке функционирования всей организации.

Эксперимент – метод сбора информации для подтверждения существующих гипотез. Полученные результаты позволяют осуществлять разнообразные управленческие решения.

Читайте также:  Какими бывают стратегии управления персоналом

Задачами психологии управления современного руководителя являются:
Психология управления качеством профессиональной деятельностью основывается, в первую очередь, на всевозможных областях практических и научных знаний. Сегодня она занимает одно из ведущих мест в современном обществе, поскольку руководитель обязан решать несколько взаимосвязанных задач:

Во-первых, грамотно владеть основами рационального управления сотрудниками всей организации, т. е. владеть наукой управления. Данная задача должна осуществляться в процессе обучения;

Во-вторых, знать, в какой момент применить то или иное практическое (либо научное) знание, т.е. обладает в полной мере искусством управления. Данная задача должна осуществляться в практической деятельности. Психология управления позволяет получить сведения о всевозможных влияниях, оказываемых организацией на руководителей и взаимоотношения внутри коллектива, которые объединены одной обшей идеей и ценностями.

Задачи психологии управления можно рассмотреть в следующем виде.

1) Психологический анализ деятельности руководства – для осуществления правильного руководства коллективом и успешного выполнения рабочей деятельности руководитель обязан уметь осознавать и анализировать собственные действия, от которых в дальнейшем и будет приниматься правильные управленческие решения.

2) Изучение механизмов осуществления психической регуляции деятельности трудового коллектива как в нормальных, так и экстремальных условиях – изучение всех механизмов трудовой деятельности будет способствовать правильному принятию решений.

3) Исследование лидерства и его психических особенностей – данная задача проявляется в исследовании процесса лидерства, в ходе которого индивидуальная личность активно воздействует на коллектив и организует его деятельность. Руководители должны отличаться выраженными лидерскими качествами для реализации индивидуального стиля в управлении рабочим процессом.

4) Разработка психологических управленческих рекомендаций по практическому применению психологических знаний в сфере управления, разрешения конфликтов, и регуляции психологического микроклимата в коллективах организации – необходимо выработать устойчивое чувство убежденности в отношении работы всего коллектива и типа его поведения. Самым главным показателем отношения к трудовой деятельности является чувство удовлетворенности работой;

5) Изучение процессов группового взаимодействия – нередко в коллективах наблюдаются споры и разногласия, конфликты, которые впоследствии сопровождаются сильнейшими переживаниями и противодействием общим целям, интересам, мнениям и позициям. Для устранения или управления конфликтом на ее реализацию; разъяснить полномочия и ответственность каждого сотрудника, т.е. руководитель должен любим способом добиться устойчивого микроклимата внутри коллектива.

Психологические основы управления коллективом.

В настоящее время в связи с увеличением деловых, экономических отношений в России и других странах актуальна проблема эффективного управления предприятием, организацией. Компетентность в сфере психологии управления коллективом определяет успех в экономике и менеджменте. Поэтому молодым людям необходимо уметь эффективно организовать работу своих сотрудников на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, владеть различными способами профилактики и разрешения конфликтных ситуаций.

По мнению Л.Д.Столяренко, психология управления – одна из важнейших отраслей современной социальной психологии, изучающей проблемы взаимодействия людей в различных социальных структурах, закономерности управления, как своей деятельностью, так и деятельностью других людей, групп, коллективов, закономерности социально-психологического влияния, воздействия на людей [40, с.3]. По мнению А.В. Петровского, основная задача психологии управления – анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления [34, с.321].

Объектом психологии управления – являются различные формы взаимодействия людей в структурах, группах и коллективах, реализующих правоохранительные, экономические, политические, производственные задачи. Важным является изучение психологических аспектов отношений между людьми, группами и организациями людей [40, с.3]. Предметом этой науки является изучение психологических закономерностей реализации управленческих функций.

Управление можно рассматривать как комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития [40, с.3]..

Основными компонентами системы управленияявляются: субъект управления, объект управления, цель управления, управленческие взаимоотношения, функции управления, механизм управления и др.

Субъект управления, по мнению, Л.Д. Столяренко, структурно обозначенные объединения людей и руководители на персональном уровне, наделенные управленческими полномочиями и осуществляющие управленческую деятельность [40, с.4].

Объект управления – это люди или группы людей, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления. Целью воздействия является направление объекта по определенному пути развития, придание ему состояния организованности, соответствия определенным требованиям [40, с.4].

Таким образом, в каждой системе управления есть субъект, управляющее звено (подсистема) и объект управления (управляющая подсистема). Такое разделение весьма условно, т.к. в социальных системах осуществляется взаимодействие людей, которые имеют свои взгляды, убеждения, ценности, мировоззрение (субъект-субъектные отношения). Подчиненные являются индивидами, личностями, которые в свою очередь оказывают воздействие на субъект управления, на производственный процесс.

А.С. Ковальчук выделяет следующие принципы управленияиделового общения:

1. принцип научности: использование научных теоретических и практических разработок, рекомендаций в процессе управления коллективом,

2.принцип историзма:использование отечественного и зарубежного культурного, духовно-нравственного и интеллектуального опыта и наследия;

3. принцип правдивости и честности:использование в управлении коллективом информации, объективно отражающей явления общественной и экономической жизни, соблюдение морально-нравственных норм поведения и общения;

4. принцип аксиологичности: использование в управлении коллективом информации, которая представляет ценность для сотрудников и соответствует их познавательным и социальным интересам,

5. дидактический принцип:принцип доступности, ясности, убедительности информации, представленной с помощью образного, иллюстрированного изложения материала [20, с.17].

Эти принципы опираются на основные психологические научные принципы:

– принцип системности (рассмотрение психических явлений и процессов в системе, в соответствии с их местом в структуре целой психики. По мнению Б.Ф. Ломова психика имеет внутреннюю структуру, многоуровневую и иерархически упорядоченную; выделяют психические процессы, психические состояния и свойства [34,с.299];

– принцип детерминизма: все существует, видоизменяется и прекращает существовать закономерно. Детерминация лежит в основе развития, возникновения новых объектов, явлений и их свойств, в том числе психики;

принцип единства сознания и деятельности:сознание образует внутренний план деятельности человека. Развитие сознания происходит в процессе деятельности и общении;

– принцип развития личности в общении и деятельности:С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев считали, что при изучении психических явлений необходимо учитывать особенностей их возникновения, формирования и непрерывного развитии, как процесс и результат деятельности [34,с.333].

В соответствии с вышеперечисленными научными принципами мы будем рассматривать особенности психологии управления коллективом.

2.2. Основные понятия дисциплины «Психология управления коллективом»

Психология управления коллективом изучает особенности взаимодействия людей, способы эффективного управления предприятием. Поэтому важно знать, что означают понятия: «личность», «руководитель», «управление», «группа», «взаимодействие», «общение» и др.

Личность, по мнению А.В.Петровского: 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении [34, с. 193]. Т.е. личность – субъект познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Руководитель –человек, на которого официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Он несет юридическую ответственность за функционирование группы перед вышестоящей инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность[34,c.348].

Управление– целенаправленное воздействие, оказываемое человеком, группой людей на различные объекты, осуществляемое для придания процессам определенной направленности и получения желаемых, требуемых результатов.

Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур [34, с. 51].

По мнению Л.Д. Столяренко, существуют два основных уровня исследования социального взаимодействия: микроуровень и макроуровень. Взаимодействие людей друг с другом, в малых группах или межличностная интеракция изучается на микроуровне. Макроуровень социального взаимодействия включает крупные общественные структуры, основные институты общества: религию, семью, экономику и др. [40, с .27-28].

В профессиональной деятельности большое значение имеет общение сотрудников.

Общение –сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия, и понимание другого человека [34, с. 244].

Руководитель оказывает управленческое воздействие на группу людей.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.) [34, с. 84]. Высший уровень развития группы – коллектив.

Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально- ценной совместной деятельности высокого уровня развития [34, с. 166]. В процессе профессиональной деятельности люди образуют социальные связи.

Социальная связь – зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи выделяют: субъекты связи, предмет связи, механизм регулирования взаимоотношений. Социальная связь может выступать в виде социального контакта и в виде взаимодействия [40, с. 28].

2.3 Методы исследования в психологии управления коллективом.

Методы научных исследований –приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, которые используются для построения научных теорий, выработки практических рекомендаций (таб.1).Критерии научных методов: валидность и надежность.

Валидность – один из основных критериев качества теста, он устанавливает соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество (свойство), ради измерения которого он создавался, например, изучение интеллекта.

Надежность – критерий качества теста, относящийся к точности психологических измерений. Чем больше надежность теста, тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. Как правило, достоверность тестов не менее 70%.

В психологии управления коллективом используется метод самонаблюдения (интроспекции),наблюдение человека за внутренними психическими процессами.По мнению Р. Немова, анализ и обобщение жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии [27, с. 15]. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этого метода послужил причиной использования другого метода: лабораторного эксперимента.

Ссылка на основную публикацию