Какие существуют методы организации трудовой деятельности

Формы организации труда. Формы организации труда на предприятии: примеры

Формы организации труда – это такие ее разновидности, которые решают вопросы, относящиеся к определенным направлениям упорядочения рабочей деятельности в различных сферах. Их определяют соответствующие систематизирующие признаки и критерии.

Основные моменты

Исходя из способа установки плановых задач и учета проделанной работы, формы организации труда делятся на:

  • Индивидуальные. Они предполагают персонифицированный подход при распределении производственных заданий, учете выполненной работы или начислении заработной платы (например, репетиторство, парикмахерские услуги).
  • Коллективные. Характеризуются групповым подходом при организации рабочего процесса (например, на фабриках, заводах).

Классификация форм

По различным признакам разделяют несколько типов групповых форм. Данная классификация зависит от способов разделения рабочего процесса. Коллективные формы организации труда бывают:

  • С полным разделением трудовой деятельности. Предполагается занятость, которая соответствует образовательно-квалификационному уровню сотрудников на своем рабочем месте (например, разные отделения в поликлинике, соответствующие специализации врачей).
  • С выборочной взаимозаменяемостью. Выполняемые работы совмещаются (например, в учебном заведении, в котором одни преподаватели заменяют других).
  • С полной взаимозаменяемостью. Возможен обмен рабочими местами согласно разработанной схеме или использование трудовой деятельности на всех рабочих местах в подразделении (например, магазин одежды, в котором продавцы отделов легко заменяют друг друга).

В зависимости от степени самостоятельности выделяют такие коллективные формы организации труда:

  • С полным самоуправлением. Определение подразделению производственных задач, решение остальных вопросов осуществляется коллективом подразделения.
  • С частичным самоуправлением. Некоторые функции централизованы, другие – делегированы коллективам подразделения.
  • Без самоуправления. Все функции управления подразделениями централизованы.

Способ формирования средств на осуществление производственной деятельности создает отдельную классификацию. Формы организации труда на предприятии в зависимости от размера коллектива:

  • индивидуальная трудовая деятельность (бытовое обслуживание населения, ремесло);
  • подрядный и арендный коллектив (сельское хозяйство);
  • кооператив (розничная торговля, система здравоохранения);
  • малые предприятия (легкая промышленность).

В зависимости от способа оплаты также различают несколько типов. Формы организации труда рабочих, исходя из метода выдачи заработной платы, делятся на несколько видов. К ним относятся:

  • индивидуальная оплата;
  • коллективная оплата на тарифной основе;
  • коллективная оплата на тарифной основе с применением коэффициентов, которые распределяют заработок (трудового участия, трудового вклада и другие);
  • бестарифная оплата труда;
  • комиссионная оплата труда.

Исходя из способа взаимодействия с руководством существуют формы организации труда, основанные на:

  • прямом подчинении руководству (промышленные предприятия);
  • договоре подряда (строительные компании);
  • контрактной основе (научно-производственные организации);
  • арендном договоре (международные организации).

Основные формы организации труда являются главной составляющей при работе с живой силой. Процесс совместной работы подразумевает несколько видов деятельности или операций, дополняющих друг друга. Таким образом, один или несколько работников выполняют определенный объем от общего количества плана. Труд человека ценится на каждом успешном и благополучном предприятии, поощряясь материально. Формы организации труда на предприятии – это детализация операций для лучшей производительности.

Разделение трудовой деятельности

Разделением труда называются процессы расчленения разных видов деятельности, специализации сотрудников. Отдельные лица отвечают за выполнение определенной работы или операций, дополняющих друг друга.

Научные исследователи выделяют общественное и техническое разделение труда. Оба этих типа являются неотъемлемой частью рыночных отношений.

Разделение рассматривается в качестве специализации трудовой деятельности. Это приводит к тому, что формируется определенное количество видов.

Общественное разделение

Дифференциацией социальных функций, которые выполняет определенная группа людей, является данный тип. При общественном разделении трудовой деятельности выделяются различные сферы общества, которые подразделяются на мелкие отрасли. Этот тип является основой при формировании и развитии рыночных отношений.

Техническое разделение

Дифференциация видов трудовой деятельности, которая происходит между подотраслями и работниками организации, называется техническим разделением труда. Также происходит дробление рабочего процесса на несколько частичных операций или функций по специализации сотрудников в процессе экономической деятельности.

Существуют основные виды разделения труда на самом предприятии:

  • технологическое, которое подразумевает разделение производственного процесса на виды, фазы и циклы;
  • пооперационное – закрепляет за работниками отдельные операции в целях уменьшения производственных циклов;
  • функциональное – происходит между разными категориями сотрудников, которые входят в состав персонала;
  • профессиональное – затрагивает группы лиц, которые выполняют однотипный вид работ, владеют одинаковым инструментом или технологией производства;
  • квалификационное – характеризируется разной степенью уровня работ и заключается в разделении между сложной работой и простой, учитывая сложность изготовления продукции, а также функции по осуществлению трудового процесса; сюда относится и контролирование качества выпускаемой продукции.

Основные и вспомогательные рабочие

Основные работники принимают участие в изменениях форм и состояния предмета трудовой деятельности, они отвечают за выполнение технологических операций по производству основных товаров.

Вспомогательные работники призваны создавать условия для бесперебойного и эффективного труда основных рабочих.

Разделение труда – это процесс, который неразрывно связан с кооперированием. Это означает, что достижением рациональных пропорций предусматривается введение социальных, а также трудовых взаимоотношений между участниками рабочего процесса.

Кооперация труда

Кооперацией труда называется организационное производственное взаимодействие между отдельными лицами, коллективами, бригадами, участками, цехами, службами, которое происходит в процессе деятельности и направлено на достижение производственных целей. Обеспечение правильного использования рабочей силы обеспечивает эффективность кооперации.

Формами кооперации труда являются:

  • Образования, находящиеся внутри одного общества. В этом случае происходит обмен продуктами труда в некоторых отраслях экономической деятельности.
  • Находящиеся внутри того вида деятельности, которым предусмотрен обмен продукцией или коллективное участие целого ряда организаций в изготовлении определенного вида товаров.
  • Находящиеся внутри организации. В этом случае осуществляется обмен между цехами, отделами или отдельными исполнителями, исходя из конкретных условий (например, тип производства или особенности технологий).

Бригадная форма организации труда

Среди коллективных форм кооперации трудовой деятельности главное место достается производственным бригадам. Самой распространенной выступает бригадная, групповая или коллективная форма организации труда. Такой пример зачастую встречается на заводах и фабриках.

Бригадой называется организационно-технологическое объединение сотрудников предприятия, которые имеют одинаковые или различные профессии, основывающиеся на базе соответственного производства, оборудования, инструментов, сырья, материалов для выполнения задач по выпуску качественной продукции. Благодаря коллективной материальной (финансовой) заинтересованности и высокой ответственности, затрачивается небольшое количество материальных и трудовых ресурсов.

Работа бригад способствует наиболее полному использованию времени, также сокращает численность рабочих. Следовательно, снижается трудоемкость продукции, происходит более эффективная загрузка оборудования и уход за ним.

Бригадная форма организации труда делится на два основных вида:

  • Специализированная – создаются бригады из работников преимущественно одной профессии.
  • Комплексная – подразумевает привлечение работников разных профессий.

Организация труда

Так называется система расстановки средств производства продукции и рабочей силы. Она является основой и фундаментом организации производства материальных благ. Любая сторона планирования деятельности, которая связана с привлечением живой силы, имеет отношение к организации труда.

На любом предприятии она должна быть грамотной и рациональной, в максимальной степени учитывать инновационные технологии, научные достижения, передовой опыт, эффективно и в полной мере использовать рабочую силу. Основная цель НОТ – использование всех ресурсов для достижения лучшего экономического результата во всех отраслях и на всех уровнях производства.

Принципы организации труда

Для того чтобы построить успешную корпорацию, необходимо грамотно использовать формы организации труда. Практика показывает, что необходимы такие составляющие:

  • стабильный кадровый состав;
  • денежное стимулирование по конечным результатам трудовой деятельности;
  • материальная ответственность за невыполнение плана, порчу оборудования и имущества;
  • выполнение полного комплекса работ, которые связаны с производством товаров трудовым коллективом.

Главными аспектами рациональной организации труда выступают:

  • нормирование рабочего времени;
  • высокооплачиваемый труд человека;
  • грамотная организация рабочего пространства;
  • совершенствование организации и обслуживания мест работы, а также улучшение санитарно-гигиенических условий труда;
  • разделение по отраслям и кооперациям.

Существующая форма организации труда, виды которой были описаны в этой статье – это неотъемлемая часть больших предприятия и корпораций.

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
vidy_i_formy_organizacii_trudovoy_deyatelnosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от него терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей, необходимые действия, он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим.

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо, и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: “Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!”, “Ирочка — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!” Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.

Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.

В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей.

Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.

Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приемах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.).

У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала, ребенок подбирает крупный желудь для туловища, чашечку от него для юбочки или шапочки, раскалывает желудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т. д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы, из шишки — лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.

Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Содержание поручений определяется в соответствии с видами труда, рекомендованными “Программой воспитания в детском саду”; во многом зависит от возраста детей, от условий, в которых находится группа (наличие живого уголка, огорода, расположение мебели в комнате и т. п.).

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и, т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

Поручение дает воспитателю возможность индивидуализировать приемы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений воспитатель усложняет их содержание. Так, в средней группе он поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.).

Число поручений в средней группе значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными. Педагог имеет теперь возможность давать поручения сразу нескольким дошкольникам, хотя каждому из них определяется конкретное дело. Таким образом, в труде все чаще начинают принимать участие одновременно несколько детей, что дает возможность чаще и более систематично включать их в полезную работу.

Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле, т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

Большинство поручений, уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5—6 участников, т. е. принимают коллективный характер. Воспитатель поручает детям вместе убрать полки с игрушками, подклеить коробки для дидактических игр, вымыть строительный материал и др. Дети выполняют общее для всех задание, что ставит их перед необходимостью самостоятельно распределить работу между участниками, совместно ее выполнить, убрать после работы. Это способствует формированию начал коллективизма, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях.

Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты еще недостаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещения инвентаря, распределения работы между ее участниками. В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Дежурства вводятся постепенно. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельны при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности.

Оценивая работу дежурных, он подчеркивает их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому.

Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2—3 дежурных (в зависимости от объема работы) и сам распределяет между ними работу, приходит им на помощь, учит детей доводить дело до конца, убирать использованное оборудование.

В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников. Если умения одного из дежурных более совершенны, ему советуют быть внимательным к товарищу, оказывать ему помощь, но не лишать самостоятельности, не выражать свое недовольство его медлительностью или неумением. Воспитатель учит детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать с учетом действий товарища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда.

Таким образом, необходимо отметить разнообразие видов детского труда в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. Это позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие. Основные формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду: поручения, дежурства и коллективная трудовая деятельность. Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков.

Методы и формы трудового воспитания

Формы и методы трудового воспитания разнообразны. Они зависят от возраста и других особенностей воспитуемых детей; направлены на развитие следующих качеств: трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность, стремление к результатам.

Главная цель воспитания трудолюбия – формирование психологической, практической готовности маленького человека к труду. Трудовое воспитание очень тесно связано с гражданским, нравственным, оно формирует фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, самодеятельности, других сферах деятельности. Является составляющей морального становления личности.

Новые тенденции методики трудового воспитания

Экономические, социальные, экологические условия определяют постоянное совершенствование методики трудового обучения, воспитания: появление новых технологий, внедрение новейших форм, методов, приемов. В их основе – принцип вариативности.

Сохраняя единство государственных требований и свой типовой характер, программы трудового воспитания составляются с учетом состава воспитуемых, их возраста, региональных особенностей, традиций. Это открывает возможности для уменьшения применения репродуктивных методов и увеличения удельного веса исследовательских, творческих форм работы. Включение в трудовую сферу осуществляется с учетом физиологических особенностей, психологической и социальной готовности детей, с учетом интересов, склонностей.

Условия успешной воспитательной деятельности

При воспитании особую важность приобретают порядок действий, распределение обязанностей в коллективе, назначение ответственных, наличия форм подведения итогов. Важен практический показ, обучение главным способам, приемам, соблюдение безопасности. Нужно применять поощрения и в случае необходимости наказания, порицания. Большую роль имеет общественное признание трудовых результатов, одобрение его взрослыми.

Воспитывающим труд становится при нескольких условиях:

  • Он должен быть значимым, общественно-полезным. Только так появляется возможность осознать значимость работы. Понимание того, что он приносит людям пользу, придает дополнительную мотивацию для трудовой активности;
  • Результатом должно стать что-то полезное, имеющее ценность для коллектива, для себя и взрослых. Если результатов ребенок не увидит, пользы от работы не много, желание трудиться может исчезнуть;
  • Труд должен быть коллективным. Это выполнение поставленных задач совместно, способное объединить общей целью. Он дает возможность приобрести опыт взаимодействия, взаимопомощи, солидарности;
  • Он должен быть инициативным, желательно творческим, должны применяться разные формы самоуправления и самоорганизации;
  • Труд должен быть посильным, по возможности связан с учебной или другой воспитательной деятельностью, он не может быть принуждением, и наказание ребенка им недопустимо;
  • Требовать нужно не просто выполнения поставленной задачи, а выполнения ее аккуратно, добросовестно.

Только при соблюдении этих условий труд можно считать настоящим средством формирования личности нового поколения.

Рекомендуем “Проблемы трудового воспитания дошкольников”.

Виды трудового воспитания

Типология трудового воспитания определяется видом труда, выполняемого ребенком. Принято выделять:

  • учебный труд (физический, умственный);
  • общественно-полезный;
  • производственный (работа по созданию значимых материальных ценностей.

Воспитание в учебном труде – усвоение, приобретение необходимых умений навыков, средство подготовки к социальной трудовой активности, творчеству.

Воспитание общественно-полезным трудом (бытовым, общественно-организационным) включает в себя производственную практику, работу в столовых, на пришкольной территории, сбор металлолома, посадку леса, помощь в уборке, уходе за престарелыми людьми. Этот вид призван показать значимость трудовых мероприятий для общества, позволяет ребенку получить моральное удовлетворение от своей деятельности.

Бытовой труд, часть общественно-полезного, направлен на удовлетворение повседневных бытовых потребностей как самого ребенка, так и коллектива.

Производительный труд больше подходит к старшему школьному возрасту. Он обычно оплачиваемый и является переходом к реальному труду взрослого человека.

Воспитание в дошкольном возрасте

Трудовое воспитание дошкольников предусматривает следующие типы деятельности:

  • Самообслуживание – обслуживание самого себя (умывание, уход за собой и другими);
  • Хозяйственно-бытовой – поддержание чистоты, порядка дома, в дошкольном учреждении;
  • Труд в условиях природы: уход за растениями, кормление животных;
  • Ручной, художественно-прикладной труд способствует развитию элементарных умений, навыков, знание (работа над поделками из разных материалов, лепка, рисование и другие виды).

Формы трудового воспитания

Еще Макаренко А. искал формы организации, которые способствовали формированию развитой и целеустремленной личности. Основной идеей его системы стало воспитание трудом в коллективе и через коллектив. Не каждый знает, какая форма была предложена Макаренко для эффективного воспитания подрастающего поколения. Такой формой стал сводный отряд, получивший современное продолжение в виде дружин и волонтерских отрядов.

Все формы, направленные на формирование трудолюбия объединяются в несколько групп:

  • Индивидуальные (выполнение поручений, индивидуальных заданий и требований);
  • Коллективные (общественно-полезный вид труда) направлены на адаптацию ребенка в обществе, коллективе;
  • Групповые (праздники, утренники, соревнования).

Форм воспитания достаточно много. Они применимы с учетом определенных условий. Наиболее популярные формы: индивидуальные поручения, разные виды общественного труда (волонтерские отряды, вахты, праздники, уборки, озеленение, благоустройство, ремонт мебели и учебников).

Эффективными формами развития правильного личностного отношения к труду являются:

  • работа в звеньях для выполнения работы;
  • развитие трудовых традиций;
  • смотры, выставки, конкурсы;
  • отряды и трудовой десант;
  • индивидуальные поручения.

Система трудового воспитания применяет максимально возможное количество форм, обеспечивающих воспитание ответственности, трудолюбия, организованности, коллективизма подрастающего поколения.

Формы работы с дошкольниками

Количество форм для детей дошкольного возраста также достаточно много. Они отличаются простотой и в то же время неоценимой силой в воспитательном воздействии. Самые применяемые формы в дошкольном образовании:

  • Задания-поручения (индивидуальные, групповые и общие; кратковременные, длительные);
  • Дежурства – организация деятельности, предусматривающая работы по обслуживанию самого себя и детского коллектива;
  • Коллективная, совместная деятельность – деятельность группы детей, объединенная одной целью.

Методы трудового воспитания

Выделяют несколько групп методов:

  • Методы формирования сознания, используемые для формирования взглядов, идеалов, убеждений, установок. Они способствуют формированию чувств, нравственных переживаний. Методы формирования личности – методы убеждения: они убеждают ребенка в правильности действий, позволяют ему понять необходимость труда, как обязательной части общества. Убеждения можно достичь, используя методы: рассказы, объяснения, внушение, инструктаж, пример, беседы;
  • Методы организации общественно значимой деятельности позволяют ребенку осознать роль своего труда, пользы, приносимой им;
  • Методы стимулирования: правильное поощрение или наказание, соревнование. Одобрение у взрослых важно всегда, в результате него ребенок может испытать внутреннее удовлетворение, осознание, что он достиг успеха в выполнении задания. Важно и порицание.

Средства воспитания в детском саду

С раннего возраста ребенок знакомится со взрослым миром. Главная задача родителей или воспитателя – помочь ему. Это не значит, что все нужно делать за него. Он должен научиться простым действиям самостоятельно под руководством взрослых. Воспитание правильного отношения к труду у дошкольников возможно рядом средств:

  • собственная деятельность;
  • ознакомление с распространенными профессиями, трудом взрослых;
  • обучение трудовым навыкам;
  • художественные средства.

Собственная деятельность – необходимое воспитательное средство, позволяющее обучать ребенка главным трудовым навыкам и формировать у него трудолюбие, дисциплинированность, умение добиваться результата. Это средство решает практические задачи.

Ознакомление с трудом других расширяет представления о деятельности человека, дает знания об их значимости, важности, формирует целостное положительное отношение.

К художественным средствам относят: живопись, литература, музыка, другие направления искусства. Они помогают вызвать эмоциональный интерес, желание быть похожим, чьи произведения дошли до нас через годы.

Главные методы работы с дошкольниками:

  • Метод создания эмоциональной атмосферы применяется посредством музыки, эмоционального участия взрослых, обсуждения труда, его результатов;
  • Метод словесности: объяснение, обсуждение способов выполнения действий, оценка;
  • Метод наглядности: демонстрация возможных моментов в работе, показ;
  • Практические методы – собственно трудовые действия, выполняемые ребенком.

Трудовое воспитание – важнейшая грань воспитания нового поколения. Организованный правильно, посильный труд объединяет собой детей, способствует формированию дисциплинированности, умению распределять силы и время, преодолевать трудности, способен воспитывать самостоятельность, стремление хорошо и правильно выполнять работу. Труд – универсальное средство, позволяющее успешно адаптироваться в обществе.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Приемы и методы труда

При организации труда необходимо постоянно стремиться к рационализации трудового процесса, внедрению передовых приемов и методов труда.

Любой производственный процесс можно рассматривать с двух сторон:

1.технологическая сторона (изменение предметов труда)

2.трудовая сторона (действия работника для совершения этих изменений).

Трудовые процессы классифицируются по признакам:

по типу производства:

по форме организации труда:

по назначению и характеру изготовляемой продукции:

по периодичности и длительности процесса:

Трудовой процесс по трудовому признаку –совокупность действий работников, необходимых для целесообразного изменения предметов труда.

Основным элементом трудового процесса является трудовая операция.

Трудовая операция – часть производственного процесса, осуществляемая одним или группой рабочих на одном рабочем месте и включающая все их действия по выполнению единицы заданной работы над одним предметом труда (обточка вола на токарном станке).

Трудовая операция расчленяется на трудовые приемы.

Трудовой прием – законченная совокупность трудовых действий работника, имеющих определенное целевое назначение (установить деталь, снять деталь).

Трудовые приемы расчленяются на трудовые действия.

Трудовое действие – совокупность трудовых движений работника, совершаемых без перерыва для выполнения трудового приема (установка детали: взять деталь, установить деталь в патрон, взять ключ, закрепить деталь, отложить ключ).

Трудовое движение – однократное перемещение рук, ног, пальцев, туловища, головы работника при выполнении трудовых действий (взять деталь: посмотреть, протянуть руку к детали, взять деталь пальцами).

Расчленение трудового процесса на составляющие элементы позволяет точнее определить норму рабочего времени, улучшить выполнение работы, убрать лишние движения, установить рациональную последовательность действий.

В технологическом отношенииэлементами технологической операции являются:

Установ — часть технологической операции, выполняемая при неизменном закреплении обрабатываемых заготовок или сборочной единицы.

Технологический переход — законченная часть технологической операции, характеризуемая постоянством применяемого инструмента и поверхностей, образуемых обработкой или соединяемых при сборке.

Вспомогательный переход законченная часть технологической операции, состоящая из действий человека и (или) оборудования, которые не сопровождаются изменением формы, размеров и чистоты поверхности, но необходимы для выполнения технологического перехода (установка заготовки, смена инструмента и т. д.).

Рабочий ход законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготовки, сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхности или свойств заготовки.

Вспомогательный ход — законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготовки, не сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхности или свойств заготовки, но необходимого для выполнения рабочего хода.

Эффективность и качество труда работника во многом зависит от применяемых им методов труда.

Метод труда способ выполнения производственного задания, характеризующийся совокупностью определенных трудовых приемов и последовательностью их выполнения.

Рациональный метод труда – такой способ, предполагающий оптимальную совокупность трудовых приемов, наиболее рациональную последовательность их выполнения, обеспечивающий максимальное использование рабочего времени и возможностей работника и наивысшую эффективность труда. Они отражается в инструкционной карте, в которой описываются необходимые трудовые приемы, действия и движения, время на выполнение, последовательность выполнения, обязательные для работника).

Степень рациональности методов труда зависит от мастерства работника, уровня его квалификации, производственных навыков и сноровки, возможностей его организма, желания улучшить работу.

Необходимо постоянно изучать приемы и методы труда передовых работников, исследовать факторы, влияющие на работу, разрабатывать рекомендации по улучшению работы, проектировать новый более эффективный трудовой процесс и внедрять его в производство для всех работников этой профессии.

На основе проведенных исследований и расчетов составляется новая инструкционная карта.

Рационализация трудового процесса приводит к росту производительности труда и должна происходить постоянно.

5.7. Условия труда.

Условия труда – совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на работника в процессе труда. Они существенно воздействуют на работоспособность, производительность и эффективность труда.

Выделяют следующие группы условий труда:

санитарно – гигиенические (микроклимат, температура воздуха, состояние воздуха, шум, вибрация, освещение, излучение, пыль, электромагнитные поля, санитарно-бытовое обслуживание),

психофизиологические (напряженность, тяжесть, темп, ритм, монотонность труда, физическая и нервно – психическая нагрузка),

эстетические (оформление интерьера, цвет оборудования, инструмента, одежды, озеленение …),

социально – психологические (отношения в коллективе, отношения с руководством, психологический климат, совместимость …).

Под влиянием условий труда формируются три основных функциональных состояния организма человека: нормальное, пограничное (между нормой и патологией) и патологическое. В соответствии с этим все работы разделены на 6 категорий тяжести труда.

I категория – условия близкие к физиологическому комфорту, нагрузки соответствуют физиологическим возможностям человека, высокая работоспособность и здоровье, утомление в конце рабочего дня незначительное,

II категория – условия благоприятные, соответствующие нормативам, нет существенных нагрузок, нет значительного утомления, работоспособность не нарушается, нет профессиональных заболеваний,

III категория – условия не благоприятные, нагрузка повышенная, возникает пограничное состояние организма, снижается работоспособность особенно к концу рабочего дня, затягивается восстановительный период,

IV категория – вредные условия, предпатологические реакции организма, ухудшается работоспособность в момент работы, повышается заболеваемость, возникают профессиональные заболевания, перенапряжение организма на работе, значительный восстановительный период,

V категория – экстремальные условия труда, патологические реакции организма, высокий уровень профессиональной заболеваемости, низкая работоспособность, не хватает времени на восстановление,

VI категория – особо неблагоприятные (недопустимые) условия труда, быстрое развитие патологических реакций организма, тяжелые функциональные нарушения жизненно важных органов.

Каждое рабочее место исследуется и устанавливается его категория. Рабочие места четвертой категории требуют рационализации, пятой и шестой категории – ликвидации.

Определяется степеньутомления работника (У)׃

У = (Ит – 15,6)/ 0,64

Ит – интегральная (общая) оценка тяжести труда.

Показатель работоспособности работника ( R) ׃

R = 100 – У

Интенсивность труда работника (ручного)

И = Тф/Тн

Тф фактический темп работы (среднее количество трудовых действий в единицу времени)

Тн – нормальный темп работы.

Оптимальный темп работы должен быть не более 20% от максимально возможного, который составляет для пальцев рук – 6 движений/сек, для ладони – 3 движений/сек, для руки – 80 движений/мин, для ноги – 45 движений/мин, для корпуса – 30 движений/мин.

Затраты энергии работника за 1 час работы не должны превышать 250 ккал. Подъем тяжести не более 20 кг для женщин, 50 кг – для мужчин.

В начале смены происходит – врабатывание, потом устойчивая работоспособность и снижение ее перед перерывом (на 10-15%), во второй половине смены – более низкая работоспособность, особенно в конце. В начале и конце недели работоспособность ниже, чем в середине. Перед отпуском работоспособность ниже, после отпуска выше.

“Карта условий труда на рабочем месте” составляется на все типичные, сходные по условиям труда рабочие места. Она служит объективной основой для разработки организационно-технических, экономических, санитарно-гигиенических и других мероприятий по улучшению условий труда. Практика показывает, что в сборе материалов и заполнении карты должны участвовать специалисты отдела труда и заработной платы, охраны труда и техники безопасности, промышленно-санитарных лабораторий, медсанчасти.

Необходимо обеспечить в области условий труда:

-создание благоприятных санитарно-гигиенических условий труда, устранение влияния вредных факторов производственной среды,

-оптимизацию ритма и темпа работы напряженности и интенсивности труда, выбор рациональной рабочей позы, сочетание труда и отдыха,

-эстетизацию процесса труда и элементов производственной среды (озеленение, музыкальное сопровождение …),

-создание благоприятного социально – психологического климата, формирование добросовестного отношения к труду.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9930 – | 7720 – или читать все.

Тема 6. Методы и приемы труда

6.1 Понятие метода труда. Изучение методов и приёмов труда.

6.2 Основные направления рационализации методов и приёмов труда.

6.3 Критерии рационализации методов и приемов труда.

6.1 Понятие метода труда. Изучение методов и приёмов труда.

Приемы – это совокупность трудовых действий, объединенных одним целевым назначением и представляющих собой законченную элементарную работу.

Метод труда — это способ осуществления процесса труда, характеризующийся составом приемов, операций и определенной последовательностью их выполнения.

Рациональными можно назвать такие приемы и методы, которые характеризуются наименьшими затратами времени, физическими и психическими (нервными) усилиями и затратами энергии. Следствием применения таких методов и приемов является повышение работоспособности и производительности труда, высокое качество работы, лучшее использование оборудования, оснастки, материалов, энергии.

Рациональные методы труда должны предусматривать научно обоснованные, высокопроизводительные способы выполнения трудовых приемов отдельным работником или группой совместно действующих работников. Такие методы выбирают на основании тщательного анализа операций. Операция — это обособленная часть производственного процесса, осуществляемая над определенным предметом труда на одном рабочем месте одним или несколькими рабочими. Операция расчленяется на элементы в трудовом и технологическом отношении. Так, в трудовом отношении операцию делят на трудовые движения, трудовые действия, трудовые приемы и комплексы приемов, которые являются составляющими элементами трудового процесса.

Для изучения методов труда операция расчленяется на более мелкие элементы: трудовые приемы (или их комплексы), действия и движения.

Непосредственное изучение приемов труда начинается с определения их содержания и последовательности выполнения. При этом анализируются:

– рабочая поза — ее соответствие характеру работы и требованиям физиологии, удобство и устойчивость положения рабочего, степень наклона и поворота корпуса и головы, положение рук и ног, удобство зрительного восприятия;

– содержание трудовых действий — их необходимость, последовательность выполнения, сопряжение рук с инструментом, материалами, приспособлениями и элементами управления оборудованием;

– способ выполнения движений — траектория, используемые рабочие органы тела, протяженность их перемещения, точность, своевременностьи простота движений, нагрузка на мышцы, совмещенность рук и ног, участвующих в выполнении рабочих действий;

– характер движений во времени – скорость выполнения движений, наличие неоправданных пауз, совмещенность во времени, повторяемость, темп, координация и т.д.

6.2 Основные направления рационализации методов и приёмов труда.

К рационализации приемов и методов труда нельзя подходить с заранее принятыми решениями. Каждая операция или работа имеет свои особенности, требующие в каждом конкретном случае поиска оригинальных решений. Однако все методы труда имеют некоторые сходные черты общие для всех видов работ. Это обстоятельство позволило выработать следующие основные принципы экономии движений:

Естественности движений. Любая работа должна выполняться возможно меньшим числом простых и коротких движений, которые должны быть плавными, закругленными, с рациональном использовании активных и пассивных сил.

Одновременность движения различных органов тела. Заключается в необходимости обеспечения одновременности участия в трудовом процессе обеих рук рабочего, параллельного действия различных органов, например, рук и ног.

Симметричности движений. Психофизиологическими исследованиями установлено, что более удобными и менее утомительными являются симметричные движения рук в стороны от середины корпуса, выполняемые одновременно; движения рук от себя и к себе по рабочему столу в одном направлении; плавные движения по круговой или эллиптической траектории.

Ритмичность и автоматизм движений. Заключается в продуманной, хорошо освоенной, привычной последовательности приемов и движений, что сказывается на снижении утомления. Ненужные изменения в направлении движения нарушают ритм работы. Ритмичность работы вырабатывает у работающих навыки выполнения движений. С развитием этих навыков возникает автоматизм движений, вследствие чего значительно уменьшается умственная утомляемость и напряжение. Поэтому, проектирование рациональной последовательность выполнения движений, необходимо совмещать с проектированием рациональной внутренней планировки рабочего места, обеспечивающей постоянство расположения материалов, инструментов, приспособлений.

Все перечисленные принципы взаимосвязаны между собой. Однако следует иметь в виду, что в различных условиях производства эти принципы имеют неодинаковое значение для совершенствования трудовых процессов.

Дата добавления: 2017-01-13 ; просмотров: 3234 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Виды трудовой деятельности

Основные виды трудовой деятельности представлены на рисунке.

Виды трудовой деятельности человека

Трудовую деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд.

Физический труд выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20. 25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

Читайте также:  История управления персоналом и ее периоды
Ссылка на основную публикацию