На чем базируется управление персоналом в таможенных органах

Принципы управления персоналом таможенных органов

Система управления персоналом таможенных органов, являясь составной частью государственной кадровой политики, должна базироваться на ее приоритетах, а также на общих принципах государственной службы, которые отражены в Конституции РФ, Федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и других нормативных правовых актах. Эти принципы могут быть сформулированы следующим образом:

– приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

– открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

– профессионализм и компетентность служащих;

– доступность информации о государственной службе;

– взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

– защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц;

Процесс управления персоналом

Управление персоналомосуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий и предполагает:

– определение целей и основных направлений работы с кадрами;

– определение средств, форм и методов осуществления поставленных целей;

– организацию работы по выполнению принятых решений;

– координацию и контроль за выполнением намеченных мероприятий;

– постоянное совершенствование системы работы с персоналом.

Таким образом, как и любой управленческий процесс, управление персоналом включает:- планирование – анализ и оценку наличных ресурсов, оценку будущих потребностей, определение целей в сфере кадрового менеджмента, разработку программы их достижения;- организацию – разработку технологии процесса управления персоналом, разработку организационной структуры для реализации технологии, распределение функций, обеспечение ресурсами, установление взаимосвязей между подразделениями, разработку системы контроля качества, учета, обратной связи, системы реагирования на отклонения;- регулирование – учет результатов деятельности, контроль количественных и качественных характеристик персонала, сравнение результатов с запланированными параметрами и регистрацию несоответствий, выявление причин несоответствий, разработку и реализацию корректирующих и предупреждающих действий, активизацию персонала на повышение эффективности работы.Организационная и функциональная структура управления персоналом Организационная структура системы управления персоналом – совокупность взаимосвязанных подразделений и должностных лиц, занимающихся кадровой работой. Подразделения – носители функ­ций управления персоналом – могут рассматриваться в широком смысле как служба управления персоналом. Конкретное место и роль указанной службы в общей системе управления таможенным органом определяются ролью каждого специализированного подразделения по управлению персоналом и организационным статусом его непосредственного руководителя.Система управления персоналом таможенного органа включает: – подсистему линейного руководства;- подсистему функционального руководства.Линейные руководители обеспечивают выполнение функций, возложенных на их подразделения, путем постановки целей, организации и координации усилий подчиненных. К линейным руководителям относятся руководитель таможенного органа, его заместители, руководители отделов (управлений), их заместители.Функциональная подсистема освобождает линейных руководителей от ряда специфических функций по управлению персоналом. К специфическим функциям, обеспечивающим управление персоналом в системе государственных органов, обычно относят:- административную – деятельность органов управления по регулированию управленческих отношений, в том числе правовых основ управления персоналом государственной службы; реализуется при приеме, увольнении, служебном продвижении сотрудников, административно-правовом регулировании их карьеры, соблюдении норм законодательства в части прохождения государственной службы, соблюдении регламента служебного времени и времени отдыха, выплате денежного содержания, предоставлении льгот, гарантий и т.д.;- кадрового планирования – определение потребности таможенного органа в служащих конкретной специализации и квалификации; оценку имеющегося кадрового потенциала, определение потребности в персонале в будущем; планирование профессионального развития персонала;- социальную – социальную защиту государственных служащих, создание условий для их эффективного труда, определение уровня заработной платы и социальных льгот для них, оздоровление работающих и создание для них безопасных условий труда;- повышения качества служебной деятельности – управление профессиональным развитием государственных служащих, повышение их профессиональной компетентности, обогащение профессиональных качеств, знаний и умений;- воспитательную – формирование у государственного служащего необходимых морально-этических качеств в соответствии с задачами, стоящими перед таможенными органами;- мотивации – применение материальных, моральных, социальных, административных и прочих стимулов с целью побуждения персонала к выполнению трудовой деятельности с высоким уровнем старания, добросовестности и настойчивости;- информационно-аналитическую – осуществление различных операций с информацией о кадровых ресурсах таможенного органа с целью информационного обеспечения процесса принятия решений в системе управления персоналом.Кроме охарактеризованной выше, существуют и другие точки зрения на набор и содержание функциональных подсистем системы управления персоналом (Таблица 1). Таблица 1. Подсистемы функционального руководства таможенного органа.

ПодсистемаФункции
Управление отбором и учетом персоналаОрганизация: собеседования, оценки, отбора, приема, перемещений, поощрений, увольнений персонала Профориентация и организация рационального использования персонала Документационное обеспечение системы управления персоналом
Управление развитием персоналаОбучение, переподготовка, повышение квалификации Введение в должность, адаптация Оценка кандидатов на должность, периодическая оценка Реализация деловой карьеры и продвижения Организация работы с резервом
Управление трудовыми отношениямиАнализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства Управление производственными конфликтами и стрессами Социально-психологическая диагностика
Управление мотивацией и поведениемРазработка форм морального поощрения Организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом
Управление социальным развитиемОрганизация жилищно-бытового обслуживания Развитие культуры и физического воспитания Обеспечение охраны здоровья и отдыха Управление социальными конфликтами и стрессами
Развитие организационной структуры управленияАнализ сложившейся структуры управления, проектирование новой Разработка штатного расписания Разработка и реализация рекомендаций по совершенствованию стиля и методов руководства персоналом
Правовое обеспечение системы управления персоналомПравовое регулирование трудовых отношений Согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом Консультирование по юридическим вопросам
Информационное обеспечение системы управления персоналомВедение статистики персонала Информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом Организация работы СМИ таможенного органа

Названные функциональные блоки определяют структуризацию службы управления персоналом таможенного органа (Рис. 1).

Подсистема линейного руководства
Начальник ДВТУ
Начальник кадровой службы
Начальник службы безопасности
Начальник расходной части
Начальник тыловой службы
Начальник организационно-инспекторской службы
Начальник правовой службы
Отдел кадров
Организационно-штатный отдел
Отдел организации прохождения службы
Отдел подготовки кадров
Инспекция по личному составу
Финансово-экономический отдел
Отдел пенсионного обеспечения
Отдел материально-технического обеспечения
Отдел социального развития
Отдел инспектирования таможенных органов
Правовой отдел
Отдел медицинского обеспечения
Отдел охраны труда
Подсистема функционального руководства

Рис 1. Организационная структура управления персоналом Дальневосточного таможенного управления. Методы управления персоналом в таможенных органах

Реализация рассмотренных функций управления осуществляется путем применения различных методов.

Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Выделяют две большие группы методов управления (Рис. 2): методы прямого воздействия, к которым можно отнести организационно-распорядительные и правовые методы, и методы косвенного воздействия, включающие экономические и социально-психологические методы.

Первая из названных групп предполагает активное воздействие на работников и коллектив в целом путем директивных указаний; вторая – воздействие на персонал путем создания условий, регулирующих поведение в коллективе (правила поведения, психологический климат, система мотивации).

Методы управления
Косвенного воздействия
Прямого воздействия
Организационно-распорядительные
Экономические
Социально-психологические
Правовые

Рис 2. Методы управления персоналом в таможенных органах.

Организационно-распорядительные и правовые методы:

– выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности;

– дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение;

– основаны на обязательности исполнения нормативно-правовых и директивных документов.

Организационно-распорядительные методы реализуются в форме регламентации деятельности сотрудника, установления определенных нормативов, касающихся труда, выдачи работнику инструкций, приказов и распоряжений относительно его работы. Данные методы выражаются в таких процедурах как аттестация, проведение служебной проверки, а также в документах типа правил внутреннего трудового распорядка, должностных и рабочих инструкций.

Правовые методы предполагают разработку, использование и применение правовых норм, формирование правовых отношений и соблюдение требований правовых актов в сфере таможенного дела, управления персоналом государственной службы и т.п.

Экономические методы управления – совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива в целом и личности в частности. К данным методам относятся способы индивидуального, группового и коллективного стимулирования труда, методы экономического взаимодействия между подразделениями и службами таможенного органа.

Социально-психологические методы управления – совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на протекающие в них социальных процессы. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов (личный пример, авторитет). Главная цель этих методов – формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи.

Управление персоналом в таможенных органах

Характеристика системы управления персоналом таможенного коллектива. Развитие организационной структуры и правовое обеспечение руководства таможни. Гарантии членов трудового коллектива. Актуальность совершенствования управления в таможенных органах.

РубрикаТаможенная система
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления20.12.2012
Размер файла19,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет технологий управления и гуманитаризации

Кафедра «Таможенное дело»

по дисциплине: Управление в таможенных органах

студент гр. 108610

1. Особенности управления в таможенных органах

2. Методы и средства управления персоналом

3. Совершенствование управления персоналом в таможенных органах

4. Основные задачи по совершенствованию управления персоналом таможенных органов в настоящее время

1. Особенности управления персоналом в таможенных органах

Система управления персоналам представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (подсистем), состоящих из органов управления, принципов, методов, форм и средств и направленных на достижение целей, стоящих перед коллективом (организацией).

Исходя из того, что таможенная система представляет собой четко структурированную совокупность элементов (подсистем), взаимосвязанных друг с другом, то состав элементов и численность работников, их составляющих, постоянно меняется под воздействием объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов.

Содержательная сторона процесса управления персоналом определяется особенностями жизнедеятельности таможенного коллектива, иерархическим, субординационным построением и должностным положением сотрудников (служащих). Поэтому сущность деятельности по управлению персоналом выражается в достижении определенной гармонии коллектива и руководителя в процессе их взаимодействия.

Руководство персоналом в целом означает процесс непосредственного, постоянного управления сотрудниками, государственными служащими и работниками бюджетной сферы и тесно связано с понятием «управление», часто понимаемым как его синоним. Однако категория «управление» шире по содержанию, так как включает не только руководство людьми, но и управление финансовыми, материально-техническими и другими ресурсами.

Структура управления персоналом в государственных организациях (учреждениях), к которым относится таможенная система, состоит из управленческих подразделений, то есть из двух основных составляющих: руководство персоналом и работа с кадрами.

Главная функция руководства персоналом состоит в повседневном, непосредственном управлении (руководстве) людьми в процессе их деятельности.

Основной функцией работы кадровой службы является обеспечение и поддержание оптимального количества работников необходимой квалификации в соответствии с потребностями системы (организации).

Особенностями работы с кадрами являются: непостоянство (эпизодичность, фрагментарность) работы с каждым сотрудником, вспомогательный характер деятельности (подбор, обучение, продвижение, увольнение), ограниченность властных полномочий по сравнению с непосредственными руководителями.

А к особенностям руководства персоналом относятся непосредственное постоянное общение с работниками в процессе деятельности, основополагающий характер управленческих функций, направленных на реализацию целей, больший объем властных полномочий, чем у функциональных руководителей.

Объектом управления персоналом являются все исполнители управленческих решений: персонал организации (подразделения), отдельные работники.

Субъекты управления персоналом – это специалисты, работники кадровой службы, руководители всех уровней, выполняющие функции управления по отношению к подчиненным.

Объективной основой требований к системе и технологии управления персоналом таможенного органа являются не только общие законы и закономерности теории управления, но и закономерности, присущие этому процессу. Система управления персоналом должна соответствовать целям, особенностям, состоянию и тенденциям развития таможенной службы. Необходимо учитывать все возможные взаимосвязи внутри системы управления персоналом, между её подсистемами и элементами, между системой управления персоналом и системой управления таможенным органом в целом, а также таможенным органом и внешней средой, необходимость пропорционального совершенствования всех подсистем и элементов системы управления персоналом для недопущения и исключения диспропорций в целостной системе управления. На всех уровнях и во всех частях должна быть пропорциональность системы управления. Соотношение численности работников системы управления персоналом и количественного состава таможенных органов в целом должно носить оптимальный характер, а число ступеней управления персоналом должно быть минимальным, так как эффективность системы управления персоналом напрямую зависит от количества уровней управления. На разных ступенях управления должно происходить возрастание роли одних и снижение других функций управления персоналом и изменение их содержания в связи с развитием и совершенствованием таможенной службы. Закономерности управления персоналом взаимодействуют, влияют друг на друга и повышают результативность всего процесса управления персоналом.

2. Методы и средства управления персоналом

К методам и средствам управления персоналом относят:

· Мотивацию, которая включает меры морального и материального поощрения, обогащение содержания труда, повышение интереса к работе, систематическое повышение квалификации, планирование карьеры.

· Убеждение, в основе которого лежат педагогические меры разъяснительной и воспитательной работы, стимулирующие личный вклад в достижение общей цели коллектива.

· Принуждение, при котором используют властные полномочия, применение негативных санкций (наказание).

· Обеспечение взаимодействия, средствами которого являются четкое распределение прав и обязанностей, полномочий и ответственности; обеспечение своевременной и достаточной информацией; координация деятельности, обеспечивающая слаженную работу всех сотрудников.

· Устранение конфликтных ситуаций, то есть регулирование трудовых отношений между администрацией и сотрудником, между работниками; улучшение морально-психологического климата, условий труда, стиля руководства.

· Индивидуальный подход – учет половозрастных, психофизиологических особенностей, образовательного уровня, стажа, опыта, профессиональных и личностных качеств сотрудников, поощрение инициативы, творческого развития.

Система управления персоналом таможенного органа включает подсистему линейного руководства и функциональные подсистемы.

К подсистеме линейного руководства относят управление таможенным органом и управление отдельными функциональными подразделениями. Ее функции выполняют: руководитель таможенного органа, его заместители, руководители функциональных подразделений и их заместители.

В подсистему функционального руководства входят множество подсистем, которые перечислены ниже.

Управление отбором и учетом персонала включает организацию собеседования, оценки, отбора и приёма персонала, а также перемещение, поощрение и увольнение персонала; профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала и документационное обеспечение системы управления персоналом.

В управление развитием персонала входит обучение, переподготовка и повышение квалификации, введение в должность и адаптация новых работников, оценка кандидатов на вакантную должность, реализация деловой карьеры и служебно-профессиональное продвижение, организация работы с кадровым резервом. Управление трудовыми отношениями включает анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, анализ и руководство отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическая диагностика.

Разработка форм морального поощрения персонала и организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом входят в состав управления мотивацией поведения персонала.

Управление социальным развитием подразделяется на организацию жилищно-бытового обслуживания, развитие культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, управление социальными конфликтами и стрессами.

Развитие организационной структуры управления включает анализ сложившейся структуры управления, разработку штатного расписания и формирование новой структуры, разработку и реализацию рекомендаций по совершенствованию стиля и методов руководства персоналом.

В правовое обеспечение системы управления персоналом входят правовое регулирование трудовых отношений, согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом, консультирование по юридическим вопросам.

Информационное обеспечение системы управления персоналом состоит из ведения статистики персонала, информационного и технического обеспечения системы управления персоналом, организацию работы средств массовой информации таможенного органа.

3. Совершенствование управления персоналом в таможенных органах

Управление персоналом таможни, как и управление персоналом в системе госслужбы, имеет свои особенности. За последние несколько лет кадровая работа в таможенных органах развилась в политику кадров. Вышестоящие органы таможни проводят политику кадров на всех уровнях таможенной системы. Это очень трудная задача, поскольку из правоохранительной сущности органов таможни и особенного служебного положения, вытекают определенные особенности проведения политики кадров. Главная из таких обусловлена бюрократизмом с многочисленными предписаниями и правилами, которые являются обязательными для любой государственной службы. Служащие таможни должны уживаться с множеством ограничений, следовать строгим процедурам.

Таможенная структура довольно разветвленная. Система при наличии 30 подразделений становится разобщенной, трудноуправляемой, подвержена взаимодублированию. Начальнику таможенной службы трудно обеспечить реализацию принципа единоначалия и реализации единой таможенной политики. Следствием такой ситуации является нерациональная расстановка кадров.

Читайте также:  Методика работы руководства с персоналом на предприятии

Поскольку таможенная система является многоуровневой, значит в ней много начальников и заместителей, кроме них еще есть главные инспекторы и руководители групп, которые часто исполняют роль заместителя начальника отдела.

Часть руководства всех уровней вместо рациональной перестройки технологии таможенного контроля по-прежнему ориентируется на повышение эффективности за счет увеличения численности кадрового состава. Но на данный момент необходимо исходить из того, что дополнительного штата не будет. Путь решения такой проблемы – это эффективное использование имеющегося кадрового потенциала.

В каждой организации должен быть собственный выбор способов реформирования кадровых служб. Один из способов – это объединение всех служб организации, которые связаны с формированием состава кадров, с организацией и планированием резерва кадров, его стимулированием. Такая новая служба должна иметь компьютерную технику. В составе службы, кроме инспекторов по подготовке кадров и персоналу, должны быть социологи, юристы, физиологи, психологи, работники по связям со СМИ.

В наши дни особую актуальность приобретают вопросы по социальной защищенности членов трудового коллектива. Обеспечение социальных гарантий в системе таможенных органов, основываются на прогнозировании и анализе социальных процессов, своевременного выявления социально нуждающихся работников, оказания им необходимой моральной и материальной поддержки, организации работ по оказанию помощи ветеранам.

Особое место в процессе по реформированию кадровых служб должно отводиться руководителю, который должен обладать, помимо специальной психолого-педагогической подготовки и высшего образования, опытом руководящей и кадровой работы, должен иметь развитые коммуникационные, познавательные и организационные способности. Руководитель должен владеть техникой по управлению кадрами, методами оценки деловых, личностных качеств сотрудников и результатов работы коллектива, вопросами практического применения законодательных основ в работе с кадрами, методами и техниками публичных выступлений, способами воздействия на трудовой коллектив, ведения переговоров при возникновении трудовых споров.

4. Основные задачи по совершенствованию управления персоналом таможенных органов в настоящее время

управление таможня коллектив

Основными задачами по совершенствованию управления персоналом таможенных органов в настоящее время являются:

Создание гибкой, научно-обоснованной системы организационно штатной работы на основе экономного структурного построения, способного обеспечить эффективность деятельности таможенной системы и максимальное использование ее кадрового потенциала при ограниченных ресурсах. Определение оптимальной потребности таможенных органов, комплектование их профессиональными кадрами необходимой специальности и квалификации.

Внедрение современных методик подбора и определения профессиональной пригодности кандидатов на службу в таможенные органы; плановое перемещение кадров по службе на основе современных подходов к работе с резервом.

Создание системы непрерывной профессиональной подготовки кадров, переход к интенсивным методам и формам обучения и повышения квалификации сотрудников, госслужащих, позволяющим получить положительные результаты как в профессиональной сфере, так и в сфере личностного развития каждого таможенника.

Создание необходимых условий и эффективности системы работы с резервом на выдвижение, позволяющим выдвигать на руководящие должности наиболее достойных, профессионально подготовленных сотрудников.

Разработка и реализация комплекса правовых, оперативных и воспитательно – профилактических мер по обеспечению законности в деятельности таможенных органов и их персонала, воспитанию дисциплины и высокой ответственности кадров.

Повышение мотивации к эффективной служебной деятельности, включая совершенствование системы правового регулирования и правовых гарантий в таможенной службе, обеспечивающих возможности профессионального и должностного роста, осуществления мер по социальной защите сотрудников (госслужащих, работников) таможенных органов.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Проблема совершенствования управления организациями. Сущность и функции управления в таможенных органах. Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах. Личность руководителя таможенного органа и принципы эффективности его управления.

курсовая работа [71,2 K], добавлен 30.04.2011

Сущность и функции управления в таможенных органах. Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов РФ.

курсовая работа [45,8 K], добавлен 05.05.2013

Сущность, функции, структура и принципы организации управления в таможенных органах. Современное состояние и пути совершенствования управленческой деятельности. Общая формальная постановка задачи формирования решений при управлении в таможенных органах.

курсовая работа [43,0 K], добавлен 06.03.2014

Сущность и функции управления в таможенных органах. Организационные структуры управления. Проблемы совершенствования структуры и штатной численности таможенных органов Российской Федерации. Принципы эффективности управления таможенными органами.

курсовая работа [47,1 K], добавлен 21.04.2015

Планирование как одна из важнейших функций управления деятельностью таможенных органов. Особенности планирования работы таможенных органов. Принципы и методы управления персоналом в таможенных органах. Контроль за деятельностью таможенных органов.

курсовая работа [31,9 K], добавлен 05.05.2017

Функции и цели деятельности таможенных органов. Перспективы развития таможенных органов Российской Федерации. Работа Центрального таможенного управления (ЦТУ), структура его органов. Характеристика путей решения проблемы коррупции в таможенных органах.

курсовая работа [40,1 K], добавлен 19.11.2014

Функции управления Федеральной таможенной службы, методы прямого и косвенного воздействия. Группы таможенных правоотношений — первичные и вторичные. Требования к структурам управления, организационные структуры управления. Система таможенных органов.

реферат [30,7 K], добавлен 01.11.2013

Анализ деятельности таможенных органов РФ. Процедура дознания в таможенных органах, ее организация и управление. Характеристика борьбы таможенных органов с нарушениями таможенных правил и с контрабандой. Методы обеспечения экономической безопасности.

курсовая работа [38,4 K], добавлен 04.03.2010

Характеристика деятельности должностных лиц в таможенных органах. Понятие и нормы, виды и принципы таможенного права. Права и обязанности должностных лиц таможенных органов. Функции, методы и основные способы осуществления таможенного контроля.

курсовая работа [30,7 K], добавлен 15.03.2011

Организационные структуры, общие принципы и законы управления в системе таможенных органов России. Распределение операций в данном процессе. Характеристика проблемы реализации принципов и методов управления. Анализ способов повышения его эффективности.

курсовая работа [28,9 K], добавлен 05.01.2017

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. В. Алексеева, П. В. Захаров

В данной статье рассмотрены особенности управления персоналом в таможенных органах Российской Федерации. Проанализирована деятельность ФТС России в области управления персоналом за 2018 год. Определены отличительные характеристики кадрового планирования в таможенных органах Российской Федерации, а именно: высокая степень централизации власти, зависимость планирования и прогнозирования в сфере управления персоналом от вышестоящих уровней управления. Выявлены проблемы в области управления персоналом в таможенных органах, в частности проблема совершенствования организационной структуры управления , проблема ротации кадров, сформулированы направления для их решения

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е. В. Алексеева, П. В. Захаров

FEATURES AND PROBLEMS OF PERSONNEL MANAGEMENT IN THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the features of personnel management in the customs authorities of the Russian Federation. The activity of the FCS of Russia in the field of personnel management for 2018 is analyzed. The distinctive characteristics of personnel planning in the customs authorities of the Russian Federation are determined, namely: a high degree of centralization of power, the dependence of planning and forecasting in the field of personnel management on higher levels of management. The problems in the field of personnel management in the customs authorities , in particular the problem of improving the organizational structure of management , the problem of personnel rotation, formulated directions for their solution

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.В. Алексеева, канд. экон. наук, доцент П.В. Захаров, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности управления персоналом в таможенных органах Российской Федерации. Проанализирована деятельность ФТС России в области управления персоналом за 2018 год. Определены отличительные характеристики кадрового планирования в таможенных органах Российской Федерации, а именно: высокая степень централизации власти, зависимость планирования и прогнозирования в сфере управления персоналом от вышестоящих уровней управления. Выявлены проблемы в области управления персоналом в таможенных органах, в частности проблема совершенствования организационной структуры управления, проблема ротации кадров, сформулированы направления для их решения.

Ключевые слова: управление персоналом, таможенные органы, кадровая политика, кадровый потенциал, организационная структура управления.

Процесс управления персоналом как в государственных органах Российской Федерации, так и в коммерческих организациях во многом схож, поскольку, управление человеческими ресурсами базируется на психологических закономерностях и требует применения методов и процедур независящих от области профессиональной деятельности.

Так, при управлении персоналом в любой сфере необходимы грамотная постановка целей, организация и контроль их достижения, разработка мотивационных схем. Технологии любой коммерческой или государственной организации включают наем, отбор, прием персонала, его деловую оценку, обучение, управление карьерой, процедуру высвобождения и прочее.

Но несмотря на общие методы, процедуры и технологии управления персоналом во всех организациях существует определенная специфика управления персоналом в государственных органах Российской Федерации, а конкретно в таможенных органах России.

Прежде всего, таможенная служба Российской Федерации – это государственный орган, выполняющий строго определённые законом функции, задачи и полномочия.

Беспрекословное выполнение данных функций, задач и полномочий создает высокую степень централизации власти, зависимость планирования и прогнозирования в сфере управления персоналом от вышестоящих инстанций.

Так, в 2018 году Федеральная таможенная служба России (далее – ФТС России) продолжила работу по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере управления персоналом в таможенных органах.

Подготовлено 14 нормативных и иных правовых актов ФТС России, регламентирующих вопросы прохождения службы (работы) должностными лицами и работниками таможенных органов, находящихся в ведении ФТС России, в их числе:

– Положение о кадровом резерве таможенных органов Российской Федерации, определяющее порядок формирования кадрового резерва ФТС России, Региональных таможенных управлений (далее -РТУ), таможнях и таможенных постах (Приказ ФТС России от 12.01.2018 г. №15);

– Положение об организации работы по проведению психофизиологического исследования, тестирования в таможенных

органах Российской Федерации (Приказ ФТС России от 18.09.2018 г. №1484).

Но для соединения индивидуального труда каждого сотрудника таможенного органа в коллективную деятельность недостаточно лишь единичных актов. Обязателен непрерывный процесс управленческой деятельности, который включает не только постоянно действующие нормативы и регламенты, но и своевременные приказы и распоряжения начальников таможенных органов.

Кадровое планирование в таможенных органов Российской Федерации производится на основании стратегических и текущих задач, сформулированных для таможенных органов, целевых программ развития таможенных органов, намеченных и утвержденных Коллегией ФТС России.

В 2018 году деятельность кадровых подразделений таможенных органов была сосредоточена на реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности таможенных органов: сохранение и укрепление кадрового потенциала, повышение уровня подготовки кадров и др.

В результате проводимой работы по сохранению кадрового потенциала укомплектованность таможенных органов должностными лицами составила 92,2%.

Также успешно решены вопросы по штатному и кадровому обеспечению вновь созданных электронных таможен и центров электронного декларирования (далее

Организация управления персоналом в РТУ определяется кадровой политикой, выбранной Коллегией ФТС России на основании Стратегии развития таможенных органов до 2020 года и анализа конкретных ситуаций в регионе.

Решение Коллегии ФТС России доводится до каждого отдельного РТУ и таможни. Управление персоналом на конкретной таможне осуществляет начальник таможни, который делегирует ряд полномочий своему заместителю по работе с кадрами и руководителям структурных подразделений.

Делегирование полномочий основано на типовых положениях и закреплены в соответствующих документах, инструкциях и положениях о подразделениях таможни.

Основываясь на вышеперечисленных особенностях управления персоналом в таможенных органах Российской Федерации, можно выделить следующие проблемы.

Одна из них – проблема совершенствования организационной структуры управления. Она предполагает уточнение и конкретизацию функций подразделений, закрепление прав и обязанностей начальников и сотрудников таможенных органов, а также устранение многоступенчатости и дублирования информационных потоков таможенному персоналу.

В целях устранения данной проблемы следует модернизировать систему электронного документооборота.

Для организации работы таможенного персонала с бумажными носителями необходимы их многократное копирование, доставка в различные структурные подразделения, проведение специальных совещаний и согласований.

Однако применение электронного документооборота способствует росту производительности труда сотрудников таможенных органов на 25-50%, а время обработки одного документа сокращается более чем на 75%.

Следующей проблемой управления персоналом в таможенных органах Российской Федерации является ротация кадров. В таможенной службе, как и в любой другой системе государственной службы, недопустим кадровый застой.

Согласно статистике ФТС России около трети начальников таможен состоит в должности и работает в одной и той же таможне 5 лет и более. Следовательно, встает вопрос о введении системы ротации таможенного персонала раз в 5-7 лет.

Одновременно возникает необходимость регулярной смены кадров в таможенных органах по линии «аппарат управления – таможня» и наоборот, так как в управленческих структурах также неприемлем кадровых застой.

Для решения данной проблемы в 2018 году ФТС России была проведена корректировка плана проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов на 20132019 годы, утвержденного Приказом ФТС России от 24.04.2013 г. № 811. В следствие данной корректировки были изданы Приказы ФТС России от 18.04.2018 г. №543; от 01.06.2018 г. № 846 и др.

Таким образом, управление персоналом в таможенных органах Российской Федерации представляет собой сложный, постоянно обновляющийся процесс, в кото-

Особенности управления персоналом в таможенных органах Российской Федерации основываются на нормативно правовых актах в таможенной сфере, что и предопределяет характеристику управления персоналом в данной сфере.

Из-за внешних факторов, отражающихся на деятельности как конкретного таможенного поста, таможни, РТУ, так и всех таможенной службы в процессе управления персоналом могут возникать проблемы. Важно выявить их своевременно и принять необходимые управленческие решения для их устранения.

ром взаимодействуют многие факторы.

1. Алексеева Е.В., Ефремова М.Е. Некоторые аспекты совершенствования процедуры аттестации персонала в таможенных органах // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. – 2019. – № 13. – С. 84-86.

2. Бесстужев М.Ю., Ахмедзянов Р.Р. Анализ применения методов адаптации персонала в таможенных органах // Colloquium-journal. – 2019. – № 11-6 (35). – С. 11-14.

3. Давыдов Д.В., Дорожкина Т.В. Анализ современного состояния кадрового состава таможенных органов // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – №50-3. – С. 7174.

4. Петрушина О.М., Золотарёв Е.Н. Воспитательно-профилактическая работа в таможенных органах Российской Федерации // Colloquium-journal. – 2019. – №11-3 (35). -С. 53-55.

5. Просянников Н.Н. Управление в таможенных органах: учебное пособие // Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. – Владивосток: ВФ РТА, 2017.

FEATURES AND PROBLEMS OF PERSONNEL MANAGEMENT IN THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

E.V. Alekseeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

P.V. Zaharov, Student

Tsiolkovsky Kaluga State University

Abstract. This article discusses the features of personnel management in the customs authorities of the Russian Federation. The activity of the FCS of Russia in the field of personnel management for 2018 is analyzed. The distinctive characteristics of personnel planning in the customs authorities of the Russian Federation are determined, namely: a high degree of centralization ofpower, the dependence ofplanning and forecasting in the field ofpersonnel management on higher levels of management. The problems in the field of personnel management in the customs authorities, in particular the problem of improving the organizational structure of management, the problem ofpersonnel rotation, formulated directions for their solution.

Keywords: personnel management, customs authorities, personnel policy, personnel potential, organizational structure of management.

Управление персоналом в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 00:13, реферат

Читайте также:  Влияние приоритетов хозяйственной деятельности на особенности управления персоналом
Краткое описание

Формирование и развитие персонала − процесс длительный и сложный. Усилия сторон в этом направлении только тогда будут эффективны в современном мире, когда будут иметь научную осно­ву. Инновационный характер производства, его высокая наукоемкость, приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Главный стратегический курс − на высокий уровень образования, квалификации и этики работников, непрерывное повышение профессионального мастерства и самовыра­жения.

Оглавление

Введение
1. Содержание и значение управления персоналом организации
2. Принципы управления
3. Методы управления
4. Законы организации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Бровка.doc

Процесс управления должен быть целенаправленным, то есть всегда осуществляться «не просто так», а быть ориентированным на решение каких-то проблем, стоящих в данный момент перед ор­ганизацией.

Важным принципом управленческой деятельности является функциональная специализация в сочетании с универсальностью. То есть к каждому объекту управления должен быть индивидуаль­ный подход, соответствующий направленности и особенностям его функционирования.

Любой управленческий процесс должен основываться на прин­ципе последовательности. Это означает, что действия, из кото­рых он состоит, располагаются в строго определенном порядке, как в пространстве, так и во времени. Нельзя, например, снача­ла принимать решение, а уж затем осмысливать ситуацию. В ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, предполагающий их повторение в том же ви­де через определенные промежутки времени.

Управление должно быть непрерывным. Это позволяет своевре­менно обнаруживать и решать возникающие проблемы, и, следовате­льно, обеспечивать стабильное развитие и функционирование орга­низации, что требует оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации. Так как само управление осуществляется людьми, оно невозможно без соблюдения такого важного принципа, как учет индивидуаль­ных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это обеспечивает нормальный морально-психологический климат в организации и при­нятие взвешенных решений, которые будут надлежащим образом ис­полняться.

Для того чтобы управленческий процесс протекал нормально, необходимо соблюдение такого важного принципа, как обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу; недостаток же парализует деловую ак­тивность и инициативу, так как даже небольшой «перебор» здесь может привести к крупным неприятностям.

Важным принципом процесса управления считается состязательность участников управления на основе личной заинтересован­ности в успехе, поддерживаемой с помощью различных мотиваторов, таких как материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.

В современных условиях управление не может быть по-настоя­щему результативным без соблюдения такого принципа, как макси­мально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки ре­шений, причем уже на самых ранних его стадиях. Он исходит из того непреложного факта, что решения, в которые вложен собст­венный труд и собственные идеи, будут реализовываться с боль­шей активностью и заинтересованностью, чем «спущенные сверху».

3. Методы управления

Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.

Методы управления классифицируются по масштабам управленческой деятельности и по форме воздействия.

По масштабу управленческой деятельности в таможенных органах различают общие и частные методы.

Общие методы управления направлены на решение глобальных проблем, стратегических задач таможенного дела, они определяют способы достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы.

Частные методы управления используются преимущественно в системах оперативного и текущего управления (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты).

В зависимости от форм. воздействия в таможенной системе применяются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет государства. К ним относятся организационно- распорядительные и правовые методы.

К методам косвенного воздействия относятся социальные, психологические, экономические и экономико-математические методы.

В процессе реализации в таможенных органах таких функций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно- распорядительных (административных) методов формируются отношения, которые включают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.

Особенности организационно- распорядительных методов в таможенных органах, как военизированных и правоохранительных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности исполнения нормативно-правовых и директивных документов.

В таможенных органах применяются три группы организационно- распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные. Ведущее место отводится методам организационного воздействия, составляющим первую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Нормирование — это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. Организационное нормирование определяет пути и порядок выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени и другие нормативы и идет постоянный процесс их совершенствования.

Инструктирование — всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.

Второй группой организационно- распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые выражаются в повседневном оперативном обеспечении слаженной работы органов управления. Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организационной структуре, сформированной путем организационного воздействия. В основе методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности

Третьей группой организационно- распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия.

Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и системы ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

Все указанные три группы организационно- распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя и обогащая друг друга.

Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления.

К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отношений, соблюдение требований правовых актов.

Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями.

Социальные и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в коллективе и др. Социальные и психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его.

Целью социальных и психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.

Социальные методы управления включают методы социального нормирования, социального регулирования, социальной преемственности, социального новаторства и морального стимулирования.

Методы социального воздействия находят отражение в планах социального развития коллективов таможенных органов, включающих мероприятия по повышению культурно-воспитательного и квалификационного уровня сотрудников, по борьбе с текучестью кадров, по улучшению условий труда и быта.

Психологические методы, управления направлены на регулирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в коллективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора и обучения.

Применение психологических методов управления должно осуществляться в комплексе с социальными, организационными и экономическими методами, так как только в этом взаимодействии можно добиться оптимального решения сложных задач социального развития коллектива.

Экономические методы управления — это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономического стимулирования.

4. Законы организации

Жизнь любой организации подчинена ряду законов. Главным из них принято считать закон синергии. Он гласит, что потенци­ал и возможности организации как единого целого превышают сум­му потенциалов и возможностей ее отдельных элементов, что обу­словлено их взаимной поддержкой и дополнением.

Второй закон организации − закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленных. На­пример, разделение дополняется объединением, специализация универсализацией, дифференциация − интеграцией и наоборот.

Третий закон требует сохранения пропорциональности между организацией и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возмож­ности.

Четвертый закон организации получил название закона компо­зиции. Он заключается в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени под­чиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них кон­кретизируют ее и являются по отношению к ней подцелями.

Пятый закон организации − закон самосохранения. Он предпо­лагает, что любая организация, так же, как и отдельные ее эле­менты, стремятся сохранить себя как целое.

Шестой закон − закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.

И, наконец, последний закон организации − закон онтогене­за. В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: ста­новления, развития и угасания.

Элементом управления персоналом является планирование деловой карьеры, то есть последовательности должностей работников организации. Совокупность прав, обязанностей и ответственности работников, определяющая их трудовые функции и границы компетенции, называется должнос­тью. Она закрепляется за работниками юридически и делает их должностными лицами. Каждое должностное лицо характеризуется:

Основные методы управления персоналом в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 06:13, реферат

Краткое описание

Начнем с того что таможенная служба является особым видом государственной службы, что в свою очередь подразумевает прямое участие государственного управления. Государственное управление – это практическое организующее и регулирующее воздействие государства (через систему структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования опирающееся на его властную силу. Как раз одним из его объектов выступает таможенное дело, которое, в свою очередь, осуществляют таможенные органы Российской Федерации. Функции государства сводятся к разработке правовых норм и контролю за их выполнением. Определяемые государством нормы права и представляют содержание таможенной политики.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности управления в таможенных органах
1.1.Базовая модель системы управления в таможенных органах Конкретизация элементов и связей в модели управления
Глава 2.. Методы и подходы управления персоналом
2.1. Детерминированный подход управления
2.2. Программно-целевой подход управления
2.3. Целостно-эволюционный метод управления
2.4.Методы косвенного воздействи
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат по УП Доржиева Дарима.doc

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

Кафедра «Таможенное дело»

На тему: «Основные методы управления персоналом в таможенных органах.»

Выполнил: Доржиева Д.Э.

Проверил: Алексеев А.Л.

г. Улан-Удэ 2014г.

Глава 1. Особенности управления в таможенных органах

1.1.Базовая модель системы управления в таможенных органах Конкретизация элементов и связей в модели управления

Глава 2.. Методы и подходы управления персоналом

2.1. Детерминированный подход управления

2.2. Программно-целевой подход управления

2.3. Целостно-эволюционный метод управления

2.4.Методы косвенного воздействи

Начнем с того что таможенная служба является особым видом государственной службы, что в свою очередь подразумевает прямое участие государственного управления. Государственное управление – это практическое организующее и регулирующее воздействие государства (через систему структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования опирающееся на его властную силу. Как раз одним из его объектов выступает таможенное дело, которое, в свою очередь, осуществляют таможенные органы Российской Федерации. Функции государства сводятся к разработке правовых норм и контролю за их выполнением. Определяемые государством нормы права и представляют содержание таможенной политики. В соответствии с Конституцией РФ основное содержание таможенного дела раскрывается через таможенное регулирование. В свою очередь таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Таможенное дело в функционально-процедурном выражении соответствует одной из функций государственного управления – таможенному регулированию. В соответствии с классической школой управления таможенное дело представляет собой инструмент государственного администрирования по обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Глава 1.Особенности управления персоналом в таможенных органах

Система управления персоналам представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (подсистем), состоящих из органов управления, принципов, методов, форм и средств и направленных на достижение целей, стоящих перед коллективом (организацией).

Исходя из того, что таможенная система представляет собой четко структурированную совокупность элементов (подсистем), взаимосвязанных друг с другом, то состав элементов и численность работников, их составляющих, постоянно меняется под воздействием объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов.

Содержательная сторона процесса управления персоналом определяется особенностями жизнедеятельности таможенного коллектива, иерархическим, субординационным построением и должностным положением сотрудников (служащих). Поэтому сущность деятельности по управлению персоналом выражается в достижении определенной гармонии коллектива и руководителя в процессе их взаимодействия.

Руководство персоналом в целом означает процесс непосредственного, постоянного управления сотрудниками, государственными служащими и работниками бюджетной сферы и тесно связано с понятием «управление», часто понимаемым как его синоним. Однако категория «управление» шире по содержанию, так как включает не только руководство людьми, но и управление финансовыми, материально-техническими и другими ресурсами.

Структура управления персоналом в государственных организациях (учреждениях), к которым относится таможенная система, состоит из управленческих подразделений, то есть из двух основных составляющих: руководство персоналом и работа с кадрами.

Главная функция руководства персоналом состоит в повседневном, непосредственном управлении (руководстве) людьми в процессе их деятельности.

Основной функцией работы кадровой службы является обеспечение и поддержание оптимального количества работников необходимой квалификации в соответствии с потребностями системы (организации).

Особенностями работы с кадрами являются: непостоянство (эпизодичность, фрагментарность) работы с каждым сотрудником, вспомогательный характер деятельности (подбор, обучение, продвижение, увольнение), ограниченность властных полномочий по сравнению с непосредственными руководителями.

А к особенностям руководства персоналом относятся непосредственное постоянное общение с работниками в процессе деятельности, основополагающий характер управленческих функций, направленных на реализацию целей, больший объем властных полномочий, чем у функциональных руководителей.

Объектом управления персоналом являются все исполнители управленческих решений: персонал организации (подразделения), отдельные работники.

Субъекты управления персоналом – это специалисты, работники кадровой службы, руководители всех уровней, выполняющие функции управления по отношению к подчиненным.

Читайте также:  Управление персоналом современного коммерческого банка: принципы, методы, результативность

Объективной основой требований к системе и технологии управления персоналом таможенного органа являются не только общие законы и закономерности теории управления, но и закономерности, присущие этому процессу. Система управления персоналом должна соответствовать целям, особенностям, состоянию и тенденциям развития таможенной службы. Необходимо учитывать все возможные взаимосвязи внутри системы управления персоналом, между её подсистемами и элементами, между системой управления персоналом и системой управления таможенным органом в целом, а также таможенным органом и внешней средой, необходимость пропорционального совершенствования всех подсистем и элементов системы управления персоналом для недопущения и исключения диспропорций в целостной системе управления. На всех уровнях и во всех частях должна быть пропорциональность системы управления. Соотношение численности работников системы управления персоналом и количественного состава таможенных органов в целом должно носить оптимальный характер, а число ступеней управления персоналом должно быть минимальным, так как эффективность системы управления персоналом напрямую зависит от количества уровней управления. На разных ступенях управления должно происходить возрастание роли одних и снижение других функций управления персоналом и изменение их содержания в связи с развитием и совершенствованием таможенной службы. Закономерности управления персоналом взаимодействуют, влияют друг на друга и повышают результативность всего процесса управления персоналом.

1.1. Базовая модель системы управления в таможенных органах Конкретизация элементов и связей в модели управления

Так, по отношению к Правительству Российской Федерации ФТС России является управляемой системой. В то же время оно само осуществляет управление входящими в его структуру элементами. Системой управления в таможенных органах является совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную деятельность, направленную на достижение цели таможенных органов. Это система, в которой реализуются функции управления и которая включает: 1) специалистов, объединенных в органы управления; 2) используемый комплекс методов управления; 3) организационную и вычислительную технику; 4) связи между органами управления, объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации; 5) документооборот, необходимый для выполнения функций, распределенных между органами управления в интересах достижения целей, поставленных перед системой. Система управления в таможенных органах обладает свойством иерархичности, которое проявляется при осуществлении любых управленческих воздействий. Наиболее выпукло это свойство заметно в отношениях между таможенными органами, стоящими на разных ступенях иерархической лестницы, где органы наделены различной компетенцией и более сложная вышестоящая система является субъектом управления по отношению к менее сложной нижестоящей. Строгая иерархичность системы управления в таможенных органах находит свое выражение и в принципе единоначалия, необходимость осуществления которого обусловливается сложностью и спецификой решаемых таможенными органами задач, а также обстановки, в которой они функционируют (повышенная ответственность в принятии конкретных решений, динамика оперативной обстановки, требующая высокой мобильности и максимальной управляемости, и т.д.). Эффективной реализации этого принципа призвана способствовать и строгая субординированность структурных элементов таможенных органов. В свою очередь осуществление принципа единоначалия и субординации систем управления в таможенных органах обусловливает необходимость существования достаточно жесткой системы прямых связей субъектов с объектами управления. Это выражается, прежде всего, в том, что различная управляющая информация в виде команд, приказов, распоряжений и т.п. поступает по каналам прямой связи от субъектов к объектам управления сверху вниз, последовательно опускаясь по ступеням иерархии управления. Такой порядок несколько снижает скорость прохождения команд и не исключает возможность их искажения. Однако благодаря этому порядку достаточно надежно обеспечивается необходимая централизация управления, согласованность деятельности многочисленных структурных подразделений по решению возникающих задач. Передача же команды сверху вниз, минуя непосредственно подчиненную систему, в обычных условиях не осуществляется, т.к. может привести к негативным проявлениям в функционировании всей системы управления, основанной на принципе единоначалия. Вместе с тем в исключительных случаях, диктуемых необходимостью принятия каких-либо срочных мер или возникновением особых обстоятельств, допускается прохождение управляющих команд, минуя некоторые уровни управления. Система обратных связей, по которой к субъектам управления поступает осведомительная информация, в отличие от системы прямых связей является более гибкой и подвижной. Такое ее свойство не случайно и объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, необходимо иметь в виду несомненную заинтересованность субъекта управления любого уровня в максимально полной информации осведомительного характера. Практика неоднократно убеждала в том, что эффективность управления выше у того субъекта, который лучше информирован о среде функционирования, состоянии управляемых объектов, результатах собственного управляющего воздействия и т.д. Во-вторых, гибкость и подвижность системы обратных связей — это одно из проявлений демократичности в государственном управлении, обусловливающей развернутую систему связей объектов с субъектами управлений. Однако таможенные органы в целом, и каждый в отдельности представляют собой социальную систему, специально созданную для осуществления задач внешнего управления, оказания управляющего воздействия на внешнюю среду. Внешнюю среду, в которой функционируют таможенные органы, прежде всего, составляют все иные социальные системы, выходящие за рамки федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела – участники ВЭД, таможенные брокеры, перевозчики, владельцы складов и т.д. Во внешней среде существуют различные объективные условия и факторы, в которых протекает деятельность таможенных органов и которые оказывают существенное влияние на эту деятельность. С внешней средой таможенные органы также связаны каналами прямой и обратной связи. Так, по каналам прямой связи ими оказывается информационное, а при необходимости в установленном законом порядке — и прямое управляющее воздействие на участников ВЭД, организации, граждан и должностных лиц. Важными компонентами внешней среды функционирования таможенных органов и объектами воздействия являются внешнеэкономическая деятельность, государственная и экономическая безопасность, а также такое негативное социальное явление, как преступность в сфере таможенного дела. Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внешней среды, добиваясь их желаемого состояния. По каналам обратной связи в таможенные органы поступает необходимая осведомительная информация о состоянии внешней среды, которая позволяет придать внешним управляющим воздействиям целенаправленный характер. При этом необходимо иметь в виду, что эффективность управленческих воздействий таможенного органа любого уровня в значительной степени определяется характером его связи с внешней средой: чем большим объемом достоверной информации о среде функционирования располагает таможенный орган, тем больше предпосылок создается для эффективности его внутриорганизационной и внешнеуправленческой деятельности. Таким образом, сказанное позволяет сделать вывод о том, что, являясь управляемой системой, таможенный орган в сфере внешнего управления выступает в качестве системы управления, которая оказывает на среду функционирования информационные и управляющие воздействия. Будучи системой управления, таможенный орган должен отвечать пяти минимальным требованиям к организации управляемых систем: детерминированность элементов системы; динамичность системы; наличие в системе управляющего параметра; наличие в системе усилительного свойства; наличие в системе минимум одной обратной связи. Перечисленные требования являются всеобщими и минимально необходимыми, поскольку несоответствие хотя бы одному из них приводит к неспособности системы выполнять поставленные перед ней задачи, к утрате своих системных признаков или к распаду системы вообще. Одновременно эти требования выступают как условия нормального функционирования и управляемости любых систем. Управление должно обеспечивать такие условия функционирования социальных систем, в которых данные требования проявлялись бы наиболее отчетливо. Из сказанного со всей очевидностью следует, что эти требования фактически обращены к субъекту управления (руководителю таможенного органа, структурного подразделения). Рассмотренные вопросы напрямую зависят от качества и эффективности управления и руководства в таможенных органах. Проблемы управления в таможенных органах РФ приобрели в настоящее время особую актуальность. Это обусловливается рядом весьма существенных обстоятельств. Во-первых, управление в таможенной службе характеризуется высокой степенью централизации, которая является необходимой основой для всей жизни и деятельности таможенных органов. Во-вторых, таможенная управляемая система отличается большой динамичностью. Чтобы всегда отвечать постоянно изменяющимся условиям, в которых решается задача обеспечения экономической безопасности и защиты экономических интересов страны, таможенная организация должна быть гибкой, должна оперативно совершенствовать свою организационную структуру. Естественно, что и система управления в таможенном организме призвана не только поспевать за этими изменениями, но и опережать их, представляя простор новому, сохраняя лучшее из старого. В-третьих, управление в таможенных органах характеризуется высокой степенью социально-политической ответственности, которая возлагается на органы управления и руководителей за принятые решения. Ошибки в управлении таможенным делом могут привести к серьезным экономическим и политическим последствиям. В-четвертых, особенностью управления в таможенных органах является то обстоятельство, что таможенные органы и их должностные лица постоянно подвергаются воздействию криминальных структур. От них требуется колоссальное напряжение духовных и физических сил. Поэтому огромное значение имеет формирование у личного состава высоких морально-психологических качеств. Таким образом, управление в таможенных органах осуществляется в специфических условиях, во многом отличных от управления в других областях общественной жизни. Как и всякий сложный социально – экономический объект, таможенная система включает в себя множество различных элементов, подсистем, которые находятся между собой в определенных отношениях и взаимодействуют друг с другом. Задача управления – поддержание их в оптимальном соответствии друг другу и задачам таможенной службы как социально-экономической организации, выполняющей специфические задачи – функции.

Методы и средства управления персоналом в таможенных органах

Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.

Методы управления классифицируются по масштабам управленческой деятельности и по форме воздействия.

По масштабу управленческой деятельности в таможенных органах различают общие и частные методы.

Общие методы управления направлены на решение глобальных проблем, стратегических задач таможенного дела, они определяют способы достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы.

Частные методы управления используются преимущественно в системах оперативного и текущего управления (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты).

В зависимости от форм. воздействия в таможенной системе применяются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет государства. К ним относятся организационно-распорядительные и правовые методы.

К методам косвенного воздействия относятся социальные, психологические, экономические и экономико-математические методы.

В процессе реализации в таможенных органах таких функций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются отношения, которые включают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.

Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как военизированных и правоохранительных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности исполнения нормативно-правовых и директивных документов.

В таможенных органах применяются три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные. Ведущее место отводится методам организационного воздействия, составляющим первую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Нормирование — это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. Организационное нормирование определяет пути и порядок выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени и другие нормативы и идет постоянный процесс их совершенствования.

Инструктирование — всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.

Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые выражаются в повседневном оперативном обеспечении слаженной работы органов управления. Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организационной структуре, сформированной путем организационного воздействия. В основе методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности

Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия.

Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и системы ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

Все указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя и обогащая друг друга.

Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления.

К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отношений, соблюдение требований правовых актов.

Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями.

Социальные и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в коллективе и др. Социальные и психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его.

Целью социальных и психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.

Социальные методы управления включают методы социального нормирования, социального регулирования, социальной преемственности, социального новаторства и морального стимулирования.

Методы социального воздействия находят отражение в планах социального развития коллективов таможенных органов, включающих мероприятия по повышению культурно-воспитательного и квалификационного уровня сотрудников, по борьбе с текучестью кадров, по улучшению условий труда и быта.

Психологические методы, управления направлены на регулирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в коллективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора и обучения.

Применение психологических методов управления должно осуществляться в комплексе с социальными, организационными и экономическими методами, так как только в этом взаимодействии можно добиться оптимального решения сложных задач социального развития коллектива.

Экономические методы управления — это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономического стимулирования.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Читайте также:

  1. A) переключает режим управления курсором/печати цифр
  2. CASE -технологии, как новые средства для проектирования ИС. CASE – пакет фирмы PLATINUM, его состав и назначение. Критерии оценки и выбора CASE – средств.
  3. CASE-средства. Общая характеристика и классификация
  4. Cоциальная группа как объект управления
  5. Cоциологический анализ электорального процесса: проблемы и методы исследования, сферы применения результатов
  6. D) органы местного самоуправления.
  7. D) «цель оправдывает средства».
  8. I. Невербальные методы оценки.
  9. II. Средства, применяемые при лечении заболеваний, вызванных условно-патогенными грибами (например, при кандидамикозе)
  10. II.Четыре главных средства продвижения