Организация работы с персоналом на атомных станциях: цели и направления

Организация работы с персоналом на атомных станциях: цели и направления

Работа с атомной энергией требует от сотрудников и руководителей различных структур особой ответственности и внимательности. Огромную пользу здесь может оказать грамотно выполненная организация работы с персоналом на атомных станциях: с ее помощью можно будет избежать огромного количества серьезных проблем.

Цели и задачи работы

Такая работа преимущественно направлена на формирование и поддержание высокой квалификации персонала, эксплуатирующего атомную станцию. При проведении работы с персоналом необходимо:

  • обеспечить его всеми необходимыми ресурсами,
  • сформировать управленческую структуру,
  • разработать методику контроля и управления качеством, основанную на нормативных, законодательных и методологических документах.

В первую очередь работодатель обязан обеспечить соответствие квалификации всех сотрудников предприятия существующим законодательным требованиям. Далее работникам понадобится сформировать все необходимые знания и навыки для работы с атомным оборудованием, в противном случае, они не получат соответствующее разрешение. Эти навыки придется сохранять и развивать. Работодатель же обязан систематически контролировать уровень навыков и знаний своих сотрудников, демонстрируемый в процессе работы.

Виды работы с персоналом в сфере атомной энергетики

Существует несколько основных видов трудовой деятельности, связанных с персоналом атомных станций:

  • подбор необходимых сотрудников и прием их в штат,
  • подготовка к занимаемой должности,
  • поддержка квалификации сотрудника и ее дальнейшее развитие.

Формы проведения работы:

  • стажерская практика,
  • прохождение инструктажей,
  • тестирование,
  • самостоятельная работа (под контролем наставника),
  • проведение тренировок персонала на случай ЧС,
  • производственная деятельность,
  • контроль над переаттестацией работников,
  • слежение за состоянием рабочих мест,
  • активная деятельность с резервом.

Ко всем работам с оборудованием атомной станции допускаются только те сотрудники, которые уже прошли проверку знаний и подготовку к занятию своей должности.

Организация работы с персоналом на атомных станциях: обязанности руководства

Проведение подобной работы включает в себя отбор подходящего персонала, его дальнейшую подготовку, присвоение квалификации и ее дальнейшее поддержание. Таким образом разграничиваются все функции между сотрудниками атомной станции и ее непосредственным эксплуататором.

Руководитель станции и директор компании-эксплуататора своими действиями обязаны обеспечить проведение трудовой деятельности с персоналом предприятия, придерживаясь существующего законодательства РФ. Все обязанности ведущих руководителей организации указываются в их инструкциях, которые находятся в открытом доступе.

  • Главный инженер обязан выполнять подготовку персонала и следить за его дальнейшим развитием.
  • Заместителю директора необходимо заниматься реализацией мероприятий, направленных на отбор потенциального персонала. Также необходимо периодически проводить переаттестацию руководства и всех сотрудников, а также осуществлять контроль над деятельностью резерва.
  • В штате должен присутствовать заместитель главного инженера, который будет заниматься только лишь подготовкой нового персонала. Именно ему необходимо подбирать людей, комплектовать команды, проводить собеседования, а также следить за тем, чтобы работники-старожилы не «засиживались» долго на одном и том же месте.
  • Замдиректора и замглавного инженера также отвечают за переподготовку и дальнейший карьерный рост сотрудников своего предприятия.
  • Главному инспектору понадобится сделать обучение новых сотрудников более приятным и удобным, используя для этого различные виды трудовой деятельности.

Как правильно работать с персоналом атомной станции?

Все сотрудники, занимающие руководящие должности на атомной станции, обязаны реализовывать различные виды трудовой деятельности со своими подчиненными. На каждой атомной станции должен быть свой учебно-методический совет, который должен помочь своим сотрудникам улучшать квалификацию. В качестве руководителя совета обычно выступает главный инженер предприятия, он же определяет функционал внутренней структуры, ее цели и план дальнейшей деятельности.

Весь персонал атомной станции, который осуществляет работу на различном оборудовании, находящемся под контролем у государственных структур, обязан проходить спецподготовку. В его обязанности также входит прохождение тестирования и поддержка квалификации с учетом всех нормативных актов, установленных законодательством.

При обучении персонала должен быть использован системный подход, позволяющий усваивать большое количество информации за небольшой промежуток времени. Организация работы с персоналом на атомных станциях подразумевает под собой проведение целого ряда работ:

  • комплексных проверок качества эксплуатации оборудования,
  • исследование организации повышения квалификации персонала,
  • посещение рабочих мест сотрудников высшим руководящим составом,
  • выполнение производственной работы различного характера,
  • осуществление переаттестации.

Все формы работы с персоналом атомной станции должны быть выполнены в пределах выделенного фонда времени, при этом должны быть соблюдены все предъявляемые к мероприятиям требования.

Планирование работы с персоналом

На каждой атомной станции должен быть разработан график проведения тех или иных работ с персоналом. Данный документ должен быть подписан руководителем станции за 30 дней до начала нового календарного года. В годовой план должно входить несколько обязательных к выполнению разделов. К их числу относятся:

  • выполнение работы с резервом,
  • кадровый отбор на станцию,
  • поддержка молодых специалистов,
  • разработка учебных программ и их использование при повышении квалификации персонала,
  • обеспечение учебно-материальной базой.

Сюда же относится периодическое обучение персонала, создание кабинета по охране труда, библиотеки технического плана. Руководителям необходимо выбрать форму работы со своими сотрудниками, которой они будут в дальнейшем придерживаться. Периодически руководящий состав должен проводить производственные совещания, где будут решаться наиболее важные для станции вопросы. Также необходимо проводить дни охраны труда и безопасности.

Руководители обязаны посещать рабочие места своих сотрудников, проверять их знания, а также проводить учебные противопожарные и противоаварийные тренировки. Они обязаны наравне со всеми проходить аттестацию, способную выявить, соответствует ли человек той должности, которую он занимает на данный момент. Обязательным условием является организация медицинских осмотров и инспекционных проверок.

Существующий план обязан содержать в себе информацию о сроках проведения всех запланированных мероприятий, а также о том, кто несет ответственность за то или иное мероприятие. Основываясь на годовом графике работы всей станции, руководители подразделений составляют планы работы с персоналом своей структуры, в которых те или иные разделы получают конкретизацию. Здесь же учитывается количество мероприятий, проведенных при подготовке специалиста к занимаемой им должности.

Подбор персонала и подготовка

Организацию работ с персоналом начинают с непосредственного отбора. Ко всем специалистам, работающим на атомной станции, предъявляются определенные законодательством требования, согласно которым сотрудник должен полностью соответствовать занимаемой должности.

Руководитель атомной станции обязан организовать проведение различных медосмотров для своих сотрудников. Особенно это важно в том случае, если сотрудники достаточно часто работают с вредными или опасными веществами, а также в неблагоприятных условиях. Существует определенный перечень медицинских противопоказаний, при которых сотрудник не имеет права работать на атомной станции, – он был утвержден Правительством РФ в 1997 году. Специалист отдела кадров, занимающийся подбором персонала, обязан контролировать физиологическое состояние всех соискателей должностей внутри предприятия.

После первичного приема на работу новоиспеченные сотрудники допускаются к подготовительному этапу, по окончанию которого они займут желаемую должность. Кроме того, на отсутствие допуска к обучению может повлиять физиологическое и психологическое состояние сотрудника.

Если новый работник атомной станции не обладает необходимым уровнем квалификации, руководство атомной станции имеет право организовать процесс обучения сотрудника, опираясь на существующее законодательство РФ. Все новые сотрудники обязаны в первые 30 дней своей трудовой деятельности пройти инструктажи по технике безопасности и специфичности производства, где им придется работать.

Обучение

Обучение персонала атомных станций должно осуществляться согласно существующим программам, одобренным законодательством и вышестоящими надзорными органами. Как правило, подобная подготовка включает в себя сразу несколько этапов:

  • теоретическое информирование>
  • практические занятия с отработкой теоретического материала>
  • стажерская практика>
  • тестирование>
  • получение дополнительных разрешений>
  • получение допуска к трудовой деятельности.

Согласно результатам аттестации, для сотрудника определяется перечень работ, которые ему разрешено выполнять в рамках своей профессиональной компетенции. К некоторым работам предъявляются очень высокие требования, связанные с безопасностью труда, это должно быть учтено руководством при анализе полученных результатов.

Сотрудники станции, вынужденные работать с опасными веществами или в экстремальных условиях, перед началом самостоятельной деятельности обязаны пройти тренинг по безопасным приемам и методикам выполнения необходимого пласта работ. Подобное обучение может проводиться по индивидуальной или групповой методике – вид определяется руководством.

Программы, предусматривающие проведение подготовки нового сотрудника на должность, должны быть разработаны согласно имеющимся требованиям. В них должна быть указана следующая информация:

  • цель курса и его продолжительность,
  • требования к учащимся сотрудникам,
  • реестр документов, использованных при разработке данного курса,
  • план ведения занятий,
  • тематические планы.

Также в список входит лист используемых для обучения техсредств, порядок проведения тестирований и прочих видов проверки знаний, порядок получения разрешения на самостоятельную работу и оценка за обучение.

Как поддержать существующую квалификацию?

Организация работы с персоналом на атомных станциях далеко не всегда подразумевает развитие для нового сотрудника. Некоторые из работников могут годами занимать одну и ту же должность, просто поддерживая собственную квалификацию. Это необходимо для того, что практические навыки и профессиональные знания специалиста не устаревали и он мог на протяжении многих лет выполнять свою работу.

Чтобы поддержать квалификацию, работнику необходимо обратиться в учебный совет атомной станции, специальные подразделения предприятия, а также в образовательные учреждения. Каждый сотрудник обязан ежегодно подтверждать собственную квалификацию.

В состав фразы «поддержание квалификации» может входить прохождение образовательных курсов в рабочее время с целью сохранения и приумножения навыков и умений, необходимых для реализации производственных задач. Подобное обучение осуществляется обычно в техникумах, лицеях и прочих учреждениях дополнительного и последипломного образования.

Также квалификацию можно поддерживать с помощью учебного совета атомной станции, проходя инструктажи, участвуя в противопожарных и аварийных тренировках. Коллектив атомной станции имеет право обучаться на тренажерах, в частности, это касается тех сотрудников, которые имеют дело с пуском и остановкой энергоблоков. Стажировка, переаттестация и самостоятельное изучение – еще три варианта поддержания собственной квалификации.

Инструктаж как средство обучения

Каждый сотрудник предприятия обязан пройти целый ряд инструктажей – только тогда организация работы с персоналом на атомных станциях действительно будет качественной и не вызывающей никаких сомнений. Порядок прохождения данных мероприятий устанавливается лично директором атомной станции.

Существует несколько видов инструктажей, которые работнику придется проходить для дальнейшего развития в рамках атомной станции.

Вводный инструктаж

Его обязаны пройти все сотрудники при приеме на работу, обычно его проводит инженер по защите охране труда или иной специалист, отвечающий за это по штатному расписанию.

Первичный инструктаж

Осуществляется после прохождения сотрудником всех необходимых обучающих курсов и непосредственно перехода к основной деятельности. Инструктаж осуществляется на рабочем месте, выполняется он согласно тематическим планам, разрабатываемым специалистами атомной станции.

Повторный инструктаж

Приходится проходить также всем сотрудникам атомной станции. Обычно его проходят при переходе на новую должность. В некоторых случаях он предоставляется работникам, которые занимаются обслуживанием только одного типа оборудования. Все остальные сотрудники предприятия проходят данный инструктаж приблизительно 3-4 раза в год.

Внеплановый инструктаж

Необходим, если сотрудник срочно должен начать выполнять обязанности по совершенно новому алгоритму, технологическому процессу, нормам и инструкциям. Кроме того, такой инструктаж может быть проведен, если работник нарушил существующие нормы и инструкции, в результате чего могла быть нанесена травма или увечья сотрудникам атомной станции.

Целевой инструктаж

Должен быть проведен перед выполнением опасных работ (тушение пожаров, устранение утечки радиации и прочих аварий, ликвидация катастроф), а также мероприятий, для которых необходимо распоряжение или допуск вышестоящего руководства. Также целевой инструктаж проводится для тех сотрудников, которые проводят экскурсии по атомной станции.

Читайте также:  Как реализуется удаленное управление сотрудниками


Система обучения

Безопасная, надежная и эффективная эксплуатация АЭС, а также решение долгосрочных задач, стоящих перед Концерном, обеспечиваются успешным функционированием систем подготовки, поддержания и повышения квалификации и психологического обеспечения персонала Концерна, деятельность которых регламентируется «Правилами организации работы с персоналом на атомных станциях».

Обучение и психологическое сопровождение работников Концерна проводятся в соответствии с требованиями законодательных и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, локальных нормативных актов Госкорпорации «Росатом» и Концерна.

В Концерне работают учебно-тренировочные подразделения (УТП) , располагающие учебно-материальной базой, позволяющей успешно осуществлять деятельность по подготовке и поддержанию квалификации персонала атомных станций. УТП оборудованы аудиториями для теоретического обучения персонала, классами для специализированного обучения, лабораториями и мастерскими. Учебные помещения оснащены современными техническими средствами обучения: полномасштабными и аналитическими тренажерами, тренажерными обучающими системами, учебными стендами.

В Концерне функционирует «Школа инструкторов». В соответствии со стандартами эксплуатирующей организации УТП проходят процедуру аттестации, к настоящему времени УТП всех АЭС аттестованы.

В Концерне также успешно реализуются мероприятия по направлению «оценка и развитие персонала», в том числе:

  • корпоративная программа по обучению английскому языку, тренинги по управлению эффективной деятельностью;
  • тренинги по наставничеству;
  • программы развития управленческих компетенций;
  • подготовлены и реализованы дивизиональные модули программ кадрового резерва.

Практическое решение комплексных задач по повышению и поддержанию должного уровня надежности человеческого фактора, в том числе, психолого-педагогическое сопровождение процессов подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала, осуществляется лабораториями психофизиологического обеспечения атомных станций (ЛПФО) . В соответствии со стандартами эксплуатирующей организации ЛПФО атомных станций проходят процедуру аттестации.

Система внутреннего обучения персонала АЭС осуществляется на базе УТП или непосредственно в подразделениях АЭС. Внешнее обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Подготовка на должность работников АЭС проводится в целях получения профессиональных знаний и практических навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В Концерне утвержден и введен в действие Типовой перечень должностей работников АЭС, подготовка на должность и поддержание квалификации которых проводится в УТП АЭС.

Эксплуатирующей организацией разработаны программы для всех должностей, входящих Типовой перечень должностей работников АЭС, подготовка на должность и поддержание квалификации которых проводятся в УТП АЭС.

Поддержание квалификации

Поддержание квалификации осуществляется ежегодно для всего персонала АЭС. Для каждой группы работников на АЭС разработан ежегодный объем обучения по программам поддержания квалификации. Для оперативного персонала блочных щитов управления АЭС такой объем составляет не менее 96 часов, в том числе 40 часов практической подготовки на тренажерах. Для остальных категорий персонала станций объем обучения составляет не менее 20 часов.

Поддержание квалификации оперативного персонала, получающего разрешения Ростехнадзора на право ведения технологического процесса, осуществляется в УТП АЭС. Поддержание квалификации руководителей и специалистов атомных станций – держателей разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии ежегодно осуществляется на базе НИЯУ МИФИ. Поддержание квалификации остального персонала АЭС проводится как в подразделениях, так и в УТП АЭС.

Повышение квалификации персонала Концерна носит непрерывный характер, проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.

Повышение квалификации осуществляется:

Повышение квалификации

  • обучение по профессионально-техническим компетенциям.
  • развитие управленческих компетенций.

В подготовку персонала АЭС входит, в том числе, и психологическая подготовка, которую осуществляют специалисты лаборатории психофизиологического обеспечения (ЛПФО). В ЛПФО АЭС проходят психофизиологические обследования работники АЭС, получающие разрешения Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии, и работники АЭС, влияющие на безопасность работы станций.

Обучение персонала АЭС

Обучение персонала АЭС, направленное на повышение уровня культуры безопасности, реализуется в рамках общих и специальных курсов и курсов, тематика которых непосредственно связана с направлением обучения «Культура безопасности»:

  • курс «Культура безопасности» является обязательным для включения в тематические планы программ подготовки на должность;
  • тематика, связанная с вопросами культуры безопасности, обязательна для включения в программы поддержания квалификации;
  • программ повышения квалификации, реализуемых в образовательных учреждениях.

На площадках АЭС обучение работников психологическим аспектам культуры безопасности проводится на основе разработанных и внедренных учебно-методических материалов.

Система развития кадрового потенциала

В связи со спецификой атомной отрасли вопрос обеспеченности высококвалифицированными кадрами является одним из важнейших для достижения стратегических задач Концерна и обеспечения его экономической устойчивости. В Концерне существует многоуровневная система развития кадрового потенциала: начиная от профориентационной работы со школьниками и студентами, заканчивая подготовкой персонала на критически важные должности высшего звена управления.

«Школа — ВУЗ — дивизион»

Концерн заинтересован в привлечении лучших выпускников для работы на АЭС и других организациях, входящих в контур управления. Профориентационная работа начинается со школьной скамьи — в городах присутствия АЭС созданы «атом-классы», где проводится углубленное изучение физики и на базе которых проводятся профильные олимпиады по физике и математике для школьников.

Лидерами подготовки кадров для Концерна традиционно являются такие вузы, как НИЯУ МИФИ с филиалами (Волгодонск, Обнинск, Северск), ИГЭУ (Иваново), НИ ТПУ (Томск), УрФУ (Екатеринбург).
К выпускникам вузов, претендующих на работу на АЭС, предъявляются высокие требования: обязательным условием является средний балл диплома не ниже 4,2, а также успешное прохождение практики на АЭС.
Также Концерн ежегодно принимает участие в профориентационных мероприятиях для студентов ведущих технических вузов.

Управление карьерой и преемственностью. Развитие кадрового резерва

Управление карьерой и преемственностью – это процесс, призванный обеспечить наличие подготовленных преемников на руководящие должности организации, а также управлять карьерными ожиданиями работников, повышая уровень их вовлеченности.

Развитие сильного кадрового резерва является одним из звеньев управления карьерой и преемственностью. В Концерне успешно реализуется единая отраслевая система развития кадрового резерва для разных уровней должностей: «Таланты Росатома» для начального звена управления, «Капитал Росатома» для среднего звена управления и «Достояние Росатома» для высшего звена управления. В кадровый резерв отбирают работников, обладающих потенциалом к управленческой деятельности, мотивированных на достижение высоких результатов, мотивированных на профессиональный рост и развитие. Отбор в кадровый резерв проходит ежегодно.

Система подготовки кадров в атомной энергетике

Дата публикации: 15.12.2015 2015-12-15

Статья просмотрена: 513 раз

Библиографическое описание:

Виштак Н. М., Разумова Т. А., Осколков А. П. Система подготовки кадров в атомной энергетике // Молодой ученый. — 2015. — №22.5. — С. 24-26. — URL https://moluch.ru/archive/102/23622/ (дата обращения: 28.03.2020).

В современном мире очень остро ставится вопрос энергопотребления, решением которого, по ряду причин, стало активное развитие атомной отрасли. На данном этапе установилась тенденция, называемая «ядерным ренессансом», на которую не в силах повлиять даже печально-известные события 2013 года на АЭС «Фукусима-1».

Даже самые сдержанные прогнозы МАГАТЭ утверждают, что к 2030 году количество введенных в эксплуатацию энергоблоков возрастет с 400 до 600 [1]. Для того чтобы обеспечить высокий уровень надежности и безопасности ядерных установок уже сейчас требуется большое количество специалистов высокой квалификации. В связи с этим значительное внимание уделяется созданию эффективной системы поддержания и повышения уровня квалификации, а также подготовки оперативного персонала АЭС.

Согласно общему положению обеспечения безопасности атомных станций (ПНАЭ Г-01–011–97), АС должна быть укомплектована персоналом, имеющим необходимую квалификацию и допущенным в установленном порядке к самостоятельной работе до завоза ядерного топлива на станцию [2].

Итак, общепринятым подходом, удовлетворяющим требованиям вышеупомянутого Федерального закона, является системный подход к обучению (СПО), который считается наиболее эффективным средством достижения требуемого уровня компетентности персонала атомной энергетики.

Системный подход можно определить как логически последовательный процесс создания и поддержания системы подготовки персонала в соответствии с установленными требованиями. СПО включает три этапа, цели которых определены следующим образом:

1) приобретение основных знаний об оборудовании и режимах работы энергоблока;

2) приобретение навыков управления, необходимых в процессе эксплуатации энергоблока;

3) закрепление полученных навыков и знаний средствами компьютерного моделирования в учебно-тренировочном центре (УТЦ).

Характерно, что в настоящее время подготовка специалистов по ядерным специальностям осуществляется в 22 российских вузах. Образование и обучение в них проходит в соответствии со стандартами, которые отражают специфические требования, предъявляемые к специалистам данной области. В большинстве вузов имеются экспериментальные установки, на которых студенты могут получать практический навык. Например, в НИЯУ «МИФИ» есть рабочие исследовательские реакторные установки, а также создан ряд исследовательских центров — ядерный, ускорения частиц, нанотехнологий и другие [3].

Помимо вузовской системы образования, в процессе подготовки кадров атомной энергетики широко используются интернет-технологий, создающие условия для развития новых методов образования и обучения. Многие из таких схем обучения являются удаленными, то есть предоставляющими возможность получения доступа к обучающим материалам через Интернет. Существует также вариант, при котором часть обучения ведется в режиме Online, а часть — традиционно, с посещением лекций и занятий. Параллельно действуют интернет-форумы, посредством которых происходит непосредственное общение преподавателей со студентами [4].

Однако, возвращаясь к системному подходу, необходимо отметить его рациональность даже касательно дипломированных специалистов, главным образом за счет возможностей, предоставляемых учебно-тренировочными центрами при АЭС.

При подготовке оперативного персонала на атомных станциях большое внимание уделяется фазе отработки интеллектуальных навыков, осуществляемой с помощью тренирующей вычислительной системы. Помимо нее, широко используются на стадии практической подготовки полномасштабные тренажеры (ПМТ) энергоблоков. Повышение уровня профессиональной подготовки персонала, его качества, в современных условиях возможно обеспечить только за счет применения компьютерных обучающих технологий–программных средств подготовки (ПСП). Согласно утвержденным нормам годности программных средств подготовки персонала в энергетике, ПСП включают в себя [5]:

 автоматизированные обучающие системы(АОС);

 автоматизированные учебные курсы(АУК);

 локальные, специализированные, участковые, комплексные и другие компьютерные тренажеры.

Структурно процесс обучения можно разделить на две фазы: получение теоретических знаний и практических навыков [6].

История учебно-тренировочного центра Балаковской атомной станции берет свое начало в 1987 году, а именно в год создания первого учебно-тренировочного пункта АЭС и продолжается по настоящее время. Структура современного учебно-тренировочного центра представлена на рис.1.

Рис. 1. Структура учебно-тренировочного центра Балаковской АЭС

Далее будет кратко рассмотрен процесс подготовки оперативного персонала.

Значительное место в подготовке оперативного персонала занимает практическая подготовка. Для операторов тренажерные занятия составляют не менее 40 % всего времени обучения. Широкие возможности использования ПМТ позволяют построить общую систему тренажерного обучения, которая демонстрирует свою эффективность и результативность свыше девятнадцати лет. В тренажерную подготовку оперативного персонала по управлению тяжелыми авариями введено обучение с использованием модуля тяжелых аварий. В подготовке «полевых» операторов широко применяются практические занятия в учебных лабораториях, оснащенных образцами действующего оборудования энергоблоков. При поддержании квалификации «полевых» операторов также используются полномасштабный и аналитический тренажеры. Использование этих технических средств обучения позволяет дать первоначальные базовые знания и практические навыки управления оборудованием энергоблока. Обучаемые имеют возможность получить практический опыт выполнения переходов на действующем оборудовании, первоначальные знания об аварийных режимах в работе технологического оборудования и способах их устранения.

Читайте также:  Формы организации трудовой деятельности

Реализация системного подхода в обучении с применением компьютерных систем моделирования процессов, происходящих на АЭС, способствует развитию таких аспектов эффективной культуры безопасности на индивидуальном уровне, как:

 снижение отказов и ошибок путем совершенствования навыков и умений при выполнении ответственных технологических операций;

 повышение компетентности и самообладания персонала в стрессовых ситуациях;

 совершенствование навыков и приемов командного взаимодействия;

 безусловное выполнение требований процедур, инструкций, норм и правил.

Роль «человеческого фактора» в обеспечении безопасности атомной отрасли

Работа с персоналом в ГК «Росатом» направлена на достижение и поддержание культуры безопасности и необходимой квалификации кадров, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии. Она обеспечена соответствующими ресурсами, организационной структурой управления и системой управления качеством, необходимыми законодательной, нормативно-правовой и методологической базами.

Согласно данным МАГАТЭ, не менее 60% происшествий на объектах использования атомной энергии во всем мире происходит по вине персонала.

Как невозможно приказом остановить или ускорить технический прогресс, так нельзя моментально изменить сознание людей, их морально-психологический облик. Но именно это сейчас необходимо обществу: недостаточно изобрести и научиться использовать новые технологии и технические средства, люди должны ясно понимать, как их применять с минимальной опасностью для себя и окружающих (рис. 1).

Это требует систематической и разноплановой работы с персоналом, которая в атомной отрасли является одним из основных направлений производственной деятельности, обеспечивающей безопасность и надежность объектов на всех стадиях жизненного цикла.

Система подготовки кадров ГК «Росатом»

Работа с персоналом в ГК «Росатом» основана на отечественном и международном опыте, регулируется рядом нормативных документов ([1-2] и т.д.). Ее основные цели следующие:

  • обеспечение соответствия квалификации лиц, принимаемых на работу, требованиям, характеристикам и условиям производства;
  • формирование необходимых знаний и навыков перед допуском работника АЭС к самостоятельной работе, в том числе специальных, нужных для допуска к обслуживанию оборудования и/или выполнению работ, подконтрольных органам государственного надзора;
  • сохранение необходимых знаний и опыта, развитие производственных навыков в процессе трудовой ­деятельности;
  • совершенствование знаний и навыков при изменении производственных условий;
  • систематический контроль профессиональных знаний и навыков работника в процессе его трудовой деятельности.

Для решения этих задач в ГК «Росатом» образована и действует комплексная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также подтверждения компетентности специалистов в области использования атомной энергии в соответствии со стратегией развития отрасли.

Элементами этой системы являются организации, специализирующиеся на обучении и повышении квалификации специалистов атомной отрасли. Обучение ведется по таким направлениям, как эксплуатация АЭС, строительство в атомной энергетике и промышленности, радиационный контроль, экология, экономика и безопасность предприятий атомной промышленности и ядерного оружейного комплекса, управление человеческими ресурсами. Организуются учебные курсы различной длительности, семинары, стажировки по различным направлениям.

В рамках направлений, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности, охраной труда и менеджментом качества, проводится обучение культуре безопасности.

Госкорпорация «Росатом» также осуществляет целевую подготовку молодых специалистов по профильным специальностям. Это позволяет организациям отрасли начать обучение будущего работника с первого курса вуза, усилить его мотивацию, обеспечить требуемую специфику его образования.

Ведется систематическая работа по формированию и поддержанию готовности отраслевого кадрового ­резерва.

Крупные объекты оснащены полномасштабными, локальными и обучающими тренажерами, способными моделировать любую ситуацию, которая может произойти при эксплуатации. На них также отрабатываются пусковые операции.

Важным элементом подготовки персонала являются комплексные противоаварийные учения, которые ежегодно проводятся на одной из атомных станций. Они нацелены на проверку эффективности системы противоаварийной готовности АЭС, отработку оперативного реагирования на возникновение нештатных ситуаций, проверку готовности персонала и технических средств к ликвидации их последствий, отработку процедур взаимодействия участников противоаварийного реагирования на всех уровнях.

Эффективность работы с персоналом

Квалификация персонала, его компетентность и тренированность относятся к важнейшим факторам предотвращения нарушений ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ), в том числе приводящих к инцидентам, которые подлежат учету по Международной шкале ядерных и радиологических событий (INES) [3].

Оценку действенности системы работы с персоналом ГК «Росатом» можно произвести, используя данные о нарушениях ЯРБ, представленные в ежегодных отчетах Ростехнадзора [4]. В таких документах нарушения подразделяются на три группы: в работе действующих объектов (учетные события), требований федеральных норм и правил (ФНП) в области использования атомной энергии, условий действия лицензий. Последние нарушения мы учитывать не будем, поскольку условия действия лицензий не являются нормативно-правовыми документами, содержащиеся в них требования произвольно устанавливаются (и изменяются) Ростехнадзором и потому не могут быть связаны с систематической подготовкой персонала.

Сведения о нарушениях приводятся в отчетах по следующим категориям объектов:

  • атомные электростанции – 31 действующий энергоблок (здесь и далее данные приводятся из отчета за 2008 год);
  • объекты ядерного топливного цикла (ОЯТЦ) – 63 действующих объекта;
  • ядерные энергетические установки судов и объекты их жизнеобеспечения (ФГУП «Атомфлот») – 10 атомных судов, пять судов атомно-технологического обслуживания, шесть стендов-прототипов (из них в эксплуатации – шесть, три и три объекта соответственно), шесть судостроительных и судоремонтных заводов;
  • исследовательские ядерные установки – 65 действующих объектов;
  • радиационно опасные объекты (РОО) – 5955 территориально обособленных или технологически независимых объектов, где проводятся работы с радиоактивными веществами (РВ), радиоактивными отходами (РАО) и радиационными источниками.

Таблица 1. Сводные данные о нарушениях ЯРБ в 2008 году

Категории объектов, находящихся в эксплуатации

нарушений в работе объектов

в т.ч. из-за ошибок персонала

Всего нарушений в работе АЭС, ОЯТЦ и Атомфлота

в т.ч. из-за ошибок персонала

1. Среди нарушений в работе объектов аварий и происшествий с радиационными последствиями не зафиксировано.

2. К 61 случаю нарушений работы РОО в /4/ отнесены 11 случаев нарушений требований по учету и контролю РВ и РАО, что не соответствует критериям Международной шкалы ядерных и радиологических событий (INES) /3/.

Полученные данные (см. таблицу) позволяют сделать ряд нетривиальных выводов. Во-первых, вклад ошибок персонала в нарушения работы объектов атомной отрасли России мал сравнительно с усредненными мировыми данными МАГАТЭ. Это является неопровержимым свидетельством высочайшей эффективности работы с персоналом в системе ГК «Росатом», в ее эксплуатирующих организациях и учебных центрах.

Учитывая, что по уровню безопасности российская атомная энергетика находится на одном из первых мест в мире, можно сделать вывод о том, что этим достижениям атомная отрасль в немалой степени обязана профессионализму, компетентности и натренированности работников ядерно и радиационно опасных объектов.

Во-вторых, количество нарушений требования ФНП значительно (в десятки и сотни раз) превышает число ошибок персонала, приводящих к нарушениям в работе объектов. В годовых отчетах о деятельности Ростехнадзора [4] отмечается, что наибольшее число нарушений ФНП связано с техническим обслуживанием и ремонтом оборудования, состоянием технической документации, состоянием организационно-распорядительных документов и обеспечением радиационной безопасности. Анализ причин нарушений ФНП показывает, что в основном они допущены из-за низкой исполнительской дисциплины персонала и являются следствием недостаточного ведомственного контроля со стороны технических служб и отделов администраций предприятий, а также обусловлены ненадлежащим исполнением должностных обязанностей.

Следует задаться вопросом о качественном составе требований ФНП, коль скоро их массовое нарушение практически не влияет на состояние ЯРБ. Возможно, эти требования имеют излишне прескриптивный характер и чрезмерно детализированы, что, в ряде случаев, удобно для контролирующих лиц и не требует от них особых знаний, но в конечном итоге препятствует эксплуатирующей организации выбирать оптимальные пути обеспечения ЯРБ. По-видимому, настало время проанализировать состав требований ФНП и перевести часть из них в национальные стандарты.

Проблемы нормативно-правового обеспечения

Несмотря на несомненные успехи, достигнутые системой подготовки персонала ГК «Росатом» в сфере ЯРБ, в обеспечении ее работы есть определенные ­трудности.

В законодательстве практически не отражено правовое обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области использования атомной энергии. Между тем, именно профессионализмом, культурой безопасности и чувством ответственности персонала обеспечивается безопасность ядерных объектов и производств.

Правовая база также не регулирует вопросы внедрения культуры безопасности, которая является одним из основных механизмов обеспечения ЯРБ. В своей практической реализации этот термин тесно связан с ответственностью эксплуатирующей организации, всеми аспектами нормативного регулирования и контролем безопасной эксплуатации объектов. Внедрение культуры безопасности является важнейшим фактором обеспечения безаварийной работы организаций ГК «Росатом».

Совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере работы с персоналом и культуры безопасности должно быть направлено, в первую очередь, на формирование и поддержание культуры безопасности на корпоративном уровне, а также на проведение контроля и оценки уровня такой культуры в организациях ГК «Росатом» для выявления и внедрения перспективных форм такой деятельности.

В госкорпорации начали выдаваться свидетельства на право ведения работ в области использования атомной энергии осуществляющим такую деятельность работникам. Такие процедуры станут еще одним полезным для обеспечения ЯРБ инструментом работы с ­персоналом.

Вместе с тем, в настоящее время эти процедуры дублируются Ростехнадзором при выдаче работникам объектов использования атомной энергии разрешений на право ведения соответствующих работ. Такая практика должна быть устранена на законодательном уровне, поскольку ответственность за подбор, подготовку и поддержание квалификации персонала несет эксплуатирующая организация и работодатель [5-6].

Пополнение кадров

Уход из отрасли специалистов преклонного возраста требует их замещения молодыми. Они менее опытны и требуют особенно тщательного обучения и аттестации на право проведения и организации ядерно и радиационно опасных работ. Не следует забывать, однако, что сроки обучения, необходимые для работы в атомной отрасли, составляют в отдельных случаях до 10 лет, следовательно, процесс подготовки квалифицированных кадров займет длительное время.

Поэтому в условиях инновационного развития возрастает роль таких механизмов передачи знаний, как конференции и семинары, особенно сентябрьского Международного ядерного форума и молодежного форума «Полярное сияние», ежегодно проводимых в Санкт-Петербурге.

Безусловно важным и необходимым является также привлечение молодых сотрудников к участию в заседаниях секций Научно-технического совета ГК «Росатом» по безопасности, публикация сборников докладов на форумах, конференциях, заседаниях секций НТС, а также статей в тематических журналах и на сайтах ГК «Росатом».

Особого внимания требует обеспечение профессионализма работников ядерного надзора. При этом, помимо действующих систем подготовки, целесообразно использовать механизмы ротации кадров из эксплуатирующих организаций в надзорные органы.

РД ЭО 0176-2000: Правила организации работы с персоналом на атомных станциях концерна “Росэнергоатом”

Терминология РД ЭО 0176-2000: Правила организации работы с персоналом на атомных станциях концерна “Росэнергоатом”:

Административно-технический персонал – руководители станции, начальники цехов и участков, лабораторий предприятия, их заместители, инженеры, техники, мастера, занимающиеся эксплуатационным и ремонтным обслуживанием оборудования.

Аттестация (переаттестация) на право производства специальных работ – заключительный этап первоначальной подготовки работников отдельных должностей или профессий, осуществляемый с целью проверки квалификации работника методом контроля теоретических знаний, а также практических умений и навыков для получения права производства специальных работ. По итогам аттестации работнику выдается документ установленной формы. Переаттестация проводится периодически в установленные нормативными документами сроки для подтверждения права производства специальных работ (производится отметка в соответствующем документе). Аттестация (переаттестация) проводится после предварительного обучения.

Читайте также:  Российская модель управления персоналом и ее формирование

Аттестация должностная – определение соответствия занимаемой должности, выявление творческого и интеллектуального потенциала руководителей, специалистов и служащих. А.д. может проводиться различными методами (экспертной оценкой, с помощью технических средств и т.п.) в 3 этапа: 1) определение уровня знаний, 2) определение эффективности практической деятельности работника, 3) вынесение заключения аттестационной комиссией.

Должность – элемент структуры подразделения организации, предполагающий выполнение заданного комплекса однородных операций, действий, направленных на достижение целей; деятельность работника в той или иной должности регламентируется должностной инструкцией, иными нормативными документами, действующими в организации. Совокупность должностей по подразделениям образует штатное расписание организации.

Дополнительное образование – образование, предоставляемое в рамках каждого уровня профессионального образования с целью удовлетворения образовательных потребностей личности за рамками основных образовательных программ, обеспечивающее непрерывное повышение квалификации и мастерства граждан в связи с постоянной генерацией новых знаний в области науки и техники, необходимостью обновления теоретических и практических знаний по образовательным программам базовой специальности, освоения современных методов решения профессиональных задач.

Дублирование – этап подготовки работника АС на рабочем месте с целью формирования (поддержания) навыков выполнения должностных обязанностей, включая управление действующим оборудованием и системами под наблюдением и с разрешения другого работника, ответственного за дублирование.

Инструктаж – форма работы с персоналом, имеющая целью доведение до персонала содержания основных требований по безопасному ведению работ, эксплуатации оборудования, соблюдению правил охраны труда, ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности в процессе трудовой деятельности персонала.

Категории персонала – группы персонала, критерием разделения на которые является принципиальный подход к разделению труда между работниками предприятия, организации или производственного объединения.

Квалификация – степень профессиональной готовности работников к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, характеризуемая определенными знаниями, навыками и умениями, приобретенными в процессе специального обучения.

Культура безопасности – квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц из персонала АС, при которой обеспечение безопасности АС является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность.

Лицо, ответственное за дублирование – лицо из числа работников АС, назначенное в установленном порядке, под наблюдением и с разрешения которого дублер исполняет должностные обязанности по дублируемой должности (рабочему месту).

Наладочный персонал – персонал, осуществляющий пусконаладочные работы на АС.

Оперативный персонал АС – персонал из числа руководителей, специалистов и рабочих АС, работающих в смене и осуществляющих комплекс операций по управлению технологическими процессами с целью выработки электрической и (или) тепловой энергии.

Персонал АС – все лица, работающие на площадке атомной станции постоянно или временно.

Повышение квалификации – вид деятельности, обеспечивающий обновление теоретических профессиональных знаний и практических навыков работы в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов по конкретным должностям и профессиям.

Повышение квалификации может служить основанием для повышения квалификационного разряда, группы квалификации, класса или категории в должности.

Подбор персонала – вид деятельности, обеспечивающий прием на работу (назначение на новую должность) лиц, удовлетворяющих квалификационным требованиям, характеристикам, установленным для данной должности и не имеющих медицинских и психофизиологических противопоказаний для работы на соответствующем рабочем месте.

Подготовка персонал а – вид деятельности, обеспечивающий получение работниками АС профессиональных знаний и практических навыков работы по конкретным должностям в объеме квалификационных характеристик по соответствующим программам.

Поддержание квалификации – вид деятельности, обеспечивающий поддержание профессиональных знаний и практических навыков по конкретным должностям и профессиям.

Профессия – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Ремонтный персонал – персонал, из числа руководителей, специалистов и рабочих, обеспечивающий и осуществляющий техническое обслуживание и ремонт оборудования, систем и сооружений АС и допущенный к выполнению указанных работ.

Стажировка – этап подготовки персонала непосредственно на рабочем месте с целью формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, необходимых для исполнения своих должностных обязанностей.

Стажировка осуществляется также с целью изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Эксплуатационный персонал АС – работники АС, осуществляющие ее эксплуатацию.

Эксплуатация АС – вся деятельность, направленная на достижение безопасным образом цели, для которой была построена АС, включая работу на мощности, пуски, остановы, испытания, техническое обслуживание, ремонт, перегрузку топлива, инспектирование во время эксплуатации и другую, связанную с этим деятельность.

Надежность оперативного персонала АЭС

Надежность человека-оператора является важнейшим показателем качества сложной системы — АЭС. На современном этапе развития ядерной энергетики в нашей стране и за рубежом, характеризующимся эксплуатацией атомных энергоблоков большой единичной мощности [до 1000-1500 МВт (эл.)] и сосредоточением до 4-6 энергоблоков на одной площадке, проблема обеспечения безопасной эксплуатации крупных АЭС приобрела первостепенное значение как в государственном, так и в мировом масштабе. Компетенция и высокий профессионализм кадров, от директора до слесаря-ремонтника, должны обеспечить решение многочисленных задач проблемы безопасности, надежности и экономической эффективности эксплуатации АЭС. Так как оператор является главным и наиболее ответственным звеном системы, то в настоящее время весьма актуальными стали следующие задачи. Во-первых, в период пуска и освоения мощности нового энергоблока его оборудование работает на стадии приработки и характеризуется большим числом отказов автоматики, основного и вспомогательного оборудования, имеют место частые остановки блока. Опыт эксплуатации мощных энергоблоков АЭС показывает, что даже для квалифицированного и хорошо подготовленного оперативного персонала (ОП) проведение всех необходимых действий, направленных на предотвращение остановки блока в аварийной ситуации, находится на пределе возможностей персонала. Во-вторых, на крупных энергоблоках при возникновении аварийных ситуаций возможны случаи, когда время цикла регулирования в переходном процессе составляет 15-5 с и никакой опыт не может помочь оператору предотвратить остановку блока за такое короткое время, если не обеспечить, как минимум, следующее:

  1. наличие оптимальной системы информационного обеспечения оператора;
  2. наличие системы комплексной автоматизации технологических процессов блока высокой готовности.

Таким образом, на современных энергоблоках АЭС возможности человека-оператора (как основного звена в контуре управления) находятся в явном противоречии с теми необходимыми для управления объемами даже тщательно отобранной информации.

При появлении аномальной ситуации в оборудовании АЭС оперативное распознавание последовательности и причин срабатывания (или несрабатывания) автоматики, учитывая современный уровень технических средств и психофизиологические характеристики человека, без применения специальных систем практически невозможно По-видимому, необходимо более тщательно разрабатывать новые методы обеспечения надежности оперативного персонала АЭС.

Факторы, влияющие на надежность ОП АЭС

К основным факторам, влияющим на надежность ОП АЭС, относятся следующие:

  • профессиональная пригодность оператора к работе на АЭС;
  • техническая и психологическая подготовка операторов;
  • конструкция пульта управления, блочного щита управления, оборудования рабочего места оператора;
  • объем и состав информационных потоков, которые идут на оператора при нормальной эксплуатации и в аварийной ситуации; четкая организация эксплуатации АЭС и др.

На деятельность оператора АЭС, а следовательно, и его надежность, существенное влияние оказывают стрессовые ситуации. Источниками стрессовых ситуаций операторов АЭС могут быть следующие: неоднородность состава операторов, физический дискомфорт, эксплуатационные проблемы, субъективные факторы. Неоднозначность или неопределенность сигналов резко снижает надежность операторов, особенно при решении задач, требующих бдительности и высокой ответственности.

Основные понятия и определения надежности ОП АЭС. Еще в 1975 году вышел в свет Государственный стандарт «ГОСТ 21033-75. Система человек-машина. Основные понятия. Термины и определения. — М.: Издательство стандартов, 1975, — 7 с.», в котором устанавливались термины и определения основных понятий для системы ’’человек-машина” (СЧМ). С тех пор термины и определения СЧМ уточнялись, но в основном не претерпели существенных изменений.

Критерии оценки надежности ОП АЭС

При обосновании выбора критериев для оценки надежности ОП АЭС исходят из следующих предпосылок.

  1. Так как работа человеческого организма характеризуется рядом структурных, функциональных, энергетических и других процессов, то при рассмотрении надежности человека можно раздельно оценивать надежность психических, нейродинамических, энергетических и т.д. процессов. Полная надежность человека будет определяться надежностью всей совокупности процессов, протекающих в его организме.
  2. Все внутренние процессы человека при анализе его деятельности проявляются опосредованно в виде возможности выполнения им системы предписанных функций. Надежность деятельности человека-оператора, в свою очередь, зависит от надежности человеческого организма и надежности выполнения человеком функций по управлению технологическим объектом.
  3. Человекомашинные системы по сравнению с техническими системами обладают принципиально новым свойством — целесообразностью функционирования или способностью достигать поставленную цель. При этом человеческая деятельность является направляющей, а функционирование техники носит исполняющий характер. Обобщенной оценкой для деятельности человека служит степень результативности в выполнении поставленной цели. Определенную по отношению к поставленной цели надежность деятельности оператора будем называть полной надежностью.
  4. В процессе выполнения оператором своих функций в СЧМ важнейшими показателями качества его деятельности являются безошибочность, быстродействие и точность выполнения отдельных операций. Поскольку количество ошибок, время и точность выполнения операций обусловлены колебаниями характеристик оператора, то показатели безошибочности, быстродействия и точности выполнения операций человеком носят вероятностный характер. Если наложить определенные ограничения на количество ошибок, время выполнения и погрешности выполнения предписанных функций, то показатели безошибочности, быстродействия и точности приобретают надежностный смысл.
  5. По своему характеру деятельность ОП АЭС относится к дискретно-логическому типу деятельности. Поэтому наиболее важными составляющими полной надежности ОП являются функциональнопрограммная и функционально-временная надежность.

Характеристики надежности деятельности ОП АЭС

Наиболее достоверными данными о характеристиках надежности ОП являются результаты специально организованных испытаний. Для ОП АЭС число опубликованных данных о количественных показателях надежности чрезвычайно ограничено. Имеется всего несколько работ, в которых авторы приводят значения количественных показателей надежности ОП АЭС. Это связано в первую очередь с большими трудностями организаций испытаний на надежность ОП АЭС. Поэтому при отсутствии данных по психофизиологическим исследованиям количественные показатели надежности деятельности ОП АЭС при расчетах безопасности и надежности ЭБ АЭС должны выбираться на основании справочных данных. При использовании справочных данных следует иметь ввиду «установку на работу» ОП, которая может быть трех видов:

  1. на безошибочность деятельности, когда основным мотивом поведения оператора является недопущение ошибок, а точность и время выполнения операций являются второстепенными;
  2. на точность деятельности, когда основным мотивом поведения является соблюдение требуемой точности, а безошибочность и время выполнения операций являются второстепенными;
  3. на скорость (быстродействие) деятельности, когда основным мотивом поведения является выполнение операций за возможно кратчайшее время, а безошибочность и точность являются второстепенными.

Наиболее распространенным видом установки при дискретно-операционном характере действий является установка на безошибочность, а при аналоговом характере действий (например, слежение) -на точность. В ряде задач встречается и установка на быстродействие. В общем случае могут иметь место и смешанные установки, а также смена установок в процессе деятельности. Когда тип установки априорно не задан, рекомендуется выбирать установку на безошибочность с последующей проверкой дефицитов времени и при их наличии производить коррекцию результатов с учетом возможности смены установки на скорость по формулам пересчета.

Ссылка на основную публикацию