Разделение между руководителями управленческого труда

Формы управленческого труда. Управленческие операции и процедуры

Разделение управленческого труда

Важным фактором повышения результативности управления является разделение труда управленцев, т. е. специализация управлен­ческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответствен­ности. Соответственно этому в организациях выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих: функцио­нальное, структурное, технологическое, профессионально-квалифи­кационное.

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организовывание, контроль и т. д. Со­ответственно этому одни работники аппарата управления специали­зируются на работах по планированию, другие направляют свои уси­лия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке ра­боты и т. д.

Структурное разделение труда строится исходя из таких характе­ристик управляемого объекта, как организационная структура, мас­штабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специ­фика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой органи­зации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специ­ализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонталь­ного разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уров­ней управления – низового, среднего и высшего.

Низовой уровень управления представлен младшими на­чальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие админи­страторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.

Средний уровень управления – самый многочисленный, составляющий по некоторым данным 50-60% общей численности управленческого пер­сонала организации. Руководители среднего уровня управленияобеспечива­ют реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, ди­ректора предприятий, входящих в состав организации, началь­ники функциональных отделов.

Высший уровень управления – это администрация предприятия, осуществля­ющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами. На этом уровне занято всего 3-7% общего управленческого персо­нала. Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потреб­ности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полно­мочное управление и общее руководство.

Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется боль­шим разнообразием и колеблется от одного-двух на малых предпри­ятиях до восьми-десяти в крупных объединениях и корпорациях. Со­ответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уров­нях. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это – горизон­тальное разделение труда менеджеров по функциям. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров пред­полагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, об­разующим подсистемы предприятия.

Соотношение затрат времени на выполнение основных функций менеджмента различается по уровням управления.

Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три ка­тегории работников: руководителей, специалистов и служащих. С точки зрения технологии процесса управления задачи руководителей, преж­де всего, сводятся к принятию решений и организации их практичес­кой реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса.

Сложность управленческих работ учитывается в требованиях, ко­торым должны отвечать менеджеры при занятии определенных долж­ностей. В соответствии с этим в плановой и учетной практике нашей страны выделялись следующие основные должности управленческо­го персонала на предприятиях: руководители и их заместители (мас­тера); главные специалисты; инженеры, техники, механики; эконо­мисты, инженеры-экономисты; счетно-бухгалтерский персонал; кан­целярский персонал; юридический персонал; другие работники. Ру­ководители составляют одну из наиболее значимых групп управлен­ческого персонала, а их труд является самым сложным и ответствен­ным.

Управленческий труд относится к категории труда умственного, осуществляемого в виде нервно-психических усилий, и существует в трех формах: эвристической, административной и операторной. Такой труд требует инициативности и повышенной ответственности.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по изучению проблем и разработке вариантов их решений – организационных, экономических, техни­ческих. В зависимости от сложности и характера задач он выполняется руководите­лями и специалистами.

Административный является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, кон­троль и координация деятельности подчиненных, их оценка, мотивация, проведе­ние собраний и совещаний, прием посетителей, ведение деловых переговоров, от­веты на письма и телефонные звонки, обход рабочих мест.

Важнейшим моментом административного труда является целевое управляю­щее воздействие.

По типу оно может быть приказом, рекомендацией, советом, порицанием, по­хвалой и проч.

По форме воздействие бывает непосредственным или опосредованным, явным или неявным, мягким или жестким.

По способу передачи воздействия подразделяются на официальные и неофициальные. Неофициальное воздействие дополняет официальное. Сегодня оно считается более предпочтительным и многие ситуации разрешаются только на его основе.

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией.

Он выполняет следующие функции:

· документационную (оформление, размножение, сортировка и хранение документов);

· первично-счетную и учетную (сбор статистической, бухгалтерской и иной инфор­мации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, проте­кающих в рамках организации);

· вычислительную и формально-логическую (последовательная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму необходимых расчетов);

· коммуникативно-техническую (поддержание связи между субъектами).

Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей. Часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для его характеристики иногда используют термин «нефизический труд».

Управленческий труд состоит из отдельных работ, объектом которых являются носители информации (чаще всего документы).

Управленческие работы классифицируются по следующим основаниям:

· по направленности (на решение внутренних или внешних проблем);

· по сферам (экономическая, социальная, технологическая);

· по объектам (производство, финансы и проч.);

· по содержанию: коммуникационные (ведение переговоров, прием посетителей, обход организа­ции, выезд в командировки); распорядительные и координационные (доведение до исполнителей принятых ре­шений, постановка задач, инструктирование); контрольно-оценочные (проверка своевременности и качества выполнения зада­ний); аналитико-конструктивные (изучение информации и подготовка решений); информационно-технические (сбор, первичная обработка, хранение, выдача сведений) и т. д.

Каждая работа представляет собой самостоятельный комплекс управленческих операций (часть процесса, в рамках которого информация подвергается однократ­ному изменению или перемещению). Таких операций может быть до 1000, а каждая из них содержать до 20-30 элементов.

Управленческие операции подразделяются на творческие, логические и техни­ческие.

Творческие являются наиболее сложными. Они предполагают такие действия, как абстрагирование, анализ, сравнение, синтез, прогнозирование, принятие решений.

Логические операции выполняются по заданному алгоритму (например, состав­ление бухгалтерского баланса) и в отличие от первых регламентируются специаль­ными документами. Они проще, но также требуют для выполнения специальной подготовки.

Технические операции (например, первичная обработка, хранение, получение информации), как и некоторые логические, могут быть полностью или частично механизированы.

У руководителей удельный вес творческих операций – 60 процентов, у специали­стов – 40 процентов. У технических исполнителей доля логических операций -20 процентов, остальные – технические.

Документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание со­ставляющих его операций, получила название управленческой процедуры.

Процедура должна отражать цель работы, производственные и информацион­ные потоки, используемые и разрабатываемые документы, порядок их прохожде­ния, содержание; быть минимально сложной и трудоемкой.

Управленческие процедуры способствуют:

• рациональной последовательности выполнения управленческих работ;

• равномерной загрузке, согласованности и единству действий персонала;

• принятию решений там, где это наиболее целесообразно;

• ограничению вмешательства вышестоящих руководителей.

Чаще всего процедуры выполняются по правилам, которые определяют то, что и как должно быть сделано в конкретной ситуации. Это защищает каждого участника управленческого процесса от давления извне, освобождает от личной зависимости.

Но одновременно с уменьшением произвола ограничивается свобода действий и растут бюрократические тенденции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8813 – | 8347 – или читать все.

Разделение между руководителями управленческого труда

В современном обществе эффективность работы компаний во многом зависит от высокой результативности труда управленческого персонала, хотя и весь коллектив принимает активное участие в решении поставленных перед организацией задач. Поэтому одной из основных проблем современного менеджмента остается повышение результатов работы управленцев. Сейчас для решения этой проблемы предлагается использовать разделение управленческого труда.

Это означает, что отдельные работники компаний, относящиеся к управленческому аппарату, специализируются на одинаковых видах деятельности или иначе, каждая группа сотрудников решает какие-то свои конкретные вопросы. Другими словами – среди них происходит разделение следующих важных элементов:

Естественно весь коллектив сотрудников компаний вносит посильный вклад в работу, однако в компаниях имеются группы менеджеров, которые занимаются планированием, контролем, организацией работы и другими функциями.

Такой подход приносит только положительные плоды, так как менеджеры не распыляются, а специализируются на узких конкретных вопросах. Они, соответственно, быстро приобретают необходимый опыт в решении вопросов каждого направления. В целом это сказывается на повышении эффективности в работе компании. Так каждый вносит посильный вклад в общее дело.

Вся масса современных компаний различается:

  • местом расположения,
  • сферой деятельности,
  • размером,
  • структурой.

Однако возможно выделить в разделении управленческого труда одинаковые черты, они имеют отношение к вертикальному и горизонтальному разделению труда сотрудников компаний:

  1. Вертикальное. В него входит: низовое, среднее, высшее. Менеджеры низового уровня управляют сотрудниками исполнительского труда, работающими в производстве. Основная масса менеджеров трудится в среднем уровне в разных отделах по организации производства. И, только ничтожно малая часть – администрация компаний из высшего уровня – руководит ими. На каждом уровне управленческий персонал выполняет свои определенные функции.
  2. Горизонтальное разделение. Включает: руководство, принимающее решение, специалистов, разрабатывающих разные варианты решений, служащих, обеспечивающих производственный процесс.

Успех современных компаний зависит от двух элементов организации труда: разделения и кооперации. Кооперация управленческого труда – взаимодействие всех работников с целью решения одной общей цели и связанных с нею задач, главной из которых является эффективная работа компании.

Благодаря этим элементам, каждый работник имеет свою сферу компетенции, и все сотрудники четко взаимодействуют в этом управлении. Они благополучно сосуществуют, когда соответствуют таким правилам:

  1. Трудятся весь рабочий день.
  2. Деятельность сотрудника соответствует его квалификации.
  3. Большая ответственность за результат.
  4. Повышение квалификации работников.
  5. Работа в полном объеме.

Классификация форм управленческого труда

Только правильное разделение способствует успешной деятельности любой компании в современных обстоятельствах. По признакам выделяются следующие формы разделения управленческого труда.

Разделение труда – функциональное

Эта форма зависит от величины компании, специфики отрасли, где она работает, объемов работы. Правильному функциональному разделению помогает классификатор. Он организует соответствие между частями компании и должностями управленческого персонала, благодаря чему устанавливаются полномочия и обязанности по всем направлениям.

Профессионально-квалификационное разделение

Такая форма реализуется в профессиональных группах среди сотрудников управленческого персонала. Она устанавливает прямое соответствие между обязанностями работника и его квалификацией. Более квалифицированные работники получают сложную работу. Благодаря этой форме максимально соблюдается соответствие труда квалификации. Она также не допускает использование сотрудников на несвойственных их образованию работах.

Технологическое разделение труда

Эта форма позволяет разделить труд людей одной специализации на разные виды. Так, управленческий персонал подразделяется на руководителей, специалистов и технических исполнителей. Каждая из этих категорий работников выполняет различные виды деятельности. Причем наименее дифференцирован труд тех, кто руководит коллективом компании, а наиболее – людей, выполняющих однотипные операции. Современные технические средства повышают экономию труда и качество операций.

Линейное разделение труда

В основе этой формы лежит производственная структура предприятия. Она закрепляет руководителей разного уровня за всеми уровнями производства.

Программно-целевое разделение труда

Эта форма позволяет образовывать временные специальные группы сотрудников для решения очень важных задач компании, например, для запуска нового производства или усовершенствования старого, реконструкции компании или совершенствования управления и прочее. У группы определяется руководитель, разрабатывается программа, с помощью которой реализуются поставленные задачи.

Управление – умственный труд?

Труд умственный, в отличие от физического (работа с механизмами, конвейерами, а также требующая применения силы мышц) характеризуется низкой двигательной активностью и перегрузкой памяти и внимания, потому что необходимо перерабатывать огромные объемы информации. Он делится на несколько форм по некоторым причинам.

  • Операторский. Он специфичен для современных компаний. Труд связан с обработкой больших масс информации.
  • Управленческий. Это труд руководителей компаний. Здесь во главу угла ставится мгновенная реализация оптимального решения.
  • Творческий. Самый сложный труд. Люди этого труда постоянно чувствуют нервные и эмоциональные перегрузки.
  • Профессии, требующие постоянного общения с людьми.
  • Учеба в средних и высших учебных заведениях.
Читайте также:  HR-технологии: современные и перспективные направления

Следовательно, управление относится к умственному труду.

Функциональное разделение управленческого труда

Работа любой компании – это сложнейший живой организм. Он делится на большое число самостоятельных фаз. За каждой из них закрепляется группа работников. Каждая группа решает свою задачу в производственном процессе. Такое разделение труда и называется функциональным.

Если рассматривать управленческий персонал, то здесь также применяется функциональное разделение. Благодаря этому в аппарате управления создаются различные службы и необходимые для каждой конкретной компании структурные подразделения.

Функциональное разделение гарантирует:

  • равномерную занятость среди всех сотрудников управленческого аппарата,
  • оптимальную равномерную напряженность труда всех,
  • отсутствие дубляжа в работе.

Рабочие делятся на следующие группы:

  • основные, занимающиеся выпуском основной продукции компании,
  • вспомогательные работники, помогающие основным рабочим в их труде,
  • обслуживающие, своим трудом обеспечивающие нормальный производственный процесс и условия для хорошей работы всех.

Виды управленческого труда

Управленческий труд – это вид труда административно-управленческого персонала по реализации функций управления в компании. Этот персонал обязан эффективно вырабатывать и принимать управленческие решения. В этом помогают следующие основные операции:

  • постановка конкретной задачи,
  • поиск и анализ необходимой для этого информации,
  • необходимые расчеты,
  • выработка определенных решений,
  • принятие верных решений,
  • подготовка документации.

Видно, что самое главное в управленческом труде – это принятие верного решения в конкретный момент.

Дело в том, что в этой деятельности существует разделение. На него влияют разные показатели и характеристики труда. Так, управленцы делятся на три категории:

  • руководители, осуществляющие управление,
  • специалисты, участвующие в принятии управленческих решений,
  • исполнители, выполняющие вспомогательные операции.

Одна специальность сотрудников приводит к технологическому разделению. Имеется три формы такого разделения:

  1. Целевая. Руководители решают несколько проблем, у которых одна цель.
  2. Предметная. Данная форма свойственна специалистам, которые решают в процессе работы две-три задачи, причем однородные.
  3. Операционная. Здесь работники выполняют одинаковую работу – это технические исполнители.

Работы группируются следующим образом:

  • особо сложные,
  • повышенной сложности,
  • средней сложности,
  • минимальной сложности.

Каждой группе соответствует определенная квалификация сотрудников.

Виды и формы управленческого труда соответствуют таким же формам кооперации. Так, в случае функционального разделения труда встает актуальность кооперации разных частей компании. Если же речь идет о технологическом разделении труда, то кооперация возникает для подразделений и сотрудников. Квалификационное разделение труда приводит к кооперации работников в подразделении.


Разделение управленческого труда. Типы

Руководителей

Разделение управленческого труда – объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников, что способствует повышению качества управляющих воздействий.

Виды разделения управленческого труда

1. Функциональное разделение труда (горизонтальное), предполагающее выделение функций, объективно необходимых для эффективного управления организацией, и закрепление их за отдельными работниками и подразделениями аппарата управления. В итоге выделяют руководителей, специалистов, служащих по функциональной роли в процессе управления. Все категории работников вносят свой вклад в разработку и реализацию управляющего воздействия (см. п. 1. 3.).

2. Иерархическое (вертикальное) разделение труда предусматривает распределение комплексов работ по реализации управленческих функций по уровням иерархии управления, закрепление их за отдельными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних. Вертикальное разделение труда образует уровни управления.

3. Технологическое разделение труда – это дифференциация процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению, анализу и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников.

4. Профессиональное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда и закрепление за отдельными работниками в соответствии с их профессиональной подготовкой.

5. Квалификационное разделение труда – распределение работ в соответствии со степенью профессиональной подготовки. Например, уровень квалификации специалистов характеризуется категорией, разрядом или классом.

6. Должностное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда в соответствии с компетенцией работников (совокупностью прав, обязанностей, ответственности).

1. По признаку разделения труда выделяют линейных и функциональных менеджеров (руководителей, управляющих).

Линейные менеджеры – лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее подразделений. Например, линейными менеджерами являются: директор, начальник отдела внутреннего туризма, руководитель группы, сектора и т. п.

Функциональные менеджеры – лица, ответственные за определенную функциональную сферу деятельности в системе управления, возглавляющие функциональные подразделения. К примеру, директор по маркетингу, директор по персоналу и т. п.

2. По месту в системе управления организации выделяют:

● руководителей низового звена (руководители секторов, групп, мастера и т. п.);

● руководителей среднего уровня (начальники отделов, управляющие по продукту, проекту, региону и т. п.);

● руководителей высшего звена управления (директор, его заместители).

Каждый из уровней управления отличает характер выполняемой работы. Так, работа руководителей низового уровня управления связана с решением преимущественно оперативных (координация, контроль, регулирование деятельности) и тактических проблем, характеризуется разнообразием выполняемых действий, частой сменой деятельности, постоянным общением с непосредственными руководителями и подчиненными. В действиях руководителей среднего звена преобладает решение тактических задач, однако, могут решаться вопросы стратегического характера. Руководители высшего звена определяют общие направления функционирования и развития организации и ее крупных составляющих. Соответствующая деятельность имеет стратегическую направленность, характеризуется масштабностью, сложностью, наличием связи с внешней средой организации. Р. А. Фатхутдинов [29] приводит следующую структуру рабочего времени руководителей (рис. 2):

Подводя итог, отметим, что разделение управленческого труда является важным фактором повышения его результативности, и в каждой организации приобретает свою конкретную форму. Что касается вертикального разделения труда, то в малых по размерам организациях, что характерно для туристской деятельности, средний уровень управления может отсутствовать.

Деловые качества менеджера

В зарубежной и отечественной литературе, социологических исследованиях уделяется большое внимание деловым качествам менеджера как интеллектуальному ядру коллектива.

Качества, которыми должен обладать руководитель, на наш взгляд, следует подразделять на три группы: профессиональные, организаторские, личностные, что связано с множеством выполняемых ролей.

Так, З. П. Румянцева [20] требования к профессиональной компетенции менеджеров формулирует следующим образом:

1.Понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента.

2. Знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации.

3. Умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе.

4. Владение искусством управления человеческими ресурсами.

5. Владение искусством налаживания внешних связей.

6. Способность к самооценке. Умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию (знания и умения).

На наш взгляд, данный перечень профессиональных качеств можно разбить на три подгруппы: собственно профессиональная компетентность (специальные знания, навыки, умения); методическая компетентность (способность к восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем, системному мышлению и т. п.); социальная компетентность (способность к общению, сотрудничеству, разрешению конфликтов и т. п.).

Среди организаторских качеств можно выделить следующие: целеустремленность, умение подбирать и эффективно использовать работников, определять их задачи и функции, делегировать полномочия, следование принципам единства слова и дела, доведение начатого до конца, личная организованность, умение создать благоприятный социально-психологический климат и т. д.

Чтобы работать с людьми, менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это прежде всего: ум, энергичность, упорство в достижении целей, принципиальность и решительность, честность, справедливость, высокая требовательность к себе и другим, уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в иерархии, чувство долга и ответственности. Особо следует отметить такое качество, как умение работать в стрессовых ситуациях [5],а также способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы.

А. Я. Кибанов [27] выделяет следующую совокупность деловых и личностных качеств, имеющих особую значимость в процессе деловой оценки руководителя:

1. Общественно- гражданская зрелость (способность подчинять личные интересы общественным, умение прислушиваться к критике, быть самокритичным, активно участвовать в общественной деятельности, высокая политическая грамотность).

2. Отношение к труду (чувство личной ответственности, чуткое и внимательное отношение к людям, трудолюбие, личная дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими).

3. Уровень знаний и опыт (квалификация, знание основ управления, передовых методов руководства).

4. Организаторские способности (умение организовать систему управления, умение организовать свой труд, умение проводить деловые совещания, способность к самооценке своих возможностей и своего труда, возможностей и труда других).

5. Умение работать с людьми (с подчиненными, с руководителями, умение создавать сплоченный коллектив, подобрать, расставить и закрепить кадры).

6. Умение работать с документами и информацией (умение коротко и ясно формулировать цели, излагать деловые письма, приказы, распоряжения, способность четко формулировать поручения, давать задания, знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде, умение читать документы).

7. Умение своевременно принимать и реализовывать решения, в том числе способность обеспечить контроль за исполнением решений, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке, разрешать конфликтные ситуации, владеть собой, соблюдать психогигиену.

8. Способность увидеть и поддержать передовое, в том числе способность поддержать новаторов, нейтрализовать скептиков, консерваторов, мужество и способность идти на обоснованный риск.

9. Морально- этические черты характера (честность, добросовестность, порядочность, принципиальность, выдержанность, вежливость, настойчивость и т. д.).

В западной литературе по менеджменту продолжается обсуждение и уточнение набора требований к менеджерам. Так, английские специалисты по управлению М. Вудкок и Д. Френсис [8] предлагают следующий перечень: способность управлять собой, разумные личные ценности, четкие личные цели, упор на постоянный личный рост, навык решать проблемы, изобретательность и способность к инновациям, высокая способность влиять на окружающих, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать и развивать подчиненных, способность формировать и развивать рабочие группы.

Д. Фуллер [30] особо отмечает такое качество, как умение работать с людьми: «У босса есть своя работа и он делает ее руками подчиненных». Задачей руководителя является побуждение людей к достижению желаемых целей, их использование для получения намеченного результата, а для этого он должен знать потребности подчиненных, интересы, ценностные ориентации, способности и возможности. «Делая свою работу, он должен быть тверд, честен и активен, он должен, наконец, поддерживать свой авторитет и не жаждать всеобщей любви. Он должен быть лидером, отдающим распоряжения и указывающим общее направление, а не отцом родным, балующим и утешающим своих подчиненных». [30]

Современная практика менеджмента привела к необходимости выделения такого качества, как умение работать в команде, руководствуясь принципом сотворчества, управленческого консультирования. Команда, по мнению А. Пригожина, это не совокупность непосредственных подчиненных руководителя, а группа профессионалов. Отметим, что команда должна строится по принципу дополнения слабых сторон руководителя.

Спецификой России является умение руководителя принимать решения в условиях высочайшего риска и неопределенности, быстро ориентироваться в меняющейся рыночной ситуации, перераспределять ресурсы в наиболее выгодные сферы применения. Для чего современные руководители вынуждены овладевать знаниями маркетинга, теории финансов, управления человеческими ресурсами, в том числе вопросами стимулирования персонала, его «клиентной ориентации».

В заключение отметим, что в каждом конкретном случае для каждой конкретной должности и организации перечень наиболее важных качеств менеджеров будет несколько различаться, и может быть дополнен специфическими качествами. Например, требования к профессиональной компетентности руководителей, которые находят отражения в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, могут быть детализированы в отраслевых профессиональных стандартах, внутрифирменных профессиональных стандартах, должностных инструкциях. Так, в туриндустрии Постановлением Минтруда России от 17.05.99 №8 были утверждены «Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии». Квалификационные требования разработаны применительно к турагенствам, туроператорам, экскурсионным бюро, основным службам гостиниц. Учитывая, что качественное обслуживание туристов имеет определяющее значение для успеха туристского и гостиничного бизнеса, были стандартизированы требования к должностям работников основных секторов туристской индустрии, определен не только перечень должностных обязанностей, но также уровень навыков и знаний, необходимых для их выполнения. В прил.2 для примера приведены требования к профессиональной компетентности работников третьего квалификационного уровня сектора «Туристская деятельность», подсектора «Турагенство».

1. Управление и менеджмент – достаточно схожие понятия. Различие обусловлено многообразием объектов управления.

2. Управление в социально-культурной сфере и туризме является более широким понятием, нежели менеджмент (это и государственное управление, и негосударственное, неполитическое управление социальными процессами, и хозяйственное управление), носит разноуровневый характер. Менеджмент в СКС и Т, в свою очередь, является хозяйственным управлением, осуществляемым на микроуровне, то есть на уровне отдельного хозяйствующего субъекта.

3. Управленческий труд – особый вид труда, имеющий свой предмет и продукт труда, использующий специфические средства труда. Управленческий труд является косвенно- производственным, но, в то же время напрямую влияющим на эффективность деятельности организации

4. Объективным процессом, повышающим эффективность управленческого труда, является процесс разделения труда. Многообразие видов разделения управленческого труда обусловлено многообразием его форм. Разделение трудав каждой организации приобретает свою конкретную форму. Что касается вертикального разделения труда, то в малых по размерам организациях, что характерно для туристской деятельности, средний уровень управления может отсутствовать.

5. Управленческий труд в той или иной форме присущ не только руководителям, но и рядовым работникам аппарата управления.

Читайте также:  Определение, значение и функции системы управления персоналом

6. Набор качеств, присущих менеджеру, может быть различным, что зависит от целого ряда факторов. В целом, можно выделить три подгруппы деловых качеств: собственно профессиональная компетентность (специальные знания, навыки, умения); методическая компетентность (способность к восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем, системному мышлению и т. п.); социальная компетентность (способность к общению, сотрудничеству, разрешению конфликтов и т. п.). Чем выше положение руководителя, тем меньшее значение приобретает профессиональная компетентность и возрастает роль социальной компетентности.

7. Требования к профессиональной компетентности руководителей, которые находят отражения в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, могут быть детализированы в отраслевых профессиональных стандартах, внутрифирменных профессиональных стандартах, должностных инструкциях. Так, в туриндустрии Постановлением Минтруда России от 17.05.99 №8 были утверждены «Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии».

Вопросы для самоконтроля

1. Дать определение понятий «управление» и «менеджмент».

2. Выделить схожие и отличительные черты данных понятий.

3. Выделить основные элементы процесса управления.

4. Дать отличие понятий «субъект управления» и «субъект управленческой деятельности».

5. Обосновать важность обратной связи в процессе управления.

6. Предприниматель и руководитель: сходство и отличие понятий.

7. Перечислить особенности управленческого труда.

8. Формы управленческого труда.

9. Признаки и виды разделения управленческого труда.

10. Обозначить принципиальное различие линейных и функциональных руководителей.

11. Требования, предъявляемые к руководителям.

12. Что определяет необходимый набор качеств руководителя.

[4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 18; 19; 20; 25; 27; 30]

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

Понятие и формы разделения управленческого труда

Управление – особый вид деятельности, выделившийся в ходе разделения и кооперации общественного труда. Обособление в самостоятельный вид деятельности явилось прямым следствием развития общественного производства.

Особенности управленческого труда

1. Управленческий труд является разновидностью умственного труда. Процесс труда состоит из таких элементарных операций, как слушание, чтение, наблюдение, мышление, говорение, контактирование и др. Таким образом, управленческий труд осуществляется человеком в виде нервно-психологических усилий, сочетает в себе творческие, логические, технические операции.

2. Управленческий труд является косвенно производственным.

3. Основная цель управления – создание необходимых условий (организационных, технических, социальных и т. п.) для реализации задач организации, а также координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов.

4. Особенности содержания «простых» моментов трудового процесса: предмета труда, средств труда, результата труда (продукта труда). Так, предметом и продуктом управленческого труда является информация. Предметом труда является «сырая» информация об объектах управления, а как результат информация выступает в виде управленческого решения, т. е. в виде такой информации, исходя из которой, объект управления может предпринимать конкретные действия. Таким образом, процесс коммуникации является одним из важнейших процессов функционирования организации. Что касается средств труда, то к ним можно отнести все, способствующее осуществлению операций с информацией от способностей до органов человеческого тела и технических средств.

5. Многообразие решаемых вопросов: организационных, экономических, технических, социально-психологических, правовых и т. д.

В. Р. Веснин [6] выделяет следующие формы управленческого труда: эвристический, администраторный, операторный.

Эвристический труд представляет собой совокупность действий по анализу проблем, стоящих перед организацией, разработке не основе этого различных вариантов их решения, в том числе стратегического характера. Такой труд характерен для руководителей различного уровня, а также специалистов.

Администраторный труд присущ руководителям и предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных. Такой труд реализуется в форме регламентирования, инструктирования, контроля труда подчиненных, их стимулирования и мотивации, организации обмена информацией.

Операторный труд включает выполнение мелких технических операций в составе функций управления, обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. В рамках данного вида труда можно выделить следующие виды деятельности:

● документационная (оформление, размножение, сортировка, хранение документов;

● первично-счетная и учетная;

● коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая.

Данный вид деятельности характерен для специалистов и служащих. Часть этого труда не относится к умственному, эту часть принято называть нефизическим трудом.

Подводя итог отметим, что управленческий труд в той или иной форме присущ не только руководителям, но и рядовым работникам аппарата управления.

Разделение управленческого труда – объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников, что способствует повышению качества управляющих воздействий.

Виды разделения управленческого труда

1. Функциональное разделение труда (горизонтальное), предполагающее выделение функций, объективно необходимых для эффективного управления организацией, и закрепление их за отдельными работниками и подразделениями аппарата управления. В итоге выделяют руководителей, специалистов, служащих по функциональной роли в процессе управления. Все категории работников вносят свой вклад в разработку и реализацию управляющего воздействия (см. п. 1. 3.).

2. Иерархическое (вертикальное) разделение труда предусматривает распределение комплексов работ по реализации управленческих функций по уровням иерархии управления, закрепление их за отдельными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних. Вертикальное разделение труда образует уровни управления.

3. Технологическое разделение труда – это дифференциация процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению, анализу и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников.

4. Профессиональное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда и закрепление за отдельными работниками в соответствии с их профессиональной подготовкой.

5. Квалификационное разделение труда – распределение работ в соответствии со степенью профессиональной подготовки. Например, уровень квалификации специалистов характеризуется категорией, разрядом или классом.

6. Должностное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда в соответствии с компетенцией работников (совокупностью прав, обязанностей, ответственности).

1. По признаку разделения труда выделяют линейных и функциональных менеджеров (руководителей, управляющих).

Линейные менеджеры – лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее подразделений. Например, линейными менеджерами являются: директор, начальник отдела внутреннего туризма, руководитель группы, сектора и т. п.

Функциональные менеджеры – лица, ответственные за определенную функциональную сферу деятельности в системе управления, возглавляющие функциональные подразделения. К примеру, директор по маркетингу, директор по персоналу и т. п.

2. По месту в системе управления организации выделяют:

● руководителей низового звена (руководители секторов, групп, мастера и т. п.);

● руководителей среднего уровня (начальники отделов, управляющие по продукту, проекту, региону и т. п.);

● руководителей высшего звена управления (директор, его заместители).

Каждый из уровней управления отличает характер выполняемой работы. Так, работа руководителей низового уровня управления связана с решением преимущественно оперативных (координация, контроль, регулирование деятельности) и тактических проблем, характеризуется разнообразием выполняемых действий, частой сменой деятельности, постоянным общением с непосредственными руководителями и подчиненными.

Планирование как функция управления

Планирование в туризме разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйствующего субъекта в туризме на ближайшую и отдаленную перспективу.

Еще классики менеджмента (А. Файоль, Г. Эмерсон) обратили внимание на то, что отсутствие планов в организации сопровождается ошибочными решениями, плохим состоянием дел и даже крахом организации.

Как показывает опыт, планирование создает следующие важные преимущества:

• позволяет предвидеть перспективу развития организации;

• проясняет возникающие проблемы;

• позволяет повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние организации;

• улучшает координацию действий в организации;

• способствует более рациональному распределению ресурсов;

•позволяет снизить риск банкротства;

• улучшает качество контроля;

• является средством стимулирования как руководителей, так и конкретных исполнителей.

Объектами плановых решений, таким образом, являются: цели и задачи, пути и средства их достижения, ресурсы, необходимые поставленных задач, организация выполнения плана и контроль.

К основным задачам планирования в СКС и Т относят:

выбор оптимальной стратегии фирмы на перспективу; достижение таких темпов развития, которые бы удовлетворяли потребности населения в социально- культурных и туристских услугах;

обеспечение устойчивости функционирования u. развития фирмы;

формирование с применением научных подходов оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля услуг;

комплексное обеспечение выполнения планов;

формирование организационно-технических и социально- экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов.

координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам, месту и качеству работ;

стимулирование выполнения планов.

Для эффективного достижения задач необходимым условием является соблюдение принципов планирования. А. Файоль выделил следующие принципы планирования: единство, непрерывность, гибкость, точность. И. Ансофф дополнил список принципом участия. Рассмотрим вкратце содержание перечисленных принципов:

непрерывность, что, по сути, означает преемственность стратегического, тактического и оперативного планов;

единство планов, что на практике означает,: деятельность ни одного элемента организации нельзя планировать эффективно, если такое планирование не связано с плановой деятельность других единиц;

гибкость, т. е. способность планов систематически изменяться и корректироваться с учетом изменившихся условий внешней и внутренней среды;

точность, что говорит о том, что каждый план составляется с такой степенью точности, какая только совместима с уровнем неопределенности. Так, степень проработки плана должна увеличиваться с сокращением планового периода;

участия. Данный принцип связан с принципом единства и означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности, независимо от занимаемой должности и выполняемых функций.

Данный перечень принципов целесообразно дополнить следующими: научности; социальной ориентации плана; ранжирования объектов планирования по их важности; экономической обоснованности плана; обеспечение обратной связи системы планирования.

Система и разновидности планов фирмы.

1. По уровню субъектов планирования, степени детализации плановых решений, периоду планирования выделяют: стратегические, тактические и оперативные планы фирмы.

Стратегические планы – разновидность планов фирмы, определяющих поведение фирмы на рынке в долгосрочной перспективе (пять и более лет) на основе оценки тенденций внешней и внутренней среды. Как правило, разработка таких планов – прерогатива топ- менеджмента. Стратегический план включает в себя разработку видения, миссии, генеральной цели фирмы и портфеля стратегий (общей, деловых, функциональных). Примером таких планов является план диверсификации, план развития продукта и т. п.

Тактические планы разрабатываются в рамках стратегических решений, детализируют их в расчете на среднесрочную перспективу. На практике переход от стратегического планирования к тактическому осуществляется в форме бизнес– плана развития фирмы. Бизнес-план представляет собой комплексный план, включающий набор планов по различным функциональным сферам: производственной, организационной, маркетинговой, финансовой и др.

Оперативные планы – краткосрочные планы фирмы, подразделений, проектов, программ, действий, в которых детализируются решения тактического характера. Оперативный план реализации конкретных проектов, действий (например, план разработки и реализации нового турпродукта) в силу своей детализации разрабатывается в форме календарного плана. Календарный план представляет собой расписание, в котором работы, выполняемые различными исполнителями, увязываются между собой по времени и с возможностями ресурсного обеспечения.

2. По назначению планы фирмы можно подразделить на: производственные, маркетинговые, инвестиционные, инновационные, материально- технического снабжения и сбыта, финансовые, социального развития, по труду и заработной плате и др.

1. Метод экстраполяции, представляющий собой перенос тенденций развития явления на будущее.

2. Балансовый метод, основанный на взаимоувязке ресурсов и потребности, предполагающий полное покрытие потребности ресурсами. При использовании этого метода оставляются следующие виды балансов:

• материально- вещественные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т.д.);

• финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс и др.);

3. Нормативный метод, сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, запасы сырья, материалов и топлива и др.).

Этот метод может успешно применяться только, если используется прогрессивная нормативная база. Нормативный метод может носить характер вспомогательного, например, при составлении балансов.

Метод имеет самостоятельное значение при исчислении многих плановых показателей.

4. Метод планирования по технико-экономическим факторам. При этом методе планирования учитываются следующие факторы, их изменение и влияние на плановые показатели:

• технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и др.);

• совершенствование организации производства и труда;

• изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

• особые факторы, связанные со спецификой предприятия и производства.

Этот метод применяется при разработке производственного плана, плана по труду и кадрам, планов по издержкам производства и реализации продукции и др.

Как правило, при планировании на предприятии используется не один метод из вышеперечисленных, а комплекс методов.

Учитывая, что в планировании реализуется принцип вариантности, особое место занимают методы оптимизации плановых решений (линейное, динамическое программирование и др.)

В следующем пункте будет рассмотрен метод сетевого планирования и управления, используемый при разработке календарных планов.

Разделение труда в управлении. Типы и роли менеджеров организации

Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, то есть специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.

В соответствии с этим рассмотрим три основных вида разделения труда профессиональных управляющих: функциональное, структурное, ролевое (технологическое).

Содержанием труда менеджеров являются функции, представляющие собой однородные виды работ, связанных с планированием, организацией, мотивированием, контролем и пр. Все эти функции, в силу того, что они составляют содержание процесса управления, называют общими. Однако они требуют специальных знаний и профессионалы, выполняющие их, должны быть знакомы с методами решения соответствующих задач.

Читайте также:  Как правильно работать с персоналом: принципы и цели

В крупных организациях, где управленческий труд специализирован, можно встретить менеджеров, выполняющих ту или иную функцию управления. Аналогично этому другие менеджеры специализируются на выполнении функций, связанных с организацией труда, производства и контроля, а также с разработкой систем стимулирования, направленных на усиление мотивации работников организации.

Функциональное разделение труда предполагает выделение из общего состава менеджеров специалистов, которые отвечают за процесс управления в целом, а не за какую-то одну функцию. Этих менеджеров называют общими (или линейными) (general manager), и их главная задача состоит в обеспечении целостности функционирования организации. Поэтому общий менеджер — это руководитель предприятия в целом или руководители отдельных частей предприятия, осуществляющие интеграцию работы функциональных менеджеров и специалистов. В их задачи входит: выработка видения будущего, и как этого можно достичь; развитие потенциала организации и людей, работающих в ней; принятие необходимых действий для достижения поставленных целей. В соответствии с этим общие менеджеры концентрируют свое внимание на определении стратегических целей и направлений развития, на организации работы и распределении ресурсов, на контроле за ходом реализации планов.

Структурное разделение труда строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная принадлежность. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на разделение труда, оно специфично для каждой организации. В то же время можно выделить два подхода, составляющих основу структурного разделения труда менеджеров: по вертикали и по горизонтали.

Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления: высшего, среднего и первого (низшего); горизонтальное — на структурном построении организации как системы, в составе которой кроме собственно производства могут быть подсистемы, специализирующиеся на маркетинге, инновациях, финансах, персонале и т.д.

Этот вид разделения труда менеджеров отражает иерархичность построения структуры управления и является основополагающим для современных организаций. Оно предполагает выделение специалистов трех уровней: высшего, среднего и первого.

[[На западных предприятиях различают:

1) top management, т. е. высшее звено управления (генераль­ный директор и другие члены правления);

2) middle management — среднее звено управления (руково­дители управлений и самостоятельных отделов);

3) lower management — низшие звенья управления (руководи­тели подотделов и других аналогичных им подразделений).]]

Менеджеры высшего уровня (топ-менеджеры) — это люди, занимающие ключевые позиции в организации. Их главная задача состоит в обеспечении оптимальной системы взаимоотношений с внешней средой, при которой организация может успешно работать и конкурировать. Поэтому главное в деятельности топ-менеджеров — это разработка стратегии долгосрочного развития, в которой устанавливаются цели и задачи организации, необходимые для их достижения ресурсы и способы продвижения на рынке.

Менеджеры высшего уровня наделены полномочиями решать главные проблемы функционирования и развития организации. Их деятельность характеризуется масштабностью и сложностью, приоритетом стратегического и перспективного развития, наиболее тесными связями с внешней средой, разнообразием решений, принимаемых в условиях большой неопределенности и недостаточной информации.

Менеджеры среднего уровня — это управленческий персонал, который в соответствии со своим названием выполняет двойственную функцию, выступая в качестве исполнителя по отношению к менеджменту высшего уровня и играя руководящую роль для менеджеров первого уровня. Обычно к среднему уровню относят менеджеров, возглавляющих структурные подразделения, отделения и отделы организации, а также занимающих должности заместителей руководителей, менеджеров отделов маркетинга, производства, по продажам и т. д. В крупных организациях может быть несколько уровней среднего менеджмента.

Менеджеры среднего уровня являются проводниками политики организации и в то же время осуществляют прямое руководство выполнением процессов и операций, составлением отчетов.

Менеджеры первого уровня (в литературе принято называть их также менеджерами низового уровня) — это управленческий персонал, который несет прямую ответственность за работу исполнителей, то есть работников организации, производящих продукцию или услуги. Руководители этого уровня имеют в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Таким руководителем, например, является бригадир, начальник смены или участка, руководитель группы.

Управленческий персонал и руководство этого уровня находятся в постоянном контакте с исполнителями, доводят до них планы работ, организуют производственные и другие процессы, осуществляют контроль за исполнением, решают множество самых различных проблем текущего и оперативного планов. Иными словами, менеджеры этого уровня принимают в основном оперативные решения, связанные с выполнением заданий и оптимизацией использования выделенных для этого ресурсов.

Для исполнителей менеджеры первого уровня являются их прямыми начальниками, с остальными руководителями они входят в контакт значительно реже, так как практически все важные вопросы решают на этом уровне управления. В обязанности менеджеров входит не только разрешение всего множества возникающих здесь вопросов и задач, но также анализ оперативных ситуаций и своевременная передача наиболее важной информации на следующий, средний уровень для принятия решений, имеющих значение для других подсистем или организации в целом.

Горизонтальное разделение труда. В крупных и средних организациях вертикальное разделение труда дополняется горизонтальным. Т.к. в составе организации могут быть сформированы функциональные подсистемы, каждая из которых выполняет специфические задачи, которые нередко именуют функциональными сферами. Это: маркетинг, производство, персонал, финансы, нововведения, менеджмент, экология и др. Теоретически функциональные подсистемы равнозначны по своей роли в достижении целей организации, хотя в те или иные периоды какая-то одна из них может приобрести особенно большую роль.

Управленческий труд (стр. 4 из 5)

5. Квалификационное разделение труда – распределение работ в соответствии со степенью профессиональной подготовки. Например, уровень квалификации специалистов характеризуется категорией, разрядом или классом.

6. Должностное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда в соответствии с компетенцией работников (совокупностью прав, обязанностей, ответственности).

1. По признаку разделения труда выделяют линейных и функциональных менеджеров (руководителей, управляющих).

Линейные менеджеры – лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее подразделений. Например, линейными менеджерами являются: директор, начальник отдела внутреннего туризма, руководитель группы, сектора и т. п.

Функциональные менеджеры – лица, ответственные за определенную функциональную сферу деятельности в системе управления, возглавляющие функциональные подразделения. К примеру, директор по маркетингу, директор по персоналу и т. п.

2. По месту в системе управления организации выделяют:

П руководителей низового звена (руководители секторов, групп, мастера и т. п.);

П руководителей среднего уровня (начальники отделов, управляющие по продукту, проекту, региону и т. п.);

П руководителей высшего звена управления (директор, его заместители).

Каждый из уровней управления отличает характер выполняемой работы. Так, работа руководителей низового уровня управления связана с решением преимущественно оперативных (координация, контроль, регулирование деятельности) и тактических проблем, характеризуется разнообразием выполняемых действий, частой сменой деятельности, постоянным общением с непосредственными руководителями и подчиненными. В действиях руководителей среднего звена преобладает решение тактических задач, однако, могут решаться вопросы стратегического характера. Руководители высшего звена определяют общие направления функционирования и развития организации и ее крупных составляющих. Соответствующая деятельность имеет стратегическую направленность, характеризуется масштабностью, сложностью, наличием связи с внешней средой организации. Структура рабочего времени руководителей (рис. 2):

Подводя итог, отметим, что разделение управленческого труда является важным фактором повышения его результативности, и в каждой организации приобретает свою конкретную форму. Что касается вертикального разделения труда, то в малых по размерам организациях, что характерно для туристской деятельности, средний уровень управления может отсутствовать.

В крупной организации вся управленческая работа строго разделена по горизонтали и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений (начальники отделов). Вышестоящие руководители координируют работу нижестоящих руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, стоящих ниже их и так, пока не опустятся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, т. е. рабочих, которые физически производят продукцию или оказывают услуги. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления.

Количество уровней управления может быть различным. Множество уровней еще не определяет эффективность управления. Количество уровней иногда определяется величиной организации и объемами управленческой работы. Иногда же это исторически сложившаяся структура.

Независимо от количества уровней управления, всех руководителей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации: руководителей низового звена, руководителей среднего звена и руководителей высшего звена.

Существует параллельное деление руководителей на три уровня, введенное американским социологом Талкоттом Парсонсом: технический уровень – соответствует уровню низового звена, управленческий уровень – соответствует уровню руководителей среднего звена, институционный уровень — соответствует уровню высшего звена (см. рис.3).

Рис 3. Уровни управления.

Линии a,b,c показывают, что на каждом последующем уровне управления находится меньше управленческого персонала.

Под институционным уровнем понимается и уровень специальных структур, так называемых институтов, например, государство, акционерное общество и т. п., выполняющих определенные общественные функции.

Руководители низового звена – это младшие начальники. Этот управленческий уровень находится непосредственно над рабочими и другими работниками производства. Они обеспечивают непрерывность производственного процесса и отвечают за использование оборудования, сырья и трудовых ресурсов.

Типичной должностью на этом уровне является мастер, мастер смены, старший мастер, начальник производственного участка. Этот уровень руководства непосредственно соприкасается с рабочими. Работа здесь характеризуется большим разнообразием и краткостью задач. Руководители этого звена затрачивают много времени на общение с подчиненными и мало общаются с вышестоящими руководителями.

Работу руководителей низового звена координируют и контролируют руководители среднего звена. Типичными должностями этих руководителей являются начальник смены, сменный инженер, начали ник цеха, начальник отдела, директор филиала.

Общие признаки, характеризующие работу этих руководителей выделить очень трудно. В основном характер работы руководителе этого звена определяется содержанием работы вверенного ему под разделения. Так, например, работа начальника производственного отдела на промышленном предприятии главным образом сводится к координации и управлению руководителями низового звена. Занимается он также анализом данных о ходе производственного процесса производительности труда, налаживанием связей между производственными подразделениями.

Руководители среднего уровня выполняют работу по связи между руководителями низового и высшего звена. Они аккумулируют информацию о ходе производственного процесса, отрабатывают и анализируют ее, придают ей удобную форму для принятия решений руководителями высшего звена, 0т 70 до 90% рабочего времени руководители среднего звена проводят в устном общении.

Относительно малочисленную группу составляют руководители высшего звена. На производстве – это директор завода, генеральный директор объединения, президент и вице-президент корпорации, на Уровне государства – это министры, в университете – ректор, проректор. Это люди, которые принимают самые ответственные решения в организации. На этом уровне ценятся личности, которые своими управленческими качествами могут повлиять на весь облик любой организационной структуры.

Руководители высшего звена в течение рабочего дня выполняют огромную по масштабам управленческую работу в напряженном темпе. Они, как правило, живут своей работой. Их рабочий день никогда не кончается. И в домашних условиях их мысли направлены на поиск вариантов повышения эффективности возглавляемой ими организации (см. также рис.4).

ВС-70%-запланированные заседания, ДЕ-3%-поездки, осмотры; ЕМ-12%- работа с бумагами: МА- 6%-телефонные разговоры. СД-9%-незапланированные встречи

Рис. 4. Использование времени руководителями высшего звена.

В период формирования рынка возникла необходимость увязки нового качества труда управленческого персонала, повышения роли его творческой, интеллектуальной составляющей с меняющимися условиями экономического роста, с осознанием объективного характера развития общественной организации труда.

Среди методологических проблем эффективности труда важное место занимает вопрос о самом принципе ее определения. По этому поводу высказываются различные суждения. К наиболее обоснованному следует отнести взгляд на эффективность как на соизмерение результатов труда персонала управления, выраженных полезным (техническим, технологическим, организационным, социальным, экономическим и др.) эффектом.

Соотношение элементов эффективности (эффект и затраты) указывает на следующие возможности ее повышения: при неизменных затратах и повышении эффекта; при неизменном эффекте и сокращении затрат; при более быстром увеличении эффекта по сравнению с ростом затрат. Какая из перечисленных возможностей будет приемлема для того или иного предприятия продиктует рынок.

Наиболее слабым звеном в оценке эффективности труда персонала управления является недостаточная разработка методологии количественного измерения затрат и результатов труда. Основная проблема оценки эффективности управленческого труда состоит в определении его доли в полученном эффекте предприятия, объединения, отрасли. Говоря другими словами, косвенную оценку результатов работы аппарата управления пока удовлетворенным образом не удается соизмерить с конечными результатами производства. Такую связь с некоторой степенью точности устанавливают при помощи так называемых коэффициентов значимости выполнения тех или иных функциональных обязанностей. Как правило, эти коэффициенты устанавливаются эмпирическим путем.

Учитывая специфический характер труда управленческих работников и его неоднозначное влияние на конечные производственные результаты, оценку эффективности следует производить комплексно, выделяя в качестве объектов оценки: совокупного работника; коллектив служащих функционального подразделения; индивидуального работника.

Ссылка на основную публикацию